Урок 6 класс Правописание букв о/е после шипящих

  • docx
  • 01.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ПРЛ.docx

Конспект урока в 6 классе:

«Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»

Цель урокаповторить и закрепить тему «Не с именами прилагательными»; способствовать ознакомлению с  теоретическими сведениями  по теме  

«Буквы о и е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных» и  формированию способов  действия с ними.

Задачи:       обучающие:

- повторить написание гласных о-ё после  шипящих в корне слова,   написание  букв о-е после шипящих и  ц в суффиксах и окончаниях имён  

                     существительных;

- совместно с учащимися открыть правило написания букв о и е после           шипящих и ц  в суффиксах и  окончаниях имён прилагательных;

                    - продолжить работу над расширением  словарного запаса учащихся;

                             развивающие:

                       - развивать у учащихся умение работать с толковым словарём;

                       - развивать умение сравнивать учебный материал, группировать

                       по общим признакам, делать выводы;

                       - развивать навыки оценки своей деятельности;

                       воспитательные:

                       - воспитывать интерес к предмету;

                       - воспитывать культуру общения;

                       - воспитывать любовь к русскому языку, к родному краю.

     Планируемые результаты:

Личностные: формирование способности к самооценке, формирование познавательной активности, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели.

Метапредметные:

Познавательные: умение работать с информацией, сравнивать орфограммы по опознавательным признакам, структурировать материал, делать выводы.

Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные: владение навыками диалогической речи, умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

 Предметные:  Умение определять в слове орфограмму, применять орфографическое правило написания  суффиксов и окончаний имён прилагательных после шипящих и цграфически обозначать условия выбора верного написания.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Ход урока

Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку).

 

 

 

Повторение изученного на предыдущем уроке материала.

Словарный диктант (собрать тетради)

 (Не) сладкий, а кислый; река была (не) широка; (не) знакомый лейтенант;  не готов помочь; (не) обходимые данные; очень (не) интересный фильм; клубника (не) крупная, но вкусная; вовсе (не) большой рю..зак, отнюдь (не) красивый поступок, не обязан рассказывать, (не) лепый вид, (не) высокий, а низкий дом, далеко (не) ровная дорога, (не) пр..ступная крепость, дорога (не) ровная, но короткая, (не) дорогой, а красивый костюм, (не) громкое чтение, ничуть (не) интересный рассказ, (не) глубокая, но широкая речонка; не рад плохим оценкам, не лучше меня, человек (не)глуп, (не)пр..ятное общение, не северная сторона, не мамина сумка, нисколько не счастливый день.

 

Определение темы и цели урока.

- Ребята, а теперь посмотрите на слайд. (слайд 1). Как вы думаете, какое задание можно подобрать к этим словам? (Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов).

Мяч…м, свеч…й, лиц…м, гостиниц…й, пастуш…к, пирож…к, человеч…к, подуш…чка, медвеж…нок, вещ…вой, глянц…вый, еж…вый, свинц…вый.

(Учащиеся вставляют буквы, объясняют правописание О и Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах существительных)

Правописание каких слов вы не смогли объяснить? (вещевой, глянцевый, ежовый, свинцовый) Почему? Какая это часть речи? В какой морфеме нужно было вставить буквы? Давайте определим тему и цель урока.

Запись темы урока «Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных» на доске и в тетрадях учащихся.

Работа с теоретическим материалом.

– Прочитайте правило на с. 28 учебника.

– Сформулируйте правила выбора букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных и существительных.

 

Орфографическая диктовка (объяснение по цепочке)

 

1. тучей                          книжонка                         ручонка

2. пирожок                     речонка                            овражек

3. желтый                      шорох                               птицей

4. шепот                         крыжовник                      ландышем

5. большой                     хорошее                           старшему

6. горячему                    в колючем                        в чужом

7. в дремучем                улицей                              шел

8. в свежем                    черствый                          чертежом

                           9. могучего                    огурцов                             ключом

 

Подбор к данным прилагательным имен существительных. Запись с объяснением выбора гласной в суффиксе прилагательного.

 

Глянцевый, образцовый, парчовый, бежевый, камышовый, грушевый, грошовый, оранжевый, кумачовый, плюшевый.

 

Распределите слова в колонки таблицы. (вспомнить правописание о/е в разных морфемах)

 

Гласные о — е после шипящих и ц в сущ-х и прилагательных

 

Корень

 

Суффикс

Окончание

 

 

 

 

Задачей, пейзажем, шелк, ситцевый, образцовый, прическа, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, в свежем, дворцовый, ежовый, речонка, желтый.

 

Работа с учебником упр. 409

 

Самоподготовка п. 66, упр. 408, слов. дикт – слова из рамок с. 4 - 29