Урок литературы 2 класс
Оценка 4.9

Урок литературы 2 класс

Оценка 4.9
Видеоуроки +2
docx
русская литература
9 кл—10 кл
03.04.2020
Урок литературы 2 класс
Урок был проведен во 2 классе. Тема урока – «Каша из топора» (русская народная сказка). Это 11-й урок в разделе «Устное народное творчество». Сказка знакомит с русским фольклором и бытом русского народа, приобщает детей к устному народному творчеству. Данный урок литературного чтения проведён с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение ». ТЕХНОЛОГИИ , ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКЕ: 1. Технология критического мышления 2. Здоровьесберегающая технология 3 .Личностно-ориентированная технология 4. Информационно-коммуникационная технология 5. Технология продуктивного чтения. 6.Технология проблемного обучения. Работу на уроке начали с настроя, проведённого в стихотворной форме. Этот приём помогает мобилизовать несобранных детей и самому учителю настроиться на плодотворную работу. Речевая разминка учит не только быстрому и правильному проговариванию слов, но и способствует развитию внимания, применению уже имеющихся знаний детей. На стадии вызова был применён приём «кластер». Он позволил организовать работу всех детей. Каждый ребёнок мог высказать свое мнение, не боясь ошибиться. Произошло «пробуждение» имеющихся знаний, появился интерес к получению новой информации. Стадия осмысления предполагает получение новой информации. Тему урока определили дети из загадок, а цель, задачи поставили по опорным словам. Задачи урока были решены: отрабатывались навыки выразительного, осознанного, беглого чтения (технология продуктивного чтения). На слайдах презентации (информационно-коммуникационная технология) были даны слова, которые редко употребляются. Проводилась работа по разъяснению смысла этих слов, тем самым расширялся словарный запас учащихся и обогащалась их речь. На уроке отрабатывалось умение работать с текстом, находить нужный ответ. Вопросы озвучивались аналитического, поискового характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации. Работа на уроке была достаточно четко продумана, каждый вопрос раскрыт и объяснен, этому способствовал продуманный план урока. Урок прошел в приподнятой эмоциональной атмосфере, поэтому степень активности детей достаточно высока. Этому способствовали самые разнообразные виды работы со сказкой (прием «Корзина», кластер, выборочное чтение, чтение по ролям). Эти виды чтения доставляют детям удовольствие, облегчают усвоение особенностей сказки. Этап рефлексии подразумевает осмысление, рождение нового знания. Дети оценивали работу друг друга. В ходе урока я стремилась воспитывать в детях волю, уверенность в себе, уважение к традициям и культуре народов России. Познавательная, воспитательная, эстетическая ценность произведения в том, что учащиеся сформулировали вывод, что автор на стороне добра, смекалки. Высмеивает жадность и глупость старухи, и подчеркивает ум солдата - Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс! Считаю, что цель и задачи, поставленные перед уроком, были достигнуты. Дети работали активно, целенаправленно. Всё запланированное на уроке было выполнено.
Технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока

Тема урока

Русская народная сказка «Каша из топора»

Тип урока

Урок общеметодологической направленности.

Цель урока

Познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора».

Задачи урока

1. Формирование грамотного чтения, как основы информационной компетентности.

2 Формирование учебного сотрудничества, как основы коммуникативной  компетентности.

3. Привитие духовно – нравственных ценностей, как основы личностной компетентности.

Планируемые образовательные результаты:

 

Предметные: уметь ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно, грамотно  и осознанно читать, оценивать поступки героев.

 

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3.  Находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной форме, активизировать  употребления слов в речи (особенно таких категорий, как прилагательные и глаголы), формировать умения правильно сочетать слова во фразах и по смыслу.

4. Уметь работать в паре.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться работать по предложенному учащимися  плану.

Личностные УУД:

1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотива

цию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

 

 

Методы обучения

проблемный (частично-поисковый или эвристический), наглядный, словесный, практический, продуктивный, репродуктивный.

 

Приемы

прием «Корзина», составление кластера, синквейн, прием домысливания, прием подводящего диалога, высказывания великих

 

Формы обучения

индивидуальная, фронтальная, коллективная.

 

Педагогические технологии

здоровьесберегающая технология, проблемное обучение,  ИКТ, технология критического мышления,  технология  продуктивного чтения, технология личностно- ориентированного обучения.

 

Принципы обучения

Принцип наглядности, принцип последовательности, принцип доступности, принцип целостности, принцип систематичности, принцип деятельности.

 

Оборудование

 

учебник «Литературное чтение» для 2-го класса (авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М, презентация, таблица Шульте, книги для скорочтения, словарь Ожегова, карточки самооценки.

 

 

План урока

№ п/п

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Временная реализация

I

Организационный момент  урока.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой Мотивация учащихся

Восприятие

3 мин.

II.

Актуализация знаний.

