Алексина Е.Ю.
Достижения культуры Древней Руси
(урок в 6 классе)
Цель урока:
- выявить связь культуры Древней Руси с историческими условиями её развития, углубить знания об особенностях русской культуры изучаемого периода,
- развивать умения учащихся делать выводы, анализировать, обобщать, формировать культуру делового общения у учащихся,
- способствовать расширению кругозора шестиклассников при изучении произведений Древнерусской культуры, формированию ценностного отношения к достижениям отечественной культуры.
Оборудование урока:
Учебник А.А. Данилова, Д.Д. Данилова «Российская история. 6 класс», презентация к уроку (выполнена в программе Power Point).
План урока:
1. Слово и перо.
2. Дом веры и искусства.
3. Язык образов и знаков.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Поисковый этап.
3. Рефлексивный момент. Подведение итогов урока.
4. Домашнее задание.
I
Организационный момент.
Учитель вместе с учащимися формулирует тему и цели урока.
II
Слайд 1
- ? –
1. Вспомните основные признаки цивилизации.
2. Объясните значение слов: культура, язычество, христианство, православие, церковь, фреска, мозаика.
3. Когда было создано Древнерусское государство?
4. Когда произошло крещение Руси, каковы были основные последствия?
5. Что такое икона в представлении православных христиан?
(Отвечают)
1. Слово и перо (слайды 2-10)
- ? –
1. Что относится к фольклору?
2. Каких былинных героев вы знаете? Приведите примеры?
(Отвечают)
- Распространение письменности. Берестяные грамоты.
- Основные жанры древнерусской литературы:
1. Жития святых. «Сказание о Борисе и Глебе»
2. Хождения. 1113 г. – «Хождение игумена Даниила»
3. Поучения. «Поучение Владимира Мономаха»
4. Летописи - исторические произведения, события в которых расположены в хронологической последовательности.
Начало XII века – «Повесть временных лет» Нестора.
-?-
Прочтите текст на странице 98.
Какие проблемы поднимает Нестор в своей летописи?
(Отвечают)
Вывод: В сохранившихся памятниках словесности отразились взгляды жителей Руси.
2. Дом веры и искусства (слайды 11-18).
- ? -
1) До крещения Русь называют «деревянной», а после крещения – «каменной». Почему?
2) Из какой страны были заимствованы правила возведения каменных храмов?
3) На стр. 99 рассмотрите схему крестово-купольного храма.
- Отличия Древнерусского зодчества от Византийского.
- Материал для строительства: тонкий византийский кирпич, известняковые белокаменные плиты, на севере Руси - «дикий камень».
- 2-я половина XI века – сложилась своя школа мастеров.
- Шедевры Древнерусского зодчества: Десятинная церковь, Золотые ворота в Киеве, Софийские соборы в Киеве и Новгороде…
3. Язык образов и знаков (слайды 19-26).
После крещения на смену языческим идолам пришли иконы.
-?-
- Объясните значение этого понятия.
- Прочтите текст на стр. 101-103, выделите особенности древнерусской живописи.
- Что означают понятия «фреска», «мозаика», «миниатюра»?
- После просмотра слайдов расскажите о своих впечатлениях. Какие мысли навеяли вам эти образы?
III
Рефлексивный момент.
Подводятся итоги урока, учитель оценивает работу учащихся на уроке.
IV
Д/з:
§ 9, в. 1-5, стр. 103.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.