|
|
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ИМ. В.М.ЖЕНКО
Г. УЗЛОВАЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Тема |
«Война. Победа. Память» |
Цель |
Формирование представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. |
Планируемые результаты |
Познавательные УУД: расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне; свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля; осуществление и поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные УУД: формирование коммуникативных действий: ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения. Регулятивные УУД: способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные УУД: способствовать воспитанию ценностного отношения к Родине, истории; формирование активной гражданской позиции учащихся. формирование основ гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
|
Технологии |
Учебного сотрудничества, исследовательская и проектная деятельность, технология критического мышления. |
Оборудование |
Презентация, проектор, экран, компьютер, толковый словарь, сборник пословиц и поговорок. |
Формы работы |
Фронтальная, индивидуальная, групповая работа. |
Предварительная подготовка |
Поиск информации для изготовления лэпбуков по темам «Города-герои», «Символы Великой Победы», «Узловая-город воинской доблести», создание компьютерных презентаций. |
№ п/п |
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. |
Организационный момент. (Мотивационно-целевая установка) |
Если хмуримся с утра, Нам поможет доброта. Ну-ка, дети, соберитесь, И друг другу улыбнитесь! -Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Верно? Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. Не так ли, ребята? |
Передают свое настроение
|
Личностные УУД: воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия. |
2. |
Вводная часть.
(Проблемная ситуация и целеполагание) |
На доске тема и эпиграф классного часа.
Боль войны - неподъёмная кладь. И большая людская беда! Эту память у нас не отнять: Никому! Ни за что! Никогда!
- Почему именно эти слова я взяла эпиграфом нашего урока?
Ах, война, что ты сделала подлая? Стали тихими наши дворы. Наши мальчики головы подняли, Повзрослели они до поры. На пороге едва помаячили И ушли за солдатом – солдат, До свидания, мальчики, Мальчики, постарайтесь вернуться назад. (Булат Окуджава) День Победы 9 Мая – Праздник мира в стране и весны. В этот день мы солдат вспоминаем, Не вернувшихся в семьи с войны. В этот праздник мы чествуем дедов, Защитивших родную страну, Подарившим народам Победу И вернувшим нам мир и весну! (Н.Томилина)
- Каким событиям посвящены эти стихотворения? - Верно. Война. Победа. Память. - Предположите, чему будет посвящен сегодня наш урок.
|
Дети выдвигают свои предположения, участвуют в дикуссии.
Слушают стихотворение, пытаются предположить, о чем пойдет речь на занятии.
Дети формулируют тему урока и определяют его цель. |
Личностные УУД: способствовать воспитанию ценностного отношения к Родине, истории; эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Коммуникативные УУД: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться о правилах общения и поведения. Регулятивные УУД: способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
|
3. |
Основная часть. (Операционно-деятельностный этап)
|
- А что вы знаете о войне? - Что обозначают слова «война», «Победа», «память»? - Давайте посмотрим значение этих слов в толковом словаре. Война - вооруженная борьба между государствами или общественными классами (Словарь Ушакова); вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства (словарь Ожегова). Победа - успех в битве, войне при полном поражении противника (словарь Ожегова); успех в бою, в битве, закончившийся полным поражением противника (словарь Ефремовой). Память - способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт; воспоминание о ком-то либо о чём-то (словарь Ожегова); способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления (словарь Ефремовой).
- Знаете ли вы, когда началась Великая Отечественная война? - Сколько лет длилась эта война? - Знаете ли вы, как звали человека, под предводительством которого Германия нападала на страны мира? - Когда наш народ отмечает День Победы?
- В День Великой Победы каждый должен отдать дань тем, кто сражался за наше будущее. За будущее, в котором нет места войне. Наши отцы, деды и прадеды жертвовали своими жизнями во благо Родины. Их история навсегда должна остаться в наших сердцах. При одном слове о Дне Победы человек, хоть немного знающий о подвиге героев, испытывает всю гамму эмоций, ведь этот праздник наполнен не только любовью, но и слезами, горестью по погибшим и одновременно радостью за счастливое мирное будущее. Вечный почет и уважение всем тем, кто сражался за процветание Отчизны, всем, кто, сквозь звуки взрывов, страдания, видел огонек надежды – тот свет, к которому вело безграничное мужество и невероятная воля к победе.
