Урок истории "Новая экономическая политика"
Оценка 4.9

Урок истории "Новая экономическая политика"

Оценка 4.9
docx
15.12.2021
Урок истории "Новая экономическая политика"
разработка урока на конкурс .docx

Муниципальное управление образование «Питерский район»

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Новая экономическая политика»

в соответствии с ФГОС ООО по истории России

в условиях включения историко-культурного стандарта

 

 

 

 

Автор: Чернобылова Ирина Анатольевна

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ села Питерка

Питерского района Саратовской области»

 

 

 

 

ПИТЕРКА

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

в соответствии с ФГОС ООО по истории России

в условиях включения историко-культурного стандарта

Автор-составитель:

Чернобылова Ирина Анатольевна, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Питерка»

Предмет: история (история России)

Класс:10 (десятый)

Дата проведения: по календарно-тематическому планированию

Урок № 11: «Новая экономическая политика»

Учебник: Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров История Отечества, XX - XXI век – М.: Просвещение, 2013

Цель урока: Формирование  у обучающихся представления об особенностях экономического развития России в 20-годах на основе осмысления важнейших событий и проблем российской  истории первой половины  XX в.    

Задачи:

Образовательные(предметные): углубить и систематизировать   представления о сущности новой экономической политики; сформировать представления о мероприятиях, итогах и противоречиях новой экономической политики; определить значение НЭП для дальнейшего развития страны.

Развивающие (метапредметные): развивать умение анализировать, сопоставлять исторические явления и события используя различные исторические источники; формировать самостоятельность в суждениях; развивать умения изучать и систематизировать информацию, раскрывать ее познавательную ценность; развивать коммуникативную компетенцию; расширять опыт оценочной деятельности; формировать готовность применять исторические знания в любой области социальной сферы.

Воспитательные (личностные): формировать грамотное экономическое мышление, умение разбираться в экономической и политической жизни прошлой и современной истории; учиться подвергать его критическому анализу. Способствовать формированию уважительного отношения к историческому прошлому и учить искать ответы на актуальные вопросы сегодняшнего дня.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная - самостоятельная работа с источником.  

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами и документами).

Основные понятия и термины: продналог, концессия, кооперация, совзнак, червонец, плановое хозяйство, хозрасчёт, пятилетка.

Основные даты, периоды:

1920—1921 гг. — голод в Советской России;

1921 г. — создание Госплана;

1922—1924 гг. — финансовая реформа;

 1925 г. — начало разработки ежегодных народно-хозяйственных планов

Персоналии: В. И. Ленин. Г. М. Кржижановский. Г. Я. Сокольников. И. М. Губкин
Ожидаемые результаты: Раскрывать смысл ведущих понятий курса. Излагать суждения о причинно-следственных связях отмены политики «военного коммунизма» на политику нэпа. Высказывать суждения об обоснованности версий и оценок. Уважительно относится к историческому прошлому своей страны.

 

Структура и ход  урока

 

Этап. Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Компетенции

УУД

Контроль. Оценки. Отметки

Желаемый результат

I этап

Организация

Включить обучающихся в учебный процесс (учебную деятельность). Мотивация     

 

Приветствие.

О чём говорят данные высказывания людей, живших в этот исторический период?»

На доске эпиграфы:

«Суть новой экономической политики: максимальный подъем производительных сил и улучшение положения рабочих и крестьян».   В.И.Ленин

«НЭП – это всерьез и надолго…но не навсегда».     В.И.Ленин

 Скольким идеалам смерть на кухне и под одеялом.

В. Маяковский

 НЭП- это волна здравого смысла….

Профессор– эмигрант Устрялов

  

 

 

 

Высказывания собственных мыслей. Формулируют тему урока.

Л – я на уроке истории, ценностно-смысловую ориентацию учащихся

К – минианализ

Без оценок

Максимальное включение обучающихся в учебный процесс

II этап

Постановка цели и задач. Мотивация

Выносится проблема, которая выводит на самостоятельное темообразование урока обучающимися. Мотивация к изучению материала.

