Вечные сюжеты
Содержание:
1. Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века.
2. Балет А. Хачатуряна «Спартак»: содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.
Характеристика видов деятельности:
1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.
2. Понимать характерные особенности музыкального языка.
3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового содержания.
4. Самостоятельно подбирать историко-литературные произведения к изучаемой теме.
5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных источников.
6. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов (А. Хачатуряна).
Планируемые результаты учебной деятельности:
1. Метапредметные: понимание вечности и современности тем и сюжетов в искусстве, воплощающих категории добра, истины, красоты.
2. Личностные: понимание этического значения и эстетического совершенства воплощения вечных сюжетов в искусстве XX в. на примере мифа об античном герое Спартаке.
3. Предметные: знакомство с творчеством А. Хачатуряна на примере фрагментов балета «Спартак».
Форма проведения занятия: аналитическое занятие по балету А. Хачатуряна «Спартак».
Учебно-дидактическое обеспечение:
Живопись:
1. Б. Беллотто. «Вид на Колизей»;
2. Ж.-Л. Жером. «Смерть гладиатора».
Фотография:
1. Сцены из балета «Спартак».
Музыкальный материал:
1. А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии (из балета «Спартак», слушание);
2. М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева. «Песня о дружбе» (из кинофильма «Три мушкетёра», пение).
Виды деятельности учащихся:
1. Беседа о жизни и творчестве А. Хачатуряна.
2. Изучение и обсуждение либретто балета «Спартак».
3. Участие в беседе об особенностях музыки А. Хачатуряна, соединяющей армянские и европейские традиции.
4. Беседа о личности и подвиге Спартака.
5. Анализ двух нотных примеров.
6. Разучивание и исполнение песни.
7. Просмотр и обсуждение репродукций картин, сравнительный анализ репродукций и музыкальных фрагментов.
«Эпоха Спартака – волнующая историческая
эпоха в жизни человечества…»
(Арам Хачатурян)
При бесспорной устойчивости технического культа в искусстве - а он просуществовал достаточно долго - всё же каждый значительный художник рано или поздно снова возвращался в чистое лоно живой природы и живых чувств. Ведь в искусстве, как и в жизни, есть своего рода моды, господствующие направления, знание которых составляет неотъемлемую часть профессионализма художника.
Спустя годы, когда притягательность модных течений уступает место спокойному и зрелому поиску собственного пути, художники возвращаются к вечным категориям добра, истины, красоты. Эти категории могут выражаться по-разному: в обращении к вечным сюжетам, образам, к историческим преданиям, заключающим глубокую мудрость.
Арам Хачатурян одно из лучших своих произведений - балет «Спартак» - написал на сюжет об античном герое Спартаке, вожде римских рабов. «Мне кажется, что тема Спартака созвучна и близка нашему времени»,- писал композитор, подчёркивая единство прошлого и настоящего, глубокую поучительность исторического опыта.
Древний Рим предстаёт в балете как пышный многоликий город, отмеченный и величественной архитектурой (действие разворачивается на площади у Триумфальной арки), и богатством человеческих персонажей.
Гладиаторы (гладиатор в Древнем Риме - боец из рабов или военнопленных, сражавшийся на арене цирка с другим бойцом или с диким зверем), патриции (патриций - аристократ в Древнем Риме), рабы, легионеры (легионер – солдат легиона. Легион в Древнем Риме – крупная войсковая единица.), пираты, торговцы и простые горожане - такова пёстрая картина жизни рабовладельческого Рима, этого города контрастов, сочетающего и подлинное величие, и глубокую нищету.
«Жить надо с расправленными крыльями…»
(Сергей Коненков, русский скульптор 20 века)
Сюжет, положенный в основу либретто, повествует о восстании рабов против римских поработителей и его жестоком подавлении. Через весь балет проходит основная тема – неприятие рабства, страстная устремлённость к победе.
Здесь показаны две противостоящие силы, охарактеризованные выразительной и образной музыкой. Олицетворение представителей роскошного и могущественного Рима мы видим в образах жестокого и коварного полководца Красса и его наложницы-куртизанки Эгины. Другая сюжетная линия воплощается в образах пленённых рабов в лице их вождя – исполина Спартака и его преданной возлюбленной Фригии.
В основе наиболее значительных номеров балета – подлинные исторические факты. Именно с ними связана та неповторимая атмосфера исторической эпохи, которая пронизывает всю музыку балета, несмотря на современность её языка. Причём дух времени, красочно и выразительно показанный в балете, отмечен яркой эмоциональностью, живыми и многообразными чувствами.
