Урок 37. Дорожные знаки
Цели деятельности учителя:
Обучающие: создать условия для организации и проведения повторения с учащимися правил дорожного движения; закрепления умения правильно переходить дорогу; актуализации знаний о сигналах светофора, деятельности регулировщика, дорожных знаках.
Развивающие: способствовать формированию и развитию целостности восприятия дорожной среды, развитию речи, внимания, памяти учащихся; добиваться понимания, осознания и осмысления дорожных знаков.
Воспитательные: содействовать воспитанию дисциплинированности в соблюдении правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах, правильного поведения в общественных местах, желания прийти на помощь.
Оборудование: карточки с заданиями, с дорожными знаками, красного, жёлтого, зелёного цветов; таблицы с дорожными знаками; выставка детских работ.
Сценарий урока
I. Актуализация опорных знаний.
– Сегодня мы продолжим работу по изучению правил безопасного поведения на дорогах. Вспомним, что узнали на прошлом уроке.
– Как нужно ходить по тротуару?
– Какие правила нужно соблюдать, когда ждёшь автобус или троллейбус?
– Что нужно сделать, если увидишь в транспорте чужие вещи?
Учащимся раздаются листки с вопросами.
Тест «“Да” или “Нет”»
– Правда, что у светофора 4 сигнала? (Нет.)
– Ты переходишь дорогу на красный сигнал? (Нет.)
– Это правда, что дорожные знаки установлены для украшения дороги? (Нет.)
– Говорят, что ты катаешься на лыжах во дворе? (Нет.)
– Правда, что островок безопасности предназначен для игры? (Нет.)
– Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда? (Нет.)
– А знаешь ли ты, что тротуар – это дорога для машин? (Нет.)
– КамАЗ – это машина для перевозки пассажиров? (Нет.)
– Говорят, что, торопясь на уроки, ты быстро перебегаешь дорогу. Это правда? (Нет.)
II. Сообщение темы и цели урока.
Правил дорожных на свете немало,
Все бы их знать нам не мешало.
Но основные из правил движения
Надо знать как таблицу умножения!
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? – Правильно, мы вспомним всё, что знаем о правилах безопасного движения на дороге, поговорим о главных помощниках на дороге – светофоре и дорожных знаках. Я надеюсь, что вы будете внимательно слушать и запоминать.
III. Повторение изученного материала.
1. Проверка знаний о светофоре.
– Изучать и знать Правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Сегодня вам нужно быть очень внимательными. Мы отправляемся с вами в гости, а к кому, узнаете, разгадав загадку:
• стою с краю улицы, в длинном сапоге,
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогаю улицу людям перейти. (Светофор.)
– Да, ваши знания и умения будет проверять Светофорик. Готовы ли вы к этим испытаниям?
– А вы знаете, что означают цвета у него? (Ответы учащихся.)
– А сейчас послушайте немного из истории о светофоре.
Своё происхождение они ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такие семафоры были установлены более ста лет назад в Лондоне. В 1929 году в Москве был установлен первый в нашей стране светофор. Он представлял собой круг, разделённый на три сектора: красный, жёлтый и зелёный. По кругу, как по циферблату часов, двигалась стрелка. Зайдёт стрелка на красный свет – движение запрещено, зайдёт на жёлтый – надо подождать, пока стрелка не перейдёт на зелёный, означающий, что путь свободен. Управлял всем этим специально приставленный человек. Через несколько лет человека заменило электричество.
2. Игровое задание «Подумай и покажи».
– В стихах потерялись цвета, и вы должны их показать.
Учащиеся поднимают кружочки нужных цветов.
а) На светофоре… (красный) свет!
Для перехода нет пути,
сейчас никак нельзя идти!
б) Пусть запомнят дети твердо:
верно поступает тот,
кто лишь при… (зеленом) свете
через улицу пройдет.
в) Будь внимателен в пути:
влево, вправо посмотри,
ничего опасней нет,
чем бежать на… (красный) свет.
г) Иди вперед! Порядок знаешь.
На мостовой не пострадаешь,
(Зеленый)… свет нам говорит:
«Проходите, путь открыт».
д) … (Желтый) свет – предупреждение,
жду сигнала для движения!
е) Встал на пост… (зеленый) братец,
улыбаясь, говорит:
«Вот теперь стоять вам хватит,
Проходите, путь открыт»!
IV. Изучение нового материала.
1. Для чего нужны дорожные знаки.
