Урок чтения и развития речи " Страницы жизни С.А. Есенина"
Оценка 4.9

Урок чтения и развития речи " Страницы жизни С.А. Есенина"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература +1
8 кл
12.04.2020
Урок чтения и развития речи " Страницы жизни С.А. Есенина"
Конспект урока.docx

ГК ОУ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

«Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

Открытый  урок

по чтению и развитию речи

 8 класс

 

«Страницы  жизни 
 С.А. Есенина»

 

 

Подготовила и провела:

Жданкина И.Н.

учитель русского языка

 

 

 

2020 г.

Цели:

Образовательная: познакомить с биографией и творчеством С.А.Есенина.

Коррекционная — развивающая: формировать умения грамотно последовательно излагать свои мысли, совершенствовать технику чтения. Расширять знания детей, пополнять словарный запас, развивать коммуникабельность, раскованность в общении.

Воспитательная: воспитывать любовь к творчеству поэта – С.А.Есенина.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, учебники, портрет Сергея Есенина,  песня в исполнении  ансамбля  « Золотое кольцо» на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая».

 

Ход урока:

1.Организационный момент.  Психологический настрой.

- Здравствуйте те, кто пришел к нам на урок!

- Здравствуйте те, кто будет принимать участие!

- Здравствуйте те, кто готов работать!

2.Проверка домашнего задания:

1.Беседа по вопросам

 

- Давайте вспомним, как называется рассказ, который мы читали на прошлом уроке?

- Кто автор этого рассказа?

- Как зовут главных героев этого рассказа?

 

2.Выборочное чтение

 

- Найдите и прочитайте в тексте отрывок, где описывается Лойко Зобар.

- Найдите и прочитайте в тексте отрывок, где Лойко просит Данило, отдать его дочь Раду в жены.

- Найдите и прочитайте в тексте отрывок, где Лойко Зобар рассказывает своим товарищам о том, что ему велела сделать Рада.

- Чем закончился рассказ? Найдите в тексте и прочитайте.

3.  Изучение нового материала :   

   ( Слайд  )

А)  Прочитайте только буквы, и вы узнаете фамилию поэта, с биографией

которого, мы познакомимся сегодня на уроке.

Е2С4Е5Н1И3Н

Б) Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы «пролистаем»  основные странички жизни и познакомимся с основными этапами творчества   С. А. Есенина. Говорят, что  ребёнок – это чистый лист бумаги, и что удастся написать на этих страничках, то и получится. Вот сегодня мы и узнаем , что же удалась написать  на жизненных и творческих страницах  А.С.Есенина.   (Слайд   )

4. Вступительное слово учителя и учеников: (Слайд   )  и портрет на доске.

УЧИТЕЛЬ:   С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.     Основным украшением села являлась церковь, стоявшая в центре. Белая прямоугольная колокольня, заканчивающаяся пятью крестами: 4 по углам и 5-й, более высокий, в середине; купол, выкрашенный зелёной краской, придавали ей вид какой-то удивительной лёгкости и стройности.

Дом Есениных стоял как раз напротив церкви. В доме было чисто и уютно. Двери, рамы, наличники покрашены белой краской.

Вот здесь на этих просторах протекало детство Сергея. На этих лугах, в зарослях озёр босоногим мальчиком он вылавливал утиные выводки, здесь рвал цветы, валялся на траве.

 

(Слайд   )   УЧЕНИК:  Отец Сергея, Александр Александрович Есенин, много лет работал мясником в Москве в лавке у купца. Он был худощавый, среднего роста. Светлые волосы и небольшая рыжеватая борода были аккуратно подстрижены и причёсаны. Он был немногословным человеком, редко и кратко ругал детей, никогда не бил, если кто-то провинится, но так посмотрит, что лучше бы побил. Умел читать и писать.

УЧЕНИК:  Мать Сергея Есенина всю жизнь прожила в деревне. Она не была строга, но никогда не ласкала детей как другие матери: никогда не погладит по голове, не поцелует. Она считала это баловством.

Мать не любила давать кому-то что-то в долг и сама обращалась с просьбами в самом крайнем случае. Она жила по принципу: «Ложись без хлеба, вставай без долга».

Она была неграмотная и всю жизнь об этом жалела. Уже, будучи пожилой женщиной, она пыталась учиться, но руки плохо слушались и она, едва научилась расписываться и читать по слогам.

Она была большая мастерица рассказывать сказки, пела песни на стихи Пушкина, Лермонтова, Никитина. У неё была хорошая память и, слушая, как дети заучивали стихи, она их запоминала и иногда читала вслух.

