Урок физики в 9 классе
Тема урока: Длина волны. Скорость распространения волн
Учитель Емельянова Л.В.
МАОУ «Филипповская ООШ»
Учебник: «Физика – 9», А.В.Перышкин, М., «Дрофа», 2019
Тип урока: урок сообщения новых знаний, комбинированный.
Цель: ввести понятия длина и скорость волны, научить обучающихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны.
Задачи:
1. ознакомить обучающихся с происхождением термина «длина волны, скорость волны»
1. уметь сравнивать виды волн и , делать выводы
2. получить связь между скоростью распространения волны, длиной волны и частотой
3. познакомить с новым понятием: длина волны
4. научить обучающихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны
5. уметь анализировать график, сравнивать, делать выводы
Ход урока
1. Организация начала урока. Приветствие.
- Добрый день! Давайте поприветствуем друг друга. Для этого просто улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что сегодня в течение всего урока будет присутствовать доброжелательная атмосфера. А для снятия состояния тревоги и напряженности
С каким понятием мы познакомились на последнем уроке! (Волна)
Вопрос: что такое волна? (Колебания, которые распространяются в пространстве с течением времени, называются волной)
Вопрос: какие величины характеризуют колебательное движение? (Амплитуда, период и частота)
Вопрос: а будут ли эти величины являться характеристиками волны? (Да)
Вопрос: почему? (волна - колебания)
Вопрос: что же мы будем изучать сегодня на уроке? (изучать характеристики волны)
Абсолютно все в этом мире происходит с какой-либо скоростью. Тела не перемещаются моментально, для этого требуется время. Не являются исключением и волны, в какой бы среде они не распространялись. Если вы бросите камень в воду озера, то возникшие волны дойдут до берега не сразу. Для продвижения волн на некоторое расстояние необходимо время, следовательно, можно говорить о скорости распространения волн.
Существует еще одна важная характеристика это длина волны.
Сегодня мы познакомимся с новым понятием: длина волны. И получим связь между скоростью распространения волны, длиной волны и частотой.
2. Актуализация знаний учащихся.
На этом уроке мы продолжаем изучать механические волны
-Если в воду бросить камень, то от места возмущения побегут круги. Будут чередоваться гребни и впадины. Эти круги дойдут до берега.
Пришёл большой мальчик и бросил большой камень. Пришел маленький мальчик и бросил маленький камень.
Вопрос: будут ли отличаться волны? (Да)
Вопрос: чем? (Высотой)
Вопрос: а как назвать высоту гребня? (Амплитудой колебания)
Вопрос: а как называется время, которое проходит волна от одного колебания до другого? (Периодом колебания)
Вопрос: что является источником волнового движения? (Источником волнового движения являются колебания частиц тела, связанных между собой силами упругости)
Вопрос: частицы колеблются. А происходит ли перенос вещества? ( НЕТ)
Вопрос: А что передаётся? (ЭНЕРГИЯ)
Волны, наблюдаемые в природе, нередко переносят огромную энергию (Цунами - Разрушительная волна на Аляске. Волна цунами у берегов может достигать 30 и более метров.)
Задание: Поднимите правую руку и покажите, как в танце изображается волна
Вопрос: куда распространяется волна? ( Вправо)
Вопрос: а как перемещаются локти? (Вверх и вниз, то есть поперёк волны)
Вопрос: как называются такие волны? (Такие волны называются поперечными)
Вопрос- Определение: волны, в которых частицы среды колеблются перпендикулярно направлению распространения волны, называются поперечными.
Вопрос- Определение: волны, в которых колебания частиц среды происходят в направлении распространения волны, называются продольными.
Вопрос: чем она отличается от поперечной волны? (Нет гребней и впадин, а есть сгущения и разрежения)
Вопрос: Есть тела в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Какие волны в каких телах могут распространяться?
Ответ 1:
В твёрдых телах возможны продольные и поперечные волны, так как в твёрдых телах возможны упругие деформации сдвига, растяжения и сжатия
Ответ 2:
В жидкостях и газах возможны только продольные волны, так как упругих деформаций сдвига в жидкостях и газах нет
3. Усвоение новых знаний.
Задание: нарисуйте волну в тетрадь
Вопрос: возьму эти 2 точки. Что у них одинаково? (Одинакова фаза)
Определение: Расстояние между двумя точками, которые колеблются в одинаковой фазе, называют длиной волны (λ измеряется в метрах).
Вопрос: какая величина одинакова для этих точек, если это волновое движение? (Период)
Вопрос: по какой формуле будем считать λ?
Подсказка: Что такое λ? Это расстояние…
Вопрос: А по какой формуле считают расстояние? Скорость х время
Вопрос: А какое время? (Период)
получаем формулу скорости распространения волны.
Формулу списать.
Самостоятельно получить формулы для нахождения скорости волны.
Вопрос: А от чего зависит скорость распространения волны?
Подсказка: Два одинаковых камня уронили с одинаковой высоты. Один в воду, а другой в растительное масло. С одинаковой скорость будут распространяться волны?
Запись в тетрадь: Скорость распространения волн зависит от упругих свойств вещества и его плотности
4. Закрепление новых знаний.
научить учащихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны.
Решение задач( у доски)
1. На рисунке приведён график колебаний волны, распространяющейся со скоростью 2 м/с. Каковы амплитуда, период, частота и длина волны. |
|
(работа в парах)
Перед вами задача, вы её должны решить, нопрежде получить нужную формулу.
1. Определите длину волны при частоте 200 Гц, если скорость распространения волн равна 340м/с.
(работа в группах )-найти физический смысл, получить формулу или где бы мы это применили в жизни?
2. Частота колебаний крыльев вороны в полёте равна в среднем
3 Гц. Сколько взмахов крыльев сделает ворона, пролетев путь 650 м со скоростью 13 м/с?
(В биологии)
3. В океанах длина волны достигает 300 м, а период 13,5 с. Определите скорость распространения такой волны.
(нужно соблюдать технику безопасности при купании на море)
4. При измерении пульса человека было зафиксировано 75 пульсаций крови за 1 мин. Определите частоту сокращений сердечной мышцы.
(применение в медицине)
5. На озере в безветренную погоду с лодки сбросили тяжелый якорь. От места бросания пошли волны. Человек, стоящий на берегу, заметил, что волна дошла до него через 50 с, расстояние между соседними горбами волн 50 см, а за 50 сбыло 20 всплесков о берег. Как далеко от берега находилась лодка?
(период=время/число всплесков, можно определить расстояние)
6. Волна цунами распространяется со скоростью 720 км/ч, расстояние до берега 1 км. За какое время волна достигнет берега?
(Зная о высоте и силе этих волн, понятно что они очень быстро двигаются.Во время шторма быть подальше от берега океана)
5. Подведение итогов урока.
Рефлексия
Посмотрите пожалуйста на карточки, которые лежат на столах, посчитайте среднее арифметическое. И определите свою оценку!
6. Информация о домашнем задании.
§33, упр. 31
Заключительное слово учителя:
Я хочу вам пожелать меньше колебаний в вашей жизни. Шагайте по дороге знаний уверено.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.