«Конспект урока по истории "Государство древнего Китая"» 5 класс
Ребята, давайте вспомним, с какими древними цивилизациями вы уже
познакомились на предыдущих уроках истории? (Египет, Междуречье, Индия)
- Где они расположены? (Египет-северо-восток Африки; Междуречье - к северо-
востоку от Египта; Индия – п-ов Индостан)
- Какие крупные реки здесь протекают? (Египет-Нил; Междуречье –Тигр и
Евфрат; Индия – Инд и Ганг)
- Чем занимались жители этих государств? (Египет-земледелие, о, ремесло;
Междуречье-земледелие, скотоводство, ремесло, рыболовство, кораблестроение; Индия
– земледелие, скотоводство, строительство)
- Давайте вспомним, в каких именно древних государствах существовала
письменность?
- Перечислите, как называлась письменность:
- древних шумеров, (клинопись)
- египтян, (иероглифы)
- финикийцев (клинопись).
- Какими изобретениями прославили себя эти цивилизации?
(Египет-; Финикийцы - пурпур, стекло; Индия – шахматы, цифры)
- Какой материал использовался для письма в древних цивилизациях?
(Египет-папирус, писали на папирусе черными и красными красками, с помощью
тростниковой палочки; Междуречье – глиняные таблички)
Изучение нового материала
- Ну что ж, вы действительно побывали практически во всех государствах Древнего Востока. Но есть еще одна страна, в которой вы точно не были. Чтобы понять о какой стране сегодня пойдет речь посмотрим на картинки.
- А какое же путешествие без карты? Обратите внимание, карта есть в ваших
маршрутных листах.
Ответьте на вопросы:
- На каком материке находится государство Китай? (Евразия)
- В какой его части? (На восточной)
1) Природные условия Китая
Задание сл.
- Какие две большие реки протекают по территории Китая? (Хуанхэ и Янцзы) Древний Китай сказочная и экзотическая страна, которая располагалась в Восточной Азии. Во 3-2 тыс. до н.э. в долинах двух великих рек Хуанхэ (что означает Желтая река), ведь Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины и Янзцы (что означает Голубая река) были наиболее пригодны для человеческой жизни, там и возникли первые городские поселения, так и было положено начало древнекитайской цивилизации.
Древнейшие государства в Китае возникли на берегах реки Хуанхэ в период бронзы. В VIвеке до н.э. китайцы начали обрабатывать железо. Это позволило вырубить густые леса в долине Янцзы — второй великой реки Китая. Теперь царства образовались и в отдалении от больших рек. (Ученики подписывают р.Хуанхэ и Янцзы).
2. Древнейшие государства Китая.
Читаем выписываем.
3. Создание империи Цинь
К3 веку до н.э в Китае существовало 7 крупных царств. Самым сильным был Цинь (на западе).
Почему вы думаете она была самой сильной? Стр 121 ответ
В 221 году до н.э. правитель одного из китайских государств – Цинь – разбив поодиночке своих соперников, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан, то есть «Первый властелин единого Китая».
Цинь провозгласил, что теперь, после его победы, мир будет длиться вечно. В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом будет править третий – и так десятки тысяч его наследников. Столицей Китая стал город Сяньян. (показываю на карте). Однако наследникам не удалось править десятки тысяч поколений.
Дата 221 год до н. э. – объединение Китая.
В целях укрепления единого государства император принял целый ряд крупных реформ:
- Столицей Китая стал город Сяньян.
- Территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, назначенными царем.
- Также была проведена денежная реформа, установившая единую медную монету.
Укрепив страну, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран, завоевал земли на побережье Южно-Китайского моря. Его привлекала эта территория, так как там было много риса, оттуда привозили слоновую кость, рог носорога, жемчуг, диковинных птиц.
Вел войны на севере в верхнем течении Хуанхе с кочевыми племенами гуннов.
Он создал мощную хорошо обученную армия.
Для того чтобы содержать огромную армию требовалось много средств. Всё больше и больше становились налоги.
Первичное применение нового знания. (работа в парах)
1 вариант- Какие положительные аспекты в правлении Цинь Шихуана вы выделили?
2 вариант - Что озадачило вас, какие отрицательные аспекты были вами найдены. Почему
Великая Китайская стена
Строительство Великой Китайской стены.
Крупнейшим строительством в истории было сооружение Великой Китайской стены. Она должна была обезопасить Циньскую империю от набегов с севера воинственных скотоводческих племен гуннов. Стена тянулась на 6500 км, а ее высота была 10 метров, а ширина – около 5,5 метров, такая, что по ней могли проехать рядом пять всадников. По преданию, на строительстве стены работало более двух миллионов человек – воинов, земледельцев, государственных рабов и даже женщин, которые должны были готовить пищу. Сотни тысяч (400 000) погибли и были похоронены тут же.
- С какой целью строилась Великая Китайская стена?
- Какой ценой доставалось могущество империи?
- Почему Китайскую стену называли «Длинное кладбище»?
– Как можно было быстро сообщить о приближении врагов от одной башни к
другой?(при помощи огня)
Грандиозное строительство оказалось возможным только потому, что в Китае образовалась могущественная держава с деспотической царской властью. Стену возводили 10 лет, и всё же Цинь Шихуану не удалось достроить её до конца. Стену продолжали укреплять ещё более 1000 лет. Государственные преобразования, содержание большой армии, невиданное по размаху строительство требовали огромных средств. Налоги и повинности возросли во много раз. Не уплативших налоги обращали в рабство. После смерти Цинь Шихуана в
Китае начались волнения. Династия Цинь была свергнута. Вожди восставших превратились в новую знать, а безродный староста маленькой деревушки стал основателем новой царской династии.
- Почему правление династии Цинь было таким недолгим? (Силы народа истощены)
Империя Хань
Читаем выписываем
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.