Урок биологии в 6 классе "Минеральное питание.Удобрения"

  • docx
  • 01.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Минеральное питание.docx

 

 

Тема: Минеральное питание растений. Удобрения.

 

Класс

6

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Раздел: Жизнедеятельность растительного организма. Урок 2.

Тема урока

Минеральное питание растений. Удобрения.

Уровень изучения

Базовый

Тип урока :

урок освоения новых знаний и умений

 

Планируемые результаты:

Личностные

          - формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для  учащихся объектов и демонстрации опыта.

- развивать познавательный интерес к предмету;

      - воспитывать бережное отношение к природе.

Метапредметные

           - учиться строить высказывания;

           - учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи.

 - учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;

       -учиться находить в тексте информацию, необходимую для решения учебной    задачи; составлять монологические высказывания.

  Предметные:

            - Научиться выделять признаки минерального питания, объяснять роль минеральных и органических веществ в жизни растений.

           -Учиться понимать биологические термины: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические удобрения, минеральные удобрения.

Ключевые слова: почва, плодородие, корневое давление, минеральное питание, органические и минеральные удобрения.


Краткое описание В ходе урока учащиеся должны знать определения: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические и минеральные удобрения; классификацию удобрений. Значение минерального питания для жизни растений, правила внесения удобрений, влияние азота, калия, фосфора на рост и развитие растений.

Уметь: характеризовать процесс поглощения растениями раствора минеральных веществ, анализировать и  обобщать теоретический материал, давать определения понятиям: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические и минеральные удобрения.

Обеспечение урока:

·         учебники

·         компьютер  и мультимедийный проектор

·         микроскоп и микропрепарат «Корневые волоски»

·         проросшие зёрна пшеницы или бобовых

·         лупа

·         компьютерная презентация

·         коллекция минеральных удобрений

·         рабочие листы (Приложения)

·         оценочный лист.

 

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Подготовка учащихся к работе на уроке: 

   • обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на учебном занятии,

• психологическая подготовка учащихся к общению на учебном занятии.

       Организация внимания. Мотивация на учебную деятельность.

Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем изучать особенности жизнедеятельности растений. Сегодня на уроке у нас работа в парах

Мы уже неоднократно убеждались в том, что знания, связанные с растениями, пригодятся нам в жизни. Надеюсь, сегодня в вашей копилке биологических знаний, прибавиться несколько интересных и полезных фактов.

   Хорошего вам настроения.

Давайте, отгадаем загадку и узнаем тему сегодняшнего урока

Его подсыплю под цветок,

Чтоб тот расти быстрее мог.

Еда не только для растения,

Зовётся просто - …. (удобрение)

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Познавательные: формулирование цели и проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемы; построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: учатся культуре общения, формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах                                           

Личностные: смыслообразование и личностное самоопределение.  

Регулятивные: формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

 

Обеспечение мотивации учащихся, формирование и принятие целей урока (постановка учебной проблемы). Актуализация субъектного опыта учащихся.

 Знакомятся с понятием «транспирация», «корневое давление» и устанавливают взаимосвязь между этими двумя функциями растения.

- На прошлом уроке мы начали изучать одно из важнейших свойств всех живых организмов – питание. Мы установили, что у зелёных растений питание двух видов (слайд 1).

В листах заполните схему по способам питания растений. Познакомьтесь с некоторыми фактами (слайд 3).

- Где и как растение берёт столько воды? Что вы можете сказать о представленной схеме?

- Как испарение воды связано с работой корня? (слайд 4) Вспомним закон физики о разнице давления: Газ или жидкость двигаются из области высокого давления в область низкого давления. Значит, когда вода испаряется из тканей растения, там формируется низкое давление, а сосуды корня, заполненные водой имеют область высокого давление, поэтому и осуществляется движение воды  вверх.

- От куда в растение поступают минеральные вещества? (слайд 7)

- Так какая сегодня тема урока?(слайд 8)

- Сформулируйте проблемный вопрос к данной теме.

- Каким же образом растение, у которого нет системы пищеварения, получает необходимые неорганические соединения?

На этот вопрос мы с вами и ответим сегодня на уроке.

