В основе всех справочно-информационных систем лежит база данных – совокупность структурированных данных.
Структурирование – это выбор однотипных объектов и определение характеристик описывающих их.
СУБД (системы управления базой данных) – это программы, обеспечивающие обработку таких данных как: хранение, обновление и быстрый доступ к информации по запросу.
В пакет программ Microsoft Office входит программа управления базами данных Microsoft Access.
Назначение этой программы: создание базы данных, организация хранения, обновления и быстрого доступа к данным.
«Аccess» (ударение падает на второй слог!) в переводе с английского означает «доступ».
При загрузке базы данных в окне программы появляется окно базы данных, состоящее из вкладок.
Каждая вкладка в этом окне – объект базы данных: таблица, запрос, форма, отчёт, страницы доступа к данным и т. д.
Все эти объекты хранятся в одном файле с расширением *.mdb.
Основной объект БД – таблица.
Строка любой таблицы содержит данные об одном объекте (человеке, техническом устройстве, документе и т. д.).
Столбцы содержат различные характеристики этих объектов (названия, адреса, даты и т. д.).
Строки – записи. Столбцы – поля.
Вводимые в таблицу данные могут иметь различный формат:
— текстовый,
— числовой,
— дата / время,
— денежный,
— логический и т. д.
Новые таблицы можно создавать различными способами:
— путём ввода данных,
— с помощью Мастера,
— с помощью Конструктора таблиц.
Для того, чтобы таблицы можно было связать между собой, используют ключевые поля.
Ключевое поле – это поле, значение которого служит для однозначного определения записи в таблице.
Ключевое поле делает каждую запись таблицы уникальной.
Ключ – это одно или несколько ключевых полей, позволяющих идентифицировать записи таблицы и организовывать связи между таблицами.
Связи между таблицами бывают трёх типов:
— "один к одному"
— "один ко многим"
— "многие ко многим"
Если мы составляем список сотрудников, то отношение между конкретным сотрудником и его адресом - "один к одному".
Название лаборатории по отношению к списку сотрудников "один ко многим", т. к. в одной лаборатории работает много (больше одного) сотрудников.
Если сопоставить список преподавателей какого-либо вуза со списком учебных дисциплин, которые в этом вузе преподаются, используется связь типа "многие ко многим": одну дисциплину могут преподавать разные преподаватели, и в то же время один преподаватель может читать разные дисциплины.
При организации связи типа "один ко многим" таблица "один" – называется главной, а таблица "многие" – называется подчинённой.
Если в базе данных несколько таблиц, то между ними можно создавать связи.
Связи между таблицами бывают трёх типов:
— "одинкодному"
— "один ко многим"
— "многие ко многим"
Если мы составляем список сотрудников, то отношение между конкретным сотрудником и его адресом - "один к одному".
Название лаборатории по отношению к списку сотрудников - "один ко многим", т. к. в одной лаборатории работает много (больше одного) сотрудников.
Если сопоставить список преподавателей какого-либо вуза со списком учебных дисциплин, которые в этом вузе преподаются, используется связь типа "многие ко многим": одну дисциплину могут преподавать разные преподаватели, и в то же время один преподаватель может читать разные дисциплины.
При организации связи типа "один ко многим" таблица "один" – называется главной, а таблица "многие" – называется подчинённой.
Ключ главной таблицы называют первичным, а подчинённой таблицы – называют внешним.
Для просмотра и редактирования данных используются формы, соответствующие таблицам.
Форма – это «карточка» (бланк), в которую удобно вводить данные для каждой записи и удобно просматривать записи.
При редактировании данных в форме изменения автоматически вносятся в таблицу и наоборот.
Это удобно, т.к. при обновлении данных в одной таблице автоматически обновятся данные во всех связанных с ней таблицах.
Запрос – это средство отбора (поиска) данных в базе из одной или нескольких таблиц по определённому пользователем условию.
Все запросы делятся на две группы:
• запросы-выборки,
• запросы-действия.
Запросы-выборки осуществляют выборку данных из таблиц в соответствии с заданными условиями.
К этой группе запросов относятся следующие: Запрос к связанным таблицам – позволяет производить выборку данных из связанных таблиц.
Перекрёстный запрос – отображает итоговые данные с группировкой их по горизонтали и вертикали, выводя результаты их обработки в виде таблиц.
Запрос с параметром – позволяет пользователю задать критерий отбора, введя нужный параметр при вызове запроса.
Запрос с вычисляемым полем – позволяет рассчитать данные на основе других полей из той же строки запроса.
Запрос с критерием поиска – позволяет производить отбор записей в соответствии с заданным критерием поиска.
Запрос с итогами – производит математические вычисления и выдаёт результат.
Запросы-действия позволяют модифицировать данные в таблицах: удалять, обновлять, добавлять записи.
