Урок 8 Сказочный мир П. Ершова (сказка «конек-горбунок»)

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8.docx

Урок 8
Сказочный мир П. Ершова
(сказка «конек-горбунок»)

Педагогические цели: работать над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; продолжать учить выразительно читать; способствовать семантизации незнакомых слов.

Планируемые результаты образования.

Предметные: воспринимают на слух текст в исполнении учащихся; выразительно читают с комментированием вслух; отвечают на вопросы учителя; находят в тексте подтверждение своим суждениям; формулируют вопросы к тексту.

Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие; высказывают свое отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Регулятивные: работают по предложенному учителем плану; высказывают свою версию, пытаются предлагать способ ее проверки; выставляют оценку своей работе на уроке.

Познавательные: общеучебные – ориентируются в тексте; извлекают необходимую информацию из иллюстраций и художественного текста; логические – овладевают навыками смыслового чтения; находят в тексте незнакомые слова, определяют их значение разными способами; соотносят устаревшие слова с современными.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других; выразительно читают и пересказывают текст; учатся работать в паре, группе.

Сценарий урока

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А лучше руку подними.

II. Актуализация знаний.

– Кто из вас читал всю сказку и знает, что сказал Иван своим братьям, когда вернулся из караула?

– Почему же Иван не рассказал братьям правду?

III. Постановка проблемы.

Чтение присказки  учителем.

– Как много картинок прошло перед вами, когда я читала присказку! Что вы себе представили?

IV. Открытие учениками нового знания.

Чтение отрывков  из второй части с комментариями.

– Что приказал царь Ивану?

– Как вы думаете, выполнит ли Иван приказ царя? Почему?

– Откуда царь узнал о Жар-птице?

– Что посоветовал Конек Ивану?

– Расскажите, что бы вы увидели в полночь, если бы находились недалеко от этой поляны?

Словарная работа.

…Зачинается рассказ

От Ивановых проказ,

И от сивка, и от бурка,

И от вещего коурка

Проказа – то же, что шалость.

Сивка – лошадь сивой масти.

Сивый – серый с легкой примесью другого цвета (о масти лошади).

Бурка – лошадь бурой масти.

Бурый – темно-коричневый с красноватым оттенком (о масти лошади).

Вещая (вещий) коурка или каурка – чудесный конь в русских народных сказках.

Вещая – умеющая говорить, предсказывать.

Коурка (коуриться – дичиться, пугаться) – дикая, пугливая.

…Ну, так видите ль, миряне,

Православны христиане

Мирянин, мирянка – человек, живущий в миру (светской, мирской, гражданской жизнью), в противоположность монаху, проводящему жизнь в затворничестве (в стороне от жизни мира).

Православный – исповедующий православие, то есть веру в Бога, Иисуса Христа и Святого Духа. Православие распространено в России.

Христианин, христианка – последователь христианства, религии, в основе которой лежит вера в Иисуса Христа.

…Наш удалый молодец

Затесался во дворец…

Затесаться – проникнуть, пробраться куда-нибудь.

Крякнул дважды и спросил:

«А пошто меня будил?..»

Крякнуть (перен.) – издать отрывистый горловой звук.

Пошто – зачем, для чего.

…В нашу царскую светлицу

Светлица – в старину светлая парадная комната в доме.

…Царь велит достать Жар-птицу

В государскую светлицу…

Государский – царский, принадлежащий государю, царю.

«…Надо, царь, мне два корыта

Белоярова пшена…»

Белояровкраткая форма от прил. «белояровый».

Белояровый – в сказках и былинах конский корм или лучший из сортов его.

«…Завтра, только зазорится,

Мы отправимся в поход…»

Зазорится – начнет разгораться заря.

…Доставать тоё Жар-птицу…

Тоё – ту (просторечная форма винит. падежа местоимения та).

…Вот сюда-то до зарницы

Прилетают жары-птицы…

Зарница – в знач. заря.

…Вот Конек по косогору

Поднялся на эту гору…

Косогор – склон горы, холма.

Вёрсту, другу пробежал…

Верста – старая русская мера длины, равная 1,06 км.

Другу (другую) – следующую за первой, вторую версту.

По дороге Петя шел…

По дороге Петя шел,

(Ходьба на месте.)

Он горошину нашел,

(Упор присев, встать.)

А горошина упала,

(Поворот туловища вправо, правую руку

в сторону, левую на пояс, повторить

в другую сторону.)

Покатилась и пропала.

(Наклоны головы вправо-влево.)

Ох, ох, ох, ох!

(Руки на голову.)

Где-то вырастет горох!

(Прогибаясь назад, руки развести

в стороны.)

Упражнение «Гуляем на полянке»

Ходьба с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).

V. Первичное закрепление.

– Прочитайте 8-ю строфу. Совпали ли наши предположения с её содержанием?

– Прочитайте, как обращается Иван к Коньку. (Читают.) Да, только друг может помочь в трудную минуту.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Чтение  сказки до конца.

– Задайте вопросы друг другу по прочитанному.

Работа в тетради (с. 3, задание 2).

VII. Повторение пройденного.

– О каком приключении мы узнали, прочитав II часть сказки?

– Рассмотрите рисунок на с. 30. Почему у Афанасия перо в руке?

Чтение  по ролям.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

– Вернемся на с. 25, к началу II части. Почему же Ершов начал ее этой пословицей?

– Хочется ли вам узнать о других приключениях Ивана и Конька-Горбунка?

Оценка  своей работы на уроке.

Домашнее задание: нарисовать Жар-птицу; выучить наизусть отрывок из сказки (по выбору).


 

Скачано с www.znanio.ru