Этап 1.3. Целеполагание

           Сегодня вы научитесь выделять признаки минерального питания, объяснять роль минеральных и органических веществ в жизни растений.

      -Узнаете биологические термины: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические удобрения, минеральные удобрения.

Работа в парах

Почвенное питание называют ещё корневым и минеральным (слайд 10)

Вспомним строение корня. Какие зоны есть? (слайд 11, 12)

(слайд 13) У вас на столах микроскопы с микропрепаратом «Клеточное строение корня» Вспомните правила работы с микроскопами и рассмотрите микропрепарат. Найдите зону всасывания.

Рассмотрите через лупу корни проросшего зерна. Можно ли выделить зону всасывания? Какая она? (слайд 14)

Познакомьтесь с путями поступления воды и минеральных веществ из почвы.

Если в почве не хватает питательных веществ, то человек их вносит. Как они называются? (слайд 15 – 19)

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Предметные: учатся понимать смысл биологических терминов, давать характеристику биологическим процессам.

Личностные: личностное самоопределение. 

Коммуникативные: учатся культуре общения, умению самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные: учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

Познавательные: учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). Учатся  преобразовывать информацию в соответствии с заданием; учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать

Самостоятельная работа с учебником по заданиям стр.76-78. Изучаем новое, делаем открытия. Ребята, сначала прочитайте несколько раз параграф , особенно обратите внимание на выделенные слова . Потом выполните задания .

Задание 1. Вставьте пропущенные слова в определение                                                        _____ - это вещества, применяемые для улучшения питания ________, свойств _____, повышения ______. Их эффект обусловлен тем, что они предоставляют _____ дефицитные компоненты, необходимые для роста и развития.                                                                                                                       

 Задание 2. Перед вами список удобрений. Разделите их на 2 группы и составьте кластер (схему)азотные ,навоз, фосфорные, органические, птичий помет, минеральные, торф, калийные, перегной.                                  

Задание 3. Внесите в таблицу предложенные  макро и микроудобрения (1.бор,2. цинк, 3.азот, 4.молибден, 5.кобальт,6. калий,7. марганец, 8.фосфор )

Макроудобрения

микроудобрения

 

 

 

 

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Индивидуальная работа. Сформулируйте правило                                                      Внимательно изучите таблицу . Когда и почему необходимо вносить в почву удобрения? Сформулируйте правило внесения удобрений на основе данных этой таблицы. Дать полный ответ.                                                                                                                         

Группа удобрений

Роль питательного элемента

Азотные

Стимулируют рост и увеличение зеленой массы растений (стеблей и листьев)

Фосфорные

Необходимы при росте репродуктивных органов -цветов и плодов.

Калийные

Ускоряют процесс фотосинтеза, накопление углеводов и укрепляют стебли злаковых растений.

Микроудобрения

Способствуют синтезу сахаров, белков, крахмала, нуклеиновых кислот и витаминов.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Знакомятся с понятием «Гидропоника»

Познавательные:

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.

Регулятивные:

сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.

Работа в паре.  Прочитать рассказ и выполнить задания, аргументируйте свою точку зрения. 

«ГИДРОПОНИКА»

       Метод гидропоники основан на изучении корневой системы растения, а конкретно как происходит питание растения. Ученые работали десятки лет, чтобы понять, что же корень извлекает из почвы. Выяснить это удалось благодаря опытам выращивания растений в воде. В дистиллированной воде растворяли определенные питательные элементы (минеральные соли).

     Растение выращивали на этом растворе в обыкновенной стеклянной банке. И эксперименты показали, что растение хорошо развивается, если в растворе есть калий, сера, железо, магний, кальций, азот и фосфор. Ученые выяснили, что если из раствора с питательными веществами исключить такие элементы как калий, рост растения останавливается. Оказывается, без кальция не может развиваться корневая система. Элементы железо и магний, необходимы растению для образования хлорофилла. Белки, необходимые для образования протоплазмы и ядра, не могут образоваться без серы и фосфора.

      Долгое время ученные думали, что только эти элементы нужны для нормального развития растений. Но позже ученые выяснили, что растению также нужны очень небольшие количества других элементов, которые поэтому и назвали микроэлементами.

