ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
«ФОРМА РОНДО В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА»
подготовила
учитель музыки
Михеева Елена Олеговна
Нижний Новгород
2025
Интегрированный урок «Форма рондо в различных видах искусства»
Тип урока: получение новых знаний
Цель урока: получить представление о форме рондо и ее использовании в различных видах искусства.
Задачи:
Развивающие:
1. Формировать умение работать со схемами;
2. Развивать навык сопоставления;
3. Научить выделять главное в поиске примеров формы рондо в различных видах искусства
Образовательные:
1. Дать представление о форме рондо;
2. Рассмотреть понятия рефрена и эпизода;
3. Познакомить со схемой рондо;
4. Научиться представлять форму рондо с помощью геометрических фигур;
5. Проследить, каким образом воплощена форма рондо в других видах искусства
Воспитательные:
1. Формировать слушательскую культуру;
Прогнозируемые результаты:
1. Дети получат представление о музыкальной форме рондо;
2. Научатся работать со схемами;
3. Смогут, анализируя искать примеры аналогичной формы в других видах искусства;
4. Научатся конструировать похожие формы в разных областях искусства;
Материалы и оборудование: презентация, геометрические фигуры, фортепиано, музыкальный центр, распечатанные фрагменты стихотворения, бусинки, ниточки для бусин, карандаши, бумага.
Ход урока
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на слайды презентации. Что за сказка здесь изображена? (Просмотр слайда № 4). Дети: Колобок! Преподаватель: Правильно! Давайте вспомним содержание сказки Колобок. А теперь попробуем составить схему этой сказки. Какая из фигур подходит колобку? Дети: Желтый круг! Потому что колобок круглый и желтенький румяный. Дедушка с бабушкой – коричневый прямоугольник, зайчик – белый ромб, волк – серый треугольник, медведь – коричневый многоугольник, лиса – оранжевый овал. А теперь давайте выложим, как наши персонажи появляются по ходу действия. Сначала – дед с бабой, потом колобок, затем – заяц, снова колобок, волк, колобок, медведь, колобок, лиса. Что у вас получилось? Дети показывают свои схемы, затем преподаватель показывает схему на слайде № 5 в презентации.
Преподаватель: Обратите внимание на схему, которая у нас в результате получилась. Что вы можете о ней сказать?
Дети: Все фигурки меняются, а круг повторяется несколько раз, чередуясь с другими фигурами.
Преподаватель: Можем ли мы выложить схему сказки из начальных букв персонажей? Дети: Да!
Преподаватель: Дед с бабкой будут ДБ, колобок – К, заяц – З, волк – В, медведь – М, лиса – Л. Напишите полученную схему в тетради. Проверяем и исправляем ошибки.
ДБ К З К В К М К Л (слайд № 6)
Преподаватель: Правильно! И если бы персонажи пели песенки, то вы бы услышали, что песенка Колобка повторяется. В музыке произведение, построенное в форме, где есть повторяющиеся части, которые чередуются с новыми эпизодами, называется рондо. Кстати, в переводе с французского оно означает «круг», потому что, когда французские крестьяне пели песни, которые впоследствии стали называться рондо, они двигались в хороводе (демонстрация слайда № 7). А как двигаются в хороводе?
Дети: В кругу!
Преподаватель: Вот поэтому эта форма и называется рондо, а повторяющийся фрагмент называют рефреном. Давайте попробуем составить форму рондо из фрагментов знакомых вам детских песен, а в качестве рефрена я предлагаю взять песню «Добрый жук». Фрагменты каких песен мы возьмем в качестве эпизодов?
Дети предлагают известные детские песенки («Елочка», «В траве сидел кузнечик», «Два веселых гуся»). Проводится репетиция с целью повторения слов и мелодии песен в удобной для детей тональности. Затем полученное произведение исполняется в кругу под аккомпанемент фортепиано или заранее заготовленную склеенную из кусочков песен фонограмму.
Преподаватель: А теперь давайте послушаем, как воплотил форму рондо В.А. Моцарт в своей известнейшей пьесе «Турецкое рондо». Но мы будем слушать музыку не просто так, нам нужно найти рефрен – повторяющийся музыкальный фрагмент. Если вы услышите музыку, которая уже была в этом произведении – хлопните в ладоши!
Слушание музыки (В.А. Моцарт «Турецкое рондо»). Демонстрация слайда № 8.
Преподаватель: В 1783 году композитор В.А. Моцарт написал «Турецкое рондо» (в составе фортепианной сонаты № 11), которое было похоже на музыку турецких военных оркестров (демонстрация слайда № 7). Пьеса эта настолько полюбилась публике, что она зазвучала практически повсюду и звучит до сих пор!
Преподаватель: А теперь, посмотрите, что изображено на слайде презентации. Слайд № 9.
Сказка о царе Салтане. Есть ли в этой сказке повторяющиеся фрагменты? Дети: Да, есть. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Преподаватель: Правильно! И как мы назовем повторяющийся фрагмент? Дети: Рефрен. Преподаватель: Что в таком случае у нас будет эпизодами? Наверное, три чуда, которые добыл Князь Гвидон. Какие это были три чуда, вы помните? Дети: Да! Белка, 33 богатыря и Царевна лебедь. Слайд № 10.
Преподаватель: Сейчас мы попробуем сочинить стихотворение в форме рондо. У меня есть несколько четверостиший, и ваша задача расположить их так, чтобы получилась форма рондо. Слайд № 11.
1 фрагмент. Пусть делают все так, как я,
Пусть делают все так как я.
2 фрагмент. А ну-ка все вместе, все враз,
Все делают вместе у нас.
3 фрагмент. Пусть каждый чихнет так, как я,
Пусть каждый чихнет так, как я!
4 фрагмент. Ударьте в ладоши, как я,
Ударьте в ладоши, как, я.
5 фрагмент. Пусть каждый смеется, как я,
Пусть каждый смеется, как я!
6 фрагмент. Пусть каждый подпрыгнет, как я,
Пусть каждый подпрыгнет, как я!
7 фрагмент. Пусть каждый присядет, как я,
Пусть каждый присядет, как я.
(Если у детей возникли затруднения, преподаватель может подсказать, что это стихотворение построено на том, чтобы все повторяли движение, предложенное одним из участников). Слайд № 12.
Преподаватель: Молодцы. У нас получились и эпизоды и рефрены. А теперь давайте попробуем все вместе изобразить форму рондо в прикладном творчестве – сделаем бусы, где наряду с новыми мотивами будет встречаться постоянно повторяющийся фрагмент – рефрен. Можете сделать бусы или нарисовать их. Слайд № 13.
Дети делают или рисуют бусы.
Преподаватель: Домашнее задание: придумать рисунки бус в форме рондо.
Список литературы
1. http://www.belcanto.ru/rondo.html
2. http://froland.ru/lyceum/muslit/man4_1_9.html
3. http://music-fantasy.ru/materials/muzykalnaya-forma-rondo
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рефрен
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рондо
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.