Урок биологии в 9 классе по теме
«Скелет головы и скелет туловища».
Цель: Изучить особенности строения скелета головы и скелета туловища.
Ход урока:
Ребята
сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки:
Чтоб на кисель не походить,
На скользкую медузу,
у всех у нас он должен быть,
И он нам не обуза.
Что это????
Верно ребята, это скелет.
Повторение изученного:
На предыдущем уроке мы познакомились со значением скелета, изучили особенности строения костей и их соединения.
Сегодня мы с вами будем работать в группах: 1-я группа - это первый ряд, вторая группа - это второй ряд и третья группа - это третий ряд, и в каждой группе будет командир (эксперт), он будет подводить итог работы всей группы.
1. Задание: каждой группе нужно назвать значение скелета, для этого эксперт обходит всю группу, а после этого зачитывает результат:
Молодцы отлично справились!!!!
2. Ребята для выполнения второго Задания вам нужно будет объединиться:
на рисунке изображена кость, нужно за три минуты сделать обозначения кости.
3. Способ соединения костей зависит от их функции. Каждой группе нужно определить тип соединения и объяснить, почему вы так считаете? (Учитель показывает соединения костей, а учащиеся определяют, к какому типу относится).
Молодцы ребята и с этим заданием вы успешно справились!!!!!!!!!!!
Изучение нового материала:
2. Скелет головы – череп.
Учитель: Как вы думаете, какая часть тела всегда считалась священной. В древности многие верили, что в ней обитает душа. По представлениям полинезийского народа маори, голова служила вместилищем маны — особой силы человека. Поэтому нельзя было дотрагиваться до ?? у знатных людей. Что это за часть тела? Учащиеся отвечают....
Учитель: Многие народы столь же почтительно относились и к черепу. Кельты вывешивали человеческие черепа перед входом в жилые помещения и святилища. Иногда, дабы защитить дом от воров, ими унизывали ограду — у жителей горных районов Бирмы, Таиланда, Лаоса, Китая целые аллеи были “украшены” такими костными останками. Испанские завоеватели восприняли их как экспонаты, хотя и не совсем обычные, но для аборигенов сохраняемые черепа предков служили оберегами от бед и опасностей.
Ребята, а что является опорой тела? Учащиеся отвечают ….
ВЕРНО, вот вы и определили тему урока
Записываем в тетрадях число и тему урока: Скелет головы и скелет туловища.
Цель нашего урока: Изучить особенности строения скелета головы и туловища.
Какие задачи мы с вами обозначим?
Учащиеся:
1. Какие кости входят в состав черепа и скелета туловища.
2. Какое значение имеет скелет головы и туловища.
Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии?
Специалисты разделяют его на мозговой, и лицевой отделы.
Как вы считаете, какие функции выполняет мозговой отдел черепа ( защищает головной мозг, органы слуха)
Ребята , как вы считаете какую функцию выполняет лицевой отдел??????? Образует косную основу лица.
ИСТОРИЯ развития мозгового отдела:
Формирование Homo sapiens на заре его истории привело к изменению формы черепа. Это было обусловлено прямохождением и специализацией рта. Первое обстоятельство повлекло смешение точки опоры головы вперёд, а второе вызвало возникновение органа речи и изменение процесса питания. Люди научились использовать хозяйственные орудия и уже не испытывали необходимости в грубой переработке пиши зубами. К тому же зубы постепенно перестали быть средством защиты и нападения. Соответственно, размеры челюстей и всей лицевой части черепа уменьшились, а мозговой — возросли. Тем более что увеличился и объём головного мозга человека.
В процессе развития происходило “наплывание” мозгового отдела на лицевой.
Череп
меняется с возрастом. На первых месяцах развития плода он весь перепончатый
(соединительнотканный). Затем в основании появляются хрящи, постепенно
преобразующиеся в кости. А в области крыши черепа хрящи так и не возникают – у
младенцев здесь участки между отдельными костями закрыты соединительной
тканью.
Довольно широкие промежутки на черепе новорожденного получили название
родничков, которым когда-то приписывали фантастические свойства, вплоть до
способности пропускать “духов” головного мозга. Теперь же никто не сомневается,
что во внутриутробный период швы и роднички необходимы, чтобы самая большая
часть плода – его головка могла изменять форму и легче проходить через родовые пути
женщины. А появившемуся на свет младенцу роднички нужны, так как ребёнок бурно
растет, мозг увеличивается. Чтобы в какой-то момент мозгу не стало тесно в
черепной коробке, природа предусмотрела роднички.
