Урок изобразительного искусства "Древние корни народного искусства"
Оценка 4.8

Урок изобразительного искусства "Древние корни народного искусства"

Оценка 4.8
docx
26.02.2022
Урок изобразительного искусства "Древние корни народного искусства"
Поурочный план ИЗО 5 класс.docx

I четверть

ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

Урок

Тема: ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ.

                СИМВОЛИКА ЦВЕТА И ФОРМЫ

Цели:

1.      Познакомить учащихся со славянской орнаментальной сим­воликой и ее историей.

2.       Воспитывать любовь к национальному искусству, к различ­ным видам народного творчества.

3.      Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

4.      Рассказать учащимся, что в течение учебного года мы будем знакомиться с ДПИ и его местом в жизни человека и общества.

Оборудование и материалы:

1.     Художественные материалы.

2.      Таблица с изображением чаши-календаря и знаков-символов.

3.      Предметы ДПИ, широко используемые в быту (посуда, дере­вянные ложки, подносы, украшения, игрушки, игрушки-свистульки).

4.      Подборка иллюстраций с изображением орнамента на пред­метах быта.

ПЛАН УРОКА

1.       Беседа о древних орнаментах с использованием игровой си­туации (открыть тайну рисунков на «старинной» вазе).

2.      Закрепление понятия о символах в славянском орнаменте и их культовом значении.

3.      Постановка художественной задачи.

4.      Практическое выполнение задания.

5.      Подведение итогов и обсуждение работ.

Ход урока

Учитель. Ребята! В течение этого учебного года мы будем изучать декоративно-прикладное искусство и его место в жизни человека.

Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседнев­ной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского decoro - украшаю. Все предметы, окружающие че­ловека, должны быть не только удобными, практичными, но и кра­сивыми.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) - это создание ху­дожественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, тка­ни, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

Давайте назовем такие предметы в нашем быту.

                                         


Образный язык декоративного искусства имеет свои особенно­сти. Цвет и форма часто имеют символическое значение.

Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запе­чатлевал в них свои надежды и чаянья, свое понимание устроения мира и его красоты.

Давайте представим, что нам в руки попала большая редкость - сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь.

Рассмотрим ее внимательно.

Какая же тайна скрывается в рисунках на чаше? Можем ли мы что-нибудь разузнать о   ней?

Оказывается, люди верили в то, что если есть желание «изобра­зить», то оно обязательно сбу­дется. Какое же самое большое желание было у людей? Жить.

Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес огненные молнии, кто заставляет лить дождь? И все его главные вопросы были связаны с небом, солнцем, землей и водой. Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь, по­этому, восхищаясь силой и могуществом неба, солнца, земли и во­ды, он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.

Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной - расцветает, летом - плодоносит, осенью - увядает. И все это зависит от вели­кого и могущественного светила - Солнца. Всякий человек, боль­ шой или маленький, умеющий чувствовать красоту природы, раду­ется, видя, как «великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит», как искрятся капли на травах, как появляется радуга после дождя. Наверное, от этой радости у детей в каждом рисунке - Солнце. За все то многое, что может дать Солнце человеку, его и считали самой-самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели: «Даруй, Бог света, теплое ле­то. Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше. Краснопогодное, лето хлебородное».

Чтобы Солнце светило, надо изобразить это желание. Где же знаки солнца в орнаменте? Конечно, прежде всего это кружок. Кружок, разделенный крестом на четыре части, - это тоже знак Солнца. Почему? Верно, в году четыре времени года. Солнце изо­бражали и в виде квадрата с косым крестом, которым в календаре отмечали праздники Солнца. Зарисуйте в строку знаки Солнца.

В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь, надо изобразить его.

Посмотрите, эта чаша для моления о воде. Такие чаши всегда делали большими и широкими. Их называли чарами. Чародей на­ливал в такую чашу воду и произносил над ней заклинание, то есть просьбу, чтобы пошел дождь.

О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели на Руси был посвящен богу грома и молнии Пе­руну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, толь­ко дождик редко шел именно в четверг. Значит, желание это почти никогда не сбывалось в этот день. Поэтому в народе и появилась поговорка - «после дождичка в четверг». Ребятишки тоже помога­ли просить дождик. Они выбегали на улицу с нарядными распис­ными глиняными игрушками - свистульками - и свистели в них, звали дождевые облака (показать свистульки).

Зарисуйте в строку знаки дождя и знаки воды в виде извили­стых линий. Эту строку расположите под знаками Солнца.

С водой связаны и образы русалок. Каждый знает, что их изо­бражают в виде девушек с рыбьими хвостами. Но не каждый знает, что давным-давно их рисовали в виде птиц с девичьими лицами. В одной красивой легенде, дошедшей до нашего времени, рассказы­вается о том, что русалки рождаются на земле от росы на траве и потом улетают далеко-далеко на край света. У них длинные косы, красивые лица и огромные сильные крылья. Русалки возвращаются туда, где родились. А случается это всего один раз в году весной, для того чтобы оросить хлебные поля дождем. Они выливают на них росу, и хлеб начинает колоситься. И все верили, что от русалок зависит плодородие земли (показать русалку-птицу).

В распаханную землю сеятели бросали семена. Как вы думаете, в виде чего их изображали? Верно, в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента (показать).

Семена смочила вода, и они проросли. Небо подарило людям воду, и на прогретой солнцем земле появились всходы - значит, будет урожай. Найдите в орнаменте чаши знаки ростков и зарисуй­те их в строке под знаками семян.

Знаки солнца, воды, семян, ростков - это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнамен­тов, чередуя, повторяя знаки.

А теперь, ребята, пусть каждый из вас постарается украсить свою ва­зу (чашу) чародейными узорами.

Ребята могут придумать свою форму чаши и самостоятельно сочинить еще 2-3 линейных орнамента на ней, используя получен­ные знания о знаках-символах.



 

I четверть ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО

I четверть ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО

Давайте представим, что нам в руки попала большая редкость - сделанная на

Давайте представим, что нам в руки попала большая редкость - сделанная на

Семена смочила вода, и они проросли

Семена смочила вода, и они проросли
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2022