Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа» с.Кокрек, Хасавюртовского район
Урок истории в 5 классе с элементами технологии критического мышления
Магомедова З.А.
Учитель истории и обществознания
2019 – 2020 учебный год
Урок истории в 5 классе с элементами технологии критического мыщления
Тема урока : В городе богини Афины.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: заочное путешествие.
Цель урока: воспитывать уважение к культуре другого народа, толерантность через умение выслушать и принять другое мнение, чувство ответственности за коллективную работу
Задачи урока:, познакомить учащихся с частью достопримечательностей Древних Афин, выяснить особенности древнегреческой архитектуры, а также правила градостроительства в Древней Греции; развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, проводить самоанализ, работать, в группе, умения слушать и слышать друг друга.
Оборудование:
1-. Карта Древней Греции.'
2. Краснофигурные и чернофигурные вазы, учебные картины по истории Древней Греции: «Вид акрополя», «На агоре», «Парфенон», «Статуя богини Афины в Парфеноне».
3. Рабочие тетради по истории древнего мира, часть 2, автор Г. И. Годер,
4. Маршрутные листы с заданиями и информационные материалы к ним,
5. Клейкие листочки для каждого ученика.
6. Изображения «солнышка» и «тучки» из цветной бумаги для каждого ученика.
7. Музыкальные фрагменты: шум моря, греческие народные мелодии.
8. Картины и рисунки по истории Древней Греции для «торговых лавок».
9. Учебник по истории древнего мира, авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Оргмомент 2. Стадия вызова |
Здравствуйте, дорогие ребята! Занятие у нас с вами сегодня не совсем обычное. Я предлагаю вам отправиться в удивительное морское путешествие, в котором вы еще не бывали. Вы уже догадались, куда я предлагаю вам отправиться? Я смотрю на ваши открытые лица, в добрые и умные глаза и надеюсь, что мы сумеем сегодня решить нее поставленные задачи. Согласны? |
Отвечают: «В Афины»
Отвечают: «Да» |
а) целеполагание |
А с какой целью, как вы думаете, мы едем в Афины? Итак, мы с вами должны познакомиться с достопримечательностями Древних Афин, бытом его жителей, окунуться в мир гармонии и красоты древнегреческой архитектуры. Узнать правила древнегреческого градостроительства, ведь именно они оказали огромное влияние на градостроительство всей Европы |
Пытаются сформулировать цель урока. |
6) постановка проблемы |
а) В конце нашей экскурсии попытайтесь объяснить, почему афиняне так любили свой город и гордились им. Те, кто из вас будут особенно внимательны и сообразительны, постараются ответить на следующий вопрос: б) Каковы правила древнегреческого градостроительства? Вы должны быть не просто туристами, а внимательными исследователями, чтобы успешно выполнить все предложенные по ходу урока задания. Итак, вы готовы к отправлению? |
Отвечают и проверяют свой «багаж»: учебники, тетради, ручки, дневники. |
3. Начало заочной экскурсии, а) Снятие первоначального напряжения (звучит музыка: шум моря) |
Наш белый теплоход отправляется в путь. Закройте на минутку глаза и представьте себя в уютной каюте. Устройтесь поудобнее. За бортом шумит море, кричат чайки, а мы бороздим просторы Черного, Мраморного и Эгейского морей. А вот уже великолепные Афины, о которых сами греки любили повторять: «Если ты не был в Афинах, ты - чурбан; если был и не восхищался ими, ты - осел, а если ты покинул их по своей воле, ты -верблюд». Так вот, этот чудесный город встречает нас |
|
Музыка: греческие народные мелодии |
Первое, что мы можем здесь услышать: «Хайрете, пайдес! Калой кай агатой!-» («Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!») |
Здороваются: «Хайрете!» |
1)Путешествие по акрополю. Рассказ учителя с элементами беседы. Идет работа с терминами, написанными на доске |
По главной Панафинейской дороге мы движемся к священному месту Афин: Акрополю - «верхнему городу», высокому, холму с обрывистыми склонами1. Пропилеи, портики. Храм Ники Бескрылой. (Кто такая Ника? Как
ее изббражали греки? Почему назван храм |
Отвечают на вопросы, ис пользуя имеющиеся знания, рассматривая учебные картины
|
|
4) Статуя богини Афины работы мастера .Фидия. (Почему Фидия назвали , «творцом богов»? Где вы встречались уже с творениями Фидия?)
