«Урок доброты по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок»
Цель: Познакомить с некоторыми проблемами инвалидов.
Задачи:
Образовательные:
1.Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
2.Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
Воспитательные:
3.Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мышление, навыки групповой работы, умение
вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные
решения обсуждаемых проблем;
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, вырезанный цветик-семи цветик.
Ход мероприятия.
Вступительная часть.
Воспитатель:
- «Здравствуйте!» Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.
Здоровье очень важно для человека. Здоровье — это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе.
Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих.
Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик- семи цветик".
Слайд 1
Женя:
Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила — и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперёд буду умнее. Пошла она на улицу, идёт и думает: «Чего бы мне ещё всё-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило „мишек“. Нет, лучше два кило „прозрачных“. Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило „мишек“, полкило „прозрачных“, сто граммов халвы, сто граммов орехов и ещё, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, всё это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трёхколёсный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Ещё, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там всё-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучше. Главное, не надо торопиться».
Автор:
Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, весёлые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела своё лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
Женя:
— Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
Витя:
— Витя. А тебя как?
Женя:
— Женя. Давай играть в салки?
Витя:
— Не могу. Я хромой.
Автор:
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
Женя:
— Как жалко! Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
Витя:
— Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
Женя:
— Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик!( воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик.)
— Гляди!
Автор:
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Женя:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
Автор:
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
Воспитатель:
- Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид). ".
Слайд 2
- К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм.
Слайд 3
Основная часть
Воспитатель:
Сегодня мы с вами проведем урок, посвящённый Дню инвалида. ".
Слайд 4
Традиционно его принято праздновать 3 декабря. ".
Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.
- Кто же это такие - инвалиды? (Ответы)
Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".
3.Включить ролик «3 декабря- Международный день инвалидов»
Слайд 5
Воспитатель:
Вопросы для обсуждения:
- Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (Ответы детей)
(Пожарные, строители, МЧС, электрики, водители, шахтёры)
- Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы детей)
(пожар, игра со спичками, купание, на дороге, электрические приборы, газ)
- Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям.
Слайд 6
Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.
Слайд 7
- И в жизни, в быту подстерегают нас опасности:
электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют:
Слайд 8
перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье.
Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.
После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.
Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.
А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.
4.Звучит песня «Волшебное стекло» в исполнении Дианы Гурцкой .
https://www.youtube.com/watch?v=wLxkaDyiMVI
Воспитатель:
- Кто исполняет эту песню? ".
Слайд 9
- Чем она отличается от других исполнителей? (ответы детей, эта исполнительница - слепая)
- Таких людей называют «инвалид по зрению»
- Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которых отсутствует зрение? (ответы детей)
- Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть. А как вы думаете, могут ли они работать? (ответы детей)
Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, розетки)
Слайд 10
Для слепых – издаются специальные книги. ".
А теперь я хочу предложить вам игру. Я назвала ее «Побудь в моей шкуре». Кто желает попробовать?
Ученик с завязанными глазами пытается на ощупь определить фрукт или овощ.
Слайд 11
Звучат звуки природы
- Мы с вами можем слышать все эти звуки, а вот люди, которые это сделать не могут, у них нет слуха – их называют инвалиды по слуху.
Слайд 12
- Что может привести к потери слуха?. Что нужно делать, чтоб этого избежать? ( ответы детей)
- Правильно, нужно остерегаться громких звуков, не ходить в мороз без шапки, не ковырять в ушах острыми предметами.
- А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали.
Инвалидов по слуху обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Но у них тоже есть своя азбука. ".
Таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника ".
Продолжаем игру «Побудь в моей шкуре». Кто желает попробовать?
Ученик с заткнутыми ушами пытается понять, о чем его просят.
- Люди с ограниченными физическими возможностями хотят получать такое же удовольствие от жизни, как и все остальные. Поэтому для глухих людей созданы театры мимики и жестов.
- Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью.
Слайд 13
Воспитатель:
-А верите ли вы, что люди – инвалиды участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют?
Много инвалидов добились огромных успехов и стали известными людьми.
Слайд 14
Георгий Журавлёв, который не имея рук и ног, писал иконы, расписывал храмы, держа при этом кисточку зубами. Можно сказать, что он совершал каждодневный подвиг, при этом никогда не жаловался на судьбу, нёс свой крест с любовью и с благодарностью к Богу. Для не ходящих – организуются спортивные соревнования и даже специальные Олимпийские игры.
-А знаете ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях? Как они называются? Да, верно, паралимпийцами.
Слайд 15
Продолжаем игру «Побудь в моей шкуре». Кто желает попробовать?
Учащийся пытается вырезать квадрат из бумаги одной рукой. Вторая рука находится сзади.
Учащийся пробует допрыгать на одной ноге до доски решить пример и вернуться обратно.
У людей, чьи возможности принято считать ограниченными,
На самом деле, возможности безграничны!
- Мы уверены в том, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее?
- Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь
Воспитатель:
Главное, необходимо помнить: инвалидом, к сожалению, может стать каждый! Инвалид – такой же человек, как и все, только жить ему гораздо труднее, чем человеку здоровому! Лишь доброта и участие спасут мир!
Заключительная часть.
И закончить я хочу словами великого русского писателя: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».
Слайд 16
Учитель:
Мне бы хотелось, чтоб в ваших сердцах не нашлось места для равнодушия, пусть наполнятся ваши сердца добротой, состраданием, любовью, и искренним желанием помогать людям. В начале урока мы вспомнили сказку цветик-семи цветик. Давайте создадим наш с вами цветик-семицветик. И напишем на нем те 7 шагов, которые мы должны сделать таким людям навстречу ( создание цветка).
Крепится 1 лепесток – «увидеть» человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков.
Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Т.е. вам приходится встречаться с этим человеком очень часто. Какой следующий шаг вы предлагаете предпринять, чтобы человек забыл про свои проблемы?
Крепится 2 лепесток – «установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями.
Крепится 3 лепесток - «понять» проблему человека.
А как можно понять проблему другого?
Крепится 4 лепесток – «принять» человека таким какой он есть, осознать достоинства человека.
Отнестись к нему, как к равному человеку.
Крепится 5лепесток – «заинтересоваться» успехами человека.
(Поддержать инициативу и творческое проявление человека).
Крепится 6лепесток – Что-то «перенять» и что-то дать взамен
Крепится 7лепесток – «помочь реализовать» человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.
- До свидания, дорогие ребята!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.