Тема Боги и герои Древней Греции.
Мозговой штурм
2. Узнай по отрывку, о каком событии идет речь:
• «Знай же, циклоп, что тебя ослепил Одиссей, знаменитый властитель Итаки!»
( возвращение Одиссея на о. Итаку, после Троянской войны. Поэма «Одиссея»)
• «Дай позволение мне облачиться в доспех твой прекрасный.
Может быть, в битве, меня за тебя принимая, троянцы бой прекратят».
( «Илиада», Патрокл просит разрешения у Ахиллеса участвовать в бою с троянцами)
• «В Гектора горло копьем Ахиллес богоравный ударил.. В пыль опрокинулся он. И вскричал Ахиллес торжествуя: « Гектор! Убивший Патрокла, ты жить собирался остаться?»
( «Илиада», поединок Ахиллеса и Гектора»
3. Ответьте на вопросы:
1. Назовите поэмы Гомера.
2. Какому событию посвящена поэма Гомера «Илиада», «Одиссея»?
3. Какие цели преследовали греки в Троянской войне?
4. Кто действующие лица в поэме «Илиада» ( боги, герои и люди)
Какому событию посвящена поэма Гомера «Илиада», «Одиссея»?
Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.
(возвращение Одиссея на о. Итаку, после Троянской войны. Поэма «Одиссея»)(«Илиада», Патрокл просит разрешения у Ахиллеса участвовать в бою с троянцами) («Илиада», поединок Ахиллеса и Гектора»
Поэмы «Одиссея», «Илиада»
Троянская война, Рассказывает о приключениях мифического героя по имени Одиссей во время его возвращения на родину по окончании Троянской войны. Находят в атласах и показывают на карте где расположена Троя. Захватить Трою, поводом к войне Гомер считает исторический факт похищения Елены (боги, герои и люди)
Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы
- На предыдущих уроках мы изучали поэмы Гомера. Сегодня мы познакомимся с богами, героями и людьми, упомянутых в поэмах Гомера, узнаем, где они живут, и каким занятиям древних греков покровительствуют.
Показ ролика
- С какими богами мы уже с вами познакомились на прошлых уроках?
Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.
( Зевс, Гера, Афина, Афродита, Гефест)
1 сл
Читать .
на севере земли, населенной эллинами, находится страна Фессалия. На границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих фессалийскую равнину, возвышается гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны ее покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозеленый кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны ее обрывисты, на вершине лежит вечный снег.
В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине – золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето и в чертогах светло. С неба льется яркий голубой свет. В чертогах пируют бессмертные боги. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей.
Задание: Работая с учебником, с. 129 п.1, 2 . нам необходимо найти всех богов, живших на Олимпе и и соотнести их на картоне
Учитель: Главным богом у греков был Зевс. Слайд 3. Это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет с орлом - символом власти на плече и пучком молнии в руке. Взмахнет Зевс рукой- удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния—и хлынут потоки дождя на землю. Женой его была Гера, которую эллины почитали еще и как покровительницу брака и семьи. Слайд 4.
Вопрос: Почему именно этот бог играл такую важную роль в религии греков? Что вы знаете о дождях и грозах в Греции? Какой вред и какую пользу они приносили грекам?
Главный храм Зевса находился в Олимпии, в Южной Греции. Один раз в четыре года здесь устраивались знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.
В далеки времена миром правил бог Крон. Крону было предсказано, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у жены Крона, богини Реи, рождался ребенок, Крон проглатывал его. Когда родился Зевс, Рея решила обмануть Крона и подала ему камень, завернутый в пеленки. Не заметив обмана, Крон проглотил камень. Зевс вырос, возмужал. Он восстал против своего отца и в жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.
Слайд5. Не меньше, чем грозного Зевса, греки боялись морского бога Посейдона. Своим огромным трезубцем Посейдон вызывает на море бурю и топит корабли. Посейдона изображали могучим мужчиной с горделивой и величественной осанкой.
Слайд6. Бог Аид- брат Зевса и Посейдона- властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит ночь. Точно гонимые ветром носятся там души умерших. Никому нет возврата из этого царства печали.
Вопрос учащимся: Какое явление природы отражено в сказании об Аиде?
Учитель: Считалось, что у каждой отрасли хозяйства-земледелия, скотоводства, охоты и других ремесел- есть свой бог покровитель. Особенно славились бог винограда и вина Дионис) богиня хлебных колосьев Деметра. Слайд 7. Деметре приносили жертвы, молясь о хорошем урожае. А в честь бога Диониса люди устраивали праздник весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре когда поспевало молодое вино.
Слайд8. Когда греки начали обрабатывать металлы, возник миф о боге Гефесте- покровители кузнецов. Гефест сам работает в кузнице под землей. Гефест носит простую одежду ремесленника, его руки и лицо выпачканы сажей.
С развитием торговли появился бог Гермес. Он выполнял различные поручения Зевса и летал из одного города в другой, поэтому Гермеса часто изображали с крылышками на сандалиях.
Слайд 9. Богом искусства считался красивый юноша Аполлон. Его сопровождали музы- покровительницы танцев, музыки, поэзии, истории. Любили богиню охоты - Артемиду.
Слайд 10. Почитали богиню мудрости и знаний Афину, воительницу, охранявшую города, покровительницу ткачества.
Слайд 11. Не меньшим уважением пользовался и грозный бог войны Арес.
Слайд 12. Самой прекрасной из олимпийских богинь была «златокудрая» Афродита- богиня любви и красоты. В мифах говорилось, что родилась она из белоснежной пены, принесенной теплым ветром к берегам острова Кипр.
Комментированное чтение мифа о богине земледелия Деметре и ее дочери Персефоне.
Задание:
-Какие явления природы отразились в мифе?
VI. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Задание: прочитать стр. 131-132
Цель: формировать умение анализировать через деятельность героя его личностные качества.
- Вопросы ученикам: Кого греки называли героями?
- Каких героев Древней Греции вы уже знаете?
- Вспомните, героями каких мифов и произведений являются Ахилесс и Тесей
Сегодня мы познакомимся с самым популярным героем Древней Греции- Гераклом . Сын Зевса и смертной женщины Алкмены после невольного убийства своих детей, Геракл обращается к дельфийскому оракулу и просит определить для него наказание. Оракул повелевает ему носить имя Геракл( до этого его звали Алкид), поселиться в Тиринфе и 12 лет служить царю Эврисфею, совершить 10 подвигов, после чего он станет бессмертным.
Вопросы к ученикам:
Вывод:
Учитель: Мы видим, как преображается природа, которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел более уверенно ориентироваться в ней, использовать природу для своих надобностей. Тема победы смертного человека над природой прослеживается не только в мифах о подвигах Геракла, но и в других тоже. Человек стал увереннее чувствовать себя в окружающем мире, и мифы теряют свою «достоверность», превращаясь в сказки, поэмы, песни и театральные постановки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.