А название каких костей вы можете назвать, используя свои знания? Название кости черепа получили по месту расположения, я буду показывать на слайде, а вы попробуйте дать названия этим костям...........................
У каждого есть рабочий лист, где изображен немой рисунок, наносите обозначения на рисунке.
Вверх от глазниц поднимается снабжённая буграми лобная кость. Уместно подчеркнуть, что лоб у нас большой из-за хорошего развития мозга, и в том числе его лобных долей. Сзади расположена затылочная кость, а по бокам — весьма тонкие височные кости. Поскольку прочность их мала, удар в висок опасен. В “Песне про купца Калашникова...” М. Ю. Лермонтова молодой купец одним ударом в висок убил удалого опричника Кирибеевича.
Лицевая же часть, на строительство которой идёт 16 более тонких костей, связана с органами дыхания, пищеварения и чувств.
Только человеку присущ подбородок треугольной формы, впрочем крайне изменчивый по очертаниям: у кого-то он может сильно выдаваться вперёд, у кого-то укорочен и т. д. Такого выступа нет у обезьян, не было его и у древних людей. Его появление обусловлено развитием членораздельной речи. Нижняя челюсть — единственная подвижная кость черепа.
На лицевом черепе сразу обращают на себя внимание крупные глазницы и наружное отверстие полости носа. Его слегка прикрывают сверху сросшиеся друг с другом мелкие носовые косточки, благодаря чему нос у человека немного выдается вперед. Чуть ниже глазниц лежат парные верхнечелюстные кости.
Ребята сохраните эти рисунки в тетради, они вам пригодятся при подготовке домашнего задания.
3. Скелет туловища.
Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.
Основу скелета составляет позвоночник, имеющий оригинальную конструкцию. Если бы он представлял собой сплошной костный стержень, то наши движения были бы скованными, лишенными гибкости и доставляли бы такие же неприятные ощущения, как езда в телеге без рессор по булыжной мостовой. Упругость сотен связок, хрящевых прослоек и изгибов делает позвоночник прочной и гибкой опорой. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться, прыгать, кувыркаться, ездить верхом, бегать.
Очень прочные межпозвонковые связки допускают самые сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу — он не подвергается каким-либо механическим воздействиям при самых невероятных изгибах позвоночника.
Вспомните сложные цирковые акробатические номера, и вы поймете, насколько совершенны подвижность и прочность позвоночника. Изгибы позвоночного столба соответствуют нагрузке на ось скелета. Поэтому нижняя, более массивная часть становится опорой при движении, верхняя — помогает сохранять равновесие. Позвоночный столб можно было бы назвать позвоночной пружиной.
Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук, туловища. Верхний отдел позвоночника поддерживает голову. Длина позвоночника составляет около 40% длины тела человека.
Позвоночник состоит из 33—34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4—5 позвонков). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик.
Позвоночник человека имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.
Позвоночник образован позвонками.
Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.
Ребята, как вы считаете, какое заболевание позвоночника, очень часто встречается у школьников из-за неправильной осанки.... сколиоз...
Физкультминутка для снятия напряжения, усталости плечевого пояса:
1. Тянем плечи вверх, пытаемся дотянуться до ушей и плавно опускаем вниз.
2. Нужно сесть ровно, спину выпрямить и постараться свести лопатки до максимума, затем развести их в стороны (повторить 2 раза)
Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей.
Сейчас открываем стр. 109 учебника.
На доске написано начало выражения, а вам нужно его продолжить:
1. скелет туловища состоит из................
2. Длина позвоночника...........
3. Позвоночник состоит из......................
4. Грудная клетка образована..................
Проверим, у кого записано неправильно?
Подведение итога:
Итак, вернемся к нашим целям и задачам.
Ребята! Достигнута цель урока?
Все ли задачи выполнены? Или что-то нам предстоит еще решить на следующем уроке?
Записываем домашнее задание: стр. 108-110, по учебнику сделать схематический рисунок позвоночника и подписать названия отделов, количество позвонков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.