Проверка знаний, полученных ранее.

Выразительное чтение, обсуждение, пересказ.

10 мин.

III

Физминутка

Показ учителем

Учащиеся выполняют под руководством учителя

1 мин.

IV.  

 Определение темы урока. Постановка цели урока.

Определение цели, задач урока.

Обсуждение, восприятие, осмысление.

4 мин.

V.

Изучение нового материала

Беседа, объяснение.

Сообщение, анализ.

12 мин.

VI  

Закрепление изученного  материала.

Наблюдение, помощь.

Работа над произведением применение на практике.

10 мин.

VII.

Рефлексия  урока.

Беседа.

Обсуждение, анализ.

2 мин.

VIII.

Домашнее   задание

Инструкция

Запись в дневники

1 мин.

  1Х.

 Итог  урока

Беседа

 Обобщение знаний

2 мин.

Сценарий урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формы работы.

Метод. Прием.

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент  урока.

1. Проверка готовности.

2.   Психологический настрой.

 - Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!». Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Скажите, чему мы учимся на уроках литературы? Для чего мы этому учимся?

- Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению. Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо. «Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями».

Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: «Я хороший,  Я всё знаю,  Я всё умею,

Я буду стараться».

Подготовка учащихся к уроку. Произнесение хором: «Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно».

Ответы детей: «Грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках литературы учимся быть грамотными, а значит культурными».

 

 

 

Психологический настрой.

 

 

Моделирование урока.

(дети планируют этапы урока)

Формы: фронтальная, коллективная.

Методы: словесный, репродуктивный

проблемный.

Прием подводящего диалога, высказывания великих

ЛУУД: проявлять положительный настрой на работу и взаимодействие с учителем.

КУУД: отвечать на вопросы; высказывать свое мнение.

РУУД: планировать деятельность на уроке.

2. Актуализация знаний.

1. Развитие речевого аппарата:

а)  Чистоговорка + пальчиковая гимнастика: «Жу – жу – жу – на уроке я сижу. 

б) Дыхательная гимнастика – упражнение  «Колесо спустило» (плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом, на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [ш].                   

в) Артикуляционная разминка «Язычок» (язычок вправо, влево).

г) Таблица Шульте.

д) Скорочтение. Чтение абзаца хором, шепотом с отрывом взгляда, в парах, вслух на время.

 2. Повторение.

- Какой раздел изучаем? Какие жанры относятся к устному народному творчеству? Какие существуют виды сказок? С какой сказкой знакомились на прошлом уроке? Чему учит нас? Задайте друг другу «тонкие» вопросы, теперь – «толстые» вопросы.

Чтение сказки вслух. Краткий пересказ.

Выполняют артикуляционные упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

Взаимооценка.

 

 

Отвечают.

 

 

Задают «толстые и тонкие» вопросы.

Выразительно читают. Самооценка

Фронтальная, коллективная, индивидуальная, в парах.

Методы: словесный, наглядный, практический, продуктивный.

Технология РКМ.

Приемы: «толстые и тонкие вопросы»,

кластер

КУУД: активизировать  употребление слов в речи (особенно таких категорий, как прилагательные и глаголы), формировать умения правильно сочетать слова во фразах и по смыслу.

ПУУ: выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов - делать выводы.

ЛУУД: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

3. Физминутка

Показ учителем движений под стихотворение:

«Кашка-малашка, ты так хороша.

Если добавить стакан молока,

Сахар и соль понемножку клади.

Кашку-малашку мы детям дадим»

Учащиеся выполняют физминутку под руководством учителя

Форма: коллективная.

 

КУУД: уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 

4. Определение темы урока. Постановка цели урока.

 

Загадки:

1.Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают.

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться? (каша)

- Вы знаете, из какой крупы варят каши?

Например, из овсянки, (из гречки, манки, пшена…)

2. До обеда сгоряча

Поработает с плеча

И в итоге будь здоров,

Наломает столько дров! (топор)

-Для чего нужен топор? (дрова рубить)

Вы догадались, про что мы будем говорить на этом уроке?

Определите тему, цель, задачи урока.

На доске запись: Обман – это . . .

-Что такое обман? К какому жанру относится данное произведение? Вид сказки? Кто будут главные герои?

Отвечают на вопросы по содержанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся озвучивают собственные цели, задачи урока (опорные слова на доске). Прогнозирование темы и жанра произведения, изучаемого на уроке. Структурируют знания, грамотно отвечают на вопросы учителя.

Формы: фронтальная.

Методы: словесный, репродуктивный, частично-поисковый.

Прием домысливания,

«Корзина»

 

РУУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

ЛУУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ПУУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

РУУД: формировать умения прогнозировать предстоящую работу, высказывать свое предположение.

5. Изучение нового материала

 

1. Словарная работа.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

Смётка – смекалка.