Война давно закончена, Но память – О тех солдатах, не пришедших Все живет… Каплями крови На могилах алые тюльпаны, И дождь по мрамору Потоком скорбных слез. Минуту помолчим… И вспомним о неизвестных, Не дошедших до конца… Не меркнет память в нас, И отдает щемящей болью, Пока мы живы, И стучат наши сердца!
- Давайте почтим память павших за нашу Родину минутой молчания.
- К сегодняшнему дню вы провели огромную исследовательскую работу. Мы с вами создали лэпбуки «Символы Великой Победы», «Города-герои», «Узловая – город воинской доблести». - Какую цель вы ставили перед собой?
- И сейчас каждой группе предстоит выступить с отчетом о проделанной работе.
- Всем большое спасибо. Вы огромные молодцы!
- А сейчас мы продолжим работу с нашими лэпбуками и проверим, хорошо ли вы знаете пословицы и поговорки о войне. - У каждой группы есть конверт с пословицами и поговорками. Ваша задача их собрать. Выбрать любую и объяснить ее значение. - Следующее задание – это филфорд. Филворд – это одна из разновидностей кроссвордов, которая пользуется большой популярностью у любителей головоломок, благодаря своей простоте. - У первой группы в филфордах зашифрованы названия городов-героев, о которых вы нам рассказывали. У второй – символы Великой Победы. А третьей группе я предлагаю отгадать загадки на военную тему. - Итак, приступаем к работе. |
Дети высказывают свои предположения о значении слов «война», «Победа», «память».
3 учащихся работают в это время с толковыми словарями.
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Минута молчания.
Учащиеся называют цель работы над каждым проектом.
Группы выступают с защитой своих проектов.
Дети работают с пословицами, зачитывают то, что у них получилось.
Дети отгадывают загадки и филфорды; проверяют правильность задания по слайду.
|
Личностные УУД: способствовать воспитанию ценностного отношения к Родине, истории; формировать активную гражданскую позицию учащихся; Познавательные УУД: извлекать информацию из разных источников (текст, таблица, иллюстрации); сопоставлять, сравнивать; расширить знания о Великой Отечественной войне; свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Регулятивные УУД: определять цель деятельности; оценивать действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять задачу занятия; планировать свои действия. Коммуникативные УУД: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. договариваться о правилах общения и поведения.
|
4. |
Заключительная часть.
(Рефлексивно-оценочный этап) |
- Времена Великой Отечественной войны уже давно остались в истории. Все меньше и меньше сегодня людей, которые помнят эти страшные годы. Но эхо войны не утихает. На полях сражений все так же встречаются неразорванные снаряды, а в семейных архивах хранятся военные письма-треугольники и открытки, как память о героизме наших отцов и дедов.
Еще в начале войны правительство СССР уделяло особое значение связи фронтовиков с их родными. Но единственным способом осуществить это в начале 40-х годов была почта. Считалось, что письмо из дома в разы повышает боевую силу солдата. Поэтому было организовано почтовое сообщение. Машины для перевозки корреспонденции запрещалось использовать в других целях. Почтовые вагоны имели такой же приоритет, как и вагоны с боеприпасами. Поэтому их разрешалось цеплять к любым составам, чтобы военные письма-треугольники с фронта попадали к адресатам.
Сегодня может быть непонятно, зачем отправлялись военные письма-треугольники. Эта форма кажется бессмысленной и не практичной. Как показала практика военных лет, это совершенно не так. Незамысловатая форма разрешала отказаться от конвертов и слать бесплатные письма в любые города Родины. Каждый солдат слал домой военное письмо треугольником. Как сложить его знал даже новичок в военном деле. Для этого прямоугольный лист бумаги по диагонали складывался справа налево, а потом пополам – слева направо. Поскольку листы были прямоугольными, внизу всегда оставалась узкая полоска. Она служила своеобразным клапаном, который заправлялся внутрь треугольника с предварительно загнутыми углами.
- Сейчас мы сделаем такое же письмо-треугольник и напишем в нем слова благодарности тем, кто не вернулся с войны и, благодаря кому, мы с вами сегодня имеем возможность жить на этом свете.
- А закончит наше мероприятие я хочу песней, которую мы выучили на уроке музыки. Она о мире, радости, добре и очень хорошо подойдет для завершения нашего урока.
- Что интересного вы сегодня узнали? - Что осталось в памяти? - О чем можно задуматься? - Какие чувства остались после урока? - Какие открытия вы для себя сделали?
|
Два человека выступают с сообщениями о солдатских письмах.
