Урок 8
Сказочный
мир П. Ершова
(сказка «конек-горбунок»)
Педагогические цели: работать над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; продолжать учить выразительно читать; способствовать семантизации незнакомых слов.
Планируемые результаты образования.
Предметные: воспринимают на слух текст в исполнении учащихся; выразительно читают с комментированием вслух; отвечают на вопросы учителя; находят в тексте подтверждение своим суждениям; формулируют вопросы к тексту.
Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие; высказывают свое отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Регулятивные: работают по предложенному учителем плану; высказывают свою версию, пытаются предлагать способ ее проверки; выставляют оценку своей работе на уроке.
Познавательные: общеучебные – ориентируются в тексте; извлекают необходимую информацию из иллюстраций и художественного текста; логические – овладевают навыками смыслового чтения; находят в тексте незнакомые слова, определяют их значение разными способами; соотносят устаревшие слова с современными.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других; выразительно читают и пересказывают текст; учатся работать в паре, группе.
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними.
II. Актуализация знаний.
– Кто из вас читал всю сказку и знает, что сказал Иван своим братьям, когда вернулся из караула?
– Почему же Иван не рассказал братьям правду?
III. Постановка проблемы.
Чтение присказки учителем.
– Как много картинок прошло перед вами, когда я читала присказку! Что вы себе представили?
IV. Открытие учениками нового знания.
Чтение отрывков из второй части с комментариями.
– Что приказал царь Ивану?
– Как вы думаете, выполнит ли Иван приказ царя? Почему?
– Откуда царь узнал о Жар-птице?
– Что посоветовал Конек Ивану?
– Расскажите, что бы вы увидели в полночь, если бы находились недалеко от этой поляны?
Словарная работа.
…Зачинается рассказ
От Ивановых проказ,
И от сивка, и от бурка,
И от вещего коурка…
Проказа – то же, что шалость.
Сивка – лошадь сивой масти.
Сивый – серый с легкой примесью другого цвета (о масти лошади).
Бурка – лошадь бурой масти.
Бурый – темно-коричневый с красноватым оттенком (о масти лошади).
Вещая (вещий) коурка или каурка – чудесный конь в русских народных сказках.
Вещая – умеющая говорить, предсказывать.
Коурка (коуриться – дичиться, пугаться) – дикая, пугливая.
…Ну, так видите ль, миряне,
Православны христиане…
Мирянин, мирянка – человек, живущий в миру (светской, мирской, гражданской жизнью), в противоположность монаху, проводящему жизнь в затворничестве (в стороне от жизни мира).
Православный – исповедующий православие, то есть веру в Бога, Иисуса Христа и Святого Духа. Православие распространено в России.
Христианин, христианка – последователь христианства, религии, в основе которой лежит вера в Иисуса Христа.
…Наш удалый молодец
Затесался во дворец…
Затесаться – проникнуть, пробраться куда-нибудь.
…Крякнул дважды и спросил:
«А пошто меня будил?..»
Крякнуть (перен.) – издать отрывистый горловой звук.
Пошто – зачем, для чего.
…В нашу царскую светлицу…
Светлица – в старину светлая парадная комната в доме.
…Царь велит достать Жар-птицу
В государскую светлицу…
Государский – царский, принадлежащий государю, царю.
«…Надо, царь, мне два корыта
Белоярова пшена…»
Белояров – краткая форма от прил. «белояровый».
Белояровый – в сказках и былинах конский корм или лучший из сортов его.
«…Завтра, только зазорится,
Мы отправимся в поход…»
Зазорится – начнет разгораться заря.
…Доставать тоё Жар-птицу…
Тоё – ту (просторечная форма винит. падежа местоимения та).
…Вот сюда-то до зарницы
Прилетают жары-птицы…
Зарница – в знач. заря.
…Вот Конек по косогору
Поднялся на эту гору…
Косогор – склон горы, холма.
…Вёрсту, другу пробежал…
Верста – старая русская мера длины, равная 1,06 км.
Другу (другую) – следующую за первой, вторую версту.
По дороге Петя шел…
По дороге Петя шел,
(Ходьба на месте.)
Он горошину нашел,
(Упор присев, встать.)
А горошина упала,
(Поворот туловища вправо, правую руку
в сторону, левую на пояс, повторить
в другую сторону.)
Покатилась и пропала.
(Наклоны головы вправо-влево.)
Ох, ох, ох, ох!
(Руки на голову.)
Где-то вырастет горох!
(Прогибаясь назад, руки развести
в стороны.)
Упражнение «Гуляем на полянке»
Ходьба с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).
V. Первичное закрепление.
– Прочитайте 8-ю строфу. Совпали ли наши предположения с её содержанием?
– Прочитайте, как обращается Иван к Коньку. (Читают.) Да, только друг может помочь в трудную минуту.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Чтение сказки до конца.
– Задайте вопросы друг другу по прочитанному.
Работа в тетради (с. 3, задание 2).
VII. Повторение пройденного.
– О каком приключении мы узнали, прочитав II часть сказки?
– Рассмотрите рисунок на с. 30. Почему у Афанасия перо в руке?
Чтение по ролям.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
– Вернемся на с. 25, к началу II части. Почему же Ершов начал ее этой пословицей?
– Хочется ли вам узнать о других приключениях Ивана и Конька-Горбунка?
Оценка своей работы на уроке.
Домашнее задание: нарисовать Жар-птицу; выучить наизусть отрывок из сказки (по выбору).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.