      Примерно в одно и то же время в девятнадцатом веке российский ученый К. А. Тимирязев, а в Германии  Ф. Кноп разрабатывали метод выращивания растений в водных растворах.

      В 1936 г. В США Герикке испытал выращивание овощей в растворах, дав название этому методу гидропоника. В нашей же стране первые удачные опыты выращивания овощей на гидропонике были поставлены в 1938-1939 годах. Сперва растения на гидропонике выращивались исключительно в воде, без субстрата. Но при выращивании в воде снабжение корней кислородом оказалось низким, реакция раствора неустойчива, поэтому отдельные корни и растения погибали.

     Поэтому выращивание растений в воде не нашло применения, и были разработаны другие методы гидропоники. Корни растения разместили в относительно в инертном субстрате, который погружен в раствор необходимых питательных веществ.

В зависимости от того какой используется субстрат появились различные методы гидропоники: 

  • Агрегатопоника - когда корни размещены в твердых инертных, неорганических субстратах – керамзите, щебне, песке, гравии и т.п.
  • Хемопоника - субстратом служат мох, опилки, верховой торф и другие малодоступные для питания растений органические материалы;
  • Ионитопоника субстрат из ионообменных материалов;
  • Аэропоника - твердого субстрата нет, корни висят в воздухе затемненной камеры.

      И так при выращивании гидропонным методом, корни растения не в почве, а субстрате, заменителе почвы, который не имеет питательного значения, грубо говоря, субстрат просто создает опору развитию корневой системы.

Задания:

1.      Что такое гидропоника?

2.      Кто, где и когда впервые открыл метод гидропоники?

3.      Укажите методы гидропоники.

4.      Помимо воды и минеральных солей, какое ещё вещество жизненно необходимо корням растений?

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

         Начало декабря. Предновогодняя суета охватывает население не только России, но и всего Мира. Кто – то покупает ёлки  и украшения к ним, а кто – то мастерит всё это своими руками. А где зимой зелень взять, на новогодний стол ? Правильно! Можно купить, а можно и на окне вырастить методом гидропоники. Лук, петрушка, укроп – чем не подарок к Новогоднему столу?! Решили ребята 6 класса соблюдать весь технологический процесс такого метода. Быстро и удобно. Только вот Георгий  против, говорит, что зелень эта будет экологически не безопасной.

    Прав ли Георгий? При использовании метода гидропоники можно ли получить экологически чистую зелень к Новогоднему столу?

1 задание Каковы преимущества гидропонного метода выращивания растений? Учащиеся в группе формулируют ответы и в виде тезисов сдают. Учитель потом дополняет.

a.       При применении настоящего способа существенно поднимается  урожайность плодовых  растений. Интенсивное цветение декоративных растений также доказывает положительное влияние гидропоники на их рост. Этот метод помогает снабдить растение всеми необходимыми ему полезными веществами. Оно растет крепким и здоровым, причем гораздо быстрее, чем в почве.

b.      Растение не накапливает вредных и пагубно влияющих на человеческий организм элементов, содержащихся в почве. Как правило, это ядовитые органические соединения, избыток нитратов, радионуклиды, тяжелые металлы и прочие. Особенно это актуально для плодовых растений. Ведь при использовании метода гидропоники растения получают только лишь полезные вещества.

c.       Растения не нуждаются в ежедневном поливе. И расход воды при гидропонике гораздо проще контролировать. Каждое растение требует исключительно индивидуального подхода. В зависимости от системы выращивания и объема емкости необходимо систематически доливать воду – одному растению раз в три дня, другому раз в месяц.

d.      При почвенном выращивании растения нередко страдают от пересыхания и недостатка кислорода,  в случае переувлажнения. С применением способа гидропоники это совершенно исключено.

e.       Процедура пересаживания многолетних растений при использовании технологии гидропоники существенно облегчается. Ведь при пересадке их в почву корни в любом случае травмируются, в той или иной степени.

f.        Благодаря гидропонике можно избежать таких проблем, как вредители и всевозможные разновидности грибков и болезней, которые встречаются у растений, растущих в почве. Вопрос о применении ядохимикатов сам собой отпадает.