|
В Олимпии. Статуя Зевса |
|
5) Жемчужина акрополя храм Парфенон (от слова «парфенос» - девушка). Храм как живой из-за бегущих теней от многочисленных колонн. (Сколько в нем портиков?) |
Считают (4) Работают с изображением различных ордеров, выделяют отличия |
|
6)Греки использовали колонны различных видов для украшения храмов и общественных зданий. Сравните по рисунку: Какие колонны по форме у Парфенона? В чем особенность храма Эрехтейона? |
Кариатиды (колонны в виде женской фигуры) |
|
6) Фронтоны храмов. На них помещались сцены из мифов: рождение Афины и спор с Посейдоном. (Вы, знаете эти мифы? О чем о ни рассказывают? |
Вспоминают суть мифов |
|
7) Внутренний вид храма Парфенона и еще одна статуя Афины работы Фидия. Обратите внимание на внутренний вид храма. (Почему здесь практически нет украшений? Сравните с православными храмами, в которых, наоборот главные убранства внутри
|
Работа с учебной картиной. описание, сравнение с предыдущей. Всё зависит от места, где происходит торжественная церемония: внутри или снаружи храма |
|
Вот и закончилась наша экскурсия по акрополю. Откройте рабочие тетради на странице 28 и выполните задание № 39. Время выполнения - 2 минуты
|
Выполняют задания
|
в) Рефлексия по этой части. Задание № 39, стр. 28 рабочей тетради. Проверка правильности выполнения задания |
Время на проведение экскурсии по городу у нас ограничено. Поэтому предлагаю разбиться на группы по пять человек, каждая получает маршрутный лист и отправляется по указанному адресу. Теперь мы действуем как исследователи. Стараемся побольше узнать о своем районе, приобрести в торговых лавках предметы, характерные для своего района
|
Зачитывают по очереди ответы
|
г) «Мозговой штурм».
|
Посмотрите слева, справа, позади, впереди развешаны картины и картинки. Это наши «торговые лавки». Вы должны будете выбрать нужные вам для наиболее точной характеристики района. Вы можете встать, пройтись, выбрать нужные картины. Группы получают задания: 1) Район «Керамик» 2) Агора 3) Порт Пирей 4) Дом богатого афинянина Время работы - 5 минут |
Создание групп, получение маршрутных листов, знакомство с информационными листами, распределение ролей внутри группы
|
Физминутка. (музыка: греческие народные мелодии)
|
Составляем план-схему города Афин. Каждая группа прикрепляет название своего района на плане города |
Поворачиваются по кругу встают
Работа в группах, анализ материала, отбор иллюстраций |
4. Стадия осмысления. Отчеты групп о проделанной работе |
Вот и закончилась наша экскурсия по Древним Афинам. Если кому-то повезет, вы сможете посетить современные Афины - столицу Греции. Давайте посмотрим, сможете ли вы блеснуть перед греками знаниями Афин |
Учащиеся выходят к доске и работают со схемой города
|
Стадия рефлексии: блиц-опрос. |
1. В какой части I реши расположен ны Афины? 2. Главная площадь Афин? 3. Район Афин, в котором жили гон-чары? 4. Мраморный храм девы Афины на акрополе? 5. Выдающийся древнегреческий скульптор, «творец богов»? 6. Главный порт Афинского государства? 7. Места, где чинили старые и строили новые корабли? 8. «Верхний"город, холм с обрывистыми склонами»? 9. Большой сосуд с узким горлом и двумя ручками для переноски и хранения жидкостей? 10. Колонна с капителью, украшенной завитушками? |
Отвечают на вопросы викторины |
1) Блиц-опрос |
А теперь давайте вернемся к вопросам, поставленным в начале урока, и попробуем ответить на них. Я прошу вас подумать несколько секунд и оценить самим итоги своей работы с помощью липкого листочка, лежащего у вас на парте. На доске написано: Я понял все и хочу узнать еше больше. Я понял все и могу объяснить другому. Я многое не понял. |
1. Средняя. 2. Агора. 3. Керамик. 4. Парфенон 5. Фидий 6. Пирей. 7. Верфь. 8. Акрополь. 9. Амфора. 10. Ионическая. |
2) Возвращение к проблеме. |
Встаньте и прикрепите листочек к одному из указанных пунктов. |
Отвечают на поставленные вопросы |
3) Рефлексия в форме самооценки |
Но результатам я вижу, что мы славно потрудились. Вы хорошо усвоили материал, заинтересовались данной темой, у нас появилось желание расширить свои знания. Молодцы! Большое спасибо за работу. Запишите в дневнике: §37, вопросы № 1-2, термины выучить; на «5» - к вышеуказанному обязательно выполнить задание N° 3 из вопросов к §37,письменно.
|
Думают, встают и крепя' листочки на доске к одному из пунктов |
6. Итог урока. Домашнее задание.
|
Я хочу, чтобы, уходя с урока, вы показали с каким настроением вы покидаете класс. Около меня лежат «солнышки» и «тучки». Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, возьмите «солнышко», если не понравился . и настроение упало, возьмите «тучку». Урок окончен. Спасибо! До свидания! |
Записывают в дневники.
|
Эмоциональный итог урока |
|
Встают и берут то, что соответствует их душевному настрою. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.