Урок К.Паустовский "Барсучий нос"

  • docx
  • 09.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок литературы Барсучий нос.docx

Предмет: Литературное чтение

Тема урока

 К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста.  

Цели

 

Познакомить с произведением К. Паустовсого «Барсучий нос».

Учить работать с текстом; искать, находить перерабатывать информацию в соответствии с заданием.

 Развивать умение выделять главную мысль,  высказывать своё мнение, обобщать, сравнивать, делать выводы.

 Формировать читательскую культуру младших школьников, их литературную компетентность. 

                Прививать любовь к чтению и книге. Воспитывать любовь к природе.

 

Планируемый результат

Предметные: составлять краткий план текста; осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и научно-познавательной книге.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы, проявлять желание определять полезность книги и представлять свою позицию.

Метапредметные:

Познавательные умения:

выбирать верное утверждение и обосновывать своё мнение;  определять значимость художественного и познавательного текстов и обосновывать своё мнение, проводить исследование художественного и познавательного текстов.

Регулятивные умения:

формулировать тему урока на основе ключевых слов, осуществлять целенаправленный выбор книги.

Коммуникативные умения:

взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; излагать понятно для партнёра содержание произведения, взаимодействать в паре, в группе; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

 

Основные понятия

Познавательный текст, художественный текст, энциклопедия.

Межпредметные связи

Окружающий мир. Тема «Животные леса».

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

 

Учебник «Литературное чтение», ч. 1. Творческая тетрадь. Художественные и познавательные книги.

Проектор, ноутбук, карточки, презентация.

 

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный

момент (1-2 минуты)

 

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Девочки садитесь,

Мальчики садитесь.

 

Начинается урок.

Он ребятам пойдёт впрок.

Постарайтесь всё понять,

Слова правильно читать.

Настраиваются на активную работу на уроке.

 

 

II.        Речевая разминка

Слайд 2. Начнём урок с речевой разминки,  прочитайте стихотворение З. Бычкова

Книга – верный

Книга – первый

Книга – лучший друг ребят.

- Нам никак нельзя без книжки,

Нам никак нельзя без книжки! –

Все ребята говорят.

- Как вы понимаете эти строчки? Что хотел нам сказать автор?

 

Читают про себя.

Читают вслух 1 – 3  ученика в быстром темпе.

 

III.Проверка домашнего задания.

 

 

- Какую  тему мы начали изучать в учебнике литературы?

- Какое домашнее задание вы делали?

(Найти в библиотеке научно-познавательные и художественные книги о природе и подготовить презентацию одной из них).

- В чём различие научного текста от художественного теста?

- Представьте одну книгу по заданному плану: (3 слайд)

1.      Это книга …(сборник или книга, в которой представлено одно произведение).

2.      Автором является…

3.      В книге мы узнаем о …

4.      Совет друзьям.

Искали в библиотеке книгу о природе и готовили её презентацию.

 

 

Презентация книг (1-4 ученика)

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

 

-Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением из раздела «Люби всё живое». А написал его писатель, который говорил такие слова  Слайд 3.

«…Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать…»

- Знаете ли вы, кто написал такие слова?

- Хотите узнать, кто из писателей сказал такие слова?         

- О чём мог писать этот человек?

 Слайд 4.

- Слова эти принадлежат  русскому писателю Константину Георгиевичу  Паустовскому. 

- Какие произведения К. Паустовского вы читали?

 Знакомство с биографией писателя, с его портретом.

Слайд 5.Константин Георгиевич Паустовский родился19 мая 1892 года  в Москве в семье железнодорожного служащего. В семье было еще два брата и сестра. Из-за работы отца семья часто переезжала с места на место. После Москвы они жили в Киев, Пскове.

Слайд 6. Учился в Киевском университете на историко-филологическом факультете и в Московском университете на юридическом факультете. Работал журналистом в газете «Правда» и других печатных изданиях

 К.Г.Паустовский переменил много профессий: он был кондуктором трамвая, рабочим на заводе, простым рыбаком, санитаром в Первую мировую войну.