g.      Отпадает необходимость применения новой почвы, что значительно уменьшает затраты на процесс выращивания комнатных растений.

h.      С практический точки зрения за такими растениями легче ухаживать, нет грязи от земли, нет посторонних запахов, нет вредителей, которые могут завестись в почве, а потом распространиться и на помещение.

i.        При выращивании на гидропонике, корни у растений маленькие, а значит можно сэкономить на пространстве и материалах. Экономия воды может доходить до 80%.

j.        Выращивать растения при таком способе можно круглый год и урожайность на единицу площади может быть выше в десятки раз. Выгода выращивания таким способом очевидна, ведь этим способом можно накормить весь мир.

k.      Гидропоника может быть экологичной. Например, в Индии растения сажают на кокосовое волокно, а корни растения погружаются в воду. Естественно это не коммерческий способ выращивания и в магазине продуктов, выращенных таким способом найти невозможно.

l.        Гидропоника позволяет избежать попадания в растения вредных примесей от промышленности. Ведь в огородах и дачах, которые находятся в городской черте или поблизости от города, в воздухе множество ядовитых примесей, которые впитывают растения.

m.    На гидропонике выращиваются следующие культуры: огурцы, томаты, бобовые, зелень – салат, лук, укроп и пр. Таким способом нельзя вырастить: морковь, свеклу, картофель, редис.

 

 2. Каковы минусы применения технологии гидропоники?

·     Вред овощей выращенных на гидропонике скорее зависит от химикатов, которые используются при выращивании, а не от самого метода. Зачастую применяют химикаты, действие которых направлено на максимальный и быстрый рост урожая («урожайные» химикаты).

·     Как вы думаете, что для производителя важнее, здоровье людей или своя прибыль? Ответ очевиден. Тогда следующий вопрос — будет ли производитель думать о том, чтобы выращенная им продукция максимально приближалась по составу к натуральному и природному составу? Конечно нет. А раз так, значит для удешевления, он будет использовать только те химикаты, которые влияют на рост и внешний вид. Продукция получается, мягко говоря неполноценная.

·     Со временем, накопление нитратов и других неприродных компонентов начинает приводить к различным заболеванием. Впрочем, здесь многое зависит от иммунитета человека и способности организма выводить из себя всё ненужное. По этой причине, в Интернете очень сложно найти что-то внятное о вреде гидропоники.

·     Однако ряд тяжёлых металлов, которые попадают в организм через такую синтетическую продукцию, практически не выводятся и со временем это сказывается на здоровье. И когда спустя определённое количество лет, появляется какая-либо болезнь в следствии тяжёлых металлов или нитратов, то определить причину этого заболевания уже практически невозможно. Ведь неизвестно, через какие продукты это всё ненужное попало в организм.

·     В  домашних условиях выращивать такую продукцию и использовать весь необходимый комплекс микроэлементов. В этом случае будет гарантия от некачественных «урожайных» нитратов. Вред не в методе, а в применяемых химикатах. Если есть возможность вместо химии применить органику, это обязательно нужно сделать.

3. Как отличить овощи, выращенные на гидропонике, от натуральных овощей

  • Внешний вид. У овощей, выращенных на гидропонике привлекательный, но в тоже время блёклый вид. Они долго хранятся, выглядят наливными. Именно такие продукты попадают в рекламу.
  • Аромат. Гидропоника на «урожайных» химикатах лишает продукты аромата. Овощи не пахнут. В народе такие продукты называют «пластмассовыми».

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Задание 1. Верны ли следующие суждения об агротехнических приёмах выращивания культурных растений?                                                                                                                           А. Азотные удобрения вносят в почву в виде подкормки, для усиления роста и увеличение зеленой массы растений.                                                                                                                          Б. Прищипку главного корня проводят для развития боковых корней в верхнем слое почвы.                                                                                                                                                     1)  верно только А                                        2)  верно только Б                                                                                                                                                                                                                                                                      3)  оба суждения верны                                4)  оба суждения неверно                                                    Задание 2 .В каких случаях внесение в почву удобрений приводит к загрязнению окружающей среды и отрицательному влиянию на здоровье человека?( 1.При нарушении норм внесения удобрений они накапливаются в растениях и, попадая с пищей в организм, вызывают отравление людей и животных.2. При нарушении сроков внесения удобрений они накапливаются в почве, загрязняя окружающую среду.)                                                                                

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

В зависимости от уровня обучения в классе, вопросы в данной задаче можно изменить на более простые.

