Урок – экскурсия.
Тема: «Жизнь растений осенью».
Цели урока: познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью,
с разнообразием форм, окраски листьев в осенний период;
дать понятие о лиственных и хвойных растениях;
продолжить формирование деятельности наблюдения, показать
пример культуры поведения на природе;
собрать раздаточный материал для урока по теме «Учимся раз-
личать деревья и кустарники зимой».
1. Оргмомент.
2. Создание психологической комфортности на уроке.
- Ребята, какое время года сейчас?
- Вот в это прекрасное время года мы и совершим экскурсию.
- Сегодня мы узнаем некоторые тайны осени.
3. Актуализация опорных знаний.
- Нравится ли вам осенний лес?
- А что особенно вам нравится в осеннем лесу?
- Какие народные приметы осени вам известны?
4. Знакомство с правилами поведения на природе.
(разрешается идти парами, общаться между собой, негромко разговари-
вать, обращаться с вопросами или за помощью к учителю; нельзя рвать
растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насе-
комых, отставать от группы, играть в лесу в прятки).
5. Озвучивание темы урока.
6. Постановка проблемы.
- Постарайтесь отгадать загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(дерево)
- Но сегодня мы будем говорить не только о деревьях, а вспомним кустарни-
ки, травянистые растения.
- А вы, дети, знаете загадки о деревьях, кустарниках?
7. Открытие новых знаний.
- Рассмотрите находящиеся недалеко от вас деревья, кустарники
и травянистые растения.(высказывания детей).
- А знаете ли вы их названия?
- Давайте попробуем разгадать загадки.
Стоит Алёна – платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза).
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч. (Дуб)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют. (Рябина).
- Ребята, потрогайте кору и листья разных деревьев, понюхайте веточки де-
ревьев, позднюю траву, соберите букеты опавших листьев.
- Обратите внимание на разнообразие цвета в ваших букетах.
- А знаете почему осенью листья меняют окраску?
- Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного
света, зелёное вещество в листьях разрушается и листья окрашиваются по-
разному.
- Послушайте стихотворение «Листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Полетели, полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
- О чём пойдёт речь? (о листопаде).
Рассказ учителя.
- Ребята, а почему нельзя разжигать костёр в осеннем лесу? (высказывания
детей).
- Огонь не только губит растения, их семена, но и животных леса, насекомых
8. Работа по группам. (индивидуальные задания).
9. Закрепление.
Выполнение заданий в тетрадях.
10. Подведение итогов.
- Какие изменения происходят в жизни растений с приходом осени?
- Как нужно относиться к природе?
Литература
1. Адольф Т.А. Заповедными тропами.-М. : Просвещение, 1988
2. Береги природу (серия книг).- М.: Педагогика, 1986-1990
3. Дмитриев Ю. Книга природы. – М.: Дет. лит., 1990
4. Крутогоров Ю. Рассказы о деревьях. – М.: Дет. лит., 1987
5. Плешаков А.А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе//
Начальная школа.- №8.- 1988
6. Плешаков А.А. Зелёные страницы.- М.: Просвещение, 1994
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.