Слушание: Хачатурян. «Смерть гладиатора» из балета «Спартак»
Наиболее трагические сцены переданы композитором при помощи близких и родных ему народно-национальных интонаций. Такова, например, «Смерть гладиатора», вызывающая у слушателей ассоциации с народной лирической музыкой, то возвышенно-декламационной, то печальной-драматичной.
Примечательно, что композитора волнует совсем не зрелищность, столь ценимая древними римлянами во время боёв гладиаторов. Он обращает внимание на другое – ценою потехи патрициев в развращённом городе становится жизнь человека.
Слушание: Хачатурян. «Адажио Спартака и Фригии» из балета «Спартак»
Иным настроением отмечена сцена, получившая название «Адажио Спартака и Фригии». Один из самых ярких фрагментов балета, этот эпизод звучит как гимн яркой и возвышенной любви двух главных героев, любви истинной и потому бессмертной.
Так мы видим, что и в ХХ веке композиторы по-прежнему обращаются к вечным темам, которые продолжают звучать в современной музыке, освещая лучшие её страницы.
Вопросы и задания:
1. Что по-вашему, даёт основание считать сюжет о восстании Спартака вечным сюжетом?
2. Как вы считаете, почему А. Хачатурян воплотил легенду о восстании Спартака именно в жанре балета?
3. Послушайте фрагменты «Смерть гладиатора» и «Адажио Спартака и Фригии» из балета А. Хачатуряна «Спартак». При очевидной разнице их содержания можно ли говорить о присущих им чертах сходства? В чём они проявляются – в интонационных или гармонических особенностях, эмоциональной насыщенности кульминаций? Аргументируйте ответ.
4. Известны ли вам какие-либо историко-литературные описания боёв гладиаторов? Расскажите о них. При подготовке задания используйте возможности сети Интернет.
₽Онлайн-вебинар для педагоговУзнать большеd-seminar.ru18+
Серия:
Традиция и современность в музыке
Скачать с unibytes.com
Скриншот:
Краткое содержание балета
I д е й с т в и е.
1-я картина. «Нашествие». Римский полководец Красс, известный хитростью и жестокостью, со своими легионерами захватывает соседние земли и забирает в рабство мирных жителей. Легионеры уничтожают всякое сопротивление на своём пути. Участь рабов разделяет Спартак и его возлюбленная Фригия. Спартак не может смириться с потерей свободы. Его человеческое достоинство попрано, и он будет бороться.
2-я картина. «Рабство». На рынке безжалостные торговцы продают рабов. Разлучают близких людей, разрушают семьи. Спартака и Фригию продают разным хозяевам. Спартак бурно протестует, но бесполезно: Спартак и Фригия разлучены.
3-я картина. «Оргия». Эгину беспокоит интерес Красса к его новой рабыне Фригии. Желая привлечь его внимание к себе, Эгина устраивает грандиозную оргию. Наибольшим развлечением становится зрелище сражения двух гладиаторов — бесправных рабов Красса, у которых завязаны глаза. Один из них - Спартак. С ужасом осознаёт Спартак, что его вынудили стать убийцей. Он оплакивает гибель своего товарища и всё сильнее жаждет свободы.
4-я картина. «Бегство». Гладиаторы обречены, так как каждый из них, развлекая гостей Красса, должен сражаться насмерть. Во главе со Спартаком они обсуждают возможности своего спасения. Спартак их убеждает: единственный путь к освобождению - это восстание. Гладиаторы дают друг другу клятву верности в борьбе за свободу. Сбив оковы, они спешно покидают Рим.
II д е й с т в и е.
1-я картина. «Восстание». Восстание гладиаторов становится воистину народным. Огромные массы людей, страдающих от римского нашествия, присоединяются к борцам за свободу. Спартака признают вождём восстания.
2-я картина. «Любовь». Спартак не представляет себе жизни без Фригии. Он разыскивает её во дворце Красса. Ничто не может омрачить радости свидания. Вдвоём им не страшны никакие преграды. Они больше никогда не разлучатся. Спартак и Фригия исчезают в ночи. Эгина с патрициями спешит на пир к Крассу.
3-я картина. «Пиршество». Красс в своём дворце наслаждается сознанием власти и победы. Приближённые его чествуют, рабыни развлекают танцами. В разгар пира раздаются воинственные звуки труб - это воины Спартака ворвались во дворец. В суматохе Красс тайно бежит, не приняв боя.
4-я картина. «Победа». Гладиаторы захватывают в плен Красса. Спартак предлагает Крассу достойно с ним сразиться. Красс принимает вызов, и Спартак побеждает. Красс не может выдержать унижения и требует для себя смерти. Но Спартак настолько презирает его, что прогоняет.
III д е й с т в и е.
1-я картина. «Заговор». Красс в отчаянии от своего поражения, Эгина пытается вдохнуть в него уверенность. Под её влиянием Красс пробуждается к жизни и созывает свои войска. Эгина желает им победы.
2-я картина. «Раскол». Радость взаимной любви освещает жизнь Спартака и Фригии. Беда приходит неожиданно - получено известие о новом походе Красса. Спартак намерен принять сражение. Но многие его военачальники не согласны и со своими людьми малодушно покидают Спартака.
3-я картина. «Предательство». Тайно проникают Эгина и её подруги-куртизанки в стан гладиаторов и развлекают их до тех пор, пока легионеры Красса не захватывают лагерь восставших.
4-я картина. «Гибель». Войска Спартака терпят поражение. Гибнут его друзья. Спартак последним принимает неравный бой. Мужественно встречает он смерть, когда легионеры поднимают его, ещё живого, на пиках.
Э п и л о г. «Реквием». С огромной нежностью и любовью Фригия провожает в последний путь любимого. Она восхищается его подвигом и верит, что мечты Спартака сбудутся.
Арам Ильич Хачатурян родился в Тифлисе, с детства импровизировал на фортепиано, но профессионально начал заниматься музыкой только с 19 лет, после переезда в Москву. Окончил музыкальное училище Гнесиных и Московскую консерваторию. В своём творчестве объединял мелодику армянских народных песен и танцев с европейскими композиторскими приёмами. Среди произведений музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад», балеты «Гаянэ» и «Спартак», симфонии, концерты, музыка для театра и кино.
Балет «Спартак» был закончен в 1954 г.
Б. Беллотто вид на Колизей
Бернардо Беллотто (1721 – 1780) принадлежит к ряду великих венецианских художников XVIII в.
На этой картине с тщательностью, соответствовавшей требованиям эпохи Просвещения, художник запечатлел Колизей - древнеримский амфитеатр, построенный в I веке. Огромное полуразрушенное здание занимает большую часть произведения, являясь в нём главным действующим лицом.
Беллотто не стал придерживаться топографической достоверности при написании античного амфитеатра. Он поместил рядом несуществующие сооружения и оживил своеобразный живописный монтаж человеческими фигурами.
Взгляд на историю давних веков как на что-то очень близкое также был в духе сложной эпохи Просвещения. На изображённом здесь Колизее время оставило свой таинственный отпечаток, и всё вокруг, даже воздух, напитано этой тайной.
Ж. Жером. Смерть гладиатора
Как и многие обычаи глубокой древности, бои гладиаторов на арене Колизея, начавшиеся как религиозный обряд, стали публичным зрелищем.
В середине 19-го века Жан-Леон Жером стал писать картины на исторические темы.
На картине Жерома «Смерть гладиатора» (имеет и другое название «Пальцы вниз») изображён конец гладиаторского боя, где могучий и сильный победитель, наступив ногой на поверженного врага, обращается к императору и зрителям римского Колизея, в ожидании вердикта о судьбе поверженного гладиатора, и жеста большого пальца руки. Побеждённый гладиатор повернул голову к толпе, протянув руку моля о пощаде…
Нередко людей приводят в заблуждения именно учебники истории, а также современный кинематограф. Они привели к тому, что многие думают, что судьбу потерпевшего поражение гладиатора в Древнем Риме фактически определяли зрители, подымая или опуская большой палец. На аренах Рима действительно присутствовал жест большого пальца, но использовали его совсем иначе. Если жрецы указывали им вниз, то это значило «опустить меч», дабы поверженный боец имел возможность продолжить битву в другой день. Люди стали верить, что жесты пальцем от толпы во время гладиаторских сражений носят смысл одобрения и неодобрения после того, как подобный эпизод на своей картине передал художник Жан-Леон Жером. Он нарисовал, как гладиатор с мечем смотрит на реакцию публики, которая яростно показывает ему «палец вниз», что в данном контексте значит неодобрение.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.