Урок-игра по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
Оценка 4.8

Урок-игра по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Оценка 4.8
docx
19.03.2021
Урок-игра по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
М. Пришвин. Урок-игра.docx

 

Урок-игра по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

6 класс

 

Цель –  систематизировать знания учащихся о произведении М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Задачи:

1.     Обобщение изученного материала.

2.     Развитие познавательной активности, коммуникативных и творческих способностей учащихся.

3.     Воспитание интереса к творчеству М.М. Пришвина.

 

Урок предусматривает применение на практике ИКТ.

 

Домашнее задание к уроку.

1.     Характеристика и описание своего героя, его пути к правде жизни (устно).

2.     Черты сходства и различия героев (письменно).

3.     Индивидуальное сообщение «Из истории создания сказки-были «Кладовая солнца».

 

В игре участвуют 2 команды: команда Насти и команда Митраши.

 

Ход игры

 

слайда

Методические рекомендации для учителя. Содержание презентации

1

Вступительное слово учителя. Формулирование темы и цели урока обучающимися.

2

Сообщение ученика  «Из истории создания сказки-были «Кладовая солнца».

3

Конкурс «Представь героя».

·         Описать внешность, характер, человеческие качества героя.

·         Чем понравился герой?

Оценивается полнота ответа и артистизм выступления.

4-7

Конкурс «Черный ящик». Угадайте, какой предмет лежит в черном ящике.

·         Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас).

·         В ящике находится изделие юного умельца Митраши. (Предмет деревянной посуды).

·         Предмет, с помощью которого Митраша сумел удержаться на поверхности болота, опирался на него. (Ружьё).

·         «Муравка, Муравка, а дам тебе ...!» - крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке? (Хлеб).

8

Конкурс инсценировок.

Команда Насти – «Ссора брата и сестры».

Митраша. Нам надо по этой тропе на север идти.

Настя. Это не тропа!

Митраша.Вот ещё! Люди шли, - значит, тропа. Нам надо идти на север. Идем, и не разговаривай больше.

Настя. Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умнее всех?

Митраша. Пусть ходят все люди! мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.

Настя.Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, и, наверное, на севере вовсе нет никакой палестинки. Очень будет даже глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.

Митраша. Ну, ладно. Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

9

Команда Митраши – «Правда Антипыча».

Геологи. Сколько тебе лет, Антипыч? Восемьдесят?

Антипыч. Мало!

Геологи. Сто?

Антипыч. Много.

Геологи. Антипыч, ну брось ты свои шутки, скажи нам по правде, сколько тебе лет?

Антипыч. По правде я вам скажу, если вы вперед скажете, что есть правда, какая она, где живет, где её найти.

Геологи. Ты, Антипыч, старше нас, и  ты, наверно, лучше нас знаешь, где правда.

Антипыч. Знаю.

Геологи. Ну, скажи.

Антипыч. Нет, пока жив я, сказать не могу, вы сами ищите. Ну, а как умирать буду, приезжайте, я вам тогда на ушко перешепчу всю правду. Приезжайте!

Геологи. Хорошо, приедем. А вдруг мы не угадаем, когда надо, и ты без нас помрешь?

Антипыч. Деточки, вы не маленькие, пора бы самим знать, а вы все спрашиваете. Ну,  ладно уж, когда помирать соберусь и вас тут не будет, я Травке своей перешепчу.

10

Конкурс «Иллюстрация». (5 минут на работу с текстом и обсуждение. Отвечает один человек от команды).

Устное художественное рисование «Что я изобразил бы на иллюстрации «Дети встречают восход у лежачего камня».

11

Конкурс «Лесные голоса». Переведите язык животного мира на человеческий.

·         Как по-тетеревиному «солнце»? («Чуф!»)

·         Поздороватесь по-тетеревиному. («Ши!»)

·         «Кра!» – крикнула ворона в гнезде. Что это значит? («Берегись!»)

·         «Дрон-тон!» - крикнул сторожевой ворон. Что это значит? («Скоро будут пожива».)

·         «Дрон-тон!» - ответила самка. Что это значит? («Слышу и жду!)

·         Носатые длиннохвостые сороки начали трещать: «Дри-ти! Дра-та-та!» Что это значит? («Попался!»)

·         Что подумал заяц, услышав непонятный шум и убегая в лес? («Подальше от греха!»)

12

Конкурс капитанов.

Капитанам команд, «Насте» и «Митраше»,  рассказать от первого лица о своем  пути. Как герои попали в беду?

13

Блиц-турнир. Команды по очереди (по одному человеку от команды по часовой стрелке) отвечают на вопросы викторины.

14

Конкурс «Сравнительная характеристика» (домашнее задание)

Команда Насти - черты сходства Насти и Митраши.

Команда Митраши - черты различия Насти и Митраши.

15-16

Конкурс «Пришвинский пейзаж». Команды по очереди выразительно читают пейзажные зарисовки и называют средства выразительности, которые автор.

Пришвин – автор словесной живописи. Вся его жизнь – долгий и трудный «поход за волшебным словом». «Язык Пришвина – точен, прост и вместе с тем очень живописен в своей разговорности. Он многоцветен и тонок» (К. Паустовский). Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка.

 

Вот взять ягоду чернику, - та растет, и её видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички, черные ягодки с синим пушком. Так же брусника, кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито.

17

Конкурс пословиц. Назовите русские народные пословицы, отражающие главную мысль «Кладовой солнца».

(Где дружба и совет – там и свет. Гору разрушает ветер, а людскую дружбу – слова. Дерево держится корнями, а человек – друзьями. Дружба заботой да подмогой крепка.)

18

Конкурс литературных знатоков. Команда работают над жанром своеобразием произведения. Что такое сказка-быль?

Команда Насти – отыскивает сказочные мотивы.

Команда Митраши – черты реалистического повествования.

 

(Пришвин хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю, происшедшую с конкретными детьми, но и в более широком, обобщенном, символическом смысле.)

Какова  основная мысль произведения?

«Правда» жизни, её важнейший смысл заключаются в единстве человека и природы, в родственном мудром отношении человека к природе. На примере главных героев Пришвин стремится показать силу, красоту человека, его могущество и огромные возможности.

19

Домашнее задание.

1.Почему сказка-быль М.М. Пришвина называется «Кладовая солнца»?

 

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок-игра по произведению М.М

Урок-игра по произведению М.М

Слепую елань угодим. Митраша

Слепую елань угодим. Митраша

Конкурс пословиц. Назовите русские народные пословицы, отражающие главную мысль «Кладовой солнца»

Конкурс пословиц. Назовите русские народные пословицы, отражающие главную мысль «Кладовой солнца»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2021