Логическая структура базы данных «Учебный процесс» приведена на рис.3.1. Она является адекватным отображением информационно-логической модели. Каждый информационный объект модели данных отображается соответствую- щей реляционной таблицей.
Связи между объектами модели данных реализуются одинаковыми реквизита- ми – ключами связи в соответствующих таблицах. При этом ключом связи все- гда является уникальный ключ главной таблицы. Ключом связи в подчиненной таблице является либо некоторая часть уникального ключа в ней, либо поле, не входящее в состав первичного ключа (например, код кафедры в таблице ПРЕ- ПОДАВАТЕЛЬ). Ключ связи в подчиненной таблице называется внешним клю- чом.
На этой схеме прямоугольники отображают таблицы БД с полным списком их полей, а связи показывают, по каким полям осуществляется взаимосвязь таб- лиц. Имена ключевых полей для наглядности выделены и находятся в верхней части полного списка полей каждой таблицы.
ПРЕМЕТ
связь но НГ
ГРУППА
![]()
связь по НГ
![]()
![]()
связь по ККАФ
КАФЕРА
![]()
СТУДЕНТ
![]()
ФИО ГОДР АДРЕС ПБАЛЛ
связь по составному
ключу УСПЕВАМОСТЬ НС
НГ
КП ТАБН ВИДЗ
ОЦЕНКА
связь
по КП
ИЗУЧЕНИЕ

связь по составному ключу
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
![]() |
связь
по ТАБН
Рис. 3.1. Логическая структура реляционной базы данных “Учебный процесс”
Включение таблиц в схему данных
Рассмотрим процесс создания схемы данных в соответствии с логической структурой БД «Учебный процесс». При активном окне Учебный процесс: Ба- за данных нажмем на вкладку Работа с базами данных. В открывшемся меню нажмем Схема данных. Нажмем левой кнопкой мыши на свободном участке и выберем Добавить таблицу, выберем вкладку Таблицы и, нажимая кнопку Добавить, разместим в окне Схема данных все ранее созданные таблицы базы данных, которые отображены в окне Добавление таблицы. Затем нажмем кнопку Закрыть. В результате в окне Схема данных будут представлены все таблицы базы данных «Учебный процесс» со списками своих полей (см. рис. 3.2).
![]() |
Рис. 3.2. Схема данных БД «Учебный процесс»
Определение связей между таблицами схемы данных
Определение связей по простому ключу. Установим связь между таблицами ГРУППА и СТУДЕНТ по простому ключу НГ.
Для этого в окне Схемы данных установим курсор мыши на ключевом поле НГ главной таблицы ГРУППА и перетащим его на поле НГ в подчиненной таб- лице СТУДЕНТ. В открывшемся окне Изменение связей в строке Тип отно-
шения установится значение один-ко-многим. Отметим параметр Обеспече- ние целостности данных. Если таблица ГРУППА и СТУДЕНТ ранее были за- полнены корректными данными, между таблицами будет установлена связь, обозначенная на схеме как 1:∞. Это свидетельствует о регистрации связи типа 1:М с параметром поддержания целостности. В противном случае появится со- общение о невозможности установить этот тип отношения.
Для обеспечения автоматической корректировки данных во взаимосвязанных таблицах установим флажок каскадное обновление связанных полей и кас- кадное удаление связанных записей.
Аналогичные действия выполняются для других пар таблиц КАФЕДРА → ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (ключ ККАФ), ПРЕДМЕТ → ИЗУЧЕНИЕ (ключ КН), ПРЕПОДАВАТЕЛЬ → ИЗУЧЕНИЕ (ключ ТАБН), ГРУППА → ИЗУЧЕНИЕ
(ключ НГ).
Определение связей по составному ключу. Определим связи между таблица- ми СТУДЕНТ → УСПЕВАЕМОСТЬ, которые связаны по составному ключу НГ+НС. Для этого в главной таблице СТУДЕНТ выделим оба этих поля, удер- живая клавишу Ctrl. Перетащим оба поля на поле НГ в подчиненной таблице УСПЕВАЕМОСТЬ.
В окне Изменение связи (рис. 3.3) для ключевого поля НС главной таблицы ТАБЛИЦА/ЗАПРОС выберем соответствующее поле подчиненной таблица СВЯЗАННАЯ ТАБЛИЦА/ЗАПРОС. В этом же окне установим режимы Обес- печение целостности данных и другие параметры связи.
![]() |
Рис. 3.3. Окно выбора параметров Связи
Аналогично определяются связи между парой таблиц ИЗУЧЕНИЕ → УСПЕ- ВАЕМОСТЬ (составной ключ связи – НГ+КП+ТАБН+ВИДЗ).
После определения связей таблицы могут перемещаться в пределах рабочего пространства окна схемы данных. Перемещения и изменения размеров таблиц осуществляются принятыми в Windows способами. На рис. 3.2 показана схема данных «Учебный процесс», где таблицы размещены в соответствии с их отно- сительной подчиненностью.
Проверка работоспособности схемы данных, поддержание целостности осуще- ствляется при конструировании форм, запросов, отчетов и их использовании, а также при непосредственной корректировке таблиц.
Проверка поддержания целостности в базе данных
На рис. 3.2 в созданной схеме данных БД «Учебный процесс» все связи отме- чены символами 1, ∞, что свидетельствует об установлении связей типа 1:М (по простому или составному ключу), для которых будет обеспечиваться целост- ность данных.
Проверим поддержание целостности при внесении изменений в таблицы ГРУППА → СТУДЕНТ, связанные одно-многозначными отношениями.
