Урок-исследование "Война. Победа. Память"
Оценка 4.7

Урок-исследование "Война. Победа. Память"

Оценка 4.7
docx
28.09.2024
Урок-исследование "Война. Победа. Память"
Урок-исследование Война. Победа. Память.docx

Педагог: Желтухина Елена Владимировна

    

 

«ВОЙНА. ПОБЕДА. ПАМЯТЬ»

УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ, ПРОВЕДЕННЫЙ В РАМКАХ СЕМИНАРА ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА ТЕМУ:

«СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

 
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ИМ. В.М.ЖЕНКО

Г. УЗЛОВАЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ


 

Тема

 «Война. Победа. Память»

Цель

Формирование представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа.

Планируемые результаты

Познавательные УУД:

*      расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

*      свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля;

*      осуществление и поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Коммуникативные УУД:

*      формирование коммуникативных действий: ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

*      выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения;

*      уважительное восприятие других точек зрения.

Регулятивные УУД:

*      способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

*      вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД:

*      способствовать воспитанию ценностного отношения к Родине, истории;

*      формирование активной гражданской позиции учащихся.

*      формирование основ гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

*      эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;

*      эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

 

Технологии

Учебного сотрудничества, исследовательская и проектная деятельность, технология критического мышления.

Оборудование

Презентация, проектор, экран, компьютер, толковый словарь, сборник пословиц и поговорок.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Предварительная подготовка

Поиск информации для изготовления лэпбуков по темам «Города-герои», «Символы Великой Победы», «Узловая-город воинской доблести», создание компьютерных презентаций.

 

 

 

 

№ п/п

Этапы

Деятельность учи­теля

Деятельность учащихся

Формируе­мые УУД

1.

Организационный момент.

(Мотивационно-целевая установка)

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Ну-ка, дети, соберитесь,

И друг другу улыбнитесь!

-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Верно?

Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. Не так ли, ребята?

Передают свое настроение

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия.

2.

Вводная часть.

 

(Проблемная ситуация и целеполагание)

На доске тема и эпиграф классного часа.

 

Боль войны - неподъёмная кладь.

И большая людская беда! Эту память у нас не отнять:

Никому! Ни за что! Никогда!

 

- Почему именно эти слова я взяла эпиграфом нашего урока?

 

Ах, война, что ты сделала подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом – солдат,

До свидания, мальчики,

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

(Булат Окуджава)

День Победы 9 Мая –

Праздник мира в стране и весны.

В этот день мы солдат вспоминаем,

Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,

Защитивших родную страну,

Подарившим народам Победу

И вернувшим нам мир и весну!

(Н.Томилина)

 

 

 

- Каким событиям посвящены эти стихотворения?

- Верно. Война. Победа. Память.

- Предположите, чему будет посвящен сегодня наш урок.

 

 

 

 

 

 

Дети выдвигают свои предположения, участвуют в дикуссии.

 

 

 

Слушают стихотворение, пытаются предположить, о чем пойдет речь на занятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети формулируют тему урока и определяют его цель.

Личностные УУД:

способствовать воспитанию ценностного отношения к Родине, истории;

эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;

договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД:

способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

3.

Основная часть.

(Операционно-деятельностный этап)

 

- А что вы знаете о войне?

- Что обозначают слова «война», «Победа», «память»?

- Давайте посмотрим значение этих слов в толковом словаре.

Война - вооруженная борьба между государствами или общественными классами (Словарь Ушакова);

вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства (словарь Ожегова).

Победа - успех в битве, войне при полном поражении противника (словарь Ожегова);

успех в бою, в битве, закончившийся полным поражением противника (словарь Ефремовой).

Память - способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт; воспоминание о ком-то либо о чём-то (словарь Ожегова);

способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления (словарь Ефремовой).

 

- Знаете ли вы, когда началась Великая Отечественная война?

- Сколько лет длилась эта война?

- Знаете ли вы, как звали человека, под предводительством которого Германия нападала на страны мира?

- Когда наш народ отмечает День Победы?

 

- В День Великой Победы каждый должен отдать дань тем, кто сражался за наше будущее. За будущее, в котором нет места войне.

   Наши отцы, деды и прадеды жертвовали своими жизнями во благо Родины. Их история навсегда должна остаться в наших сердцах.

   При одном слове о Дне Победы человек, хоть немного знающий о подвиге героев, испытывает всю гамму эмоций, ведь этот праздник наполнен не только любовью, но и слезами, горестью по погибшим и одновременно радостью за счастливое мирное будущее.

