Урок истории в 10 классе "Могучая внешнеполитическая поступь империи"
Оценка 5

Урок истории в 10 классе "Могучая внешнеполитическая поступь империи"

Оценка 5
doc
14.05.2020
Урок истории в 10 классе "Могучая внешнеполитическая поступь империи"
Могучая внешнеполитическая поступь империи.doc

Алексина Елена Юрьевна,

учитель истории высшей категории

 МБОУ гимназии № 2 города Георгиевска,

магистр истории, Герой труда Ставропольского края.

 

Урок по истории в 10 классе

Тема.  Могучая внешнеполитическая поступь империи

 

Цель урока:

- углубить знания учащихся об основных целях, направлениях внешней политики России в эпоху Екатерины II, её итогах;

выявить причины участия России в разделах Речи Посполитой, борьбе против французской революции;

- способствовать развитию аналитических, коммуникативных, интеллектуальных умений, учащихся в процессе участия в дискуссии и представлении своих творческих работ (презентаций) перед одноклассниками;

- на примере походов А.В. Суворова, побед русской армии воспитывать у учащихся чувство патриотизма.

 

Понятийный минимум:

«Восточный барьер», Кючук - Кайнарджийский мир,  «Греческий проект», Ясский мирный договор, Польский вопрос.

 

Важные события:

1768-1774 гг. –  русско-турецкая война.

1770 г. – Чесменское сражение.

1783 г. – Георгиевский трактат, присоединение Крыма к России.

1772, 1793, 1795 гг. – разделы Речи Посполитой.

1787-1791 гг. – русско-турецкая война.

1790, 1795, 1798 гг. – антифранцузские коалиции.

 

Внутрипредметные связи:

1789 г. – Велика французская революция.

 

Оборудование урока:

Карта «Российская империя в XVIII веке», учебник А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVIIXIX века», презентация к уроку (выполнена в программе Power Point), портреты выдающихся полководцев, выставка литературы, посвящённой внешней политике России во второй половине XVIII века.

 

План урока:

1. Политическая обстановка в Европе во второй половине XVIII века.

2. Русско-турецкие войны XVIII века.

3. Русская военная школа XVIII века.

4. Изменение карты России и её внешнеполитического положения к концу XVIII века.

 

Ход урока:

1.     Организационный момент. Проверка домашнего задания.

2.     Постановка проблемного задания.

3.     Проблемно-поисковый этап.

4.     Решение проблемного задания. Подведение итогов урока.

5.      Домашнее задание.

О громкий век военных споров,

Свидетель славы россиян!

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян,

Перуном Зевсовым победу похищали.

А.С. Пушкин

 

I

Проверка домашнего задания.

Так как на предыдущем уроке учащиеся подробно познакомились с новым материалом, возможно провести только фронтальную работу, чтобы подготовить ребят к изучению темы данного урока.

- ? –

1. Какие внешнеполитические проблемы остались России в наследство от предыдущих времён, какие появились новые?

2. Какой была внутренняя ситуация в стране в период решения главных внешнеполитических задач? Внутренняя ситуация способствовала или тормозила внешнеполитическую поступь империи?

 

Объявление темы, целей урока.

 

II

- ? - Проблемное задание (Слайд 2).

- Что, на ваш взгляд, способствовало грандиозным успехам внешнеполитической деятельности Екатерины II?

-  Какую роль в победах русского оружия сыграли выдающиеся полководцы и рядовые солдаты?

 

III

1. Политическая обстановка в Европе во второй половине XVIII века.

(Слайд 3-4).

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника на странице 194-195, а затем отвечают на вопросы:

- Какие внешнеполитические задачи стояли перед Российской империей в XVIII веке?

- Как изменилась расстановка сил на международной арене?

- Какое государство стало главным противником России на данном этапе?

 

После ответов учащихся подводятся итоги.

 

2. Русско-турецкие войны XVIII века.

Учащиеся знакомятся с ходом русско-турецких войн с помощью компьютерной «Энциклопедии по истории России» (Слайд 5-7), записывают годы, повод, основные события, итоги войн. При необходимости учитель добавляет недостающую информацию.