 

 

 

Демонстрация ЗУН по предыдущим темам

Проблемный вопрос: Почему в обществе существовало разное отношение к новой экономической политике?  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспомним: Когда и с какой целью была введена политика «военного коммунизма»?

Какие мероприятия включает в себя эта политика? Почему эта политика вызывала недовольство крестьян после войны?

1. Вступительное слово учителя.  

Мы продолжаем с вами разговор о советской России 1920-х гг. Её часто называют Россией нэповской. Нэп - новая экономическая политика, которую большевики начали проводить с 1921 г. Наша задача - понять суть нэпа, уметь отличить эту политику от политики « военного коммунизма». С переходом нашей страны от войны к миру перед партией встали новые сложные социально-экономические и идейно-политические проблемы. "А что же дальше?" Этот вопрос задавал себе и тот, кто с оружием в руках в годы гражданской войны и интервенции защищал Советскую власть.

План урока:

1.Причины введения НЭПа.

 2. Х съезд ВКП(б). Суть и задачи новой экономической политики.

3. Основные мероприятия НЭПа.

4.Отношение к НЭПу. НЭП в литературных произведениях.

5. Итоги , трудности и противоречия НЭПа.

 

   Анализируют, формулируют цели, вопросы по поводу темы и цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.  

Заполняют предложенную таблицу

  

 

Псамостоятельное выделение и формулирование познавательной цели 

 

К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при опросе

Контроль временных рамок урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполненная часть таблицы..

 

Определить тему и цель урока;

уметь вести дискуссию;

уметь анализировать;

уметь выступать;

уметь доказывать и отстаивать свою позицию;

уметь ставить цели и планировать свою учебную деятельность.

III этап

Информационный

 

 

Обучающиеся получают задание для самостоятельного погружения в новый изучаемый материал.

 

Учащимся предлагается разделиться на 4 группы, которые на основе предложенных документов выясняют причины   введения нэпа.

1.       Глубокий социально – экономический кризис в стране. Резкое падение производства в стране.

2.       Открытое выступление крестьян и рабочих против поли­тики военного коммунизма с лозунгом Кронштадтского мятежа стали слова: «Власть советам

3.       Восстание моряков Кронштадтского гарнизона с лозунгом: «За Советы — без коммунистов!» произошло в марте 1921 г   Участники Кронштадтского восстания в марте 1921 г. требовали немедленных перевыборов Советов тайным голосованием при свободной предварительной агитации.  

4.       Голод более 30 млн. человек в Поволжье.  Тяжелейший неурожай, вызвавший голод в 1921г.

Учитель предлагает обсудить возможные пути выхода из сложившегося кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление учителя. То, что выбран именно третий путь, стало ясно 8 марта 1921г. на 10 съезде РКП (б) из выступлений В.И. Ленина.

  Ленин В. И. Доклад о продовольственном налоге (Полн. Собр. соч. Т. 43.С. 57).

 

   Нэп – это цельный, неразрывный комплекс мер переходного периода экономического, политического, социального, идеологического, психологического характера, охвативший период с 1921 до середины 30-х годов. 

 

Началом НЭПа стало постановление X съезда РКП (б) о замене продразверстки продналогом, в марте 1921 года, оформленное декретом ВЦИК.

Смысл нового курса партии заключался в том, чтобы выполнить экономические требования крестьянства и одновременно закрепить политическую диктатуру большевиков.

 

Рассказ учителя об основных направлениях НЭПа. (приложение 4)

Работа с ЭОР

http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/b3b11ec3-3229-4c60-80d1-571b6b22713b/%5BIS11IO_3-14%5D_%5BIS_03%5D.swf

Делятся на группы. Каждая группа получает задание определить причины перехода к новой экономической политике:

1.       Тамбовское восстание 1918-1922 гг. под руководством Антонова А.С. – приложение1

2.       Протесты рабочих в городах России – приложение 1

3.       Кронштадтское восстание приложение 1

4.       Голод в Поволжье - приложение 1

Изучают тексты, выделяют свою причину, а так же готовят выступление на 1 минуту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся самостоятельно предлагают пути выхода из кризиса.