Вечный почет и уважение всем тем, кто сражался за процветание Отчизны, всем, кто, сквозь звуки взрывов, страдания, видел огонек надежды – тот свет, к которому вело безграничное мужество и невероятная воля к победе.

 

Война давно закончена,

Но память –

О тех солдатах, не пришедших

Все живет…

Каплями крови

На могилах алые тюльпаны,

И дождь по мрамору

Потоком скорбных слез.

Минуту помолчим…

И вспомним о неизвестных,

Не дошедших до конца…

Не меркнет память в нас,

И отдает щемящей болью,

Пока мы живы,

И стучат наши сердца!

 

- Давайте почтим память павших за нашу Родину минутой молчания.

 

- К сегодняшнему дню вы провели огромную исследовательскую работу. Мы с вами создали лэпбуки «Символы Великой Победы», «Города-герои», «Узловая – город воинской доблести».

- Какую цель вы ставили перед собой?

 

- И сейчас каждой группе предстоит выступить с отчетом о проделанной работе.

 

- Всем большое спасибо. Вы огромные молодцы!

 

- А сейчас мы продолжим работу с нашими лэпбуками и проверим, хорошо ли вы знаете пословицы и поговорки о войне.

- У каждой группы есть конверт с пословицами и поговорками. Ваша задача их собрать. Выбрать любую и объяснить ее значение.

- Следующее задание – это филфорд. Филворд – это одна из разновидностей кроссвордов, которая пользуется большой популярностью у любителей головоломок, благодаря своей простоте.

- У первой группы в филфордах зашифрованы названия городов-героев, о которых вы нам рассказывали. У второй – символы Великой Победы. А третьей группе я предлагаю отгадать загадки на военную тему.

- Итак, приступаем к работе.

Дети высказывают свои предположения о значении слов «война», «Победа», «память».

 

3 учащихся работают в это время с толковыми словарями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минута молчания.

 

 

 

 

 

Учащиеся называют цель работы над каждым проектом.

 

Группы выступают с защитой своих проектов.

 

 

 

 

 

 

Дети работают с пословицами, зачитывают то, что у них получилось.

 

 

 

 

Дети отгадывают загадки и филфорды; проверяют правильность задания по слайду.

 

 

Личностные УУД:

способствовать воспитанию ценностного отношения к Родине, истории;

формировать активную гражданскую позицию учащихся;

Познавательные УУД:

извлекать информацию из разных источников (текст, таблица, иллюстрации);

сопоставлять, сравнивать;

расширить знания о Великой Отечественной войне;

 свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности;

оценивать действия в соответствии с поставленной задачей;

принимать и сохранять задачу занятия;

планировать свои действия.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме.

договариваться о правилах общения и поведения.

 

4.

Заключительная часть.

 

(Рефлексивно-оценочный этап)

- Времена Великой Отечественной войны уже давно остались в истории. Все меньше и меньше сегодня людей, которые помнят эти страшные годы. Но эхо войны не утихает. На полях сражений все так же встречаются неразорванные снаряды, а в семейных архивах хранятся военные письма-треугольники и открытки, как память о героизме наших отцов и дедов.

 

Еще в начале войны правительство СССР уделяло особое значение связи фронтовиков с их родными. Но единственным способом осуществить это в начале 40-х годов была почта. Считалось, что письмо из дома в разы повышает боевую силу солдата. Поэтому было организовано почтовое сообщение. Машины для перевозки корреспонденции запрещалось использовать в других целях. Почтовые вагоны имели такой же приоритет, как и вагоны с боеприпасами. Поэтому их разрешалось цеплять к любым составам, чтобы военные письма-треугольники с фронта попадали к адресатам.

 

Сегодня может быть непонятно, зачем отправлялись военные письма-треугольники. Эта форма кажется бессмысленной и не практичной. Как показала практика военных лет, это совершенно не так. Незамысловатая форма разрешала отказаться от конвертов и слать бесплатные письма в любые города Родины. Каждый солдат слал домой военное письмо треугольником. Как сложить его знал даже новичок в военном деле. Для этого прямоугольный лист бумаги по диагонали складывался справа налево, а потом пополам – слева направо. Поскольку листы были прямоугольными, внизу всегда оставалась узкая полоска. Она служила своеобразным клапаном, который заправлялся внутрь треугольника с предварительно загнутыми углами.

 

- Сейчас мы сделаем такое же письмо-треугольник и напишем в нем слова благодарности тем, кто не вернулся с войны и, благодаря кому, мы с вами сегодня имеем возможность жить на этом свете.

 

 

 

 

- А закончит наше мероприятие я хочу песней, которую мы выучили на уроке музыки. Она о мире, радости, добре

и очень хорошо подойдет для завершения нашего урока.

 

- Что интересного вы сегодня узнали?

- Что осталось в памяти?

- О чем можно задуматься?

- Какие чувства остались после урока?

- Какие открытия вы для себя сделали?

 

 

 

 

 

 

 

 

Два человека выступают с сообщениями о солдатских письмах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети складывают письмо-треугольник «Спасибо за Победу!» под песню

«В землянке» (К.Листова А.Сурков) в исполнении Л.Утесова.

 

 

 

Учащиеся исполняют песню

Л.В.Чернышовой «Мир на планете».

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;

договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

способствовать воспитанию ценностного отношения к Родине, истории;

формирование активной гражданской позиции учащихся;

осознание ответственности человека за общее благополучие;

эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные УУД:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Филфорд «Города-герои»

 

Й

Ц

У

К

Е

Н

Г

Ш

Щ

З

Х

Ъ

Э

Ж

Д

Ц

Ф

Л

Е

Н

И

Н

Г

Р

А

Д

Х

Ж

Б

Л

У

Ы

Э

В

К

Ш

Е

Щ

Ъ

О

Ф

Щ

Д

Р

О

К

В

Ж

Ы

А

Л

Т

У

Л

А

Ы

Ш

Л

Е

Р

Е

А

Д

Ф

М

Ь

К

Ш

Х

Л

В

З

О

С

П

Н

О

В

О

Р

О

С

С

И

Й

С

К

Р

Т

А

Н

П

Л

Й

И

Г

У

Г

З

Д

А

Г

П

Ю

Б

Г

М

У

Р

М

А

Н

С

К

Ж

П

Н

А

Б

Ы

Ш

Р

О

Ц

П

О

Ц

Н

О

Д

Е

С

С

А

Ф

Щ

О

Р

У

Е

Т

Й

Н

З

Э

Р

Е

В

Ь

Я

З

Л

П

С

М

О

Л

Е

Н

С

К

К

Ы

Т

Ч

Х

Д

А

К

Н

Р

Ф

Е

Щ

Ъ

О

У

Ф

И

С

 

 

 

Й

Ц

У

К

Е

Н

Г

Ш

Щ

З

Х

Х

Ъ

Э

Ж

М

К

В

О

Л

Г

О

Г

Р

А

Д

Ь

Т

И

М

О

А

Ю

Т

О

Ь

Т

И

Е

А

П

Р

Л

Ш

Д

С

М

К

Е

Р

Ч

Ь

Д

Л

О

Р

П

А

К

В

К

И

Б

Н

Ю

Б

Ь

Т

И

М

С

Ч

Я

И

Ф

В

П

Ь

Р

М

И

Н

С

К

Ц

Ы

Ч

А

Е

Р

А

Е

Т

Т

З

Щ

Ш

Г

Н

Е

К

У

Ц

В

Ц

С

С

Е

В

А

С

Т

О

П

О

Л

Ь

Ф

У

М

А

Н

И

М

Ю

И

Е

К

С

А

Н

О

Л

Д

Ж

И

Р

М

К

К

П

Т

Л

Р

Д

Х

Г

М

Ы

Ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Филфорд «Символы Великой Победы»

 

Й

Ц

У

К

Е

Н

Г

Ш

Щ

З

Х

Ъ

Э

Ж

З

Д

Ф

Ы

В

Ж

У

К

О

В

А

П

Р

О

Л

Д

Н

Ж

Ю

Б

Ь

Т

И

М

С

Ч

Я

Ф

Ы

В

А

П

А

Р

О

Р

Д

Е

Н

П

О

Б

Е

Д

А

О

Л

Д

М

Ж

У

В

С

М

А

К

Е

П

И

Т

Р

Н

Г

О

Я

Ь

К

Я

Ф

Й

Р

О

Д

И

Н

А

М

А

Т

Ь

Ц

Ы

А

Я

Ч

Ы

Ф

Й

Ц

У

К

В

А

С

М

И

Т

П

Т

К

П

Л

А

К

А

Т

Ю

Д

Л

О

Т

Р

Н

Е

Ю

З

Щ

Д

Л

Б

Ь

Т

И

Р

П

Е

Н

Г

Е

К

Ш

Й

Ц

А

М

У

К

Е

Н

Г

Ш

Щ

З

Х

Ъ

Ю

А

К

С

В

Я

Щ

Е

Н

Н

А

Я

В

О

Й

Н

А

Ю

Б

Ь

Т

И

М

С

Ч

Я

Ф

Ы

В

А

П

Р

О

 

 

Ъ

Х

З

Щ

Ш

Г

Н

Е

К

У

Ц

Й

Ф

Ы

Т

Ь

Т

И

Ф

В

Е

Ч

Н

Ы

Й

О

Г

О

Н

Ь

Е

Н

А

Г

Ш

З

Й

С

Ю

Б

Ь

И

М

С

Ч

Я

Ы

К

Ь

Р

Н

А

К

С

М

О

Г

И

Л

А

С

О

Л

Д

А

Т

А

О

К

Е

П

М

Ц

П

К

Е

П

Р

О

И

М

Т

И

С

М

Е

3

К

А

С

Ы

М

Ч

У

К

М

П

П

И

С

Ь

М

О

У

4

П

А

Е

К

П

Й

Ц

У

К

Е

Н

Г

Ш

Щ

З

Х

Ъ

Э

Ж

Д

Л

Г

Е

О

Р

Г

И

Е

В

С

К

А

Я

Л

Е

Н

Т

А

Е

Е

Н

Ю

Б

Ь

Т

И

М

С

Ч

Я

Ф

Й

Ц

У

В

К

А

Н

Ш

В

О

И

Н

О

С

В

О

Б

О

Д

И

Т

Е

Л

Ь

О

А

К

А

М

И

П

Е

Н

Р

Т

О

Г

Ш

Л

Ь

Т

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пословицы и поговорки о войне

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

 

Если хочешь мира, будь готов к войне.

 

Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.

 

Войной да огнём не шутят.

 

Один в поле не воин.

 

Мир строит, война разрушает.

 

В бою побывать - цену жизни узнать.

 

Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.

 

Худой мир лучше доброй брани.

 

Береги Родину, как зеницу ока.

 

Родная земля и в горсти мила.

 

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

 

Если дружба велика, будет Родина крепка.

 

Главное в жизни – служить Отчизне.

 

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

 

Русский солдат не знает преград.

 

Знает весь свет – твёрже русских нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загадки о войне

 

 

 

Стоит черепаха — стальная рубаха,

Враг в овраг — и она где враг.

 

 

____________________


 

«Девушка» ходит,

Песню заводит,

Враг услышит —

Сразу не дышит.

 

 

_____________________


 

Заменит робота-машину -

Сам обезвредит бомбу, мину.

Совсем не должен ошибаться,

Чтобы в живых потом остаться.

 

                            ___________________

 

 

 

На горе-горушке 
Стоят старушки, 
Если охнут, 
Люди оглохнут.

 

                               __________________

 

 

 

 

Под водой железный кит,
Днем и ночью кит не спит.
Днем и ночью под водой
Охраняет наш покой.

 

__________________

 

 

Злодейка буйная и злая,

Зовется попросту – ручная.

Но только вот не виновата

В том, что взрывается…

 

                             ___________________

 

 

У военных на плечах

В виде звезд какой-то знак.

Он поможет, может быть,

Звание определить.

 

________________

 

 

Она спасает от снарядов,

От взрывов бомб и от ударов.

 

 

                                  ________________

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок-исследование "Война. Победа. Память"

Урок-исследование "Война. Победа. Память"

Тема «Война. Победа. Память»

Тема «Война. Победа. Память»

Этапы Деятельность учи­теля Деятельность учащихся

Этапы Деятельность учи­теля Деятельность учащихся

Каким событиям посвящены эти стихотворения? -

Каким событиям посвящены эти стихотворения? -

Вечный почет и уважение всем тем, кто сражался за процветание

Вечный почет и уважение всем тем, кто сражался за процветание

Следующее задание – это филфорд

Следующее задание – это филфорд

Заключительная часть. ( Рефлексивно-оценочный этап) -

Заключительная часть. ( Рефлексивно-оценочный этап) -

Урок-исследование "Война. Победа. Память"

Урок-исследование "Война. Победа. Память"

Филфорд «Города-герои»

Филфорд «Города-герои»

Филфорд «Символы Великой Победы»

Филфорд «Символы Великой Победы»

Пословицы и поговорки о войне

Пословицы и поговорки о войне

Урок-исследование "Война. Победа. Память"

Урок-исследование "Война. Победа. Память"

Загадки о войне Стоит черепаха — стальная рубаха,

Загадки о войне Стоит черепаха — стальная рубаха,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2024