Задача . Ученый решил сравнить два вида удобрений. Он высаживал в горшки растения. Одну группу растений он поливал жидкой формой удобрения, а для другой группы растений использовал удобрения в виде порошка. Измерялась длина стеблей растений от уровня почвы до верхушечной почки. Результаты исследователь занес в таблицу.

Вид
удобрения

1-я неделя
(до добавления
удобрения)

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

5-я неделя

Сухой

41,8 см

57,8 см

68,2 см

82,6 см

94,6 см

Жидкий

42,6 см

59,2 см

68,8 см

78,0 см

87,2 см

Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая – независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить? (*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).                                                       Ответ (1.  Зависимая переменная (изменяющаяся)  — длина стебля растения (скорость роста растений); независимая переменная (задаваемая)  — вид удобрения (жидкая или твёрдая форма удобрения).  2.  Необходимо одну дополнительную группу горшков оставить без удобрения. 3.  Остальные параметры необходимо оставить без изменений. 4.  Такой контроль позволяет установить, действительно ли длина растений (скорость роста растения) зависит от вида удобрения. ИЛИ 4.  Такой контроль позволяет проверить, насколько изменения в длине стебля (в скорости роста растения) обусловлены факторами, не связанными с видом удобрения.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Связь с темой « Плоды и корнеплоды»

 

Экспериментатор решила установить, как удобрения влияют на размер корнеплода редиса. Для этого она сажала редис в кадки, поливала эти кадки водой с добавлением азотсодержащих, фосфорсодержащих или обоих типов удобрений. Через 6 недель растения были выкопаны, помыты от остатков почвы, и корнеплоды были взвешены. Результаты экспериментатор занесла в таблицу.

Какие выводы можно сделать, анализируя эти данные?

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Ответы выведены на доску                Оценочный лист

Задание

Ответ

Балл

1

Удобрение

1 балл

2

Удобрение, растений, почв, урожая, растениям

4 балла

3

Органические-навоз, птичий помет, торф, перегной

Минеральные- азотные, фосфорные, калийные

Каждый ответ 0,5 баллов. Всего 5 баллов

4

макроудобрения

микроудобрения

3,6,8

1,2,4,5,7,

Каждый ответ 0,5 баллов. Всего 4 балла

5

Группа удобрений

Роль питательного элемента

Азотные

Весной

Фосфорные

Летом и осенью

Калийные

Осенью

Микроудобрения

В течении всего вегетационного периода.

Удобрения вносят до дождя или перед поливом, желательно в вечернее время

5 баллов

6

Оба суждения верны. Ответ: 3.

1 балл

 

 

 

 

 

 

Шкала перевода в отметку «5» -19 - 20 баллов,

 «4» -13-18 баллов, «3» - 5-12 баллов       

 

 

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, выражать свои мысли.

Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные: формирование личностного самоопределения.

Организует совместную работу учащихся по формулированию вывода по уроку.

Вывод по уроку:  Рефлексия                                                                                                        Ребята, могут ли сведения, с которыми вы познакомились сегодня, пригодиться вам в жизни? За окном зима, февраль. Но растения всё равно нуждаются в поливе. Пусть ваши капельки дадут жизнь организму. Выберите капельки  того цвета, на который вы себя сегодня чувствовали на уроке и приклейте на доску сделаем цветочки!                                        Красный – настроение отличное!                                                                                             Синий – всё хорошо, но чего – то не хватило.                                                                      Зелёный – неважное настроение.

Этап 5.2. Домашнее задание

Выучить записи в тетради и заполнить схему стр.79 учебника

             Экологические группы растений

 

 

 

 

 


Растения:

 

Растения:

 

Растения:

 

Растения:

 

 

 

Приложение 1.

 

Рабочий лист по биологии 6 класс

Тема: Минеральное питание растений. Удобрения.

