урок чтения 1 класс

  • doc
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала urok_chteniya_v_1klasse.doc

                                                    Урок чтения в 1классе

по технологии В.Н.Зайцева «Обучение оптимальному чтению»

 

Тема: Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить

 

Цели: 1. Работать над техникой чтения (темп, выразительность).

           2. Развивать память, мышление, речь; работать над расширением поля чтения.

           3. Воспитывать отзывчивость, доброту, ответственность за свои поступки.

 

Оборудование: плакат «Чтобы читать быстро, надо читать», афиши «Три товарища», «Хорошее» (В.Осеева), пословица «О человеке судят не по словам, а по делам»,

Выставка книг В. Осеевой, жетоны, фигуры сказочных персонажей.

 

План-конспект урока:

 

1.Пятиминутка чтения (Все дети одновременно в режиме жужжащего чтения читают 5 минут каждый свою книжку).

 

2. Оргмомент. Настроились на работу. А теперь повторим наше золотое правило(Чтобы читать быстро, надо читать). А как надо читать?  Сколько раз в день? Расскажи, что ты прочитал перед сном.

Вывод: читать надо регулярно небольшими порциями несколько раз в день и обязательно перед сном.

Сегодня на уроке есть возможность заработать «5». За хорошую работу  вы можете получить жетоны, которые в конце урока обменяете на оценки.

 

3. Актуализация знаний.

  

Чтение по цепочке, пересказ и инсценирование рассказа В.Осеевой «Три товарища».

(Дети, участвовавшие в инсценировании получают по 1 жетону)                                                                        

- Что объединяет эти книги?

- Кто автор?

- Какие из них ты читал?

- О ком эти книги?

- О чём они?

 

Викторина.

(За правильный ответ – жетон)

 

  • Тренировка зрительной памяти ( Прочти отрывок. Запомни его содержание и сосчитай, сколько в нём слов)

«…Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке…»

- Кто сидел на скамейке?

- Какая у него была борода?

- Чем он чертил на песке?

- Что он чертил на песке?

- Из какого рассказа этот отрывок?

- Кто автор?

( «Волшебное слово»)

 

  • Далее слушаем отрывки, угадываем название рассказа.

…Собака яростно лаяла. Прямо перед ней сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. ( «Плохо»)

 

…У Кати было два зелёных карандаша, а у Лены ни одного. («Синие листья»)

 

…Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода… («Сыновья»)

 

…Посмотрел учитель на обеих: - Надо так давать, чтобы можно было взять. («Синие листья»)

 

- О чём говорится в рассказе «Синие листья»?

- Что объединяет все эти рассказы?

(У них один автор и все рассказы о детях)

 

4. Изучение нового материала.

 

 * Слушание и анализ рассказа

 

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом  «Хорошее» этой же писательницы.

- Прослушав рассказ, ответьте, подходят ли к нему пословицы: «О человеке судят не по словам, а по делам», «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить»?

(Читает учитель)

- Расскажи, о чём думал Юра?

- Кто просил Юру о помощи?

- Кто был самым беззащитным из всех?

- Есть ли у тебя собака?

- Как ты за ней ухаживаешь?

- Как он всем отвечал?

- Что ему посоветовала мама?

- Как бы ты поступил на его месте?

 

  • Повторное чтение рассказа (Читают дети первой «сильной» группы)

 

  • Упражнения Федоренко-Пальченко (Дети одновременно читают в режиме жужжащего чтения 1 минуту, отмечают, до какого места дочитали, затем опять читают этот же отрывок 1 минуту, опять отмечают, до какого места дочитали)

 

- Поднимите руки те, у кого вторая чёрточка дальше, чем первая?

- Почему вы второй раз прочитали больше за это же время?

(Читали уже знакомый текст. Значит, скорость чтения зависит и от того, сколько раз читаешь)

 

- А теперь этот же отрывок читаем в темпе скороговорки.

- И, наконец, читаем выразительно отрывок и дочитываем текст до конца.

 

  • Чтение в паре (А теперь немного поиграем в игру «Догони соседа»)

(Дети кладут книжку на книжку и читают по одной книжке, стараясь не отстать от соседа)

 

  • Выборочное чтение.

(Найди отрывок соответствующий иллюстрации)

  • Устное рисование.

 

- А какой рисунок сделал бы ты?

 

  • Чтение по ролям.

 

5. Итог.

 

- Что нового ты узнал на уроке?

- Какие поступки украшают человека?

- Подходят ли пословицы к нашему уроку? Почему?

(Дети обменивают жетоны на оценки)

 

 

Комментарии к уроку.

 

При использовании технологии «Обучение оптимальному чтению» обучающиеся читают на уроке в среднем в 10 раз больше, чем на обычном уроке.

 

Посчитаем:

- Пятиминутка чтения – 5 минут.

- Упражнения Федоренко-Пальченко (Тренирвочные упражнения) – 5 минут.

- Чтение парами – 1 минута

- Чтение по цепочке, выборочно… -1- 2минуты.

В итоге каждый ребёнок за урок читал примерно 13 минут ( Плюс работа по развитию речи)

На обычном же уроке в классе наполняемостью в 25 человек  продолжительностью 45 минут каждый ребёнок читает не более 1 – 2 минут, и то если все 45 минут только читать. На самом деле нет и этих 2 минут.

То есть дети на уроке очень мало читают. А в классах интегрированного состава это особенно актуально, так как в них обучаются в основном дети из неблагополучных семей.