Проверка целостности при изменении значений связанных полей в табли- цах. Откроем таблицу ГРУППА в режиме таблицы. Изменим значение ключе- вого поля НГ (номер группы) в одной из записей главной таблицы ГРУППА. Убедимся, что во всех записях подчиненной таблицы СТУДЕНТ, для студен- тов, обучающихся в этой группе, автоматически также изменится значение по- ля НГ. Изменение происходит поскольку был установлен параметр каскадное обновление связных полей (см рис. 3.3). Причем это изменение осуществля- ется мгновенно, как только изменяемая запись перестает быть текущей. Для наблюдений за автоматическими изменениями в подчиненной таблице откроем на экране одновременно таблицы ГРУППА и СТУДЕНТ. Открыв другие под- чиненные таблицы, можно убедиться, что каскадное обновление распространя- ется также на подчиненные таблицы следующих уровней ИЗУЧЕНИЕ и УС- ПЕВАЕМОСТЬ.
Изменим значение ключа связи НГ в подчиненной таблице СТУДЕНТ на зна- чение, не существующее в записях таблицы ГРУППА, и убедимся, что такое изменение запрещено, т.к. при поддержании целостности не может существо- вать запись подчиненной таблицы с ключом связи, которого нет в главной таб- лице.
Проверка при добавлении записей в подчиненную таблицу. Убедимся, что вместе с удалением записи в главной таблице ГРУППА удаляются все подчи- ненные записи, т. к. был установлен параметр каскадное удаление связанных записей.
Заметим, если каскадное удаление не разрешено, невозможно удалить запись в главной таблице, если имеются связанные с ней записи в подчиненной.
Если выполнение изменений невозможно, появится сообщение (рис. 3.4).
![]() |
Рис.3.4. Сообщение о невозможности внесения изменений в таблицу СТУДЕНТ
Определение технологии загрузки базы данных
Рассмотрим технологию загрузки на примере базы данных “Учебный про- цесс”, в котором связи между таблицами соответствуют схеме данных, приве- денной в этой главе .
Документы-источники загрузки этой базы данных перечислены при описании предметной области в главе 2.
Таблицы-объекты загрузки
Определим объекты загрузки – группы из взаимосвязанных таблиц, подлежа- щих загрузке из одного документа:
1. Таблицы ГРУППА ®СТУДЕНТ. Загрузка записей этих таблиц будет про- изводиться одновременно из одного документа “Список студентов груп- пы”, что обеспечивает формирование взаимосвязей записей студентов с со- ответствующей записью группы. При этом будет обеспечен однократный ввод реквизитов ГРУППЫ и однократный ввод значений НГ для всех сту- дентов группы.
2. Таблицы КАФЕДРА® ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Загрузка записей этих таблиц также будет производиться одновременно из одного документа “Список преподавателей кафедры”, что обеспечивает сразу формирование взаимо- связей записей преподавателей с соответствующей записью кафедры. При этом будет обеспечен однократный ввод реквизитов КАФЕДРЫ и одно- кратный ввод значений ККАФ для всех преподавателей кафедры.
3. Таблица ПРЕДМЕТ. Загрузка этой таблицы может производиться из плана произведения занятий в группах. При этом достаточно ввести составной
идентификатор занятия, не вводя наименование предмета и фамилию пре- подавателя.
4. Таблица ИЗУЧЕНИЕ. Загрузка этой таблицы может производиться из пла- на проведения занятий в группах. При этом достаточно ввести составной идентификатор занятия, не вводя наименование предмета и фамилию пре- подавателя.
5. Таблица УСПЕВАЕМОСТЬ. Загрузка этой таблицы может производиться из заполнения экзаменационной ведомости группы. При этом достаточно точно ввести составной идентификатор, не вводя фамилию студента, на- именование предмета, фамилию преподавателя.
Последовательность загрузки таблиц
Загрузка первых трех объектов ГРУППА ®СТУДЕНТ, КАФЕДРА, ПРЕПО- ДАВАТЕЛЬ, ПРЕДМЕТ может производиться в любой последовательности т.к. эти группы таблиц на схеме данных не находятся в подчиненных отноше- ниях.
Загрузка таблицы ИЗУЧЧЕНИЕ должна производиться после загрузки таблиц ГРУППА, ПРЕДМЕТ и ПРЕПОДАВАТНЛЬ, т.к. таблица ИЗУЧЕНИЕ в схеме
данных подчинена этим таблицам.
Загрузка таблицы УСПЕВАЕМОСТЬ может производиться только после за- грузки таблиц СТУДЕНТ и ИЗУЧЕНИЕ, т.к. таблица УСПЕВАЕМОСТЬ в схеме данных подчинена этим таблицам.
Технология загрузки базы данных “Учебный процесс” может быть представ- лена в виде таблицы и (см. табл. 3.1).
Таким образом, в результате определена последовательность этапов загрузки данных “Учебный процесс”, а также объекты загрузки на отдельных этапах и соответствующие документы-источники данных.
Таблица 3.1. Технология загрузки базы данных “Учебный процесс”
Таблица БД- объекты загруз-
Документы- источники
Вид ин- формации
Этап загруз- ки
Примечание
![]()
ки
|
ПРЕДМЕТ |
Учебный план, программа |
Справочная |
| |
|
|
ГРУППА СТУДЕНТ |
Список студен- тов группы |
Справочная |
| |
Независи- мые |
|
КАФЕДРА ПРЕПОДАВА- ТЕЛЬ |
Список препода- вателей кафед- ры |
Справочная |
| |
Этапы |
|
ИЗУЧЕНИЕ |
План занятий |
Учетная |
|| |
|
группы
УСПЕВАЕМОСТЬ Экзаменацион-
Учетная |||
ная ведомость
Определив этапы загрузки БД можно приступить непосредственно к проекти- рованию форм и их созданию средствами Access. Технология разработки форм на примере базы данных “Учебный процесс” будет рассмотрена
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.