Задание 1. Отгадай загадку и узнай тему урока

Его подсыплю под цветок,

Чтоб тот расти быстрее мог.

Еда не только для растения,

Зовётся просто - ….

Задание 2 Вставьте пропущенные слова в определение                                                        _____ - это вещества, применяемые для улучшения питания ________, свойств _____, повышения ______. Их эффект обусловлен тем, что они предоставляют _____ дефицитные компоненты, необходимые для роста и развития.                                                                                                                        Задание 3. Перед вами список удобрений. Разделите их на 2 группы и составьте кластер (схему) :  азотные ,навоз, фосфорные, органические, птичий помет, минеральные, торф, калийные, перегной.

Задание 4. Внесите в таблицу предложенные  Макро и микроудобрения (1.бор,2. цинк, 3.азот, 4.молибден, 5.кобальт,6. калий,7. марганец, 8.фосфор, )

Макроудобрения

микроудобрения

 

 

Задание 5. Внимательно изучите таблицу . Когда и почему необходимо вносить в почву удобрения? Дать полный ответ.

Группа удобрений

Роль питательного элемента

Азотные

Стимулируют рост и увеличение зеленой массы растений (стеблей и листьев)

Фосфорные

Необходимы при росте репродуктивных органов -цветов и плодов.

Калийные

Ускоряют процесс фотосинтеза, накопление углеводов и укрепляют стебли злаковых растений.

Микроудобрения

Способствуют синтезу сахаров, белков, крахмала, нуклеиновых кислот и витаминов.

Задание 6. Верны ли следующие суждения об агротехнических приёмах выращивания культурных растений?                                                                                                                           А. Азотные удобрения вносят в почву в виде подкормки, для усиления роста и увеличение зеленой массы растений.                                                                                                                          Б. Прищипку главного корня проводят для развития боковых корней в верхнем слое почвы.                                                                                                                                                     1)  верно только А                                        2)  верно только Б                                                                                                                                                                                                                                                                      3)  оба суждения верны                                4)  оба суждения неверны                                                                                         

 

 

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

 

Минеральное питание растений. Удобрения.

 

Задание

Ответ

Балл

1

Удобрение

1 балл

2

Удобрение, растений, почв, урожая, растениям

4 балла

3

Органические-навоз, птичий помет, торф, перегной

Минеральные- азотные, фосфорные, калийные

Каждый ответ 0,5 баллов. Всего 5 баллов

4

макроудобрения

микроудобрения

3,6,8

1,2,4,5,7,

Каждый ответ 0,5 баллов. Всего 4 балла

5

Группа удобрений

Роль питательного элемента

Азотные

Весной

Фосфорные

Летом и осенью

Калийные

Осенью

Микроудобрения

В течении всего вегетационного периода.

Удобрения вносят до дождя или перед поливом, желательно в вечернее время

5 баллов

6

Оба суждения верны. Ответ: 3.

1 балл

 

Шкала перевода в отметку «5» -19 - 20 баллов, «4» -13-18 баллов, «3» - 5-12 баллов       

 

 

     Приложение 2.                             «ГИДРОПОНИКА»

       Метод гидропоники основан на изучении корневой системы растения, а конкретно как происходит питание растения. Ученые работали десятки лет, чтобы понять, что же корень извлекает из почвы. Выяснить это удалось благодаря опытам выращивания растений в воде. В дистиллированной воде растворяли определенные питательные элементы (минеральные соли).

     Растение выращивали на этом растворе в обыкновенной стеклянной банке. И эксперименты показали, что растение хорошо развивается, если в растворе есть калий, сера, железо, магний, кальций, азот и фосфор. Ученые выяснили, что если из раствора с питательными веществами исключить такие элементы как калий, рост растения останавливается. Оказывается, без кальция не может развиваться корневая система. Элементы железо и магний, необходимы растению для образования хлорофилла. Белки, необходимые для образования протоплазмы и ядра, не могут образоваться без серы и фосфора.

      Долгое время ученные думали, что только эти элементы нужны для нормального развития растений. Но позже ученые выяснили, что растению также нужны очень небольшие количества других элементов, которые поэтому и назвали микроэлементами.