Беседа.
– Посмотрите: перед нами улица. По ней движутся транспорт и пешеходы. Наша школа находится рядом с большой проезжей дорогой. Если мы внимательно прислушаемся, то услышим гул движения множества автомобилей. Они мчатся на большой скорости. Рядом с проезжей частью проложена дорога для пешеходов – тротуар, и никто никому не мешает. А знаете почему? (Потому что есть строгие правила для водителей и пешеходов.)
– Действительно, чтобы спокойно переходить улицу, надо знать правила дорожного движения.
– Где движется транспорт? (По проезжей части.)
– Как называется место пересечения улиц? (Перекрёсток.)
– Что служит для движения пешеходов? (Тротуар.)
– Как надо двигаться по тротуару? (Придерживаясь правой стороны.)
– А можно ли пешеходам ходить по проезжей части? Почему?
– А что помогает безопасно двигаться по улице как транспорту, так и пешеходам? (Дорожные знаки и светофор.)
– А где устанавливают дорожные знаки? (Их устанавливают там, где этого требует обстановка, они дают много добрых советов, предупреждают об опасности.)
– Нужно ли знать дорожные знаки? (Безусловно, ведь некоторые из них адресованы только пешеходам. Но и для водителей тоже есть много знаков.)
– А кем на дороге являемся мы?
• Если ты идёшь по тротуару, то ты… (пешеход).
• Если ты едешь в автобусе или машине, то ты… (пассажир).
• Если ты едешь на велосипеде, то ты… (водитель).
– Итак, мы можем быть как пешеходами, так и водителями, поэтому необходимо знать дорожные знаки.
– Для чего нужны дорожные знаки?
В давние времена, когда не было машин, а первый автомобиль появился в 1885 году на улицах немецкого города Нейштадт, по улицам ездили и ходили, кому куда захочется. О правилах движения и понятия не имели: ни правой, ни левой стороны не признавали. А улицы современных больших городов заполнены легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами, троллейбусами, трамваями. Беспорядок на улицах сделал бы жизнь трудной и опасной, машины создавали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались. Не доставлялись бы вовремя товары в магазины, письма и газеты в наши дома. Врачи не поспевали бы к больным, пожарные – на пожар. Чтобы беспорядка не было, составлены правила уличного движения – законы улиц и дорог. Водитель должен знать, что его ждёт впереди на дороге. Об этом ему сообщают дорожные знаки. Они сделаны в виде простых рисунков, чтобы их можно было различить издалека и чтобы они были понятны и русскому и иностранному туристу.
– А о каких знаках вы можете рассказать?
Физкультминутка на внимание
– Я задаю вопросы, а вы показываете движениями. Будьте внимательны.
1. Как живете?
2. Через дорогу как идете?
3. Как на красный свет бежите?
4. А на зеленый свет стоите?
5. На дорогах как шалите?
6. На желтый свет опять бежите?
7. Как по «зебре» вы идете?
8. Как в транспорте шум создаете?
– дорожные знаки предупреждают пешеходов и водителей о возможной опасности (например, о том, что скользкая дорога, что идут дорожные работы, и прочие опасности), запрещают проезд, обгон, выезд, ограничивают скорость движения, указывают место разворота и стоянки транспорта. (Учитель указкой показывает дорожные знаки.)
Дорожные знаки применяются во всех странах мира, и водители транспорта, приезжая в другую страну, без знания языка, понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и могут вести транспорт по незнакомым дорогам.
2. Группы дорожных знаков.
Беседа.
– Ребята, когда вы вырастете, тоже станете водить транспорт. Знания о дорожных знаках вам пригодятся не только сегодня как пешеходам, но и в будущей вашей жизни. Знаки бывают разные. Вспомним, что знаки есть предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
– Давайте попробуем отгадать загадки о дорожных знаках и показать их:
• Круглый знак, а в нём окошко, Не спешите сгоряча, А подумайте немножко, Что здесь: свалка кирпича? • Я в кругу с обводом красным, Это значит – тут опасно. Тут, поймите, запрещенье пешеходного движенья. |
• Я хочу спросить про знак, Нарисован знак вот так: В треугольнике ребята Со всех ног бегут куда-то. • Шли из школы мы домой, Видим – знак на мостовой: Круг, внутри велосипед, Ничего другого нет. |
– Правильно, вы отгадали все знаки. Что у них общего? (Они круглые, красного цвета и они запрещающие.) Как вы думаете, почему запрещающие знаки красные? Что символизирует красный цвет?
