Урок биологии в 9 классе по теме «Скелет головы и скелет туловища»
Оценка 4.7

Урок биологии в 9 классе по теме «Скелет головы и скелет туловища»

Оценка 4.7
doc
02.09.2023
Урок биологии в 9 классе по теме «Скелет головы и скелет туловища»
конспект урока 9кл.doc

Урок биологии в 9 классе по теме

«Скелет головы и скелет туловища».

 

Цель: Изучить особенности строения  скелета головы и скелета туловища.

 

Ход урока:

 

Ребята сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки:

Чтоб на кисель не походить,
На скользкую медузу,
  у всех  у нас    он    должен быть,
И он нам не обуза.

Что это????

Верно ребята, это скелет.

Повторение изученного:

На предыдущем уроке мы познакомились  со  значением скелета, изучили особенности  строения костей и их соединения.

Сегодня мы с вами будем работать в группах:  1-я группа  - это первый ряд, вторая группа - это второй ряд и третья группа - это  третий ряд, и в каждой группе будет командир (эксперт), он будет подводить итог работы всей группы.

1. Задание: каждой  группе нужно  назвать значение скелета, для этого эксперт обходит всю группу, а после этого зачитывает результат:

 

Молодцы отлично справились!!!!

 

2. Ребята для  выполнения второго Задания вам нужно будет объединиться:

на рисунке изображена кость, нужно  за три  минуты сделать обозначения кости.

 

 

 

 

 

3.     Способ соединения костей  зависит от их функции. Каждой группе нужно определить тип соединения и объяснить, почему вы так считаете?   (Учитель показывает соединения  костей, а учащиеся определяют, к какому типу относится).

 

Молодцы ребята и  с этим заданием вы успешно справились!!!!!!!!!!!

 

Изучение нового материала:

2. Скелет головы – череп.

Учитель: Как вы думаете, какая  часть  тела     всегда считалась священной. В древности многие верили, что в ней обитает душа. По представлениям полинезийского народа маори, голова служила вместилищем маны — особой силы человека. Поэтому нельзя было  дотрагиваться до  ??  у знатных  людей. Что это за часть тела? Учащиеся  отвечают....

Учитель: Многие народы столь же почтительно относились и к черепу. Кельты вывешивали человеческие черепа перед входом в жилые помещения и святилища. Иногда, дабы защитить дом от воров, ими унизывали ограду — у жителей горных районов Бирмы, Таиланда, Лаоса, Китая целые аллеи были “украшены” такими костными останками.  Испанские завоеватели восприняли их как экспонаты, хотя и не совсем обычные, но для аборигенов сохраняемые черепа предков служили оберегами от бед и опасностей. 

Ребята, а что является опорой тела? Учащиеся отвечают ….

ВЕРНО, вот вы и определили тему урока

Записываем в тетрадях число и тему  урока: Скелет головы и скелет туловища.

Цель нашего урока: Изучить особенности строения скелета головы и туловища.

Какие задачи мы  с вами обозначим?

 Учащиеся:

1.     Какие кости входят в состав черепа и скелета туловища.

2.     Какое значение имеет скелет головы и туловища.

Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии?

 Специалисты разделяют его на мозговой,  и лицевой отделы.

 

Как вы считаете, какие функции выполняет мозговой отдел черепа ( защищает головной мозг, органы слуха)

Ребята , как вы считаете какую функцию выполняет лицевой отдел??????? Образует  косную основу лица.


 

 

ИСТОРИЯ  развития мозгового отдела:

Формирование Homo sapiens на заре его истории привело к изменению формы черепа. Это было обусловлено прямохождением и специализацией рта. Первое обстоятельство повлекло смешение точки опоры головы вперёд, а второе вызвало возникновение органа речи и изменение процесса питания. Люди научились использовать хозяйственные орудия и уже не испытывали необходимости в грубой переработке пиши зубами. К тому же зубы постепенно перестали быть средством защиты и нападения. Соответственно, размеры челюстей и всей лицевой части черепа уменьшились, а мозговой — возросли. Тем более что увеличился и объём головного мозга человека.

В процессе развития происходило “наплывание” мозгового отдела на лицевой.

Череп меняется с возрастом. На первых месяцах развития плода он весь перепончатый (соединительнотканный). Затем в основании появляются хрящи, постепенно преобразующиеся в кости. А в области крыши черепа хрящи так и не возникают – у младенцев здесь участки между отдельными костями закрыты соединительной тканью. 

Довольно широкие промежутки на черепе новорожденного получили название родничков, которым когда-то приписывали фантастические свойства, вплоть до способности пропускать “духов” головного мозга. Теперь же никто не сомневается, что во внутриутробный период швы и роднички необходимы, чтобы самая большая часть плода – его головка могла изменять форму и легче проходить через родовые пути женщины. А появившемуся на свет младенцу роднички нужны, так как ребёнок бурно растет, мозг увеличивается. Чтобы в какой-то момент мозгу не стало тесно в черепной коробке, природа предусмотрела роднички.
 


 

 

 


Ребята внимательно посмотрите на скелет головы, отличаются кости, его составляющие? Чем?

