Тема: «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!»
I. Образовательно-развивающие цели: I.I. Выведение и усвоение обучающимися новых понятий: русская литература 19 века, историческое развитие России 19 века, характеристика литературы первой половины 19 века, основные этапы развития русской классической литературы, эволюция литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики. I.2. Применение обучающимися опорных понятий: анализ художественного текста, литературные жанры, писатель, поэт, герой литературного произведения. I.3. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями (УУД): · познавательными: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме); построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей; · регулятивными: определение познавательной цели, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка; · коммуникативными: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка. I.4. Овладение обучающимися предметными умениями: определять существенные признаки литературы первой половины 19 века, обосновывать появление психологического романтизма в русской поэзии. II. Воспитательные цели: 2.1. Формирование мировоззрения обучающихся на основе категорий: общее – особенное – единичное, первичное – вторичное, причина – следствие, единство – многообразие. 2.2. Развитие личностных УУД: проявление положительной мотивации и познавательного интереса к учению, активности при изучении нового материала, сопоставление самооценки собственной деятельности с оценкой товарищами, учителем.
|
||
№ п/п |
Содержание урока |
Критерии оценки (трудоёмкость заданий) |
1. |
Оргмомент. Знакомство учеников с заявкой на оценку. Планирование каждым своей оценки, фиксирование её на полях тетради. Определение и формулирование учащимися цели урока. Назначение арбитров в каждой группе для учёта активности и фиксации на доске результатов на каждом этапе урока |
По 1 баллу за каждую версию цели |
2. |
Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора): «5» — 30 баллов и более «4» — 25-29 «3» — 20-24 |
|
3. |
Итог урока: Какой итог вы бы подвели в конце лекции? |
|
4. |
Домашнее задание Составить вопросы по данной лекции для одноклассников. |
|
Основное содержание обзорной лекции
В конце
XVIII — начале XIX в. русский классицизм переживает свой закат. Силы,
разрушающие просветительство и классицизм, приводят к серьезным изменениям литературной
ситуации. Эти тенденции ярко видны в творчестве Гавриила Державина.
Для мотивации интереса к его личности в рассказ о поэте может быть включено
чтение фрагментов из романа В. Ходасевича «Державин» и из
автобиографических «Записок» самого Державина.
Державин сделал головокружительную карьеру,
пройдя путь от рядового Преображенского полка до кабинет-секретаря и сенатора
Екатерины II, государственного казначея при Павле I и министра юстиции при
Александре I. Честно служа Отечеству, он обличал приближенных ко двору вельмож
за взятки, обман и корыстолюбие. Но в историю русской литературы и культуры
Державин вписал свое имя прежде всего не своей государственной службой, а
литературным талантом.
Державин был поэтом-новатором. На фоне
торжественных од классицизма его оды были необычны. Трудно назвать классической
одой его стихотворение «На смерть князя Мещерского», в котором торжественная
надгробная ода несет в себе философские мысли о бренности бытия и
неотвратимости времени и смерти, чувства грусти от утраты, что роднит ее с
элегией. В оде «Бог» поэт прославляет не только Творца, но и человека,
созданного по его образу и подобию. Житель грешной земли является ничтожной
тварью, «червем», но сила разума, данная ему Богом, роднит его с Всевышним.
Рисуя в облике Фелицы «богоподобную»
Екатерину II (ода «Фелица»), поэт изображает рядом с ней и низкий мир, нарушая
законы жанра и вступая с императрицей в поэтическую игру. Он прославляет идеал
премудрости в облике царицы, выставляя ее образцом добродетели. Но рядом он
рисует вельможу, который живет в праздности и подвержен многим человеческим
порокам. И содержание, и сложная форма новой оды, включающей в себя черты
сатиры, идиллии, пасторали, анекдота, говорят о разрушении поэтом традиций
классицизма и о демократизации литературы. Итогом творческого пути поэта
становится его сборник «Анакреонтические песни», в который включено
стихотворение «Русские девушки», наполненное юмором и передающее колорит
русской народной культуры.
