МКОУ «Ахтынская СОШ № 2» Ахтынский район
ОТКРЫТЫЙ УРОК учителя физики Гаджиевой Маисы Руслановны Тема: «Решение задач по теме “Плотность»
|
2016г.
Урок физики на тему “Решение задач по теме “Плотность”
Цели урока:
образовательные - знакомство с правилами решения расчетных задач по физике; с различными видами задач.
развивающие - развитие логического мышления (при работе с математическими формулами); развитие памяти (при работе на воспроизведение физических величин, их обозначений, единиц измерения, формул); развитие устной речи (при устных ответах на вопросы).
воспитательные - воспитание аккуратности при оформление расчетных задач по физике, воспитание дружбы, взаимовыручки.
Время реализации урока: 40 мин
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы обучения: беседа, эксперимент, решение задач.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация учащихся на успех.
Четкая цель — первый шаг к любому достижению. У. Клемент
Стоун
2.
Постановка задач урока совместно с учащимися.
3. Актуализация знаний.
Учитель: Плотностью тела называется масса единицы объема. Единица измерения плотности в системе СИ кг/м3 . Разные вещества обладают различной плотностью. Плотность вещества зависит от массы атомов, из которых оно состоит, и от плотности упаковки атомов и молекул в веществе. Чем больше масса атомов, тем больше плотность вещества. В различных агрегатных состояниях плотность упаковки атомов вещества различна. В твердых телах атомы очень плотно упакованы, поэтому вещества в твердом состоянии имеют наибольшую плотность. В жидком состоянии плотность вещества несущественно отличается от его плотности в твердом состоянии, так как плотность упаковки атомов все еще велика. В газах молекулы слабо связаны друг с другом и удаляются друг от друга на большие расстояния, плотность упаковки атомов в газообразном состоянии очень низкая, поэтому в этом состоянии вещества обладают наименьшей плотностью.
4. Решение качественных задач. (учащиеся решают качественные задачи устно)
1)Когда мы, собираясь летом на море, набиваем всё новыми и новыми вещами и без того уже пухлый чемодан, какие из физических величин мы изменяем – m, V?
2) Из куска теста скатали шарик. Какие из физических величин, характеризующих шарик, изменились – m, V?
3)Трёхлитровую стеклянную банку наполовину заполнили мёдом. На сколько увеличилась масса банки?
4)На какой отметке установится уровень воды в мензурке при вливании туда 100 г воды и 100 мл ртути?
5)Как доказать, что из двух тел равной массы плотность больше у того тела, объём которого меньше?.
6)Как доказать, что из двух тел равного объёма плотность больше у того тела, масса которого больше?
7)Сравните плотности шаров на весах в каждом из четырёх случаев, изображённых на рисунках:
8)Что нужно, чтобы сравнить плотности кубиков на четвёртых весах?
5. Решение расчетных задач в тетрадях. Задачи на карточках. В карточке каждого ученика по одной задаче. Всего 23 карточки.
1. Самая большая свеча, изготовленная в Стокгольме в 1987 г., имела диаметр 2,59 м и массу 89 867 кг. Какова ее высота, если плотность воска 700 кг/м3?
Ответ: 24,38 м.
2. Самый большой блин, испеченный в Нидерландах в 1990 г., имел массу 1848 кг и толщину 2,6 см. Сковородка какого диаметра потребовалась для его изготовления при средней плотности блина 900 кг/м3?
3. В 1859 г. канатоходец прошел над Ниагарским водопадом по стальной проволоке диаметром 76 мм и массой 11 848 кг. Какова ширина водопада?
Ответ: 335 м.
4. Самая длинная веревка достигает 18,29 км при диаметре 16,5 см. Какая масса ниток потребовалась для ее изготовления при средней плотности пряжи 900 кг/м3?
Ответ: 352 000 кг.
5. Во время аварии мексиканского танкера в 1979 г. в заливе образовалось нефтяное пятно диаметром 640 м при средней толщине 208 см. Сколько нефти оказалось в море, если ее плотность 800 кг/м3?
Ответ: 535 036 т.
6. При аварии танкера в Карибском море в 1979 г. в воде оказалось 232 460 т нефти плотностью 800 кг/м3. Сколько цистерн емкостью 20 м3 потребовалось бы для ее сбора?
Ответ: 14 529 шт.
7. Танкер США в 1989 г. выпустил в море 45 500 т нефти. Какова средняя толщина пятна, если оно покрыло 26 000 м2?
Ответ: 2,19 м.
8. В США в 1988 г. был изготовлен самый большой контейнер для воздушной кукурузы; его размеры 7,62 х 7,62 х 1,85 м. Сколько кукурузы могло бы достаться каждому ученику гимназии г. Нытва, если их обучается 350 человек? Средняя плотность воздушной кукурузы 40 кг/куб.м.
