Конспект урока-игры в 5 классе по теме: «Виды декоративно-прикладного искусства» в формате «Своя игра»
Цель урока: проверка в игровой форме знаний детей по изученному материалу «Русская изба», «Предметы быта», «Русский народный костюм», «Промыслы», «Виды декоративно-прикладного искусства».
Задачи:
• Обучающая: обучение детей выявлению взаимосвязей между предметами эстетического и математического цикла, обучение работы в команде;
• Развивающая: развитие мышления и внимательности детей, умения анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
• Воспитывающая: воспитывать уважение творчеству и любовь к искусству; патриотическое отношение к предметам искусства, уважение к прошлому.
Оборудование для урока:
Для учителя: мультимедийная аппаратура, наглядное пособие – готовая работа вазы с цветами из лоскутков ткани.
Для учащихся: альбом для рисования с эскизом, лоскутки ткани, клей-карандаш, ножницы, карандаш, картон.
План урока:
I. Организационный момент - 1 мин.
II. Анализ задания - 2 мин.
III. Практическая работа учащихся - 25 мин.
IV. Анализ работы - 1 мин.
V. Подведение итогов урока - 1 мин.
Всего: 40 мин.
Конспект урока
(Учитель включает презентацию. На первом слайде показана тема урока).
I. Организационный момент – 1 мин.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поиграем в «Свою игру».
III. Анализ задания – 2 мин.
Прежде чем мы начнем внимательно послушайте правила игры:
· Три команды (1 колонка, 2 колонка, 3 колонка);
· За правильный ответ начисляется определенное количество баллов;
· На вопрос дается 30 секунд;
· Перед ответом команда поднимает руку;
· Никто не выкрикивает. Если выкрикнули ответ, то он не засчитывается
IV. Практическая работа учащихся – 25 мин.
Русская изба:
10. Красный угол – святое и самое почетное место в избе. Духовный центр дома.
20. Русская печь – основа жизни, главный оберег семьи, семейный очаг. Печь кормила и спасала от холода, избавляла от хвори.
30. Наличники - не просто украшение - это оберег, охраняющий дом. Ведь окна — глаза избы, а глаза, как известно — зеркало души.
40. Бабий закуток – женский угол. Место между печью и стеной, где женщина занималась домашними хлопотами.
50. Коник – мужской угол. В углу обязательно стояла широкая доска, вырезанная в форме конской головы. Под скамьей хранили свои инструменты.
Предметы обихода:
10. Прялка – неизменный спутник крестьянской женщины. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок свое невесте.
20. Ковш-черпак – для жидких блюд. Резным ковшам могли придавать самую разную форму. И наш ковш говорит сам за себя. Рассмотрите его форму, декор, который сохранился в резьбе элемента.
30. Рубель - для глажки белья. Деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем.
40. Ендова - для разлива напитков. Низкая большая медная, лужёная братина с рыльцем, используемая для питья на пирах.
50. Хлебница - утварь для хранения хлеба, представляет собой круглую или овальную в сечении коробку с плотно закрывающейся крышкой. Хлебница служила приданым для дочери, смысл росписи заключался в пожелании счастья, достатка и благополучия.
Народный костюм:
10. Рубаха – основной женский народный костюм. Ее шили из тонкого серебристо-белого льняного или конопляного полотна, которое ткали крестьянки дома.
20. Сарафан – поверх рубахи носили сарафан. Шили из дорогих тканей и украшали спереди узорной («княжей») полосой, тесьмой, серебряными кружевом, тонкой металлической нитью и узорными пуговицами.
30. Кокошник - старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
40. Епанечка –на сарафан надевали короткую епанечку на лямках, а в холода – душегрейку. Короткая клешеная кофточка без рукавов шилась из парчовой ткани.
50. Понева – на юге России носили вместо сарафана. Это домотканая клетчатая шерстяная юбка из двух полотнищ. Обшивали поневу лентами и тесьмой.
Промыслы:
10. Городецкая - особенность городецкой росписи заключается в использовании ярких красок (красной, зелёной, синей, чёрной, коричневой и белой), применение контурной обводки отдельных элементов композиции и белых штрихов.
20. Дымковская – родилась в Дымковской слободе. Особенность — это отличие плавности, округлости, множество лепных деталей: косички, жгуты и воланы. Цвета яркие дополняют мягкие и приглушенные: голубой, розовый, оранжевый, коричневый.
30. Каргопольская – родилась в Каргопольском районе Архангельской области. Особенность – это неуклюжесть и тяжеловатость форм. Крепкие бабы и мужики с доброй усмешкой: большеголовые, руки и ноги короткие, чуть сплющено лицо, у мужчин борода-лопатка.
40. Гжель – особенность использование трех основных цветов: белый (фон изделия), синий и голубой (которым выполняются сами узоры).
50. Хохлома – особенность в цветовой гамме рисунка. Используются сочные оттенки (красный, жёлтый, оранжевый, золотой, черный). Изображают чаще сочные ягоды, рябину, землянику, цветы и ветки.
Виды ДПИ:
10. Батик – ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Для получения четких границ используют резерв, а ткань окрашивают акрилом или другими красками.
20. Гобелен – односторонний безворсовый ковер с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрестными переплётами нити.
30. Оригами - японское искусство складывания фигурок из бумаги.
40. Витражная роспись - это картинка, которая делается специальными прозрачными красками, которые имитируют кусочки стекла.
50. Вышивка - Метод декорирования ткани, кожи или войлока, состоящий из вышивания на материале узоров иглой, нитками и различными добавками.
V. Анализ работы – 1 мин.
(Учитель просчитывает баллы и называет победителей)
VI. Подведение итогов урока– 1 мин.
(По окончанию урока учитель отмечает отсутствующих на уроке и выставляет оценки за работу.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.