Василий Жуковский стал
основоположником романтизма в русской литературе. Незаконный сын помещика
Бунина, перенесший сидение под арестом за занятия литературой, драматическую
историю несчастной любви, ранение на войне 1812 г. и лечение в госпитале,
он научился спокойно, кротко, с верой и молитвой переносить удары судьбы.
В литературном творчестве проявился
незаурядный талант Жуковского-поэта. Он написал 39 баллад и сделал балладу
жанром, который укоренил романтизм на русской почве. В лирической поэзии
он стал мастером изображения тонких, ускользающих, неуловимых движений
человеческой души. Он придал общественное содержание лирическим переживаниям
человека, утверждая, что счастье людей в их душевном богатстве, что наполнило
его лирику общечеловеческим содержанием. Язык его произведений тяготеет к
среднему стилю, он использует слова и выражения разговорного языка и
разрабатывает такие жанры, как элегия, романс, послание, песня, баллада.
В оде-элегии «Певец во стане русских
воинов» Жуковский славит русские дружины, сражавшиеся в войне 1812 г.,
однако патриотический пафос оды соединяется с элегическими и балладными
мотивами, которые придают стихотворению душевное тепло, делают чувство любви к
Родине не абстрактным, а глубоко личным и понятным.
В стихотворении «Море» живые перемены
в морском пейзаже наводят на мысль о человеческой жизни и стихиях, которые
бушуют в его душе. Море лежит под небом и приковано к земле, поэтому ему
свойственна тревога, что оно может быть разлучено с небом. Картина, созданная
поэтом, помогает осмыслить мир философски. В земной суете нет
совершенства, и человеку должно быть присуще стремление к небу, к высокой
чистоте и красоте. Человек не может жить без идеала, отсутствие которого по
воле враждебных сил может сделать его жизнь бессмысленной.
В стихотворении «Вечер» Жуковский
рисует не предметные, а духовные картины, не картины природы, а свои ощущения
от ее образов, что вызывает у читателя сильное эмоциональное впечатление.
Пейзаж сливается с переживаниями лирического героя, наполняя поэзию
психологизмом. По мысли автора, человек должен воспринимать мир более душою,
нежели рассудком.
Человек в поэзии Жуковского —
обыкновенное, земное существо. Но смысл его жизни — воспитать в своей душе
чуткость и милосердие к чужим страданиям, стремление к высоким идеалам. Счастье
человека, по мысли Жуковского, в силах его души, в богатстве чувств и помыслов.
Поэтому человек должен постоянно совершенствовать свой духовный мир.
Однако в мире реальном правит сознание
косного общества, что приводит к возникновению противоречия между личностью и
социумом. Отсюда в творчестве романтиков берет начало конфликт между человеком
и миром, источник так называемого романтического двоемирия. Не принимая
атмосферы пороков и страстей, человек ищет уединения, одиночества. Его душа
вмещает всю Вселенную, принимает жизнь во всех проявлениях, озаренная верой в
торжество прекрасного и возвышенного в ином, идеальном мире. Отсюда зыбкость
пространства этого мира, стремление к которому побуждает человека преодолеть
груз земной жизни, отказаться от мелкого и бытового и предназначить себя
истинно человеческим свойствам.
В балладе «Светлана» Жуковский
наполняет сюжет как написанной ранее «Людмилы», так и «Леноры» Бюргера чисто
русскими приметами, обычаями, верованиями. Героиня баллады обладает лучшими
чертами русского национального характера: верностью, добротой, простотой. От ее
духовных сил зависит ее счастье. Фантастический образ дороги как символ
движения от жизни к смерти сулит будущие несчастья, вьюга и метель предвещают
торжество злых сил. Действие развивается при свете луны, на границе дня и ночи.