2. Текст читают хорошо читающие дети и учитель.

3. Анализ понимания текста.

- Задайте вопросы по сказке. Что попросил солдат у старухи? Как старуха ответила?  Какой показана старуха в сказке?

Это качество называется лицемерие.

-Куда постучал солдат? Кто встретил его?

Чтение на слайдах презентации № 2,3, 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение сказки (про себя, следят за читающим). Задают вопросы. Высказывают свое мнение, делятся впечатлениями. Грамотно отвечают на вопросы учителя. Выборочное чтение учащимися.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Методы: практический, эвристический, словесный, продуктивный, наглядный.

Прием подводящего диалога

КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь выразительно читать; учитывать разные мнения.

ПУУД: учить   анализировать  сказку, уметь выявлять сущность объектов.

ЛУУД: выражать личное отношение к прослушанному.

 

6. Закрепление изученного  материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Повторное чтение.

2. Анализ произведения.

- Сварил солдат кашу? Из чего?

-Характеристика солдата. Слово- синоним к качеству солдата?

-Как вел солдат? Каким был солдат?

-Какая была старуха?

3. Работа над пословицами (слайд №5).

- Прочитайте пословицы, которые записаны на доске. Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

А) Догадка и смекалка не хуже разума.

Б) Смётка дороже всего.

В) Глупый киснет, а умный всё промыслит.

 4. Работа над текстом.

Возьмите простые карандаши и подчеркните слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев

 -Кто главные герои?

- Что высмеивается в сказке?

-На чьей стороне автор?

 Чтение

- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека. (слайд № 6)

-Какие качества  превозносятся?

-Можно ли солдата назвать обманщиком?

Учащиеся читают сказку по ролям.

Ответы учащихся.

 

 

 

 

- Лучше всего по смыслу подходит вторая пословицы – смётка дороже всего. В сказке идёт речь не о том, какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях, когда нет еды, одежды, денег и пр.

- «Притомился солдат в пути, есть хочется» – состояние усталости. «У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой» – пожадничала и решила обмануть. «Глядит старуха, оторваться не может» – сильное удивление у старухи.

 

 

 

Учащиеся выполняют под руководством учителя

Формы: индивидуальная, фронтальная

Методы: словесный, репродуктивный, частично-поисковый (проблемное изложение), наглядный.

Прием «Корзина», театрализация.

Формы: коллективная, индивидуальная, фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: уметь извлекать информацию из текстов, преобразовывать ее.

КУУД: уметь слушать и понимать других

РУУД: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров.

Учиться работать по предложенному учащимися  плану.

ЛУУД: выражать личное отношение к прослушанному. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

КУУД: уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь выразительно читать.

РУУД: развивать речь, обогащать словарный запас, делать выводы и кратко их формулировать

КУУД: формировать навык  сотрудничества, управлять действиями партнера; разрешать  конфликты.

ПУУД и КУУД:

учит детей делать вывод, анализировать главного героя.

ЛУУД: развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Физминутка.

Руководит проведением физминутки

«Вдох-выдох», перекрестное движение ног

Форма: коллективная.

 

 

7. Рефлексия  урока

Предложение составить синквейн со словом «сказка». Оценивание. Выставление отметок, аргументация учителя.

Составление синквейна, выводы

Формы: индивидуальная, фронтальная. Метод: словесный.

Прием интеллектуальной рефлексии, синквейн.

РУУД: уметь определить качество и уровень усвоения материала на основе критерия успешности учебной деятельности.

8. Домашнее   задание.

С.44-46 чтение. По желанию - пересказ.

 

Записывают домашнее задание.

 

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Метод: практический.

КУУД: развивать умение слушать и понимать речь других.

 

9. Итог  урока.

С каким предложением согласны? (на доске)

Чтение учителем из словаря Ожегова «Обман – это ввести в заблуждение кого-то, поступать недобросовестно, нарушить обещание».

- С какой сказкой познакомились на уроке? Кто ее автор? Сюжет? Задайте вопросы по рядам «Где?  Куда?  Как?»

Оценивают работу класса.

Подводят итог урока.

Грамотно отвечают на вопросы учителя.

 

Форма: фронтальная.

Методы:

словесный, наглядный, продуктивный.

ПУУД: осознанно и произвольно строить речевые высказывания

.КУУД: выражать свои мысли.

ЛУУД: выражать личное отношение.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

План урока № п/п

План урока № п/п

Ж. - Ж. Руссо. «Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями»

Ж. - Ж. Руссо. «Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями»

Постановка цели урока. Загадки: 1

Постановка цели урока. Загадки: 1

Это качество называется лицемерие

Это качество называется лицемерие

Физминутка. Руководит проведением физминутки «Вдох-выдох», перекрестное движение ног

Физминутка. Руководит проведением физминутки «Вдох-выдох», перекрестное движение ног
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020