Конспект урока для 7-ого полиэтнического класса.
Конспект составлен по теме «Лексика. Фразеология. Повторение и обобщение изученного».
Цели. Работать со словом, расширять словарный запас учащихся.
1. Организационный момент.
2. Фронтальное повторение.
– Что обозначают слова лексика, лексическое значение?
– Какие слова называются однозначными? Приведите примеры, используя толковые словари.
– Приведите примеры многозначных слов, используя толковые словари.
– Найдите в толковых словарях примеры слов с прямым и переносным значением.
– Какие слова называются синонимами? Антонимами? Приведите примеры.
– Что изучает фразеология? Приведите примеры фразеологических оборотов.
3. Тренировочные упражнения.
3.1. Для полифонов даются карточки с индивидуальными заданиями. Тексты заданий приводятся ниже.
1. Спишите. При выборе пропущенных орфограмм в корнях слов учитывайте лексическое значение этих слов.
Пос…деть к старости, пос…деть рядом;
пол…скать ребёнка, пол…скать бельё;
разв…вается флаг, разв…вается ребёнок;
прим…рять поссорившихся ребят, прим…рять платье.
2. Определить, какие значения имеет слово «идти» в следующих предложениях:
1) Усталые лоси идут шагом.
2) Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные баржи.
3) Часы идут, за ними дни проходят.
4) Вторую неделю идёт дождь.
5) Красный цвет идёт более к твоим чёрным волосам, нежели к моим светло-русым.
Для справок: двигаться на ногах, перемещаться; работать, указывая время; падать (об осадках); соответствовать.
3. Составить словосочетание из выделенных слов и слов, данных в скобках. В каких словосочетаниях выделенные слова будут иметь прямые, а в каких переносные значения?
Горячий (молоко, печь время, спор),
горький (перец, лекарство, доля),
громкий (слава, голос, выстрел),
лёгкий (характер, пальто, ноша, работа),
тонкий (сукно, ум, слух, пальцы),
потерять (терпение, перчатка, ключ).
4. Прочитайте ряды синонимов. Расположите синонимы в каждом ряду по степени силы их значений (от более слабого к более сильному). Запишите перестроенные вами ряды.
1) Промчаться, пробежать, пронестись.
2) Рыдать, плакать, хныкать.
3) Толстый, полный, тучный.
4) Смелый, отважный, бесстрашный.
5) Громкий, громовой, оглушительный.
6) Тишина, затишье, безмолвие.
5. Составьте словосочетания с данными антонимами:
потерять – найти,
горячий – холодный,
высокий – низкий,
широкий – узкий,
близкий – далёкий,
вражда – дружба,
заболеть – выздороветь.
отказ – согласие.
3.2. Работа с учащимися, для которых русских язык родной, идёт по следующему плану.
1) Подобрать к данным словам синонимы, состоящие из такого же количества букв:
жара
вьюга
спелый
кроткий
обеднеть
способный
иностранный
аплодировать.
2) К фразеологическим оборотам, помещённым в левой колонке, подберите близкие по значению (т.е. синонимичные) обороты из тех, которые расположены справа.
изо всех сил (бежать) ни зги не видно
ввести в заблуждение и след простыл
тьма кромешная дать задний ход
держать ухо востро сбить с толку
поминай как звали глядеть в оба
пойти на попятную во весь дух (лететь)
3) К фразеологическим оборотам, помещённым в левой колонке, подберите антонимичные обороты из расположенных в правой колонке.
вязать по рукам с камнем за пазухой
от корки до корки болтать без умолку
с открытой душой с пятое на десятое
как в рот воды набрать во весь опор (бежать)
нога за ногу (идти) развязать руки
4) О каком слове идёт речь?
Его вешают, приходя в уныние;
Его задирают, зазнаваясь;
Его всюду суют, вмешиваясь в чужие дела.
4. Обобщение изученного. Подведение итогов урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.