      Примерно в одно и то же время в девятнадцатом веке российский ученый К. А. Тимирязев, а в Германии  Ф. Кноп разрабатывали метод выращивания растений в водных растворах.

      В 1936 г. В США Герикке испытал выращивание овощей в растворах, дав название этому методу гидропоника. В нашей же стране первые удачные опыты выращивания овощей на гидропонике были поставлены в 1938-1939 годах. Сперва растения на гидропонике выращивались исключительно в воде, без субстрата. Но при выращивании в воде снабжение корней кислородом оказалось низким, реакция раствора неустойчива, поэтому отдельные корни и растения погибали.

     Поэтому выращивание растений в воде не нашло применения, и были разработаны другие методы гидропоники. Корни растения разместили в относительно в инертном субстрате, который погружен в раствор необходимых питательных веществ.

В зависимости от того какой используется субстрат появились различные методы гидропоники: 

  • Агрегатопоника - когда корни размещены в твердых инертных, неорганических субстратах – керамзите, щебне, песке, гравии и т.п.
  • Хемопоника - субстратом служат мох, опилки, верховой торф и другие малодоступные для питания растений органические материалы;
  • Ионитопоника субстрат из ионообменных материалов;
  • Аэропоника - твердого субстрата нет, корни висят в воздухе затемненной камеры.

      И так при выращивании гидропонным методом, корни растения не в почве, а субстрате, заменителе почвы, который не имеет питательного значения, грубо говоря, субстрат просто создает опору развитию корневой системы.

Задания:

1.Что такое гидропоника?

2.Кто, где и когда впервые открыл метод гидропоники?

3.Укажите методы гидропоники.

4.Помимо воды и минеральных солей, какое ещё вещество жизненно необходимо корням растений?

Гидропоника - это способ выращивания растений без почвы, при котором растение получает из раствора все необходимые питательные вещества в нужных количествах и точных пропорциях (что почти невозможно осуществить при почвенном выращивании). Слово гидропоника произошло от греч. υδρα — вода и πόνος — работа, в итоге получаем «рабочий раствор».

 

Приложение 3.

Начало декабря. Предновогодняя суета охватывает население не только России, но и всего Мира. Кто – то покупает ёлки  и украшения к ним, а кто – то мастерит всё это своими руками. А где зимой зелень взять, на новогодний стол ? Правильно! Можно купить, а можно и на окне вырастить методом гидропоники. Лук, петрушка, укроп – чем не подарок к Новогоднему столу?! Решили ребята 6 класса соблюдать весь технологический процесс такого метода. Быстро и удобно. Только вот Георгий  против, говорит, что зелень эта будет экологически не безопасной.

    Прав ли Георгий? При использовании метода гидропоники можно ли получить экологически чистую зелень к Новогоднему столу?

1 задание Каковы преимущества гидропонного метода выращивания растений? Учащиеся в паре формулируют ответы и устно отвечают.. Учитель потом дополняет.

 

                       Преимущества гидропонного метода выращивания растений:

n.      При применении настоящего способа существенно поднимается  урожайность плодовых  растений. Интенсивное цветение декоративных растений также доказывает положительное влияние гидропоники на их рост. Этот метод помогает снабдить растение всеми необходимыми ему полезными веществами. Оно растет крепким и здоровым, причем гораздо быстрее, чем в почве.

o.      Растение не накапливает вредных и пагубно влияющих на человеческий организм элементов, содержащихся в почве. Как правило, это ядовитые органические соединения, избыток нитратов, радионуклиды, тяжелые металлы и прочие. Особенно это актуально для плодовых растений. Ведь при использовании метода гидропоники растения получают только лишь полезные вещества.

p.      Растения не нуждаются в ежедневном поливе. И расход воды при гидропонике гораздо проще контролировать. Каждое растение требует исключительно индивидуального подхода. В зависимости от системы выращивания и объема емкости необходимо систематически доливать воду – одному растению раз в три дня, другому раз в месяц.

q.      При почвенном выращивании растения нередко страдают от пересыхания и недостатка кислорода,  в случае переувлажнения. С применением способа гидропоники это совершенно исключено.

