Урок « Человек»
Тема «Нос. Гигиена носа».
Подготовила и провела:
Гададова А.А.
г. Махачкала
Цель: Определить роль органов чувств при восприятии окружающего мира.
Задачи: Дать знания о функциях носа, о значении носа для здоровья, его строении и форме. Закреплять правила ухода за органами чувств.
- Развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, расширять кругозор.
Оборудование: иллюстрации и карточки с изображением частей тела, апельсин, носовые платочки по количеству детей, зеркала, музыкальное сопровождение для физкультминутки.
Ход занятия.
1 Введение в тему (работа с расписанием).
У: Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о нашем здоровье, о том, что мы можем сделать для того, что бы не болеть. Давайте вспомним, какие части тела есть у человека, то есть у каждого из нас. Я буду показывать вам картинки, а вы будете говорить, что это за часть тела и для чего она нужна. Например, это ноги, чтобы стоять, ходить или бегать.
Игра «Назови часть тела».
(Артем Ф. отвечает, Кира повторяет за учителем, Артем В. соотносит картинку с изображением).
2.Основная часть.
У: Посмотрите на картинку, что это такое? (Ответы детей).
Правильно, это нос. А зачем он нам нужен? Посмотрите друг на друга, какие у нас у всех разные и симпатичные носы. Дышим мы с помощью носа? А дышать мы и ртом можем. Так вот занятие наше называется «Носы нужны не только для красы». Они нам нужны именно для дыхания, и я вам расскажу, почему дышать нужно именно носом, а не ртом.
Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосиками. Вы их сможете увидеть, если рассмотрите нос в зеркале. (Рассматриваем нос в зеркале). Эти волосики исполняют роль охранников - они не пропускают в нос пылинки. Ещё в этих коридорах воздух согревается, что особенно важно зимой. Далее воздух проходит через трубочку, стенки которой покрыты слизью, как будто клеем. К этому клею прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться к нам в организм и вызвать у нас какую-нибудь неприятную болезнь.
Когда слизи с налипшими микробами становиться слишком много, мы чихаем, и нос очищается. Но при чихании необходимо прикрывать нос платком, чтобы своими микробами не заразить тех, кто находиться рядом.
Нос можно закалять, чтобы он был здоровым и хорошо сопротивлялся разным противным микробам. Его надо промывать подсоленной водой два раза в день. И ни в коем случае не дышать ртом! Почему? ( Холодный воздух, микробы.)
Но наши носы нужны нам не только для дыхания. С помощью носа мы чувствуем запахи. Сейчас я вам докажу, что запахи мы чувствуем с помощью носа.
Практическое упражнение « Что мы чувствуем с помощью носа».
(Дети зажимают носы и закрывают глаза, учитель проносит мимо них разрезанный апельсин, потом дети убирают руку от носа и вдыхают.)
Как бы мы могли наслаждаться чудесными запахами, если бы не наши замечательные носы! Но носы первыми нам сообщают о неприятных запахах: газ, запах гари при пожаре, разные химические запахи, которые могут быть опасными для здоровья.
Физкультминутка «У жирафов…»
https://yandex.ru/video/preview/2310106375933431805
У: Я думаю, вы все поняли, какую важную роль играет нос в жизни каждого человека. Поэтому соблюдайте следующие правила:
- не ковыряйте в носу пальцем, а тем более острым предметом;
- не засовывать в нос посторонние предметы;
- закалять свой нос;
- следить за тем, чтобы ноги всегда были тёплыми и сухими.
Теперь давайте с вами поиграем.
Игра «Что умеет делать нос?» (дышать, нюхать, сопеть, чихать).
(Повторяют за учителем с помощью зеркала)
Игра «Чей нос?»
У: Если нос принадлежит поросёнку, то он – поросячий, если волку – волчий, лисе – лисий, собаке – собачий, коту – кошачий, лошади – лошадиный и.т.д. (Артем Ф. отвечает, Кира и Артем В. показывают на картинках).
Послушайте стихотворение про нос.
Есть прямые носики,
Есть носики – курносики.
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки.
На полянке – землянику,
В грядке спелую клубнику.
В огороде чует нос
Где чеснок и лук подрос.
В доме может так случиться,
Носик тоже пригодиться.
Он найдёт в шкафу варенье
И конфеты, и печенье.
Где в буфете шоколадки
Или сок в бутылке сладкий.
Апельсины кто принёс?
Всё пронюхает ваш нос!
Нос не должен быть простужен,
Нос здоровым всем нам нужен,
Чтобы сон, когда придёт,
Тихо спать, закрывши рот.
Ещё можно пожелать
Пальцем в нос не залезать.
В жару на солнце не сидеть –
Носик может обгореть.
А зимой в большой мороз
Не высовывать свой нос.
Ну, теперь понятно вам,
Зачем носики всем нам?
А чем мы пользуемся, если нос заболеет?
Правильно, носовым платком. А знаете ли вы, что носовой платок – это предмет личной гигиены, нельзя пользоваться чужим платком и давать свой. Если вы увидите чужой носовой платок, его нельзя брать в руки. Очень неприятно, когда человек не следит за своим носом и не использует вовремя личный носовой платок. Поэтому сегодня я хочу каждому подарить по носовому платочку.
3.Итог занятия.
О чём мы сегодня говорили на занятии? Зачем нам нужен нос? Почему нельзя дышать ртом? Какие правила надо соблюдать, чтобы носы были здоровыми? Почему нельзя пользоваться чужим носовым платком?
Работа с расписанием.
Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой
___________ Амирханов А.А.
Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.