Урок-игра для закрепления знаний в 5 классе по теме: "Виды декоративно-прикладного искусства"

  • docx
  • 31.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока Виды декоративно-прикладного искусства в формате Своя игра.docx

Конспект урока-игры в 5 классе по теме: «Виды декоративно-прикладного искусства» в формате «Своя игра» 

Цель урока: проверка в игровой форме знаний детей по изученному материалу «Русская изба», «Предметы быта», «Русский народный костюм», «Промыслы», «Виды декоративно-прикладного искусства».

Задачи:

        Обучающая: обучение детей выявлению взаимосвязей между предметами эстетического и математического цикла, обучение работы в команде;

        Развивающая: развитие мышления и внимательности детей, умения анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;

        Воспитывающая: воспитывать уважение творчеству и любовь к искусству; патриотическое отношение к предметам искусства, уважение к прошлому.

Оборудование для урока:

Для учителя: мультимедийная аппаратура, наглядное пособие – готовая работа вазы с цветами из лоскутков ткани.

Для учащихся: альбом для рисования с эскизом, лоскутки ткани, клей-карандаш, ножницы, карандаш, картон.

План урока:

I.       Организационный момент - 1 мин.

II.      Анализ задания - 2 мин.

III.     Практическая работа учащихся - 25 мин.

IV.    Анализ работы - 1 мин.

V.      Подведение итогов урока - 1 мин.

Всего: 40 мин.

Конспект урока

(Учитель включает презентацию. На первом слайде показана тема урока).

I. Организационный момент – 1 мин.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поиграем в «Свою игру».

III. Анализ задания – 2 мин.

Прежде чем мы начнем внимательно послушайте правила игры:

·        Три команды (1 колонка, 2 колонка, 3 колонка);

·        За правильный ответ начисляется определенное количество баллов;

·        На вопрос дается 30 секунд;

·        Перед ответом команда поднимает руку;

·        Никто не выкрикивает. Если выкрикнули ответ, то он не засчитывается

IV. Практическая работа учащихся – 25 мин.

Русская изба:

10. Красный угол – святое и самое почетное место в избе. Духовный центр дома.

20. Русская печь – основа жизни, главный оберег семьи, семейный очаг. Печь кормила и спасала от холода, избавляла от хвори.

30. Наличники - не просто украшение - это оберег, охраняющий дом. Ведь окна — глаза избы, а глаза, как известно — зеркало души.

40. Бабий закуток – женский угол. Место между печью и стеной, где женщина занималась домашними хлопотами.

50. Коник – мужской угол. В углу обязательно стояла широкая доска, вырезанная в форме конской головы. Под скамьей хранили свои инструменты.

Предметы обихода:

10. Прялка – неизменный спутник крестьянской женщины. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок свое невесте.

20. Ковш-черпак – для жидких блюд. Резным ковшам могли придавать самую разную форму. И наш ковш говорит сам за себя. Рассмотрите его форму, декор, который сохранился в резьбе элемента.

30. Рубель - для глажки белья. Деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем.

40. Ендова - для разлива напитков. Низкая большая медная, лужёная братина с рыльцем, используемая для питья на пирах.

50. Хлебница - утварь для хранения хлеба, представляет собой круглую или овальную в сечении коробку с плотно закрывающейся крышкой. Хлебница служила приданым для дочери, смысл росписи заключался в пожелании счастья, достатка и благополучия.

Народный костюм:

10. Рубаха – основной женский народный костюм. Ее шили из тонкого серебристо-белого льняного или конопляного полотна, которое ткали крестьянки дома.

20. Сарафан – поверх рубахи носили сарафан.  Шили из дорогих тканей и украшали спереди узорной («княжей») полосой, тесьмой, серебряными кружевом, тонкой металлической нитью и узорными пуговицами.

30. Кокошник - старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

40. Епанечка –на сарафан надевали короткую епанечку на лямках, а в холода – душегрейку. Короткая клешеная кофточка без рукавов шилась из парчовой ткани.

50. Понева – на юге России носили вместо сарафана. Это домотканая клетчатая шерстяная юбка из двух полотнищ. Обшивали поневу лентами и тесьмой.

Промыслы:

10. Городецкая - особенность городецкой росписи заключается в использовании ярких красок (красной, зелёной, синей, чёрной, коричневой и белой), применение контурной обводки отдельных элементов композиции и белых штрихов.

20. Дымковская – родилась в Дымковской слободе. Особенность — это отличие плавности, округлости, множество лепных деталей: косички, жгуты и воланы. Цвета яркие дополняют мягкие и приглушенные: голубой, розовый, оранжевый, коричневый.

30. Каргопольская – родилась в Каргопольском районе Архангельской области. Особенность – это неуклюжесть и тяжеловатость форм. Крепкие бабы и мужики с доброй усмешкой: большеголовые, руки и ноги короткие, чуть сплющено лицо, у мужчин борода-лопатка.

40. Гжель – особенность использование трех основных цветов: белый (фон изделия), синий и голубой (которым выполняются сами узоры).

50. Хохлома – особенность в цветовой гамме рисунка. Используются сочные оттенки (красный, жёлтый, оранжевый, золотой, черный). Изображают чаще сочные ягоды, рябину, землянику, цветы и ветки.

Виды ДПИ:

10. Батик – ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Для получения четких границ используют резерв, а ткань окрашивают акрилом или другими красками.

20. Гобелен – односторонний безворсовый ковер с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрестными переплётами нити.

30. Оригами -  японское искусство складывания фигурок из бумаги.

40. Витражная роспись - это картинка, которая делается специальными прозрачными красками, которые имитируют кусочки стекла.

50. Вышивка - Метод декорирования ткани, кожи или войлока, состоящий из вышивания на материале узоров иглой, нитками и различными добавками.

V. Анализ работы – 1 мин.

(Учитель просчитывает баллы и называет победителей)

VI. Подведение итогов урока– 1 мин.

(По окончанию урока учитель отмечает отсутствующих на уроке и выставляет оценки за работу.)