Учащиеся высказывают свои версии и приходят к выводу, что путей выхода могло быть 3.

Первый путь - продолжение военного коммунизма, т. е. террор, насилие, репрессии.

Такой путь привёл бы к ещё большей вооруженной борьбе со стороны населения.

Второй путь - полное удовлетворение требований мятежников, т. е. оставление большевиками командных высот в политике, экономике, идеологии.

Третий путь - тактический манёвр, при котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются за большевиками, а с другой- делается временная уступка небольшевистским силам. Ленин не без колебаний выбрал третий путь.

 

 

 

 

Обучающиеся работают с текстом выступления В. И. Ленина.

Ленин В. И. Доклад о продовольственном налоге (Полн. Собр. соч. Т. 43.С. 57).  Приложение 2Затем отвечают на вопрос:

Почему именно этот шаг считается основным в  переходе к нэпу?

 

 

 

 

 

 

Главное отличие продналога от продразвёрстки – экономический стимул.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся получают задание дополнить сравнительную таблицу по военному коммунизму и НЭПу.

Приложение 3

У-П – познание нового

К – работа в группах

Л – проявление лидерских качеств

И – извлечение нужной информации

Р – способность оценивать качество сделанного

Выяснение причин введения нэпа

Самоподготовка к выступлению.

Самооценка, оценка выступления других команд

Запись причин в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись путей выхода из кризиса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнение таблицы

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Продолжать формировать и развивать навыки работы в группе, навыков высказывать свое мнение и защищать его.

Приучать быть способным учувствовать в диалоге, сотрудничать с другими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстами

Умение извлекать информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение анализировать изученный материал

 

 

IV этап

Аналитический 

 

 

 

 Учитель предлагает просмотр иллюстраций. В результате  обучающиеся должны ответить на проблемный вопрос, заданный в начале  урока.

Отношение к НЭПу. НЭП в литературных произведениях (приложение 5)

 

Самостоятельная работа, на основе материала учебника «Итоги, трудности и противоречия НЭПа, причины свёртывания НЭПа» ( Приложение 6)

Проанализировать иллюстрации и ответить на проблемный вопрос.

 

 

 

 

 

Работают в группах с материалом учебника, выделяют положительные и  отрицательные черты НЭПа, причины прекращения политики.

У-П (установление причинно-следственных связей), анализ и переработка изученного материала

К – диалог

Координация, корректировка своих  высказываний.

 

 

 

 

Записи в тетради

Уметь ориентироваться в

в содержании предмета,    правильно использовать информацию.

Навыки речевой и ораторской деятельности

V этап

Оценочный.

Рефлексия

 

Выявление, как обучающиеся относятся к новым знаниям, и как оценивают свою деятельность и деятельность товарищей

Обучающимся предложены вопросы на слайде:

- Давайте вспомним цели и задачи урока, удалось ли нам достичь их? Если нет- почему, если да -то как.

- Что было трудно и удалось ли преодолеть эти трудности?

- Чему научились лучше всего?

Домашнее задание §10, изучить конспект, таблицы. 

 

 

Учитель: Урок окончен. Выставите оценки себе и друзьям на стенде или слайде

(см. приложение)

Дети отвечают на  предложенные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У-П – соотношение цели и задач

 

Л – личностное осмысление, эмоции, собственная позиция

 

К – диалоговые приемы

Р - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Самооценка  и оценка других на стенде (см. приложение)

·             Уметь систематизировать знания;

соотносить цели с результатом;

·             формировать собственное представление;

·             анализ, самоанализ и оценка

 

 

 

Приложение 1

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ.

Тамбовское восстание 1918-1922 г.г. под руководством Антонова А.С.

Тамбовская губерния была наиболее крестьянская и многолюдная из всех губерний России: на более чем 3,5 миллиона населения приходилось всего 250 000 горожан (около 8%), причем численность населения с 1811 по 1913 гг. возросла в 2,8 раза - это один из самых больших приростов в России (для сравнения, в то же время Калужской губ. на 50%). Губерния вывозила в год до 60 миллионов пудов хлеба, в том числе почти половину - за границу. Тамбов, Рассказово, Козлов (теперь Мичуринск) были крупными хлебными рынками с многомиллионными оборотами. Близость к Центру и относительная удаленность от фронтов сделали Тамбовщину одной из главных продовольственных баз страны. 

