ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект урока
по истории
на тему «Реформа государственного управления при Петре I»
Разработал: Кавешникова В.А.
Новоалтайск 2024
Тема урока. Реформа государственного управления при Петре I
Тип урока. Урок изучения нового материала
Технология урока. Технология обучения: элементы технологии развития критического мышления, ИКТ, индивидуализации учебного процесса.
Метод обучения. Частично-поисковый, репродуктивный
Цель урока. Познакомиться с петровскими преобразованиями в государственной сфере.
Задачи. 1) Формирование логических компетенций (выявить комплекс причин, которые привели к приведению петровских преобразований в России; охарактеризовать особенности реформ государственного управления и создание Петром I «регулярного» государства; сформировать следующие понятия: Сенат, коллегии, Синод, губернская реформа, Табель о рангах).
2) Формирование информационных компетенций (работа с основными компонентами учебника, справочными материалами)
3) Формирование коммуникативных компетенций (выслушивание мнений других; толерантность к мнению других, работа в группах)
4) Воспитывать у обучающихся интерес к историческому прошлому нашей Родины;
Планируемые образовательные результаты. Способствовать развитию познавательной деятельности школьника в области других наук, его адаптации в обществе, интерес к отечественной истории.
Основные термины, понятия. Абсолютизм. Синод. Ассамблея.
Оборудование (Компьютер, презентация, словарь, документы: Табель о рангах, местное управление, централизованное управление, церковная реформа, карта «Россия в первой половине XVIII в.»).
План урока
1. Абсолютная монархия.
2. Реформа высших государственных органов
3. Государственная церковь. Синод
4. Реформа местного самоуправления
5. Табель о рангах, указ о единонаследии
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||
Орг. момент (!,5 мин) |
Добрый день, дорогие ребята. Я рада Вас видеть сегодня на уроке. У меня к вам предложение - мы с вами посетим ассамблею. Что такое ассамблея? (слайд 1) |
Подготовка к уроку, слушание |
||||||
Мотивационный момент Актуализация знаний. (5 мин) |
Под звуки этой прекрасной мелодии (Менуэт) мы начинаем нашу светскую беседу. Итак, у меня к вам вопрос ? Вспомните, пожалуйста, кто управлял Россией в первой четверти 18 века? (Петр 1) Вы правы, именно с деятельностью этого правителя мы с вами познакомились на предыдущих занятиях. ? Что мы знаем о Петре 1 Петр не мог совершить эти преобразования и достигнуть многочисленных побед, если бы у него не было верных друзей и соратников. Кто же это? Но это еще не все преобразования великого Петра. ? Подумайте, а об изменениях в какой области, главной в любом государстве, мы с вами еще не говорили? эпиграф слайд 2 Правильно. Именно это и будет темой нашего урока. Слайд 3 |
учащиеся по цепочке отмечают моменты, связанные с Петром и его деятельностью.
Ответы детей
запись темы на доске и в тетрадях «Реформы государственного управления при Петре 1», д/з |
||||||
Целеполагание
(3 мин)
|
Итак, Петр 1 вступил на престол, когда в России была уже устоявшаяся система управления. Что же это были за органы власти. Вспомните, пожалуйста, посовещавшись в группах . Слайд 4,5,6
Внимательно посмотрите на вторую колонку и скажите, что каждый из Вас желал бы узнать сегодня на нашей ассамблее о системе управления Петра 1. |
Составление схемы Государственный аппарат в 17 веке
Формулировка целей урока |
||||||
Объяснение нового материала (20 мин) |
1. Абсолютная монархия. Работа с репродукцией Серова «Петр I» слайд 7 Что можно сказать о взглядах Петра на устройство государства? Необходимость модернизации органов государственного управления России появилась еще в 17 веке. Уже тогда сложилась предпосылка оформления абсолютизма в России. Абсолютизм - - форма правления, при которой власть монарха неограниченная (в его руках сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть; правитель опирается на разветвленный бюрократический аппарат) Какие реформы должен был провести Петр для достижения своих целей? 1.Реформа высших государственных органов 2. Государственная церковь. Синод 3. Реформа местного самоуправления 4. Табель о рангах, указ о единонаследии 2. Государственные реформы Петра I Работа в группах Инструктаж и объяснение цели работы Физкульминутка «Менуэт» 3. Опрос обучающихся |
Ответы на вопрос Слушание
Работа в микрогруппах, заполнение таблицы
Представление результатов работы в группах |
||||||
Закрепление (7 мин) |
Подведение итогов Государственный аппарат при Петре стал работать на основе профессиональных бюрократических принципов управления. Была
создана единая система управления и надзора Церковь окончательно превратилась в элемент государственного аппарата. Карьера
дворянина стала зависеть не от происхождения, Зависимость
дворянства Как называется такая политическая система? Петровская
эпоха – время окончательного Абсолютизм – монархия, в
которой власть монарха Сам Пётр I называл созданное им государство регулярным |
Составление схемы Государственный аппарат в 18 веке Запись в тетрадь |
||||||
Рефлексия (3 мин) |
|
|
(0,5 мин) Дом. задание : параграф 21
Литература.
1. История государственного управления в России: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. А.Н. Марковой.
2. Павленко Н.И. Петр Великий.: Мысль, 1990.
3. Соловьев С.М. Об истории новой России. М.: Просвещение, 1993.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.