К этой группе запросов относятся следующие:
Запросы на создание таблицы – создают таблицы на основании данных, содержащихся в результирующем множестве запроса.
Запросы на добавление записей – позволяют добавлять в таблицу записи, создаваемые запросом.
Запросы на обновление – изменяют значения существующих полей в соответствии с заданным критерием.
Запросы на удаление – удаляют записи из одной или нескольких таблиц одновременно.
Отчёт – это объект базы данных, который предназначен для вывода информации из баз данных, прежде всего на печать.
Отчёты позволяют:
• выбрать из баз данных нужную пользователю информацию,
• оформить её в виде документа, • просмотреть на экране,
• вывести на печать.
Источником данных для отчёта является таблица или запрос.
Кроме данных, полученных из таблиц, в отчёте могут отображаться вычисляемые поля, например, итоговые суммы.
Основные типы баз данных:
реляционная – использует табличное представление данных;
иерархическая – использует структуру данных в виде деревьев; сетевая – использует структуру данных в виде сетей.
Современные электронные базы данных чаще всего организованы в виде таблицы, и в настоящее время, как правило, используются реляционные базы данных, представляющие собой несколько взаимосвязанных таблиц.
Основные возможности баз данных:
• хранение данных;
• обеспечение быстрого доступа к данным;
• вставка в базу объектов разных типов, включая графические объекты;
• сортировка данных по разным признакам;
• фильтрация данных с применением разных фильтров;
• составление запроса на выборку данных,
отвечающих заданным условиям, из базы;
• дополнение и обновление данных;
• создание элементов управления для улучшения
интерфейса;
• вывод данных на печать в виде отчётов.
Примеры систем управления базами данных (СУБД):
MS Access
InterBase
Oracle
Informix
OpenOffice.org Base
MySQL
Paradox
PrimeBase
и другие…
1. База данных – это…
2. Структурирование – это…
3. СУБД – это…
4. Назначение Microsoft Access: … 5. Основной объект БД – … (структура).
6. Формат данных, вводимых в таблицу: перечислить основные форматы.
7. Способы создания таблицы: перечислить.
8. Ключевое поле – это…
9. Ключ – это…
10. Форма – это… Назначение формы ...
11. Запрос – это… Основные группы запросов …
12. Отчёт – это… Источником данных для отчёта является …
13. Отчёты позволяют: …
14. Основные типы баз данных: перечислить + краткая характеристика.
15. Основные возможности баз данных: перечислить.
1. База данных – это совокупность структурированных данных.
2. Структурирование – это выбор однотипных объектов и определение характеристик описывающих их.
3. СУБД (системы управления базой данных) – это программы, обеспечивающие обработку таких данных как: хранение, обновление и быстрый доступ к информации по запросу.
4. Назначение Microsoft : создание базы данных, организация хранения, обновления и быстрого доступа к данным.
5. Основной объект БД – таблица (структура).
6. Формат данных, вводимых в таблицу:
— текстовый,
— числовой,
— дата / время,
— денежный,
— логический и т. д.
7. Способы создания таблицы:
— путём ввода данных,
— с помощью Мастера,
— с помощью Конструктора таблиц.
8. Ключевое поле – это поле, значение которого служит для однозначного определения записи в таблице. Ключевое поле делает каждую запись таблицы уникальной.
9. Ключ – это одно или несколько ключевых полей, позволяющих идентифицировать записи таблицы и организовывать связи между таблицами.
10. Форма – это «карточка» (бланк), в которую удобно вводить данные для каждой записи и удобно просматривать записи. Для просмотра и редактирования данных используются формы, соответствующие таблицам.
11. Запрос – это средство отбора (поиска) данных в базе из одной или нескольких таблиц по определённому пользователем условию. Все запросы делятся на две группы:
• запросы-выборки,
• запросы-действия.
12. Отчёт – это объект базы данных, который предназначен для вывода информации из баз данных, прежде всего на печать. Источником данных для отчёта является таблица или запрос.
13. Отчёты позволяют:
• выбрать из баз данных нужную пользователю информацию,
• оформить её в виде документа, • просмотреть на экране,
• вывести на печать.
14. Основные типы баз данных:
реляционная – использует табличное представление данных; иерархическая – использует структуру данных в виде деревьев; сетевая – использует структуру данных в виде сетей.
15. Основные возможности баз данных:
• хранение данных;
• обеспечение быстрого доступа к данным;
• вставка в базу объектов разных типов, включая графические объекты;
• сортировка данных по разным признакам;
• фильтрация данных с применением разных фильтров;
• составление запроса на выборку данных, отвечающих заданным условиям, из базы;
• дополнение и обновление данных;
• создание элементов управления для улучшения интерфейса;
• вывод данных на печать в виде отчётов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.