Хлебная Тамбовская губерния испытала на себе всю тяжесть продразверстки. Первой и самой массовой формой сопротивления продразверстке стало сокращение крестьянином своего хозяйства. Если в 1918 в черноземной и «хлебной» Тамбовской губернии на одно хозяйство приходилось в среднем 4,3 десятины посева, то в 1920 – 2,8 десятины. Поля засевались в размерах, необходимых только для личного потребления. Уже к октябрю 1918 г. в губернии действовали 50 продотрядов из Петрограда, Москвы, Череповца и других городов общей численностью до 5 тыс. человек. Такого размаха конфискаций не знала ни одна губерния. После того как хлеб у крестьян выгребали дочиста, он зачастую пропадал на месте: гнил на ближайших станциях, пропивался продотрядовцами, перегонялся на самогон. В докладе Ленину говорится: "В достаточной степени неряшливо, нехозяйственно вели себя органы продкома и в отношении использования конфискованного скота, сохранения зерна и овощей - масса скота гибла, хлеб горел, картофель мерз". В последующих стихийных крестьянских восстаниях против насилия со стороны продотрядов и комбедов уже тогда приняло участие до 40 тыс. человек. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ.

ПРОТЕСТЫ РАБОЧИХ.

    

В 1920 г. голод и забастовки рабочих в Петрограде и других городах продолжались. В начале 1920 г. смертность от голода в Петрограде (8 человек на 1 тыс. населения), хотя и на порядок (в 10 раз) снизилась по сравнению с 1919 г., но была вдвое выше, чем в Москве (4 человека на 1 тыс. населения).

В результате отправки на фронт, смерти от голода и болезней, увольнений и оттока населения в деревню численность рабочих в Петрограде к концу 1921 г. по сравнению с 1 января 1917 г. сократилась почти в 5 раз (с 379,2 до 76,4 тыс. человек). Особенно заметно (почти на порядок, или в 9,3 раза) произошло сокращение питерского пролетариата в ведущей для Петрограда отрасли промышленности – металлообработке: с 233, 4 тыс. (на 1 января 1917 г.) до 25,1 тыс. металлистов (на 1 января 1921 г.). На 1 января 1921 г. выпускаемая Петроградом продукция составила лишь 13 % от уровня 1913 г.

К продовольственному кризису добавился топливный. В феврале 1921 г. по этой причине закрылись 65 заводов и фабрик. Усиливалось недовольство рабочих голодом, ростом безработицы и материальным неравенством внутри большевистской партии.

В феврале 1921 г. в Петрограде начались массовые забастовки на ряде крупных заводов, рабочие выдвигали требование созыва Учредительного собрания. Это вызвало введение 25 февраля в городе военного положения

Одно из самых заметных событий связано с забастовкой в июне 1920 года на заводах в Туле, уже прославившейся событиями апреля 1919 года. В воскресенье 6 июня значительная часть рабочих-металлургов отказалась выполнять распоряжение дирекции о сверхурочных работах. Работницы же вообще отказались работать и в это воскресенье, и в последующие, объяснив, что воскресенье – это единственный день, когда они могут отправиться в поисках продуктов по окрестным деревням. По вызову администрации для ареста забастовщиков прибыл значительный отряд чекистов. Б

Но самые крупные волнения рабочих во время установления советской власти произошли на ижевских военных заводах. Рабочие выступили против расстрелов, чинимых повсюду большевиками, против широкой распродажи спиртных напитков Советской властью. Ижевские рабочие передали Воткинском рабочим 50 тыс. винтовок:; 60 тыс. - восставшим уральским крестьянам.
Когда началось восстание ижевских рабочих, красноармейцам зачитали приказ Троцкого о том, что в Ижевске восстали буржуи и дворяне. Но когда они приблизились к городу, там вдруг взревели заводские гудки. Навстречу красным из города шли цепи людей в рабочих спецовках с винтовками наперевес.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ.

ВОССТАНИЕ В КРОНШТАДЕ. 

 

 

28 февраля 1921 команды стоявших в Кронштадте линкоров «Петропавловск» и «Севастополь» поддержали требования рабочих. Восставшие кронштадтцы по образцу 1917 выбрали Военно-революционный комитет во главе с матросом Степаном Петриченко. Они требовали, чтобы Советы избирались свободно, а не формировались коммунистами сверху, чтобы большевицкая партия отказалась от монопольного положения у власти, допустила свободу мелкого индивидуального хозяйства и торговли крестьян хлебом.

Совнарком тут же возгласил, что «Кронштадтский мятеж» организован белогвардейцами, черносотенцами и иностранными разведками. Большевицкая власть была в панике. На убеждение восставших был послан председатель ВЦИК Калинин, но его выступление в крепости 1 марта окончилась провалом, и сам он едва спасся восвояси.

Однако кронштадтцы не делали попыток перейти в наступление и соединиться с питерскими рабочими. Рабочие же не поднимали восстания, ожидая прихода вооружённых матросов. Между тем на усмирение «мятежа» прибыли ТроцкийТухачевский и третья часть делегатов проходившего как раз в Москве X съезда РКП(б). 7 марта было предпринято первое нападение на Кронштадт с материка. Ночью с 7 на 8 марта красноармейцев бросили штурмовать крепость ползком через лёд, но их отбили орудийным огнем. Один из красноармейских полков в Ораниенбауме отказался выступить против восставших, и в нём было приказано расстрелять каждого пятого.

16 марта последовала новая артиллерийская дуэль, налёт на линкор «Петропавловск» 25-ти аэропланов, а в ночь на 17 марта – второй штурм ударными группировками из Ораниенбаума и с Лисьего Носа в маскхалатах. На сей раз Кронштадт не устоял. Расправа с восставшими была зверски жестокой. Только в первый день после взятия крепости было расстреляно около 300 человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ.

ГОЛОД В ПОВОЛЖЬЕ.

Голод в Поволжье 1921-1922 годов, согласно данным официальной статистики, охватил 35 губерний (Поволжье, Южную Украину, Крым, Башкирию, Казахстан, частично Приуралье и Западную Сибирь) с общим населением в 90 миллионов человек, из которых голодало не менее 40 миллионов. Пик голода пришёлся на осень 1921 - весну 1922 года, хотя случаи массового голодания в отдельных регионах регистрировались с осени 1920 года до начала лета 1923 года. Число жертв голода составило около 5 миллионов человек. Голод 1921-1922 годов привёл к многочисленным случаям каннибализма и и вызвал массовый рост беспризорности.
     Основными причинами голода считаются: жестокая засуха 1921 года, разрушительные последствия Гражданской войны, проводимое большевиками уничтожение частной торговли, изъятие продовольствия у крестьян в пользу города (продразвёрстка) и человеческий фактор. Голод стал удобным поводом для массированной атаки властей на православную церковь, под видом изъятия церковных ценностей для борьбы с голодом. Первое время советское правительство не афишировало факт голода, но к 1921 году стало ясно, что справиться своими силами невозможно. Однако даже тогда за помощью к мировому сообществу обратились не первые лица государства, а писатель Максим Горький. В июле 1921 г. он разослал телеграммы ряду общественных деятелей Европы, после чего 2 августа уже В.И. Ленин обратился к международному пролетариату с призывом о помощи, а 6 августа Советское правительство официально известило мир о постигшем страну неурожае.

