Урок химии на тему " Понятие о растворах"
Оценка 4.7

Урок химии на тему " Понятие о растворах"

Оценка 4.7
doc
10.05.2021
Урок химии на тему " Понятие о растворах"
Понятие о растворах. Классификация растворов..doc

 

Понятие о растворах. Классификация растворов. Значение растворов в жизни и  практической деятельности человека.

 

Цель. Сформировать понятие о растворах; разобрать основные признаки классификации растворов; выработать умение различать типы дисперсных систем, раскрыть значение терминов и понятий: растворы, растворитель, степень измельчения (дисперсность), дисперсная фаза, дисперсионная среда, истинный раствор, коллоидный растворпродолжать  формировать навыки самостоятельной  работы с учебным материалом, творческого поиска информации воспитывать  любознательность, культуру умственной работы.

 

.

Тип урока Урок изучения нового материала.

 

ХОД УРОКА

 

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

 

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Беседа.

1) Что называют растворами?

2) Чем являются растворы — смесями или химическими соединениями?

З) Можно ли разделить растворы на индивидуальные компоненты. Как?

4) Где в жизни вы встречаетесь с растворами?

5) Приведите примеры растворов.

то

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

 

1. ПОНЯТИЕ О РАСТВОРАХ

Рассказ учителя

Растворы широко распространены в природе. Теорией растворов занимается физическая химия. Она изучает процессы, происходящие  с растворителем и растворенным веществом, а также силы и взаимодействия, существующие в растворах. Растворы являются более сложными системами, чем кажется на первый взгляд.

   Растворы — это гомогенные смеси переменного состава, состоя из нескольких компонентов. Вещество, которое находится в том же агрегатном состоянии, что и раствор, называют растворителем (дисперсионной средой), а остальные компоненты называют растворенными веществами (или дисперсионной фазой). Можно отметить, в школьном курсе чаще всего будут встречаться растворы, в которых  растворителем является вода.

 

2. ЗНАЧЕНИЕ РАСТВОРОВ В ЖИЗНИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

Рассказ учителя.

можно использовать материал учебника, с которым учащиеся знакомятся самостоятельно.

 

 

З. ПОНЯТИЕ О ДИСПЕРСНЫХ СИСТЕМАХ

 

        Рассказ учителя. Для того чтобы у учащихся сложилось более полное представления

растворах, необходимо разобрать классификацию дисперсионных систем. Все системы, о которых пойдет речь в дальнейшем, встречаются в природе и в повседневной жизни.

         Основной признак, которым характеризуются растворы — однородность. Поэтому свойству растворы отличают от механических смесей. Однако растворы не имеют постоянного состава, и в этом заключается их основное отличие от химических соединений.

 

4. КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСПЕРСНЫХ СИСТЕМ ПО РАЗМЕРАМ РАСТВОРЕННЫХ. ИСТИННЫЕ РАСТВОРЫ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ДИСПЕРСНЫХ СИСТЕМ

Рассказ учителя.

    По размерам частиц растворы разделяют на взвеси, коллоидные растворы и истинные растворы. Кроме различия в размерах частиц, эти  отличаются устойчивостью во времени. Учитель отмечает,  далее в школьном курсе химии учащиеся будут встречаться только

истинными растворами.

 

 

5. ЭФФЕКТ ТИНДАЛЯ

Рассказ учителя.

 

Если взвеси легко отличить от истинных растворов по мутности, то коллоидные растворы на первый взгляд отличить достаточно трудно. Коллоидные растворы легко определяются с помощью простого опыта: они проявляют эффект Тиндаля.

 

Эффект Тиндаля. В затемненной комнате тонкий луч света направляется на стакан с различными системами. Если луч света направить на стакан с водой или стакан с раствором соли или сахара, то луч проходит через слой жидкости без препятствий и сбоку не виден. Если же луч направить на стакан с разбавленным чаем или кофе, то сбоку можно увидеть рассеянные лучи света, что подтверждает наличие небольших частиц.

 

Рассказ учителя.

Эффект Тиндаля можно наблюдать и в повседневной жизни. В темное время суток, если в воздухе много пыли или идет снег, без  источника света увидеть пылинки или снежинки невозможно. Однако в свете фар или фонарей пыль и падающий снег отчетливо видны за

счет рассеивания света отдельными частицами.

 

б   КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСПЕРСНЫХ СИСТЕМ ПО АГРЕГАТНОМУ СОСТОЯНИЮ ДИСПЕРСНОЙ ФАЗЫ ИЛИ ДИСПЕРСИОННОЙ СРЕДЫ

 

Работа с таблицей.

 

 

IУ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Беседа.

Учитель вместе с учащимися приводят примеры различных дисперсных систем, в том числе и растворов, обсуждая при этом, почему приведенные системы можно отнести к тому или иному классификационному типу.

  Работа с учебником.

Значение растворов в жизни человека учащиеся изучают по учебнику.

 

У. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Изучить § …...

2. Выполнить задание  …….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Понятие о растворах. Классификация растворов

Понятие о растворах. Классификация растворов

З. ПОНЯТИЕ О ДИСПЕРСНЫХ СИСТЕМАХ

З. ПОНЯТИЕ О ДИСПЕРСНЫХ СИСТЕМАХ

Рассказ учителя. Эффект Тиндаля можно наблюдать и в повседневной жизни

Рассказ учителя. Эффект Тиндаля можно наблюдать и в повседневной жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2021