Слайд 7. В годы Великой Отечественной войны он был военным корреспондентом. Награждён орденом Ленина и другими орденами и медалями.

Слайд 8. В последние годы жизни работал над большой автобиографической эпопеей "Повесть о жизни".
К.Паустовский умер 14 июля 1968 в Тарусе, где и похоронен.

Слайд 9-10

Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, предназначенные для детей. Это «Заячьи лапы», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Дремучий медведь», «Похождения жука-носорога», «Кот-ворюга», «Растрёпанный воробей», «Резиновая лодка», «Золотой линь».

Всю свою любовь писатель посвятил трем темам: людям, природе, искусству.

      За свою писательскую деятельность он побывал во многих уголках нашей необъятной страны.

       Его рассказы учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное, быть добрым и честным.

      Книги К.Г.Паустовского  переведены на многие иностранные языки.

 

Слайд 11.

Подарил он нам своим читателям   рассказ  «Барсучий нос».

Откройте учебники на стр.98. Откройте тетрадь и запишите тему урока (название произведения и его автора).

Теперь сформулируйте цели нашего урока, опираясь на ключевые слова:  познакомиться …, выяснить, в чём особенность…. Обсудить, чем интересно …, чему учит…

 -Рассмотрите иллюстрацию на странице 99.

- Как вы думаете, почему рассказ так называется?

- По заглавию можно догадаться о содержании рассказа?

-Давайте сделаем предположение, о чём может идти речь в рассказе.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

О путешествиях, о природе, о животных.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Смотрят презентацию и слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают учебник и тетрадь, записывают в тетради дату и тему урока.

 

 

Формулируют цель урока.

 

 

 

В рассказе будет говориться о барсуке.

 

 

 

V. Работа по теме урока

Слайд 12-13.

1. Подготовка к чтению.

Посмотрите на иллюстрацию на доске и в учебнике.

-Что знаете о барсуке?

Пища барсука очень разнообразна и состоит как из животных, так и из растительных кормов. Он ест жуков, их личинок, червей, лягушек, змей, яйца птиц и птенцов, мелких млекопитающих: мышей, полевок, а иногда и зайчат.  Кроме того, в большом количестве употребляет в пищу коренья и стебли многих трав, грибы, орехи, желуди, особенно сладкие ягоды и фрукты.

Барсук - сумеречное и преимущественно ночное животное.  У барсука хорошо развиты обоняние и слух, слабее – зрение. В спокойном состоянии зверь передвигается медленно, вперевалку, будучи испуганным, бежит довольно быстро. Хорошо плавает.   

2. Словарная работа. Слайды14-17

Прежде, чем работать над текстом, объясним значение следующих слов и выражений: «вереск», «чёрная как дёготь»

 «на старом челне», «пудовая щука»,

Вереск - вечнозелёный кустарничек  с мелкими трёхгранными листьями,  растёт в сосновых лесах,  торфяных болотах.

Дёготь - тёмный , смолянистый жидкий продукт.

 Чёлн - выдолбленная из дерева лодка.

 Пуд - это старинная единица массы, равная 16 кг.

3. Первичное чтение и анализ текста.

Цель: быть внимательными  при чтении текста, запоминать, какие  художественные приёмы использует автор (сравнение, олицетворение)

Чтение 1 части.

Анализ 1 части:

- От чьего  имени ведётся рассказ?

– О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?

- Почему рыбакам приходилось выезжать на середину озера?

– Какую рыбу ловили рыбаки?   Слайд 18.

Поработайте  дружно с соседом по плечу:

- Найдите в тексте место, где писатель использует приём сравнения. Что с чем он сравнивает?

– С чем сравнивает воду в озере?

- С чем сравнива глаза ершей, зубы щуки?