r.        Процедура пересаживания многолетних растений при использовании технологии гидропоники существенно облегчается. Ведь при пересадке их в почву корни в любом случае травмируются, в той или иной степени.

s.       Благодаря гидропонике можно избежать таких проблем, как вредители и всевозможные разновидности грибков и болезней, которые встречаются у растений, растущих в почве. Вопрос о применении ядохимикатов сам собой отпадает.

t.        Отпадает необходимость применения новой почвы, что значительно уменьшает затраты на процесс выращивания комнатных растений.

u.      С практический точки зрения за такими растениями легче ухаживать, нет грязи от земли, нет посторонних запахов, нет вредителей, которые могут завестись в почве, а потом распространиться и на помещение.

v.      При выращивании на гидропонике, корни у растений маленькие, а значит можно сэкономить на пространстве и материалах. Экономия воды может доходить до 80%.

w.    Выращивать растения при таком способе можно круглый год и урожайность на единицу площади может быть выше в десятки раз. Выгода выращивания таким способом очевидна, ведь этим способом можно накормить весь мир.

x.      Гидропоника может быть экологичной. Например, в Индии растения сажают на кокосовое волокно, а корни растения погружаются в воду. Естественно это не коммерческий способ выращивания и в магазине продуктов, выращенных таким способом найти невозможно.

y.      Гидропоника позволяет избежать попадания в растения вредных примесей от промышленности. Ведь в огородах и дачах, которые находятся в городской черте или поблизости от города, в воздухе множество ядовитых примесей, которые впитывают растения.

z.       На гидропонике выращиваются следующие культуры: огурцы, томаты, бобовые, зелень – салат, лук, укроп и пр. Таким способом нельзя вырастить: морковь, свеклу, картофель, редис.

 

Минусы применения технологии гидропоники:

·     Вред овощей выращенных на гидропонике скорее зависит от химикатов, которые используются при выращивании, а не от самого метода. Зачастую применяют химикаты, действие которых направлено на максимальный и быстрый рост урожая («урожайные» химикаты).

·     Как вы думаете, что для производителя важнее, здоровье людей или своя прибыль? Ответ очевиден. Тогда следующий вопрос — будет ли производитель думать о том, чтобы выращенная им продукция максимально приближалась по составу к натуральному и природному составу? Конечно нет. А раз так, значит для удешевления, он будет использовать только те химикаты, которые влияют на рост и внешний вид. Продукция получается, мягко говоря неполноценная.

·     Со временем, накопление нитратов и других неприродных компонентов начинает приводить к различным заболеванием. Впрочем, здесь многое зависит от иммунитета человека и способности организма выводить из себя всё ненужное. По этой причине, в Интернете очень сложно найти что-то внятное о вреде гидропоники.

·     Однако ряд тяжёлых металлов, которые попадают в организм через такую синтетическую продукцию, практически не выводятся и со временем это сказывается на здоровье. И когда спустя определённое количество лет, появляется какая-либо болезнь в следствии тяжёлых металлов или нитратов, то определить причину этого заболевания уже практически невозможно. Ведь неизвестно, через какие продукты это всё ненужное попало в организм.

·     В  домашних условиях выращивать такую продукцию и использовать весь необходимый комплекс микроэлементов. В этом случае будет гарантия от некачественных «урожайных» нитратов. Вред не в методе, а в применяемых химикатах. Если есть возможность вместо химии применить органику, это обязательно нужно сделать.

 

Как отличить овощи, выращенные на гидропонике, от натуральных овощей

  • Внешний вид. У овощей, выращенных на гидропонике привлекательный, но в тоже время блёклый вид. Они долго хранятся, выглядят наливными. Именно такие продукты попадают в рекламу.
  • Аромат. Гидропоника на «урожайных» химикатах лишает продукты аромата. Овощи не пахнут. В народе такие продукты называют «пластмассовыми».

 

 

      Гидропоника - это способ выращивания растений без почвы, при котором растение получает из раствора все необходимые питательные вещества в нужных количествах и точных пропорциях (что почти невозможно осуществить при почвенном выращивании). Слово гидропоника произошло от греч. υδρα — вода и πόνος — работа, в итоге получаем «рабочий раствор».

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru