Урок интегрированный

  • docx
  • 16.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Михеева Е О интегрированный урок.docx

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

«ФОРМА РОНДО В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА»

 

 

 

 

 

подготовила

учитель музыки

Михеева Елена Олеговна

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород  

2025

 

Интегрированный урок «Форма рондо в различных видах искусства»

Тип урока: получение новых знаний

Цель урока: получить представление о форме рондо и ее использовании в различных видах искусства.

Задачи:

Развивающие:

1.     Формировать умение работать со схемами;

2.     Развивать навык сопоставления;

3.     Научить выделять главное в поиске примеров формы рондо в различных видах искусства

Образовательные:

1.     Дать представление о форме рондо;

2.     Рассмотреть понятия рефрена и эпизода;

3.     Познакомить со схемой рондо;

4.     Научиться представлять форму рондо с помощью геометрических фигур;

5.     Проследить, каким образом воплощена форма рондо в других видах искусства

Воспитательные:

1.     Формировать слушательскую культуру;

Прогнозируемые результаты:

1.     Дети получат представление о музыкальной форме рондо;

2.     Научатся работать со схемами;

3.     Смогут, анализируя искать примеры аналогичной формы в других видах искусства;

4.     Научатся конструировать похожие формы в разных областях искусства;

Материалы и оборудование: презентация, геометрические фигуры, фортепиано, музыкальный центр, распечатанные фрагменты стихотворения, бусинки, ниточки для бусин, карандаши, бумага.

 

 

Ход урока

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на слайды презентации. Что за сказка здесь изображена? (Просмотр слайда № 4). Дети: Колобок! Преподаватель: Правильно! Давайте вспомним содержание  сказки Колобок. А теперь попробуем составить схему этой сказки. Какая из фигур подходит колобку? Дети: Желтый круг! Потому что колобок круглый и желтенький румяный. Дедушка с бабушкой – коричневый прямоугольник, зайчик – белый ромб, волк – серый треугольник, медведь – коричневый многоугольник, лиса – оранжевый овал.  А теперь давайте выложим, как наши персонажи появляются по ходу действия. Сначала – дед с бабой, потом колобок, затем – заяц, снова колобок, волк, колобок, медведь, колобок, лиса. Что у вас получилось? Дети показывают свои схемы, затем преподаватель показывает схему на слайде № 5 в презентации.

Преподаватель: Обратите внимание на схему, которая у нас в результате получилась. Что вы можете о ней сказать?

Дети: Все фигурки меняются, а круг повторяется несколько раз, чередуясь с другими фигурами.

Преподаватель: Можем ли мы выложить схему сказки из начальных букв персонажей? Дети: Да!

Преподаватель: Дед с бабкой будут ДБ, колобок – К, заяц – З, волк – В, медведь – М, лиса – Л. Напишите полученную схему в тетради. Проверяем и исправляем ошибки.

ДБ  К  З  К  В  К  М  К  Л (слайд № 6)

Преподаватель: Правильно! И если бы персонажи пели песенки, то вы бы услышали, что песенка Колобка повторяется. В музыке произведение, построенное в форме, где есть повторяющиеся части, которые чередуются с новыми эпизодами, называется рондо. Кстати, в переводе с французского оно означает «круг», потому что, когда французские крестьяне пели песни, которые впоследствии стали называться рондо, они двигались в хороводе (демонстрация слайда № 7). А как двигаются в хороводе?

Дети: В кругу!

Преподаватель: Вот поэтому эта форма и называется рондо, а повторяющийся фрагмент называют рефреном. Давайте попробуем составить форму рондо из фрагментов знакомых вам детских песен, а в качестве рефрена я предлагаю взять песню «Добрый жук». Фрагменты каких песен мы возьмем в качестве эпизодов?

Дети предлагают известные детские песенки («Елочка», «В траве сидел кузнечик», «Два веселых гуся»). Проводится репетиция с целью повторения слов и мелодии песен в удобной для детей тональности. Затем полученное произведение исполняется в кругу под аккомпанемент фортепиано или заранее заготовленную склеенную из кусочков песен фонограмму.

Преподаватель: А теперь давайте послушаем, как воплотил форму рондо В.А. Моцарт в своей известнейшей пьесе «Турецкое рондо». Но мы будем слушать музыку не просто так, нам нужно найти рефрен – повторяющийся музыкальный фрагмент. Если вы услышите музыку, которая уже была в этом произведении – хлопните в ладоши!

Слушание музыки (В.А. Моцарт «Турецкое рондо»). Демонстрация слайда № 8.

Преподаватель: В 1783 году композитор В.А. Моцарт написал «Турецкое рондо» (в составе фортепианной сонаты № 11), которое было похоже на музыку турецких военных оркестров (демонстрация слайда № 7). Пьеса эта настолько полюбилась публике, что она зазвучала практически повсюду и звучит до сих пор!

Преподаватель: А теперь, посмотрите, что изображено на слайде презентации. Слайд № 9.

Сказка о царе Салтане. Есть ли в этой сказке повторяющиеся фрагменты? Дети: Да, есть. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Преподаватель: Правильно! И как мы назовем повторяющийся фрагмент? Дети: Рефрен. Преподаватель: Что в таком случае у нас будет эпизодами? Наверное, три чуда, которые добыл Князь Гвидон. Какие это были три чуда, вы помните? Дети: Да! Белка, 33 богатыря и Царевна лебедь. Слайд № 10.

Преподаватель: Сейчас мы попробуем сочинить стихотворение в форме рондо. У меня есть несколько четверостиший, и ваша задача расположить их так, чтобы получилась форма рондо. Слайд № 11.

1 фрагмент. Пусть делают все так, как я,

 Пусть делают все так как я.

  2 фрагмент. А ну-ка все вместе, все враз,

 Все делают вместе у нас.

 

3        фрагмент. Пусть каждый чихнет так, как я,

 Пусть каждый чихнет так, как я!

 

4 фрагмент. Ударьте в ладоши, как я,

 Ударьте в ладоши, как, я.

 

 5 фрагмент. Пусть каждый смеется, как я,

 Пусть каждый смеется, как я!

 

 6 фрагмент. Пусть каждый подпрыгнет, как я,

 Пусть каждый подпрыгнет, как я!

 

 7 фрагмент. Пусть каждый присядет, как я,

 Пусть каждый присядет, как я.

(Если у детей возникли затруднения, преподаватель может подсказать, что это стихотворение построено на том, чтобы все повторяли движение, предложенное одним из участников). Слайд № 12.

Преподаватель: Молодцы. У нас получились и эпизоды и рефрены. А теперь давайте попробуем все вместе изобразить форму рондо в прикладном творчестве – сделаем бусы, где наряду с новыми мотивами будет встречаться постоянно повторяющийся фрагмент – рефрен. Можете сделать бусы или нарисовать их. Слайд № 13.

Дети делают или рисуют бусы.

Преподаватель: Домашнее задание: придумать рисунки бус в форме рондо.

Список литературы

1.     http://www.belcanto.ru/rondo.html

2.     http://froland.ru/lyceum/muslit/man4_1_9.html

3.     http://music-fantasy.ru/materials/muzykalnaya-forma-rondo

4.     https://ru.wikipedia.org/wiki/Рефрен

5.     https://ru.wikipedia.org/wiki/Рондо

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru