Урок окружающего мира, 1 класс.
Тема: «Насекомые»
|
Цели урока:
1. Сформировать целостный взгляд на живую природу и отношение человека к ней.
2. Воспитывать экологическую и информационную культуру младшего школьника.
Задачи урока:
Образовательные:
- актуализировать первичные знания о насекомых и их значение для человека;
- расширить знания об отличительном признаке насекомых и их значении в природе; дать в качестве опережения знания о цепях питания в природе;
- систематизировать знания о строении насекомых;
- закрепить знания о насекомых и их значении для природы и человека.
Воспитательные:
- воспитывать понимание правил отношения человека к насекомым;
Развивающие:
1. Развивать предметные умения:
- устанавливать отличительные признаки животного мира;
- уметь выделять части тела;
- уметь устанавливать взаимосвязи окружающего мира.
2. Развивать надпредметные УУД:
Развивать познавательные умения:
- поиска и выделения необходимой информации;
- извлекать необходимую информацию из текста;
- анализировать объекты с целью выделения признаков;
- находить определённые понятия.
Развивать регулятивные умения:
- самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы;
- формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера;
- контроля, оценки и результата собственной деятельности.
Развивать коммуникативные умения:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам;
- управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Развивать личностные умения:
- иметь представление о ценности и уникальности природного мира.
Этапы учебного занятия |
Содержание |
Задачи и методические приёмы |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент |
Учитель: Всем «Доброе утро!» И пусть доброе настроение и цветы на ваших столах сопровождают вас до конца занятия!
|
Мотивация самоопределению к деятельности. Создание положительного эмоционального настроя. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний. |
Учитель: Как вы думаете? Кого больше всего на свете? Дети высказывают свои мнения Учитель: Ответить ещё раз на этот вопрос я вам предлагаю в конце урока. Что вы больше всего любите смотреть по телевизору? Дети: Мультфильмы. Учитель: Давайте посмотрим! Слайд 1. Демонстрация отрывка с паузами из мультфильма «Приключения Винни- Пуха» Учитель: А кто может продолжить за Винни-Пуха? Вини-Пух: Само дерево жужжать не может… Дети: Тут могут жужжать пчёлы, осы. Вини-Пух: А зачем на свете пчёлы? Дети: Пчёлы дают мёд. Вини-Пух: А зачем на свете мёд? Дети: Мед для того, чтобы его кушать. Учитель: А вы любите мёд? Любите, и от всего сердца говорю вам: «На здоровье!» Учитель: А к какой группе животных учёные относят пчелу? Дети: К насекомым. Учитель: Я предлагаю вам выполнить задание: «Хорошо ли знаете насекомых?» Дети работают с карточками:
Учитель: Давайте с нашим помощником (компьютером) проверим задание. Слайд 2. На экране компьютер оставляет правильные варианты ответов. Учитель: Сравните со своим выбором. У кого всё верно поднимите синий цветочек, а кого есть ошибка – красный. Слайд 3.
|
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Мотивирующий приём сообщения темы урока «Больше всего на свете..» в виде незаконченной фразы . Образовательная задача: -Актуализировать первичные знания о насекомых и их значение для человека; Приём создания занимательности - ролевая игра «Продолжи фразу».
Формирование мотивации учебной деятельности через решение проблемной учебной задачи с помощью теста. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи.
|
Учитель: Кто же догадался, какая сегодня тема урока? Дети: Насекомые. |
Развивать регулятивные умения: - самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы; |
||||||||||||||||||||||||||||||||
«Открытие» детьми нового знания |
Учитель: Почему же паука наш помощник не относит к насекомым? Я вам предлагаю провести исследование. Давайте спланируем нашу работу. Посмотрите на свои принадлежности, на то, что или кто вас окружает, и скажите, где мы можем узнать о насекомых. На доске вывешиваются методы исследования: Дети: 1. «Подумать самостоятельно» 2. «Понаблюдать» 3. «Посмотреть в книгах» 4. «Спросить у другого человека» На доске вывешивается план исследования. Работа организуется по плану. Учитель: Давайте «Подумаем самостоятельно»! Для этого попытаемся сравнить: чем отличаются друг от друга данные животные? Собака- Птица – Насекомое – Паук - Дети: Покрытие тела, количество ног. Учитель на доске фиксирует выдвигаемые гипотезы. Сначала проверяется ошибочная гипотеза «Покрытие тела». Далее учитель организует проверку решающей гипотезы, определяется количество ног у предложенных животных. Фиксируются все варианты ответов как правильные, так и ошибочные. Учитель: Чтобы правильно указать количество ног, давайте понаблюдаем. Рассмотрите экземпляры пчелы медоносной с помощью лупы. Посчитайте количество ног. Дети: шесть! На доске убираются ошибочные варианты количества ног. Учитель: А что же у паука! Посмотрим видеоролик. Слайд 4. Дети просматривают видеоролик и считают число ног паука. Дети: У паука 8 ног. Учитель: Какой же самый главный отличительный признак класса насекомых? Дети: Количество ног. Учитель: Каких же животных мы относим к насекомым? Дети: Насекомые – это животные, у которых шесть ног. Учитель: Продолжим наше наблюдение. Рассмотрите, какие части тела можно выделить у насекомых? В этом вам поможет пчёлка. Дети: Голова, грудь, брюшко. Слайд. 5-10 Учитель сопровождает ответ моделированием пчелы на экране. Дети замечают, что есть усики. Учитель: Зачем насекомому усики? Каким методом исследования мы можем воспользоваться? Обращает детей к плану исследования. Дети: Метод «Посмотреть в книгах». Учитель: Найти ответ в книге – это самый лучший способ узнать. Один ученик зачитывает информацию из энциклопедии – стр. 234 Учитель: Но я вас возвращаю к вопросу нашего урока, «Кого же больше всех на свете?» и к плану нашего исследования. Вы предлагали «Спросить у другого человека». Я хочу вам ответить. На Земле насекомых около миллиона видов. Это больше, чем других животных и растений вместе взятых. |
Образовательная задача: -расширить знания об отличительном признаке насекомых; развивать предметные умения: - развивать умение устанавливать отличительные признаки животного мира; уметь выделять части тела; развивать надпредметные УУД: развивать познавательные умения: - поиска и выделения необходимой информации; -анализировать объекты с целью выделения признаков; -находить определённые понятия. Развивать регулятивные умения: -формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера; Развивать коммуникативное умение: - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам;
приём «Проблемная ситуация» исследовательская работа Приём «Наблюдение»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление. |
Самостоятельное моделирование божьей коровки – применение знаний в нестандартных условиях. Работа в парах. Учитель: Попробуйте сами смоделировать божью коровку. Давайте, задание выполним, стоя. Две пары приглашаются к доске. У одной пары в комплекте не хватает одной ноги, у другой - лишняя. Дети сами должны найти выход из проблемной ситуации. Учитель: Так какие части тела насекомых вы можете назвать? |
Образовательная задача: -систематизировать знания о строении насекомых и включить новое знание в систему знаний; развивать умение анализировать, т.к. задание требует применения знаний в нестандартных условиях; приобретение опыта делового сотрудничества; Развивать коммуникативные умения: - управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; - формировать толерантность в отношениях учащихся в паре. Самостоятельная работа Прием «Моделирование» |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичный контроль
|
Учитель: Продолжим наше исследование при помощи метода «Посмотри в книгах». Откройте учебник на странице 158. Исследователи получаемые сведения обязательно фиксируют. Я приготовила нам таблицу. Посмотрите, какие сведения мы должны найти.
После чтения о каждом насекомом, детям предлагается заполнить таблицу, самостоятельно подумав или воспользовавшись словами для справок. Работа организуется по трём группам. Каждая группа заполняет своё насекомое
Учитель: Ребята, а если поиграть в игру «Кто лишний?» Дети: Пчела, потому что домашнее животное. Дети: Майский жук – враг садов и огородов. Учитель: Раз мы заговорили о питании насекомых, послушайте известную вам песню «В траве сидел кузнечик». Ответьте на вопрос, что ел кузнечик? Слайд 12. Дети: Травку Учитель: А его съела … Дети: Лягушка Учитель: Мы составили с вами схему, которая называется цепь питания. Мы видим, что растения и животные нужны друг другу. А нашему Вини Пуху нужен был …? Дети: Мёд Учитель: А чем мед полезен человеку? Дети: Он обладает целебными свойствами. |
Образовательная задача: -Расширить знания о значении насекомых в природе; Развивать познавательные умения: -извлекать необходимую информацию из текста; работать с таблицей. Самостоятельная работа с книгой (основана на методе выборочного чтения) Первичный контроль выбора информации из текста
развивать предметное умение: -уметь устанавливать взаимосвязи окружающего мира. Образовательная задача: Дать в качестве опережения знания о цепях питания в природе; Метод опережающего обучения. Составление цепи питания «В траве сидел кузнечик»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности. |
Учитель: За ответы вы получали картинки с изображением насекомых. Поднимите их. Изучили в школе дети Много видов незнакомых, Мы узнали, что на свете Всего больше … Дети: Насекомых Учитель: Давайте подарим нашим насекомым корзину их любимых цветов. У вас на столах цветы, вам надо выбрать только один. Красный цветок – быстро, правильно, самостоятельно. Желтый цветок – правильно, но с помощью других. Голубой цветок – быстро, но неправильно. Дети собирают корзину цветов. Учитель: А еще, если бы не было насекомых, не было бы яблок и многих других вкусных фруктов и овощей. Но об этом вы узнаете позже. |
Развивать регулятивное умение: -контроля, оценки и результата собственной деятельности.
Приём отсроченная загадка: «Закончи название темы урока» (стихотворение) Прием «Корзина успеха»
Приём мотивации будущей учебной деятельности |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.