А название каких костей вы можете назвать, используя свои знания?  Название кости черепа получили по месту расположения, я буду показывать на слайде, а вы попробуйте дать названия этим костям...........................

 


 

 

 

У каждого есть рабочий лист, где изображен немой рисунок, наносите обозначения на рисунке.

Вверх от глазниц поднимается снабжённая буграми лобная кость. Уместно подчеркнуть, что лоб у нас большой из-за хорошего развития мозга, и в том числе его лобных долей. Сзади расположена затылочная кость, а по бокам — весьма тонкие височные кости. Поскольку прочность их мала, удар в висок опасен. В “Песне про купца Калашникова...” М. Ю. Лермонтова молодой купец одним ударом в висок убил удалого опричника Кирибеевича.

Лицевая же часть, на строительство которой идёт 16 более тонких костей, связана с органами дыхания, пищеварения и чувств.

Только человеку присущ подбородок треугольной формы, впрочем крайне изменчивый по очертаниям: у кого-то он может сильно выдаваться вперёд, у кого-то укорочен и т. д. Такого выступа нет у обезьян, не было его и у древних людей. Его появление обусловлено развитием членораздельной речи. Нижняя челюсть — единственная подвижная кость черепа.

На лицевом черепе сразу обращают на себя внимание крупные глазницы и наружное отверстие полости носа. Его слегка прикрывают сверху сросшиеся друг с другом мелкие носовые косточки, благодаря чему нос у человека немного выдается вперед. Чуть ниже глазниц лежат парные верхнечелюстные кости.

Ребята сохраните эти рисунки в тетради, они вам пригодятся при подготовке домашнего задания.

3. Скелет туловища.

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Основу скелета составляет позвоночник, имеющий оригинальную конструкцию. Если бы он представлял собой сплошной костный стержень, то наши движения были бы скованными, лишенными гибкости и доставляли бы такие же неприятные ощущения, как езда в телеге без рессор по булыжной мостовой. Упругость сотен связок, хрящевых прослоек и изгибов делает позвоночник прочной и гибкой опорой. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться, прыгать, кувыркаться, ездить верхом, бегать.


Очень прочные межпозвонковые связки допускают самые сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу — он не подвергается каким-либо механическим воздействиям при самых невероятных изгибах позвоночника.

Вспомните сложные цирковые акробатические номера, и вы поймете, насколько совершенны подвижность и прочность позвоночника. Изгибы позвоночного столба соответствуют нагрузке на ось скелета. Поэтому нижняя, более массивная часть становится опорой при движении, верхняя — помогает сохранять равновесие. Позвоночный столб можно было бы назвать позвоночной пружиной.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук, туловища. Верхний отдел позвоночника поддерживает голову. Длина позвоночника составляет около 40% длины тела человека.

Позвоночник состоит из 33—34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4—5 позвонков). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик.

Позвоночник человека имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.

Позвоночник образован позвонками.

Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

Ребята, как вы считаете,  какое заболевание  позвоночника, очень часто встречается у школьников из-за неправильной осанки.... сколиоз...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка  для снятия напряжения, усталости  плечевого пояса:

1. Тянем плечи вверх, пытаемся дотянуться  до ушей  и плавно опускаем вниз.

2.     Нужно сесть ровно,  спину выпрямить и постараться свести лопатки до максимума, затем развести их в стороны (повторить 2 раза)

 

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей.

Сейчас открываем стр. 109 учебника.

На доске написано начало выражения, а вам нужно его продолжить:

1. скелет туловища состоит из................

2.     Длина позвоночника...........

3.     Позвоночник состоит из......................

4.      Грудная клетка образована..................

 Проверим, у кого записано неправильно?

 

Подведение итога:

Итак, вернемся к нашим целям и задачам.

Ребята! Достигнута цель урока?

Все ли задачи выполнены? Или что-то нам предстоит еще решить на следующем уроке?

 

Записываем домашнее задание: стр. 108-110, по учебнику сделать схематический рисунок позвоночника и подписать названия отделов, количество позвонков.


Урок биологии в 9 классе по теме «Скелет головы и скелет туловища»

Урок биологии в 9 классе по теме «Скелет головы и скелет туловища»

Способ соединения костей зависит от их функции

Способ соединения костей зависит от их функции

Записываем в тетрадях число и тему урока:

Записываем в тетрадях число и тему урока:

ИСТОРИЯ развития мозгового отдела:

ИСТОРИЯ развития мозгового отдела:

Ребята внимательно посмотрите на скелет головы, отличаются кости, его составляющие?

Ребята внимательно посмотрите на скелет головы, отличаются кости, его составляющие?

У каждого есть рабочий лист, где изображен немой рисунок, наносите обозначения на рисунке

У каждого есть рабочий лист, где изображен немой рисунок, наносите обозначения на рисунке

Очень прочные межпозвонковые связки допускают самые сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу — он не подвергается каким-либо механическим воздействиям при…

Очень прочные межпозвонковые связки допускают самые сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу — он не подвергается каким-либо механическим воздействиям при…

Позвоночник человека имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного…

Позвоночник человека имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного…

Длина позвоночника........... 3

Длина позвоночника........... 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2023