      Голод в той или иной степени охватил практически все регионы и города Европейской части Советских Республик. Потери в период голода трудно определить, поскольку никто не занимался точным подсчётом жертв. Самые большие потери наблюдались в Самарской и Челябинской губерниях, в автономной области немцев Поволжья и Башкирской автономной республике, общее число населения которых сократилось на 20,6 %. В социальном плане больше всех страдала деревенская беднота, особенно те, у кого не было молочного скота, спасшего от смерти многие семьи. В возрастном плане больнее всего голод ударил по детям, лишив значительную часть тех, кому удалось уцелеть, родителей и крова. В 1922 г. более полутора миллионов крестьянских детей, предоставленных самим себе, бродяжничали, прося подаяние и воруя, смертность в приютах для беспризорных достигала 50 %. Советское центральное статистическое управление определило дефицит населения за период с 1920 по 1922 гг. равным 5,1 млн. человек. Голод в России 1921 г., если не считать военных потерь, был крупнейшей для того времени катастрофой в европейской истории после средневековья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Работа с документом. Ленин В. И. Доклад о продовольственном налоге (Полн. Собр. соч. Т. 43.С. 57)

Из выступления В.И.Ленина / см. Полное собрание сочинений. Т. 43. стр.57/.

«Товарищи, вопрос о замене разверстки налогом является прежде всего и больше всего вопросом политическим, ибо суть этого вопроса состоит в отношении рабочего класса к крестьянству… Почему нам надо заменить разверстку налогом? Разверстка предполагала: изъять все излишки, установить государственную монополию. Мы не могли поступить иначе, мы были в состоянии крайней нужды…Как переходную меру в стране крестьянской, если есть некоторое количество товаров, возможно, применить систему налога и свободного оборота. Этот самый оборот- стимул, побудитель крестьянства. Хозяин может и должен стараться за свой собственный интерес, потому что с него не возьмут всех излишков, а только налог, который нужно будет определить заранее… Нужно сказать мелкому крестьянину: «Ты - хозяин, производи продукты, а государство будет брать минимальный налог»».

Вопросы к тексту:

Почему Ленин считает необходимым замену разверстки налогом?

■ Как он считает этот постоянная мера или это временное отступление?

■ Каков должен быть размер налога по отношению к размеру разверстки?

■ Как должны сложиться взаимоотношения между крестьянином и государством?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Сравнительная таблица политики «военного коммунизма» и нэпа. Заполняется по мере развития урока.

Вопросы для сравнения

«военный коммунизм»

(1918-1920)

НЭП

(1921-1928)

Цель

·         Построение коммунизма насильственными методами, путем «кавалерийской атаки на капитализм»

·         Ликвидация угрозы новой гражданской войны

·         Спасение большевистского режима

·         Улучшение экономического положения в стране, находящейся в международной изоляции

Основные мероприятия

Промышленность

·         Национализация промышленности

·         Милитаризация

·         Частичная денационализация (аренда и передача в частную собственность мелких и средних предприятий), концессии

Сельское хозяйство

·         Продовольственная разверстка

·         Запрещение аренды, наемного труда

·         Попытка введения коллективных хозяйств

·         Продовольственный налог, аренда, наемный труд, развитие кооперации

 

Торговля и обмен

·         Запрещение торговли, прямой продуктообмен, карточная система

·         Отмена оплаты за топливо, жилье, транспорт

·         Возобновление торговли (государственная, кооперативная, частная)

·         Возобновление платных услуг

Финансы

·         Отмена денег

·         Возобновление деятельности денежно-финансовой системы (введение твердой валюты - червонца)

Система управления

·         Формирование жесткой вертикальной системы управления (система главков)

·         Децентрализация: введение горизонтальной системы управления (система трестов)

Трудовые отношения

·         Трудовая повинность, милитаризация труда, принудительный труд «буржуазных элементов», формирование трудовых армий

·         Система свободного найма рабочей силы

·         Материальное стимулирование труда

·         Предпринимательство

Последствия

·         Усиление хозяйственной разрухи

·         Мобилизация ресурсов для борьбы с антибольшевистскими силами

·         Массовое недовольство населения

·         Крестьянские выступления и восстания

·         Восстановление промышленности и сельского хозяйства, разрушенных в годы Первой мировой и гражданской войн

·         Ликвидация политического кризиса

·         Стабилизация советского режима

·         Укрепление большевиков у власти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4 (для учителя)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НЭПа

1.       Замена продразверстки продналогом, укрепление союза рабочего класса и крестьянства на экономической основе. Налог в 2 раза меньше продразверстки, 30% от урожая (продразверстка – 70%). Сначала натуральный, с 1924г. – деньгами. Льготы для бедняков и середняков. Право распоряжаться той частью, которая оставалась после сдачи налога. Сначала предполагался прямой товарообмен. Разрешалась аренда земли, применение наемного труда.

           сх

Промышленность
 


                                                товарообмен    

 

 Сорвался. Ленин в окт.1921г.  писал «Товарообмен сорвался, сорвался в том смысле, что вылился в куплю-продажу».

Купля-продажа сама  по себе ничего не давала. Деньги обесценены. Это также учитывал Ленин, когда говорил о прямом товарообмене. «Удастся нам на продолжительный срок, а впоследствии – навсегда, стабилизировать рубль -  значит мы выиграли».

  1. Финансовая реформа – Григорий Сокольников – глава Наркомфина (расстрелян, восстановлено доброе имя только в 1990г.) проведена в 1922 -1924гг.        10 рублей – золотой червонец, 1 рубль = 5,5 фунт.стерл., 5 $14 центам ---- конвертируемая валюта.

К лету 1924г. – 40млн. золотых рублей в резерве. Ленин мечтал о 20млн.

Рубль обеспечил экономический подъем 1924-1928гг. В обмен на станки и машины 180млн. пудов зерна, в ближайшие годы 400-500млн.пудов.

Никогда – ни до ни после мы не имели такой твердой валюты.

  1. Развитие торговли. «Учитесь торговать» (В.Ленин) очень трудно психологически для большинства большевиков. Стрелялись!

 

сх Промышленность
 

 


                          В результате накапливался

капитал

торговля                                                                              

 

 

Частная, кооперативная, частный капитал облагался большим налогом.

Развитие банковской системы: Госбанк, смешанные, частные,  кооперативные банки. Банк для внешней торговли, Электробанк, кооперативные: банк жилищного и коммунального хозяйства. Банки со смешанным капиталом: Монголбанк, русско-австрийский, русско-американский, общество «Амторг» и др.

  1. Кооперирование населения

В.Ленин «О кооперации» - использовал труды выдающихся экономистов Чаянова, Кондратьева (расстреляны, реабилитированы в годы перестройки). «Социализм – это строй цивилизованных кооператоров».

Разнообразные формы:

·         ТОЗы

·         Снабженческие кооперативы

·         Кредитные

·         Потребительские

·         Даже железная дорога «Москва-Донецк»

5.      Допущение частных элементов в экономику: аренда, концессия.

Началась частичная денационализация: мелкие предприятия торговли, сферы услуг передавались предпринимателям – нэпманам, которые платили большой налог. Концессии не получили большого распространения: солидные иностранные предприниматели остерегались вкладывать свои деньги в экономику России.

6.Введение хозяйственного расчета.

Беседа по вопросам: Как осуществлялось руководство экономикой в годы Гражданской войны ( централизованно, административными методами, не считаясь с самостоятельностью).

            Теперь был сделан громадный шаг в сторону от централизации,  к расширению прав местных органов.

ВСНХ

 

Совнархоз

 

Местные советы

Крупные предприятия ( синдикаты, тресты)

Трудности внедрения НЭПа:

  • Кризис сбыта 1922-1923гг., в результате которого образовались «ножницы цен»: крестьяне должны были продавать в 4р. больше хлеба чем до войны, чтобы купить тоже количество промтоваров. Сельхозпродукция была дешевле, чем промтовары. В 1923 году не реализована почти 1/3 часть промтоваров, изготовленных  в течение года.

Сх 1/2 Промышленность 1/4
 


                                        Довоенного уровня

                                        объема продукции

снижение цен                                                                      промтовары оставались

                                                                                                          дорогими     

 

 

 

 

 

 

                                                   «ножницы цен»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

http://22-91.ru/upload/images/photo/03/9f/87e72b4b5aace13149645d6d9d1e1351261508.jpg

 

 

 

 

 

 

 

http://dokonline.com/uploads/posts/2016-03/1456899299_getimage.jpg

 

http://avivas.ru/img/topic/11058/27.jpg

 

 

    http://avivas.ru/img/topic/11058/10.jpg http://avivas.ru/img/topic/11058/39.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6.

Итоги НЭПа, учащиеся находят самостоятельно, и отвечают на вопрос: Каковы позитивные и негативные последствия НЭПа.

Положительные

Отрицательные

+ Увеличились объемы с/х;- восстановлены дореволюционные посевные площади к 1923 г.;

+ Достигнут довоенный уровень в животноводстве к 1927г.;

+ Рост середняцких хозяйств (60%);

+ Достигнут довоенный уровень в промышленности к 1928г.;

+ Улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих (реальная зарплата рабочих составляла 93,7% довоенного уровня).

- нехватка промышленных товаров;

- увеличение цен – тормозился рост жизненного уровня населения;

- безработица;

- обострение жилищного вопроса;

- аграрное перенаселение.

 

Причины свертывания НЭПа

  • недовольство крестьянской бедноты и рабочих, которые, имея небольшую зарплату, выступали за твердые цены.
  • принятие программы строительства 300 новых предприятий, что привело к давлению на крестьянство.
  • боязнь руководства страны, членов партии реставрации капитализма

Поводом для полного отказа от НЭПа стал кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 гг.

В 1929 году начинается курс на индустриализацию. НЭП будет свернута.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное управление образование «Питерский район»

Муниципальное управление образование «Питерский район»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в соответствии с

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в соответствии с

Высказывать суждения об обоснованности версий и оценок

Высказывать суждения об обоснованности версий и оценок

Демонстрация ЗУН по предыдущим темам

Демонстрация ЗУН по предыдущим темам

Учащимся предлагается разделиться на 4 группы, которые на основе предложенных документов выясняют причины введения нэпа

Учащимся предлагается разделиться на 4 группы, которые на основе предложенных документов выясняют причины введения нэпа

Выступление учителя. То, что выбран именно третий путь, стало ясно 8 марта 1921г

Выступление учителя. То, что выбран именно третий путь, стало ясно 8 марта 1921г

III этап Информационный

III этап Информационный

Приложение 1 ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ,

Приложение 1 ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ,

Приложение 1 ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ,

Приложение 1 ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ,

Приложение1 ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ,

Приложение1 ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ,

Приложение 1 ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ,

Приложение 1 ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ,

Приложение 2. Работа с документом

Приложение 2. Работа с документом

Приложение 3. Сравнительная таблица политики «военного коммунизма» и нэпа

Приложение 3. Сравнительная таблица политики «военного коммунизма» и нэпа

Система управления ·

Система управления ·

Приложение 4 (для учителя) ОСНОВНЫЕ

Приложение 4 (для учителя) ОСНОВНЫЕ

Частная, кооперативная, частный капитал облагался большим налогом

Частная, кооперативная, частный капитал облагался большим налогом

Крупные предприятия ( синдикаты, тресты)

Крупные предприятия ( синдикаты, тресты)

Приложение 5

Приложение 5

Урок истории "Новая экономическая политика"

Урок истории "Новая экономическая политика"

Урок истории "Новая экономическая политика"

Урок истории "Новая экономическая политика"

Урок истории "Новая экономическая политика"

Урок истории "Новая экономическая политика"

Урок истории "Новая экономическая политика"

Урок истории "Новая экономическая политика"

Урок истории "Новая экономическая политика"

Урок истории "Новая экономическая политика"

Урок истории "Новая экономическая политика"

Урок истории "Новая экономическая политика"

Урок истории "Новая экономическая политика"

Урок истории "Новая экономическая политика"

Урок истории "Новая экономическая политика"

Урок истории "Новая экономическая политика"

Урок истории "Новая экономическая политика"

Урок истории "Новая экономическая политика"

Приложение 6. Итоги НЭПа, учащиеся находят самостоятельно, и отвечают на вопрос:

Приложение 6. Итоги НЭПа, учащиеся находят самостоятельно, и отвечают на вопрос:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2021