Примерный вариант записей в тетрадях:

Основные задачи внешней политики России на юге:

1 – Борьба за выход к южным морям.

2 – Укрепление южных границ.

3 – Завоевание и хозяйственное освоение богатых южных земель.

I.  1768-1774 гг. – русско-турецкая война.

Повод – Турция потребовала вывода русских войск из Речи Посполитой и отказа России от покровительства диссидентам (православным и протестантам) на территории Польши. Главный инициатор этих требований – Франция (основной противник России в Европе с 60-х гг.), которая проводила политику укрепления «Восточного барьера» - пограничных с Россией государств (Швеции, Речи Посполитой, Османской империи).

Основные события:

С !769 г. военные действия велись на территории Молдавии, Валахии и на Азовском побережье.

1770 г. – русские войска под командованием П. Румянцева одержали победу при реках Ларга и Кагул,

             - русский флот уничтожил турецкую эскадру в Чесменской бухте, блокировав турецкий флот в Чёрном море.

1771 г. – русские войска заняли Крым.

             - Турцию поддержали Австрия, Англия, Франция, Россия была вынуждена пойти на переговоры о мире.

1772 г. – мирные переговоры между Россией и Турцией. Турция отказалась предоставить независимость Крыму, военные действия возобновились.

1774 г. – русские войска перешли Дунай, победа у деревни Козлуджа (Суворов) открыла основным силам путь на Стамбул. Турки пошли на подписание мирного договора.

10 июля 1774 г. – Кючук - Кайнарджийский мир. Основные условия:

1) Россия получала выход к Чёрному морю, к ней отходила Новороссия, Еникале, Кинбурн, Керчь, Кубань, Кабарда.

2) Россия получила право иметь флот в Чёрном море и право прохода кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы.

3) Крымское ханство становилось независимым от Турции.

4) Турция выплачивала контрибуцию в 4 млн. рублей.

5) Россия получила право выступать в качестве защитника христианских народов Османской империи.

 

1783 г. – Указ Екатерины II о включении Крыма в состав России.

             - Георгиевский трактат, устанавливающий протекторат России над Восточной Грузией.

План Екатерины II «Греческий проект» предусматривал изгнание Османской империи из Европы путём создания из её европейских владений (Бессарабия, Молдавия, Валахия) буферного государства Дакия.

 

II. 1787-1791 гг. – русско-турецкая война.

Повод – занятие русскими войсками Крыма и вхождение его в состав России, а также Георгиевский трактат.

1787 г. – военные действия открылись нападением турецких войск на Кинбурн, где они были разбиты русскими войсками под командованием А.В. Суворова.

1788 г. – победа русского Черноморского флота на Днепровском лимане и у острова Фиодониси.

             - русские войска под руководством Г. Потёмкина заняли Очаков.

1789 г. – победы русских и австрийских войск под командованием Суворова при Фокшанах и у реки Рымник.

1790 г. – взят Измаил.

1791 г. – уничтожение турецкого флота у мыса Калиакрия.

             - Ясский мирный договор:

1) Крым признан за Россией.

2) К России отошла территория между реками Буг и Днестр.

3) Турция признала покровительство России над Восточной Грузией.

 

По итогам рассмотрения данного вопроса, учащиеся делают выводы о результатах внешней политики России на южном направлении.

 

3. Русская военная школа XVIII века (Слайд 8).

Этот вопрос рассматривается на основе подготовленных учащимися сообщений и презентаций о великих полководцах XVIII века:

 А.В. Суворове, П.А. Румянцеве, Ф.Ф. Ушакове, Г.А. Потёмкине.

Затем ребята делают вывод о вкладе этих полководцев в победы России на внешнеполитической арене.

 

4. Изменение карты России и её внешнеполитического положения к концу XVIII века (Слайд 9).

Рассказ учителя заканчивается дискуссией о разделах Речи Посполитой.

Учитель:

Швеция, Речь Посполитая, Османская империя представляли собой так называемый «восточный барьер». Как видно по карте, Речь Посполитая соединяла в этом барьере два звена. Именно на Польше столкнулись интересы Франции, Австро - Венгрии, России, Пруссии и Османской империи. У каждой из стран были свои цели. Так, Франция стремилась втянуть Швецию и Османскую империю в войну с Россией. «Всё, что в состоянии ввергнуть эту империю в хаос… выгодно моим интересам», - говорил Людовик XV.

