МБОУ «СОШ№26»
План- конспект открытого урока
по математике в 11 классе
«Решение сложных комбинированных уравнений»
Урок разработала и провела:
Бабаева Шехла Аликовна ,
учитель математики
МБОУ «СОШ№26»
Тип урока: семинарское занятие.
Цель урока:
закрепить навыки решения сложных уравнений различными методами.
Ход урока:
I Организационный момент:
а) готовность класса к уроку;
б) сообщение цели и задач урока.
ІI Актуализация опорных знаний со слабыми и средними учащимися, работа наиболее подготовленных учащихся по индивидуальным карточкам.
1. Дать определение уравнения и его корня, равносильности двух уравнений.
Ответ:
Арифметическое выражение, содержащее неизвестную переменную и знаки равенства называют уравнением. Значение переменной, превращающее уравнение в верное равенство, называют корнем уравнения. Два уравнения называют равносильными, если любой корень первого уравнения является корнем второго уравнения и любой корень второго уравнения является корнем первого уравнения.
2. Дать определение равносильности преобразования уравнения и перечислить основные равносильные преобразования.
Ответ:
Замену одного уравнения другим, равносильным ему уравнением называют равносильным преобразованием уравнения.
Равносильными преобразованиями уравнения являются:
· перенос члена уравнения с противоположным знаком из одной части уравнения в другую;
· умножение (деление) обеих частей уравнения на отличную от нуля число;
· возведение уравнения в нечетную степень;
· извлечение корня нечетной степени с обеих частей уравнения:
· логарифмирование показательного уравнения;
· применение тождеств, т. е равенств, справедливых для любого числа.
3. Рассказать, какие равносильные преобразования нужно выполнить, чтобы решить следующие уравнения:
;
4. Дайте определение уравнения – следствия и перечислите преобразования, приводящие к уравнению следствия.
Ответ:
Пусть даны два уравнения. Если любой корень первого уравнения является корнем второго уравнения, то второе уравнение называют уравнением- следствием первого.
Замену уравнения другим уравнением, которое является его следствием, называют переходом к уравнению- следствию.
При переходе к уравнению- следствия возможно появление лишних корней, посторонних для исходного уравнения, поэтому проверка полученных корней является обязательной частью решения уравнения.
Преобразованиями, приводящими к уравнению- следствия является:
· возведение уравнения в четную степень;
· потенцирование логарифмического уравнения;
· освобождение уравнения от знаменателя;
· приведение подобных членов;
· применение формул (тригонометрических, логарифмических и других).
5. Расскажите, каким способом приводится следующие уравнения к уравнению - следствия:
;
;
.
6. Сложные уравнения можно решить, приводя их к системам. Правила перехода от уравнений к равносильным системам:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
М-область существования
8.
9.
10.
11.
Запишите системы, равносильные уравнениям:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
7. Решение уравнений с применением формул.
Каким способом можно решить данное уравнение:
8. Очень часто можно встретить уравнение, которое имеет дополнительное условие, например:
Как можно упростить решение такого типа уравнения?
Ответ:
Учитывая, что левая часть уравнения неотрицательное число получаем значит, множество решений данного уравнения есть. Левая часть уравнения для любого есть отрицательное число, значит, рассматривается только одно уравнение . Решается квадратное уравнение, находим и выбираем те, которые принадлежат множеству М.
9. Самыми сложными считаются уравнения с параметром. Дайте определение уравнения с параметром. Давайте рассмотрим несколько таких уравнений с использованием свойств функций:
а)
имеет ровно три корня.
Ответ:
Для каждого значения a рассмотрим функцию
Она определена на множестве R, четная, поэтому, если - корень уравнения, то - тоже является корнем уравнения.
Уравнение (1) имеет три корня тогда и только тогда, когда оно имеет и еще два отличных от нуля корня, отличающихся знаками.
получаем:
При уравнение примет вид у уравнения только один корень.
При уравнение имеет вид . Это уравнение имеет три корня Ответ:3
б) Найти все значения параметра а, при которых уравнение
. (2)
имеет ровно четыре корня.
Ответ:
Для каждого значения a рассмотрим функцию
Она определена на множестве R, четная.
Уравнение (2) имеет четыре корня, если уравнение имеет ровно два положительных корня, т.к. корнями уравнения (2) будут . Значит дискриминант уравнения (3) должны быть положительными:
в) Для каждого значения параметра a решите уравнение:
Ответ:
При уравнение не имеет решений, т.к. .
При имеем:
Проверяем ОДЗ:
Ответ: при уравнение имеет одно решение
г) При каком значении параметра a уравнение не имеет корней:
Ответ:
корень уравнения.
Уравнение не имеет решений, если не выполняется ОДЗ, поэтому
III Выполнения тренировочных упражнений на закрепление навыков и умений решать уравнения.
1.
2. ;
3.
ІV Повторение. Решение заданий типа В1- В12 в интерактивном режиме с сайта www.ege.edu.ru Банк заданий типа В.
V Разбор заданий типа С с индивидуальных карточек на доске.
Карточка №1
С1.(В13)
Карточка №2
C1.(B1)
Карточка №3
C1.(B12)
Карточка №4
C1.(B19)
Карточка №5
С5. Найти все значения a, такие, что уравнение имеет единственное решение:
Карточка №6
С5. Найти все значения a, такие, что уравнение имеет единственное решение:
Карточка № 7
Найти наибольший корень уравнения:
.
Карточка № 8
Найти значение р, при которых уравнение
не имеет решений.
Карточка №9
Решить уравнение
VI Домашнее задание:
1. Решить уравнения с параметром (б, г)
2. Решить № 4, 6, 9 с карточек.
3. Вариант 9 со сборника ФИПИ - разобрать В1-В12.
4. Повторить теорию по темам:
· §8 Уравнения-следствия.
· §9 Равносильность уравнений системам.
· §10 Равносильность уравнений на множествах.
VII Подведение итогов урока.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.