Переход из одного пространства и времени в другое рождает элементы волшебного,
чудесного. Но «страшная» история жизни от счастливого соединения с женихом
после долгой разлуки до пути к смерти имеет у Жуковского иной, счастливый
финал. Вера в Бога, надежда на Божью помощь помогают Светлане не пасть духом,
не роптать на судьбу. Кротко и терпеливо снося испытания, она защищает себя от
трагической участи.
Связь с традициями и верованиями,
народно-религиозные начала делают героиню баллады образцом национального
характера русской девушки, что отразилось и в лучших женских образах Пушкина и
Л. Н. Толстого.
Таким образом, творчество Жуковского
открыло русскому читателю богатства внутреннего мира человека, его нравственный
облик и человеческое достоинство.
Жизнь и творчество Константина
Батюшкова можно условно разделить на два периода. Первая половина
жизни включила в себя раннюю потерю матери, отцовское и пансионное воспитание,
изучение европейских языков и культуры. «Маленькая философия» молодого поэта
заключалась в том, что человек рожден для наслаждения жизнью, для счастья, для
любви, но обрести их можно только в уединении, встречаясь преимущественно с близкими
по духу людьми. Отгораживаясь от мира народных бунтов, самодержавной власти,
мешающей мыслящим дворянам, Батюшков чрезвычайно углубляет свой внутренний мир.
В его внешней жизни много событий
исторического плана: уход в ополчение, сражения в Восточной Пруссии,
русско-шведская кампания (1807—1808 гг.), война 1812 г. Однако сердце
поэта занято другим. В стихотворении «Вакханка» он рисует праздник
римского бога вина и веселья Вакха, на который пришли юные нимфы. Одна из них
отстала и была настигнута влюбленным в нее юношей. Победу любви приветствовали
и жрицы Вакха — вакханки, потому что это закон мироустройства: торжество
любви олицетворяет торжество жизни, и идеальный мир должен быть полон любви.
В раннем творчестве поэта царят мечты
о чтении книг и наслаждении искусствами, о философских беседах с близкими
друзьями. Эти стремления поэта проявляются в стихотворении «Мои пенаты»,
адресованном Жуковскому и Вяземскому. В нем читатель может также уловить
проявления «маленькой философии». Жанр стихотворения — послание.
В нем воспевается частная жизнь, его интонации близки разговорной речи.
Смысл стихотворения в том, что время безжалостно, жизнь быстро кончается.
Поэтому нужно провести ее не в поисках чинов и богатства, а в умных беседах с
единомышленниками. Человек должен заботиться о душе, совершенствовать свой
внутренний мир. Поэт не находит гармонии во внешнем мире и создает ее в своем
воображении, поэтизируя античность.
Однако Батюшков стал свидетелем трагических
картин жизни: пожара Москвы, разорения России Наполеоном, страданий народа,
гибели своего близкого друга И. А. Петина. Он осудил Французскую революцию за
кровопролитие, считал революционные вспышки в Европе безумием, что повергало
его к мыслям о мрачной бездне, в которой погибнет все. Это стало одной из
причин его душевного кризиса. Поэтому во втором периоде жизни его поэзия
приобретает черты романтической тревоги, разочарования в земном мире, который
не может дать человеку счастья. На земле все изменчиво, при этом ведет к
разрушению, глубокой печали, которую не может победить даже надежда на вечную
жизнь.
Лирический сюжет элегического послания «К
другу» представлен духовным странствием человека. Пройдя через утраты,
разочарования, отчаяние, он обретает надежду и постигает истину. Сомнения,
проклятые неразрешимые вопросы лирический герой преодолевает в вере, в религии,
но печаль не покидает его душу, и земной мир не обещает счастья. Находя в
античной литературе образы героических людей, не склонившихся под ударами
судьбы, Батюшков призывает смело идти навстречу испытаниям, предвосхищая пафос
лирики молодого Пушкина.
Во второй половине 1820-х гг.
психическая болезнь поэта обострилась, его лечили в России и Европе, но
безрезультатно. Помутнение разума стало препятствием для его духовной и
поэтической жизни. Он прожил в безумии почти 30 лет и намного пережил друзей
своей поэтической молодости: Вяземского, Жуковского, Пушкина.