УЧИТЕЛЬ:     (Слайд  )  У Есенина было 2 сестры – Шура и Катя. Им он посвятил несколько стихотворений. Шуре – «Красивых таких не видел»1925г., «А как много на свете кошек»1925г., «Ты запой мне ту песню, что прежде»1925.

УЧЕНИЦА : (Слайд   )    Детство С.Есенина прошло в доме деда Федора Титова по линии матери – с двух лет. Дед был зажиточным человеком. Он знал много народных песен, которые пел внуку.

Бабушка Наталья Евтихиевна рассказывала Сергею сказки. Именно она дала толчки к тому, что Есенин начал писать стихи. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились и тогда он переделывал их на свой лад.

 

УЧЕНИК : (Слайд   ) Учился Есенин в сельской школе.   Школу он закончил с похвальным листом за отличную успеваемость.

Первыми его учителями были муж с женой: Иван Матвеевич (отец Иван) и Лидия Ивановна. Иван Матвеевич  был очень строгим учителем. В классе у него всегда была тишина. За малейшую провинность он драл ученикам уши и ставил в угол на колени. Ученики его боялись, но любили. Лидия Ивановна тоже была строга. Тоже наказывала больно. Отдерёт, бывало, за ухо или ударит линейкой по затылку. Она была вспыльчива, но отходчива.

Учиться было трудно. Писали на бумаге, какую кто сумеет достать, вплоть до газет. Вместо чернил писали свекольным соком, а промокашкой был чистый песок с реки Оки.

После окончания школы его отправили в другое село в закрытую церковно- учительскую школу. Родные хотели, чтобы он стал учителем.

 5.   Переезд в Москву. (Слайд   )  

УЧИТЕЛЬ:   Но Есенин не хотел быть учителем и  в 1912 году  по окончании школы он уехал  в Москву с твёрдым намерением посвятить себя стихотворству. В 1913 году Есенин устроился работать в типографии Сытина – сначала грузчиком, а потом корректором.

 (Слайд   ) Страстный певец родины.

Учитель: Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике.

 Лирика - это род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания.  (Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова)

Учитель: Он пишет стихи о родине, о природе, матери. (Чтение надписи   на доске)

Зрительная гимнастика. Тренажер Базарного В.Ф.

6.Работа с учебником.

Учитель: О дальнейшей жизни   С.А. Есенина мы узнаем из учебника.

Задача: стараться читать правильно, с выражением.

А)  чтение трудных слов (слайд  )

Кон-стан-ти-но-во

Много - численными

Литературно – общественная жизнь  

Учитель: Знакомимся с текстом, обращаем внимание на знаки препинания, на правильное произношение слов.

В) Чтение текса по абзацам и беседа по вопросам.

1. Где родился Есенин Сергей?

2. Где он учился?

3. Чем Сергей Есенин занимался в Москве?

4.  Вопросы учебника: 1, 2, 3.

7.  Рефлексия: (Слайд   )

-С биографией какого писателя познакомились на уроке?

- Какая основная тема его стихов?

Вывод учителя:

Прожил Есенин Сергей Александрович недолгую /30 лет/, но яркую жизнь. Он оставил заметный след в мировой литературе, и не только..

 На стихи С.А. Есенина создано большое количество песен, которые стали поистине, народными, такие, как

«Клен ты мой опавший»,

«Письмо матери»,

«Над окошком месяц»,

«Отговорила роща золотая»

- Предлагаю вам послушать песню в исполнении  ансамбля  « Золотое кольцо» на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая».

8. Домашнее задание:       (Слайд   )

1) Прочитать статью о Сергее Есенине на с. 172 -173 учебника;

2) по желанию (на выбор):

- подготовить краткий пересказ «Биография С.Есенина».

 

9.Итог. Оценки.  (Слайд   )

   УЧИТЕЛЬ:    В заключение урока мне хочется поблагодарить всех за работу. И подарить каждому небольшой портрет Сергея Есенина.


 

ГК ОУ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

ГК ОУ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Цели: Образовательная : познакомить с биографией и творчеством

Цели: Образовательная : познакомить с биографией и творчеством

Чем закончился рассказ? Найдите в тексте и прочитайте

Чем закончился рассказ? Найдите в тексте и прочитайте

УЧЕНИК : Мать Сергея Есенина всю жизнь прожила в деревне

УЧЕНИК : Мать Сергея Есенина всю жизнь прожила в деревне

УЧИТЕЛЬ: Но Есенин не хотел быть учителем и в 1912 году по окончании школы он уехал в

УЧИТЕЛЬ: Но Есенин не хотел быть учителем и в 1912 году по окончании школы он уехал в

С биографией какого писателя познакомились на уроке? -

С биографией какого писателя познакомились на уроке? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2020