Урок 43. Природные богатства и труд людей – основа экономики.
Оценка 4.7

Урок 43. Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Оценка 4.7
doc
27.10.2023
Урок 43. Природные богатства и труд людей – основа экономики.
Урок 43. Природные богатства и труд людей – основа экономики.doc

Урок 43. Природные богатства и труд людей –
основа экономики

Цели деятельности учителя:

Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с основными понятиями экономики: «природные богатства», «капитал», «труд людей», «потребность».

Развивающие: способствовать развитию умения высказываться по теме урока.

Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету.

Оборудование: схема «Потребности», тест.

Сценарий урока

I. Проверка домашнего задания.

– С какой темой на прошлом уроке познакомились? (Что такое экономика.)

– Вспомним, что такое экономика? (Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей.)

– Для чего нужна экономика? (Экономика нужна для удовлетворения разнообразных потребностей.)

– Какие бывают потребности?

Демонстрирует схему:

– Какова основная цель экономики? (Обеспечение жизнедеятельности человека – главная цель экономики.)

На доске: «Все во имя человека, все для блага человека».

– Как вы понимаете эту фразу? (Ответы учащихся: «Я считаю…»)

– На прошлом уроке вы, работая в группах, наблюдали за различными предметами, которые человек употребляет в обиходе ежедневно, это ложки, кружки, платки, книги. В своих работах вы описали, какой путь прошли эти предметы, чтобы появиться, у всех путь был одинаков.

– Напомните его.

Вывод: предметы, для изготовления которых потребовались природные богатства, капитал, труд людей, и есть экономические продукты.

II. Сообщение темы и целей урока.

– Тема урока «природные богатства и труд людей – основа экономики».

На уроке мы более конкретно раскроем каждый фактор экономики, а в конце урока по усвоению темы выполните тест.

III. Изучение нового материала.

1. природные богатства.

– Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств. Назовите природные богатства. (Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные.)

– Раскроем, какое значение для экономики они имеют.

– Одним из природных богатств вы назвали воздух.

– Нужен ли воздух? Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Движение воздуха – ветер – во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения – ветряные установки.

– Откройте учебник (с. 42), посмотрите, как выглядят ветряные мельницы.

Сделаем вывод: воздух необходим и имеет большое значение для экономики.

– Посмотрим, а была бы жизнь без воды.

– Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдет в экономике? Если не будет воды, то остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, больницы. Остановится весь водный транспорт, а значит, и многие товары не смогут перевозиться из страны в другую.

Вывод: таким образом, без воды невозможна жизнь, а значит, и невозможна экономика.

– Природным богатством вы назвали почву.

– Что такое почва?

Почва – это особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и мертвой природы. Почва – это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Основным свойством почвы является плодородие. Без почвы было бы невозможно ведение сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания.

Вывод: итак, вы видите, что земля – наша кормилица.

– Назовите полезные ископаемые. (Нефть, газ, руда, каменный уголь, песок, глина и т. д. В нашей стране еще много залежей полезных ископаемых.)

– Посмотрим, где используются полезные ископаемые.

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Например, огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Залежи нефти и газа находятся глубоко под водой, и добываются путем бурения морского дна.

Вывод: нефть, газ широко используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике.

– Какую же роль в экономике играет растительность? Что дает растение для экономики?

Растительность – один из важнейших компонентов природы. Она определяет не только общий вид территории, но и играет огромную роль в жизни природы и человека. Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырье. Одним из основных, например, ресурсов леса является древесина. Она идет на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги.

Вывод: в процессе хозяйственной деятельности растительность дает человеку продукты и товары.

– Какова роль животного мира для экономики?

Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека. Например, благодаря рыбному промыслу у человека есть возможность использовать рыбу не только как продукт питания, – из рыбы изготавливают лекарственные препараты. Мех животных используется в легкой промышленности.

Вывод: для роста в экономике богатства необходимо беречь и охранять животных.

2. Без капитала нет экономики.

Работа по учебнику (с. 44).

– Вторым фактором развития экономики является капитал – это здания заводов, фабрик, ферм, складов. Это автомобильные и железные дороги, это станки и оборудование.

Физкультминутка для глаз (см. урок 29, с. 190)

3. Труд людей – основа экономики.

Работа по учебнику (с. 44).

– Откройте учебник и ответьте на вопрос: «Благодаря чему удается производить все больше новых товаров?». (Благодаря труду людей.)

– Последним фактором («китом») в экономике является труд.

Труд людей необходим для того, чтобы добывать природные богатства, труд нужен, чтобы создавать капитал. Труд требуется для производства любых товаров и услуг. В экономике необходим труд людей самых разных профессий. И не только труд физический, но и умственный. Успех труда людей зависит во многом от их образования. Современной экономике требуется все больше образовательных людей. Например, умеющих работать на компьютере, знающих иностранные языки. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства.

Вывод: труд призван создавать продукцию, товары, услуги, информацию, знания, духовные ценности.

IV. Закрепление изученного материала.

Тест

1. Нужна ли в хозяйстве экономика?

а) да;                               б) нет;                      в) не знаю;               г) иногда.

2. Все, что нужно людям для жизни, называется…

а) услугами;                    б) товаром;              в) потребностями;     г) производством.

3. Выберите потребности, которые осуществляются посредством выполнения работы другими людьми.

а) выполнение уроков;                                   в) катание на лыжах;

б) посещение парикмахерской;                      г) употребление пищи.

4. Как нужно использовать богатства природы?

а) небрежно;                   б) когда как;            в) бережно;             г) не знаю.

5. Занимаются ли школьники трудом на уроках в школе?

а) нет;                              б) да;                       в) иногда;                г) не знаю.

копилка интересных фактов (сообщение учителя).

•  Численность специалистов с высшим и средним специальным образованием в России превышает 20 млн человек. Каждые 5–7 лет требуется переобучать работников в связи с тем, что прогресс в области науки, техники, технологии требует от них новых знаний. В течение 20 лет удваивается количество профессий.

V. Итог урока.

– С какой темой мы познакомились на уроке?

– Какие необходимые ресурсы требуются для производства товаров и услуг? (Природные богатства, капитал, труд.)


Урок 43. Природные богатства и труд людей – основа экономики

Урок 43. Природные богатства и труд людей – основа экономики

Посмотрим, а была бы жизнь без воды

Посмотрим, а была бы жизнь без воды

Например, умеющих работать на компьютере, знающих иностранные языки

Например, умеющих работать на компьютере, знающих иностранные языки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2023