Ответ: кг.
9. Из гриба-рекордсмена, выращенного в 1988 г. в США, можно было бы приготовить 200 порций по 168 г каждая. Какова масса гриба-рекордсмена 1946 г., если она была еще в 4,2 раза больше?
Ответ: 141 кг
10. Настоящей удачей стала находка жителя Ровеньков Ивана Мягкого. Гигантский гриб вешенка, который грибник обнаружил на клёне, весил ровно девять килограммов. Сколько можно было бы приготовить порций из этого гриба, если бы каждая была по 168 г .
Ответ:
11. Самый большой леденец из сахара, изготовленный в США в 1990 г., имел массу 3211 кг и плотность 1300 кг/м3. Подойдет ли для его перевозки коробка размером 1,2х 0,86х 0,9 м?
Ответ: нет.
12. Самые крупные океанариумы США имеют размеры: один - 30,48 х 12,19х 5,45 м, а другой - высоту 3,65 м и диаметр 71 м. Где и во сколько раз свободнее морским животным?
Ответ: во втором, в 7 раз.
13. Самый длинный телефонный кабель, проложенный между Канадой и Австралией, имеет длину 15 151 км. Сколько меди потребовалось для его изготовления, если общее сечение проводов 7,3 см2?
Ответ: 962 240 т.
14. Самый длинный трансканадский газопровод имеет длину 9099 км. Каков диаметр трубы, если в нем содержится И 639 т газа средней плотностью 1,2 кг/м3?
Ответ: 1,17 м
15. Самый дорогой трубопровод - на Аляске. Он имеет диаметр 1,21 м и длину 1284 км. Сколько нефти он содержит? Сколько самых больших танкеров типа «Эллас-фос» потребуется для перевозки нефти (плотность 800 кг/м3), если грузоподъемность каждого составляет 228 000 т?
Ответ: 1 180 000 т; 5 танкеров.
16. Самая большая бетонная дамба имеет длину 1272 м и высоту 167 м. Какова толщина постройки, если для ее возведения потребовалось 19 545 000 т бетона (плотность 2400 кг/м3)?
Ответ: 38,3 м
17. Самый длинный гидротехнический тоннель, построенный в Америке в 1963-1980 гг., имеет сечение 12 м2 и вмещает 579 600 т воды. Какова его длина? Сколько грунта плотностью 1800 кг/м3 вынули при его строительстве?
Ответ: 48,3 км; 1 043 000 т.
18. Самая тяжелая свинцовая дверь, изготовленная в США, имеет массу 321,4 т и толщину 2,43 м. Какова площадь проема, которую она закрывает, если плотность свинца 300 кг/м3?
Ответ: 11,7 м2.
19. Глубочайшую скважину бурили в Мурманской области с 1970 по 1990 г. Сколько породы средней плотностью 1800 кг/м3 было вынуто, если ее глубина 12 124 м и диаметр 215 мм?
Ответ: 792 т.
20. Разрез крупнейшего угольного бассейна в Германии имеет глубину 325 м и сечение 21 км2. Сколько поводы и угля средней плотностью 1600 кг/м3 было вынуто?
Ответ::273x 1010 кг.
21. Построенный в Англии в 1977 г. парусник имел площадь парусов 2322 м2, их масса составляла 2,03 т. Какова толщина ткани, если ее средняя плотность 800 кг/м3?
Ответ: 1,1 мм.
22. Самая большая грибная ферма США производит 22 000 т грибов в год. Сколько пол-литровых банок потребуется для их консервирования при плотности 1400 кг/м3?
Ответ: 31 428 572 шт.
23. Самый вместительный самолет США имеет цилиндрический грузовой отсек диаметром 7,62 м и длиной 33,17 м. Сколько сахарного песку он мог бы доставить с Кубы за два рейса (насыпная плотность песка 1600 кг/м3)? Ответ: 4838 т
После выполнения задач, учащиеся обмениваются тетрадями для взаимопроверки.
6. Решение экспериментальных задач. (Работа в группах)
1) Определите плотность ластика, используя оборудование, лежащее у вас на столе.
2) Определите плотность кусочка мела, используя оборудование, лежащее у вас на столе.
3) Определите плотность пластилина, используя оборудование, лежащее у вас на столе.
Обсуждение результатов, выводы.
7. Подведение итогов урока, рефлексия.
8.Определение домашнего задания.
Сделайте дома сами Измерьте плотность мыла. Для этого используйте кусок мыла прямоугольной формы. Сравните значение измеренной вами плотности со значениями, полученными вашими одноклассниками. Равны ли полученные значения плотности? Почему? |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.