Фридрих II требовал раздела Речи Посполитой. Екатерина II была заинтересована в сохранении единого Польского государства, но в сфере влияния России. Современные польские учёные тоже пришли к выводу, что в разделах Польши повинна Пруссия. Разделы Речи Посполитой являются составной частью не только польской, но и всей европейской политики.

Современные историки отмечают в качестве причин драматических событий не только объективные обстоятельства, связанные с расстановкой сил на международной арене, но и несостоятельность шляхетской демократии, оказавшейся не способной защитить от разделов своё государство.

В 1772 г.  состоялся первый раздел Речи Посполитой между Пруссией, Австрией и Россией.

Великая французская революция ускорила разделы Польши. Вместе с Англией и Австрией Россия стала решающей силой в противодействии революционной Франции. Был разработан план интервенции. В борьбе против Франции согласилась участвовать Пруссия при условии очередного раздела Польши. Польский вопрос оказался напрямую связан с общеевропейской политикой.

В 1793 г. – второй раздел между Пруссией и Россией.

В 1794 году в Польше вспыхнуло мощное народное восстание во главе с Тадеушем Костюшко, в котором принимали участие аристократия, шляхта, население городов и крестьянство. Его цель состояла в воссоздании единого и сильного Польского государства. Низы польского общества выступили с антифеодальных позиций, против крепостного права, что сразу же внесло раскол в ряды восставших. Екатерина II рассматривала события в Польше как часть общеевропейской смуты, в Польшу были введены войска во главе с А.В. Суворовым. Восстание было подавлено, Костюшко взят в плен и заключён в Петропавловскую крепость.

В 1795 г. Австрия, Пруссия и Россия произвели третий раздел Польши, которая как государство перестала существовать. Австрия и Пруссия поделили собственно польские земли с Краковом и Варшавой. К России отошли Западная Белоруссия, Литва, Курляндия и часть Волыни. Земли, которые когда-то принадлежали Руси, воссоединились в составе Российской империи.

В современной Польше широко известны слова, принадлежащие ксендзу Станиславу Сташицу: Пасть может великая нация, погибнуть – только никчёмная».

 

- ? – Вопросы для дискуссии (Слайд 10-11):

1. Что произошло с Польшей в 1795 году: падение или гибель? Своё мнение обоснуйте.

2. Какой из разделов Польши вы считаете наиболее трагичным и почему?

3. Как вы оцениваете позицию Российской империи в событиях, связанных с разделами Польши?

4. Русское просвещённое общество того времени было настроено против разделов, многие считали их позором для России. Выскажите свою позицию.

5. В.О. Ключевский, размышляя об этих событиях, высказал такую позицию: «Призрак Речи Посполитой, вставая из её исторической могилы, производил впечатление живой народной силы. Может быть, чтобы избегнуть вражды с народом, следовало сохранить его государство».

Выскажите своё мнение: возможен ли был этот вариант развития событий? Была ли альтернатива разделам Польши?

(Подводятся итоги дискуссии).

 

 

IV

Решение проблемной ситуации.

Подведение итогов урока.

 

V

Д/з:

§ 17, в. 1-4, стр. 204.

Творческое задание:

подготовить презентации о великих полководцах XVIII века (можно выполнять в группах).

 

 

 


Алексина Елена Юрьевна, учитель истории высшей категории

Алексина Елена Юрьевна, учитель истории высшей категории

Русская военная школа XVIII века

Русская военная школа XVIII века

Как изменилась расстановка сил на международной арене? -

Как изменилась расстановка сил на международной арене? -

Россия получила право выступать в качестве защитника христианских народов

Россия получила право выступать в качестве защитника христианских народов

Франции, Австро - Венгрии, России,

Франции, Австро - Венгрии, России,

Что произошло с Польшей в 1795 году: падение или гибель?

Что произошло с Польшей в 1795 году: падение или гибель?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020