- Приведите пример олицетворения.(Звёзды шевелились и дрожали

– О чём вы узнали из этой части?

– Как мы её озаглавим? (Слайд 19)

(Осенняя рыбалка на озере). 

Запишите первый пункт плана на доске и в тетрадях.

 

 

Барсук – хищный зверь размером с небольшую собаку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 часть читает ученик.

 

Повествование ведётся от имени автора.

 

 

 

Озеро покрыто листьями. Часто был туман.

На берегу невозможно было ловить рыбу, мешали листья.         

 

 

 

 

Вода казалась чёрной, как дёготь.

Со сказочными японскими петухами, с маленькими лунами, с иглами.

Звёзды шевелились и дрожали.

Рыбаки ловили плотву, ершей, щук, окуней.

 

Ляскали зубами.

 

 

Осенняя рыбалка на озере. 

Записывают в тетради.

Физминутка

 

 

Продолжение работы по теме урока

2 часть – чтение «по цепочке»

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

- Почему зверь   прибежал к костру?

-Почему мальчику автор уделил много внимания?  

–  Какими словами автор характеризует мальчика? Прочитайте.

– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»?

 – Кто первым услышал фырканье зверя?

- Как стали вести себя рыбаки?

- Как  вёл себя барсук в присутствии людей?  Боялся он их? Чувствовал он себя хозяином леса или нет?

– О чём говорится во 2 части?

– Как мы её озаглавим?

  (Зверёк решил поужинать у людей). (Слайд 20)

Запишите второй пункт плана на доске и в тетрадях.

3 часть -– читает учитель

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

Что нужно делать при ожоге сразу же?

– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим?

– Почему автор узнал барсука?

–Как мы озаглавим эту часть?

(Барсук лечит свой нос.) Слайд 21.

Запишите третий пункт плана на доске и в тетрадях.

 

Охотники поддерживали огонь в костре, чтобы отгонять волков.

Зверь хотел кушать.

 

Мальчик был внимательным, первым заметил барсука, увидел, как он лечит нос.

 

 

Мальчик первым услышал фырканье зверя.

 

 

 

 

 

 

Зверёк решил поужинать у людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барсук лечит свой нос.

 

VI. Первичное закрепление

Мы прочитали рассказ.

- Что вы можете сказать о писателе? Как он относится к своим героям?

А сейчас я хочу услышать ваше отношение к прочитанному?

Вам помогут такие слова: Слайд 22.

- меня удивило…

-мне стало жалко…

- мне не понравилось…

– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

– Какова главная мысль рассказа? Для чего подарил он нам свой рассказ?

Чему учит рассказ?  Какой вывод мы сделаем?

Слайд 23. Вывод.

Рассказ К.Г.Паустовского интересный и  познавательный. Писатель словами показывает  читателям красоту русской природы, передаёт тёплое и светлое чувство любви к родной земле.

Слайд 24. ( книги)

Посмотрите на доску. Здесь размещены книги, которые написал Константин Георгиевич  Паустовский.  Он завещал нам учиться у героев книг любить нашу землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство. В рассказе «Барсучий нос», кто нас учит любить нашу землю, Родину?

 

 

Добрый, чуткий, любит природу, внимательный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная мысль рассказа Паустовского "Барсучий нос".

 Воспитание любви к природе! Красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту

 

VI. Рефлексия      деятельности.  

 

Наш урок подходит к концу. Очень хочется узнать, понравилось ли вам работать на уроке?

Выберите и продолжите любое предложение: Слайд 25.

-На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя …

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

А завершить наш урок я хочу словами К.Г.Паустовского: «Чем больше знаешь, тем интереснее жить».

(раздаю закладки с этими словами)  

Поэтому, ребята, больше читайте, открывайте и познавайте окружающий мир, это очень занимательно и увлекательно!  

 

 

 

VII.Домашнее задание 

 

1.Подготовить пересказ от имени мальчика к следующему уроку литературы.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru