Технологическая карта урока
Тема урока |
Русская народная сказка «Каша из топора» |
||
Тип урока |
Урок общеметодологической направленности. |
||
Цель урока |
Познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора». |
||
Задачи урока |
1. Формирование грамотного чтения, как основы информационной компетентности. 2 Формирование учебного сотрудничества, как основы коммуникативной компетентности. 3. Привитие духовно – нравственных ценностей, как основы личностной компетентности. |
||
Планируемые образовательные результаты: |
|
||
Предметные: уметь ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно, грамотно и осознанно читать, оценивать поступки героев.
|
Метапредметные УУД: Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные УУД 1. Развивать умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной форме, активизировать употребления слов в речи (особенно таких категорий, как прилагательные и глаголы), формировать умения правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. 4. Уметь работать в паре. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Учиться работать по предложенному учащимися плану. |
Личностные УУД: 1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формировать мотива цию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
|
|
Методы обучения |
проблемный (частично-поисковый или эвристический), наглядный, словесный, практический, продуктивный, репродуктивный. |
|
|
Приемы |
прием «Корзина», составление кластера, синквейн, прием домысливания, прием подводящего диалога, высказывания великих |
|
|
Формы обучения |
индивидуальная, фронтальная, коллективная. |
|
|
Педагогические технологии |
здоровьесберегающая технология, проблемное обучение, ИКТ, технология критического мышления, технология продуктивного чтения, технология личностно- ориентированного обучения. |
|
|
Принципы обучения |
Принцип наглядности, принцип последовательности, принцип доступности, принцип целостности, принцип систематичности, принцип деятельности. |
|
|
Оборудование
|
учебник «Литературное чтение» для 2-го класса (авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М, презентация, таблица Шульте, книги для скорочтения, словарь Ожегова, карточки самооценки. |
|
|
План урока
№ п/п |
Структурные элементы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Временная реализация |
I. |
Организационный момент урока. |
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой Мотивация учащихся |
Восприятие |
3 мин. |
II. |
Актуализация знаний. |
Проверка знаний, полученных ранее. |
Выразительное чтение, обсуждение, пересказ. |
10 мин. |
III. |
Физминутка |
Показ учителем |
Учащиеся выполняют под руководством учителя |
1 мин. |
IV. |
Определение темы урока. Постановка цели урока. |
Определение цели, задач урока. |
Обсуждение, восприятие, осмысление. |
4 мин. |
V. |
Изучение нового материала |
Беседа, объяснение. |
Сообщение, анализ. |
12 мин. |
VI. |
Закрепление изученного материала. |
Наблюдение, помощь. |
Работа над произведением применение на практике. |
10 мин. |
VII. |
Рефлексия урока. |
Беседа. |
Обсуждение, анализ. |
2 мин. |
VIII. |
Домашнее задание |
Инструкция |
Запись в дневники |
1 мин. |
1Х. |
Итог урока |
Беседа |
Обобщение знаний |
2 мин. |
Сценарий урока
Этапы урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
Формы работы. Метод. Прием. |
Универсальные учебные действия |
1.Организационный момент урока. |
1. Проверка готовности. 2. Психологический настрой. - Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!». Пусть эти слова станут девизом нашего урока. Скажите, чему мы учимся на уроках литературы? Для чего мы этому учимся? - Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению. Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо. «Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями». Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: «Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться». |
Подготовка учащихся к уроку. Произнесение хором: «Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно». Ответы детей: «Грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках литературы учимся быть грамотными, а значит культурными».
Психологический настрой.
Моделирование урока. (дети планируют этапы урока) |
Формы: фронтальная, коллективная. Методы: словесный, репродуктивный проблемный. Прием подводящего диалога, высказывания великих |
ЛУУД: проявлять положительный настрой на работу и взаимодействие с учителем. КУУД: отвечать на вопросы; высказывать свое мнение. РУУД: планировать деятельность на уроке. |
2. Актуализация знаний. |
1. Развитие речевого аппарата: а) Чистоговорка + пальчиковая гимнастика: «Жу – жу – жу – на уроке я сижу. б) Дыхательная гимнастика – упражнение «Колесо спустило» (плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом, на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [ш]. в) Артикуляционная разминка «Язычок» (язычок вправо, влево). г) Таблица Шульте. д) Скорочтение. Чтение абзаца хором, шепотом с отрывом взгляда, в парах, вслух на время. 2. Повторение. - Какой раздел изучаем? Какие жанры относятся к устному народному творчеству? Какие существуют виды сказок? С какой сказкой знакомились на прошлом уроке? Чему учит нас? Задайте друг другу «тонкие» вопросы, теперь – «толстые» вопросы. Чтение сказки вслух. Краткий пересказ. |
Выполняют артикуляционные упражнения.
Взаимооценка.
Отвечают.
Задают «толстые и тонкие» вопросы. Выразительно читают. Самооценка |
Фронтальная, коллективная, индивидуальная, в парах. Методы: словесный, наглядный, практический, продуктивный. Технология РКМ. Приемы: «толстые и тонкие вопросы», кластер |
КУУД: активизировать употребление слов в речи (особенно таких категорий, как прилагательные и глаголы), формировать умения правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. ПУУ: выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов - делать выводы. ЛУУД: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. |
3. Физминутка |
Показ учителем движений под стихотворение: «Кашка-малашка, ты так хороша. Если добавить стакан молока, Сахар и соль понемножку клади. Кашку-малашку мы детям дадим» |
Учащиеся выполняют физминутку под руководством учителя |
Форма: коллективная.
|
КУУД: уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
|
4. Определение темы урока. Постановка цели урока.
|
Загадки: 1.Крупу в кастрюлю насыпают, Водой холодной заливают. И ставят на плиту вариться. И что тут может получиться? (каша) - Вы знаете, из какой крупы варят каши? Например, из овсянки, (из гречки, манки, пшена…) 2. До обеда сгоряча Поработает с плеча И в итоге будь здоров, Наломает столько дров! (топор) -Для чего нужен топор? (дрова рубить) - Вы догадались, про что мы будем говорить на этом уроке? Определите тему, цель, задачи урока. На доске запись: Обман – это . . . -Что такое обман? К какому жанру относится данное произведение? Вид сказки? Кто будут главные герои? |
Отвечают на вопросы по содержанию.
Учащиеся озвучивают собственные цели, задачи урока (опорные слова на доске). Прогнозирование темы и жанра произведения, изучаемого на уроке. Структурируют знания, грамотно отвечают на вопросы учителя. |
Формы: фронтальная. Методы: словесный, репродуктивный, частично-поисковый. Прием домысливания, «Корзина»
|
РУУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. ЛУУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. ПУУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. РУУД: формировать умения прогнозировать предстоящую работу, высказывать свое предположение. |
5. Изучение нового материала
|
1. Словарная работа. Служивый – солдат, военнослужащий. Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время. Вдоволь – достаточно. Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка. Чулан – помещение в доме, служило кладовой. Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса. Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи. Смётка – смекалка. 2. Текст читают хорошо читающие дети и учитель. 3. Анализ понимания текста. - Задайте вопросы по сказке. Что попросил солдат у старухи? Как старуха ответила? Какой показана старуха в сказке? Это качество называется лицемерие. -Куда постучал солдат? Кто встретил его? |
Чтение на слайдах презентации № 2,3, 4
Чтение сказки (про себя, следят за читающим). Задают вопросы. Высказывают свое мнение, делятся впечатлениями. Грамотно отвечают на вопросы учителя. Выборочное чтение учащимися. |
Формы: индивидуальная, фронтальная. Методы: практический, эвристический, словесный, продуктивный, наглядный. Прием подводящего диалога |
КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь выразительно читать; учитывать разные мнения. ПУУД: учить анализировать сказку, уметь выявлять сущность объектов. ЛУУД: выражать личное отношение к прослушанному.
|
6. Закрепление изученного материала.
|
1. Повторное чтение. 2. Анализ произведения. - Сварил солдат кашу? Из чего? -Характеристика солдата. Слово- синоним к качеству солдата? -Как вел солдат? Каким был солдат? -Какая была старуха? 3. Работа над пословицами (слайд №5). - Прочитайте пословицы, которые записаны на доске. Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке? А) Догадка и смекалка не хуже разума. Б) Смётка дороже всего. В) Глупый киснет, а умный всё промыслит. 4. Работа над текстом. Возьмите простые карандаши и подчеркните слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев -Кто главные герои? - Что высмеивается в сказке? -На чьей стороне автор? Чтение - В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека. (слайд № 6) -Какие качества превозносятся? -Можно ли солдата назвать обманщиком? |
Учащиеся читают сказку по ролям. Ответы учащихся.
- Лучше всего по смыслу подходит вторая пословицы – смётка дороже всего. В сказке идёт речь не о том, какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях, когда нет еды, одежды, денег и пр. - «Притомился солдат в пути, есть хочется» – состояние усталости. «У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой» – пожадничала и решила обмануть. «Глядит старуха, оторваться не может» – сильное удивление у старухи.
Учащиеся выполняют под руководством учителя |
Формы: индивидуальная, фронтальная Методы: словесный, репродуктивный, частично-поисковый (проблемное изложение), наглядный. Прием «Корзина», театрализация. Формы: коллективная, индивидуальная, фронтальная
|
ПУУД: уметь извлекать информацию из текстов, преобразовывать ее. КУУД: уметь слушать и понимать других РУУД: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров. Учиться работать по предложенному учащимися плану. ЛУУД: выражать личное отношение к прослушанному. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. КУУД: уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь выразительно читать. РУУД: развивать речь, обогащать словарный запас, делать выводы и кратко их формулировать КУУД: формировать навык сотрудничества, управлять действиями партнера; разрешать конфликты. ПУУД и КУУД: учит детей делать вывод, анализировать главного героя. ЛУУД: развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. |
Физминутка. |
Руководит проведением физминутки |
«Вдох-выдох», перекрестное движение ног |
Форма: коллективная.
|
|
7. Рефлексия урока |
Предложение составить синквейн со словом «сказка». Оценивание. Выставление отметок, аргументация учителя. |
Составление синквейна, выводы |
Формы: индивидуальная, фронтальная. Метод: словесный. Прием интеллектуальной рефлексии, синквейн. |
РУУД: уметь определить качество и уровень усвоения материала на основе критерия успешности учебной деятельности. |
8. Домашнее задание. |
С.44-46 чтение. По желанию - пересказ.
|
Записывают домашнее задание.
|
Формы: индивидуальная, фронтальная. Метод: практический. |
КУУД: развивать умение слушать и понимать речь других.
|
9. Итог урока. |
С каким предложением согласны? (на доске) Чтение учителем из словаря Ожегова «Обман – это ввести в заблуждение кого-то, поступать недобросовестно, нарушить обещание». - С какой сказкой познакомились на уроке? Кто ее автор? Сюжет? Задайте вопросы по рядам «Где? Куда? Как?» |
Оценивают работу класса. Подводят итог урока. Грамотно отвечают на вопросы учителя.
|
Форма: фронтальная. Методы: словесный, наглядный, продуктивный. |
ПУУД: осознанно и произвольно строить речевые высказывания .КУУД: выражать свои мысли. ЛУУД: выражать личное отношение. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.