Итог лекции. Державин
стал в русской литературе поэтом-новатором, который разрушал нормативность века
классицизма и просветительства. Его творчество отличалось от предшественников
выбором тем и их философским решением, жанровыми и стилевыми особенностями.
Жуковский и Батюшков стали основоположниками психологического романтизма в
русской поэзии. Они мечтали усовершенствовать земную жизнь с помощью
просвещения и воспитания человеческой души.
Периодизация русской литературы первой половины XIX в. |
Важнейшие исторические события в Европе и России |
Общая характеристика развития русской литературы |
Основные литературные жанры |
1795—1815 гг. |
Великая французская революция (1789—1793 гг.). Открытие Царскосельского лицея. Отечественная война 1812 г. Возникновение декабристских организаций |
Советский характер литературы. Освоение европейского культурного наследия. Усиление внимания к русскому фаольклору и народным преданиям. Закат классицизма и его трансформация в творчестве Державина. Специфика русского сентиментализма и зарождающегося романтизма. Расцвет журналистики. Литературные общества и кружки |
Путешествие, роман (воспитательный роман, роман в письмах). Элегия, послание, идиллия |
1816—1825 гг. |
Нарастание революционных и национально-освободительных движений в Европе. Возникновение тайных обществ в России (1821—1822 гг.). Смерть Наполеона и смерть Байрона. Восстание декабристов (1825) |
Господствующее направление — романтизм. Его психологическое и социальное течения. «Школа гармонической точности». Литература декабристов. Издание альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления в творчестве Пушкина 1812—1824 гг. |
«Модернизированные» декабристами ода, трагедия, «высокая комедия», гражданская, или патриотическая, поэма, элегия, послание. «Психологическая повесть», баллада |
1826 — первая половина 50-х гг. |
Поражение восстания декабристов. «Новый цензурный устав». Победы России в войнах с Персией и Турцией (1826—1829). Июльская революция во Франции (1830). Подавление Польского восстания (1831). Гонения на свободомыслие в России. Углубление кризиса крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе |
Верность идеям декабризма и реализм в творчестве Пушкина. Расцвет романтизма Лермонтова. Переход к реализму и социальной сатире у Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм. Появление новых романтических жанров. Вытеснение поэзии прозой. 1830-е гг. — расцвет повести. Теория «официальной народности». Реалистическая эстетика Белинского. Выход в свет первого тома «Мертвых душ» (1842). Рост влияния передовой журналистики на общественную жизнь. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике. Идейная борьба славянофилов и западников. «Натуральная школа». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана |
Романтическая баллада, поэма, исторический роман. Светская, историческая, романтическая, бытовая повесть. Литературно-критическая статья. Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков |
Критерии оценки заданий
К
заданию 1
— Правильно ли учащийся называет
писателей и произведения XVIII—XIX вв.?
— Умеет ли определить их авторство,
жанр и проблематику?
— Называет ли произведения, не
входящие в школьный курс?
К заданию 2
— Умеет ли ученик проанализировать
стихотворение, выученное наизусть, определить способы и средства создания
настроения и ключевых образов?
— Понимает ли функции композиции и
изобразительно-выразительных средств? Замечает ли роль
пространственно-временнóй организации текста?
— Отличает ли понятия автор и
лирический герой?
— Может ли составить
историко-культурный или биографический комментарий?
К заданию 3
— Понимает ли учащийся содержание и
эстетическое наполнение понятия общечеловеческие ценности?
— Активно ли владеет
литературоведческими понятиями и историко-культурной информацией? Приводит ли
примеры?
— Может ли излагать мысли ясно, точно
и эмоционально и создать текст, отличающийся стилевым единством?
— Есть ли в рассуждениях
социально-нравственная зрелость?
В ходе лекции учитель может
подготовить с
учащимися опорную схему:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.