Дети складывают письмо-треугольник «Спасибо за Победу!» под песню «В землянке» (К.Листова А.Сурков) в исполнении Л.Утесова.
Учащиеся исполняют песню Л.В.Чернышовой «Мир на планете». |
Коммуникативные УУД: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться о правилах общения и поведения. Личностные УУД: способствовать воспитанию ценностного отношения к Родине, истории; формирование активной гражданской позиции учащихся; осознание ответственности человека за общее благополучие; эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
|
Филфорд «Города-герои»
Й |
Ц |
У |
К |
Е |
Н |
Г |
Ш |
Щ |
З |
Х |
Ъ |
Э |
Ж |
Д |
Ц |
Ф |
Л |
Е |
Н |
И |
Н |
Г |
Р |
А |
Д |
Х |
Ж |
Б |
Л |
У |
Ы |
Э |
В |
К |
Ш |
Е |
Щ |
Ъ |
О |
Ф |
Щ |
Д |
Р |
О |
К |
В |
Ж |
Ы |
А |
Л |
Т |
У |
Л |
А |
Ы |
Ш |
Л |
Е |
Р |
Е |
А |
Д |
Ф |
М |
Ь |
К |
Ш |
Х |
Л |
В |
З |
О |
С |
П |
Н |
О |
В |
О |
Р |
О |
С |
С |
И |
Й |
С |
К |
Р |
Т |
А |
Н |
П |
Л |
Й |
И |
Г |
У |
Г |
З |
Д |
А |
Г |
П |
Ю |
Б |
Г |
М |
У |
Р |
М |
А |
Н |
С |
К |
Ж |
П |
Н |
А |
Б |
Ы |
Ш |
Р |
О |
Ц |
П |
О |
Ц |
Н |
О |
Д |
Е |
С |
С |
А |
Ф |
Щ |
О |
Р |
У |
Е |
Т |
Й |
Н |
З |
Э |
Р |
Е |
В |
Ь |
Я |
З |
Л |
П |
С |
М |
О |
Л |
Е |
Н |
С |
К |
К |
Ы |
Т |
Ч |
Х |
Д |
А |
К |
Н |
Р |
Ф |
Е |
Щ |
Ъ |
О |
У |
Ф |
И |
С |
Й |
Ц |
У |
К |
Е |
Н |
Г |
Ш |
Щ |
З |
Х |
Х |
Ъ |
Э |
Ж |
М |
К |
В |
О |
Л |
Г |
О |
Г |
Р |
А |
Д |
Ь |
Т |
И |
М |
О |
А |
Ю |
Т |
О |
Ь |
Т |
И |
Е |
А |
П |
Р |
Л |
Ш |
Д |
С |
М |
К |
Е |
Р |
Ч |
Ь |
Д |
Л |
О |
Р |
П |
А |
К |
В |
К |
И |
Б |
Н |
Ю |
Б |
Ь |
Т |
И |
М |
С |
Ч |
Я |
И |
Ф |
В |
П |
Ь |
Р |
М |
И |
Н |
С |
К |
Ц |
Ы |
Ч |
А |
Е |
Р |
А |
Е |
Т |
Т |
З |
Щ |
Ш |
Г |
Н |
Е |
К |
У |
Ц |
В |
Ц |
С |
С |
Е |
В |
А |
С |
Т |
О |
П |
О |
Л |
Ь |
Ф |
У |
М |
А |
Н |
И |
М |
Ю |
И |
Е |
К |
С |
А |
Н |
О |
Л |
Д |
Ж |
И |
Р |
М |
К |
К |
П |
Т |
Л |
Р |
Д |
Х |
Г |
М |
Ы |
Ц |
Филфорд «Символы Великой Победы»
Й |
Ц |
У |
К |
Е |
Н |
Г |
Ш |
Щ |
З |
Х |
Ъ |
Э |
Ж |
З |
Д |
Ф |
Ы |
В |
Ж |
У |
К |
О |
В |
А |
П |
Р |
О |
Л |
Д |
Н |
Ж |
Ю |
Б |
Ь |
Т |
И |
М |
С |
Ч |
Я |
Ф |
Ы |
В |
А |
П |
А |
Р |
О |
Р |
Д |
Е |
Н |
П |
О |
Б |
Е |
Д |
А |
О |
Л |
Д |
М |
Ж |
У |
В |
С |
М |
А |
К |
Е |
П |
И |
Т |
Р |
Н |
Г |
О |
Я |
Ь |
К |
Я |
Ф |
Й |
Р |
О |
Д |
И |
Н |
А |
М |
А |
Т |
Ь |
Ц |
Ы |
А |
Я |
Ч |
Ы |
Ф |
Й |
Ц |
У |
К |
В |
А |
С |
М |
И |
Т |
П |
Т |
К |
П |
Л |
А |
К |
А |
Т |
Ю |
Д |
Л |
О |
Т |
Р |
Н |
Е |
Ю |
З |
Щ |
Д |
Л |
Б |
Ь |
Т |
И |
Р |
П |