– а вот теще загадка:
• В голубом иду я в круге,
и понятно всей округе,
Если вдуматься немножко – …
(Пешеходная дорожка.)
Работа по учебнику (с. 14–16).
– Прочитайте.
– Внимательно рассмотрите все дорожные знаки.
– На какие группы делятся дорожные знаки?
– Каково назначение каждой группы знаков?
– Какую форму и цвет имеют предупреждающие знаки? (Периметр треугольника красного цвета.)
– Найдите их на доске.
– Что скажете о запрещающих знаках? (Изображение нарисовано внутри красного круга.)
– Найдите их.
– Что означают знаки стрелок внутри синего круга? (Это предписывающие знаки.)
– Назовите знаки сервиса. (Телефон, автозаправочная станция, столовая, больница, гостиница.)
– А что это за знаки: синий цвет, форма квадратная или прямоугольная? (Информационно-указательные знаки.)
– Назовите информационно-указательные знаки.
Работа в рабочей тетради (задание № 1, с. 8).
– Прочитайте задание.
– Наклейте дорожные знаки на соответствующие места.
– Подпишите каждую группу знаков.
– Проверьте.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять! Ох, устали мы писать. В «Светофор» мы поиграем, Руки, ноги разминаем. Красный свет нам «Стой» кричит, Ждать зелёного велит. |
Чтобы было ждать не скучно, Наклоняемся мы дружно. И назад. И вперёд. Влево, вправо поворот. Вот и жёлтый загорелся, Приготовиться пора. |
Руки, ноги разогреем, Начинаем, детвора! Вверх поднимем, Вниз опустим, Пролетим, как самолёт. Вот зелёный загорелся, Можно нам идти вперёд. |
Левой, правой, Левой, правой, Смело мы идём вперёд. Светофор – помощник славный, Уставать нам не даёт. |
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику (с. 14–16).
2. Викторина «Что мы знаем об этих дорожных знаках?».
– ещё одно задание. Представьте себе, что перед вами улица с оживлённым движением.
Город, в котором мы с тобой живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
– Для вас в Школе дорожных знаков организовали викторину «Что мы знаем об этих дорожных знаках?». Сумеем ли мы разобраться в этих знаках?
1. Я хочу перейти улицу, какой дорожный знак я должна найти, чтобы определить место перехода?
2. Мы поехали отдыхать за город, захотели есть. Какой знак нам поможет найти столовую?
3. У нас закончился бензин. По какому знаку мы определим, где нам можно заправиться?
4. Нам нужна медицинская помощь. По какому знаку мы определим, где можно найти медпункт, больницу?
Затихают все моторы,
И внимательны шоферы,
Если знаки говорят:
«Близко школа, детский сад».
Азбуку вез самосвал.
Буквы все он растерял.
Что же значит, например,
У дороги буква «Р»?
Знак водителей стращает,
Что-то он машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!
– Молодцы, вы хорошо разобрались в знаках. Школа ставит вам «отлично».
3. Тест. (каждому ученику даётся тест, в котором надо отметить правильные ответы.)
1. Самые строгие дорожные знаки:
а) предписывающие; б) запрещающие; в) указывающие.
2. У пешеходного светофора цветов:
а) два; б) четыре; в) три.
3. Какой свет говорит «Внимание»?
а) красный; б) желтый; в) зеленый.
4. В каком месте на улице опаснее всего?
а) на перекрестке; б) остановке автобуса; в) верны оба ответа.
5. Тротуар предназначен для:
а) пешехода; б) машин; в) для всех.
6. Нет! Движение опасно!!! Огонек зажегся …
а) красный; б) зеленый; в) желтый.
7. Там, где надпись «Переход» шагает смело…
а) бегемот; б) вездеход; в) пешеход.
8. Трамвай обходить:
а) сзади; б) спереди; в) откуда сам захочешь.
9. Автобус и троллейбус обходить:
а) спереди; б) сзади; в) откуда сам захочешь.
10. На тротуаре все должны держаться… стороны:
а) правой; б) любой; в) левой.
11. Номер телефона милиции:
а) 01; б) 02; в) 03.
Ответы: 1-б. 2-в. 3-б. 4-а. 5-а. 6-а. 7-в. 8-б. 9-б. 10-а. 11-б.
4. Обобщение.
– Где и когда нам потребуются знания, полученные на уроке?
– А теперь, ребята, дадим торжественное обещание пешехода:
• Переходить по пешеходному переходу. Обещаю!
• Переходить дорогу только на зелёный сигнал светофора. Обещаю!
• Переходить улицу в группе людей. Обещаю!
• Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части. Обещаю!
• Не ходить по краю тротуара. Обещаю!
• Не играть возле проезжей части. Обещаю!
• Не разговаривать по телефону при переходе улицы. Обещаю!
• Не кататься на велосипеде, роликах, коньках на проезжей части. Обещаю!
• Неукоснительно выполнять эти правила. Обещаю!
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Что вы запомнили?
– На какие группы делятся дорожные знаки?
– Какое назначение каждой группы знаков?
– Выскажите свое мнение, закончив фразы:
1. «Я понял, что…».
2. «Было интересно…».
3. «Было трудно…».
4. «Мне захотелось…».
5. «У меня получилось…».
– вы много знаете и умеете. Я подарю вам памятки «Что должен знать пешеход».
1. Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны.
2. Переходи улицу спокойным шагом только по пешеходному переходу.
3. При переходе дороги убедись в безопасности. Посмотри, нет ли рядом машин.
4. За городом безопаснее всего пешеходу идти по обочине навстречу движущемуся транспорту.
5. Разрешающий для перехода сигнал светофора – зелёный.
6. Ни сзади, ни спереди не обходи стоящий автомобиль. Подожди, пока он отъедет от остановки.
7. Если переходишь дорогу с малышом, крепко держи его за руку.
8. Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим автомобилем.
Читает стихотворение:
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движения
Всегда и всюду соблюдать!
– Вот и подошёл к концу наш урок. Понравился он вам?
Домашнее задание: учебник, задания 2, 3 с. 17, ответить на вопросы рубрики «Подумай!»; рабочая тетрадь, задание № 4, с. 11.
Творческое задание: придумать и представить новый дорожный знак. (Каждый учащийся должен называть и показывать дорожный знак, объяснять его значение, к какой группе относится.)
Приложение
Мир на улицах и дорогах
По дорогам и улицам днём и ночью, в жару и стужу непрерывным потоком движутся транспортные средства.
Едут легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мчатся мотоциклы, катят велосипедисты. С каждым годом транспортных средств становится все больше. Повышается интенсивность движения. Сейчас на улицах городов и сёл появились новые более быстроходные российские автомобили и иномарки.
Растут наши города и посёлки, увеличивается число пешеходов. Обстановка на улицах и дорогах становится всё сложнее, особенно велико движение в часы пик: утром, когда взрослые спешат на работу, а дети идут в школу, и вечером, когда все возвращаются с работы, учёбы. В эти часы пешеходы и водители особенно внимательны и осторожны.
Для удобства и безопасности движения машин и пешеходов в городах, посёлках и на главных дорогах устанавливают светящиеся или светоотражающие дорожные знаки и указатели. Одно из основных условий безопасности движения: должны знать и чётко выполнять правила дорожного движения – закона улиц и дорог. Правила дорожного движения знают водители всех видов транспорта. Их также обязаны знать и точно выполнять все пешеходы, как взрослые, так и дети.
Примеры новых дорожных знаков:
1. «Осторожно, скользко!» – это предупреждающий дорожный знак для пешеходов, устанавливается вблизи скользких участков дорог, в красном треугольнике нарисован падающий человек.
2. «Не спи за рулем!» – это предупреждающий дорожный знак для водителей, которые долгое время находятся за рулем, в красном треугольнике руль и открытые глаза.
3. «Пристегни ремень безопасности!» – это информационный знак для водителей, в синем прямоугольнике пристегнутый ремнем человек.
4. «Пункт интернет-связи» – это знак сервиса, который показывает, что недалеко расположено место, где можно воспользоваться интернетом. В синем прямоугольнике на белом фоне нарисован компьютер.
5. «Детская площадка» – информационный знак, который сообщает, что недалеко расположена детская игровая площадка. В синем прямоугольнике нарисованы дети, указано расстояние и направление до площадки.
6. «Не говори по мобильному телефону» – это запрещающий знак, он нужен водителям, так как они очень любят разговаривать по телефону за рулем и отвлекаются от ситуации на дороге. В красном круге нарисован зачеркнутый телефон.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.