Е |
Н |
Г |
Е |
К |
Ш |
Й |
Ц |
А |
М |
У |
К |
Е |
Н |
Г |
Ш |
Щ |
З |
Х |
Ъ |
Ю |
А |
К |
С |
В |
Я |
Щ |
Е |
Н |
Н |
А |
Я |
В |
О |
Й |
Н |
А |
Ю |
Б |
Ь |
Т |
И |
М |
С |
Ч |
Я |
Ф |
Ы |
В |
А |
П |
Р |
О |
Ъ |
Х |
З |
Щ |
Ш |
Г |
Н |
Е |
К |
У |
Ц |
Й |
Ф |
Ы |
Т |
Ь |
Т |
И |
Ф |
В |
Е |
Ч |
Н |
Ы |
Й |
О |
Г |
О |
Н |
Ь |
Е |
Н |
А |
Г |
Ш |
З |
Й |
С |
Ю |
Б |
Ь |
И |
М |
С |
Ч |
Я |
Ы |
К |
Ь |
Р |
Н |
А |
К |
С |
М |
О |
Г |
И |
Л |
А |
С |
О |
Л |
Д |
А |
Т |
А |
О |
К |
Е |
П |
М |
Ц |
П |
К |
Е |
П |
Р |
О |
И |
М |
Т |
И |
С |
М |
Е |
3 |
К |
А |
С |
Ы |
М |
Ч |
У |
К |
М |
П |
П |
И |
С |
Ь |
М |
О |
У |
4 |
П |
А |
Е |
К |
П |
Й |
Ц |
У |
К |
Е |
Н |
Г |
Ш |
Щ |
З |
Х |
Ъ |
Э |
Ж |
Д |
Л |
Г |
Е |
О |
Р |
Г |
И |
Е |
В |
С |
К |
А |
Я |
Л |
Е |
Н |
Т |
А |
Е |
Е |
Н |
Ю |
Б |
Ь |
Т |
И |
М |
С |
Ч |
Я |
Ф |
Й |
Ц |
У |
В |
К |
А |
Н |
Ш |
В |
О |
И |
Н |
О |
С |
В |
О |
Б |
О |
Д |
И |
Т |
Е |
Л |
Ь |
О |
А |
К |
А |
М |
И |
П |
Е |
Н |
Р |
Т |
О |
Г |
Ш |
Л |
Ь |
Т |
О |
Пословицы и поговорки о войне
Дружно за мир стоять - войне не бывать.
|
Если хочешь мира, будь готов к войне.
|
Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
|
Войной да огнём не шутят.
|
Один в поле не воин.
|
Мир строит, война разрушает.
|
В бою побывать - цену жизни узнать.
|
Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
|
Худой мир лучше доброй брани.
|
Береги Родину, как зеницу ока.
|
Родная земля и в горсти мила.
|
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
|
Если дружба велика, будет Родина крепка.
|
Главное в жизни – служить Отчизне.
|
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
|
Русский солдат не знает преград.
|
Знает весь свет – твёрже русских нет.
|
Загадки о войне
Стоит черепаха — стальная рубаха, Враг в овраг — и она где враг.
____________________ |
«Девушка» ходит, Песню заводит, Враг услышит — Сразу не дышит.
_____________________ |
Заменит робота-машину - Сам обезвредит бомбу, мину. Совсем не должен ошибаться, Чтобы в живых потом остаться.
___________________
|
На горе-горушке
__________________
|
Под водой железный кит,
__________________
|
Злодейка буйная и злая, Зовется попросту – ручная. Но только вот не виновата В том, что взрывается…
___________________
|
У военных на плечах В виде звезд какой-то знак. Он поможет, может быть, Звание определить.
________________
|
Она спасает от снарядов, От взрывов бомб и от ударов.
________________ |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.