Использование технологии РКМЧП на уроках в начальной школе
В основе технологии РКМЧП лежат три стадии: вызов, осмысление и рефлексия. Они важны для реализации системно - деятельностного подхода, так как соответствуют трем компонентам учебной деятельности: мотивационно - целевой, операционно-содержательный и рефлексивно-оценочный. Реализация каждой стадии технологии РКМЧП осуществляется при помощи разнообразных технологичных приемов, имеющих свои названия.
Урок с применением технологии развития критического мышления. Применение методов и приёмов ТРКМ позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть организовать оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся.
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Ю. В. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.
Планируемые результаты
· Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов, понимать ценность человеческих отношений, осознавать любовь к матери, совершенствование приёмов взаимоконтроля и самоконтроля
· Метопредметные: формулировать учебную задачу, планировать её выполнение, оперировать полученными знаниями в практической деятельности; находить в тексте нужную информацию; развитие интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры девочек; совершенствование коллективных форм работы;
· Предметные: объяснять смысл названия рассказа; понимать мотивы поступков героев; рассказывать о герое произведения, используя авторские слова и выражения; делить текст на части, составлять план рассказа, подготавливать пересказ.
Форма организации деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в парах, групповая.
Оборудование: мультимедиа презентация, памятки, карточки для работы в группах, учебник/
Ход урока
I. Психологический настрой
Учащийся:
Прозвенел долгожданный звонок.
Нас, ребята, позвал на урок.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.
Много интересного, нового, полезного
Если пожелаете Вы на нем узнаете.
Насколько результативно пройдёт урок будет зависеть от нас. Улыбнёмся друг другу. Сядем поудобнее. Нам предстоит встреча с таинственным жителем.
II. Речевая разминка
Кто это вы сможете ответить отгадав загадку.
Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонек.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку ..
. (Светлячок)
Задания для учащихся:
- найдите имена существительные (слова выделяются: на травинке, огонёк, с лампочкой, на спинке, на травку, светлячок). )
- 1 ряд читает, выделяя эти слова вопросительной интонацией;
- 2 ряд читает грустно;
- 3 ряд читает с восхищением.
- Мы провели разминку и можем начинать работать.
III. Стадия вызова
-Почему наш урок мы начали со стихотворения о светлячке? Что вы о них знаете?
Наверное лучше всего расскажут о себе сами светлячки (сообщение детей )
А вот кто автор вы сможете узнать, если выполните задание.
Найди неповторяющиеся буквы, сложи из них фамилию автора.
Д |
Б |
Р |
А |
В |
Г |
Е |
У |
Н |
С |
К |
Ж |
Е |
И |
В |
Й |
Ж |
З |
Б |
З |
Кто сможет сформулировать тему и задачи нашего урока?
(Предположения и ответы учащихся с опорой на Памятку «Сегодня на уроке я хочу… »:
· Узнать больше В Драгунском.
· Познакомиться с продолжением сказки и новыми героями.
· Активно поработать на уроке.
· Узнать что-то новое.
· Поразмышлять о поступках героев.
· Порадоваться за себя и своих одноклассников.
· Проявить себя в различных формах работы.
· Попробовать при чтении эмоциями и выразительностью речи передать характер героя.
· Получить хорошую отметку за урок.
· Задуматься, почему именно так…, а могло ли быть по другому.
· Приобрести новые знания и новых друзей.
Мы уже знакомы с творчеством В.Ю. Драгунского. Давайте проверим, что мы знаем.
Работа в парах. Приём «Верные и неверные утверждения».
Учащиеся в парах заполняют таблицу «Верите ли вы, что…».
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы…?». А помогут мне в этом светлячки пролетающие мимо нас.
- Их заинтересовало, что вы запомнили о В. Драгунском. Я буду зачитывать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите в таблице «+», если верите, и «-», если не верите. Итак, вопросы:
1. Годы жизни В.Ю. Драгунского 1913-1942 (Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года – умер 6 мая 1972 года).
2. Виктор Драгунский родился в России? (Виктор Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке, в США).
3. В каком городе прошло детство Виктора Драгунского? (Не прижившись в Америке, в июле 1914 года семья вернулась в Гомель).
4. Где Драгунский работал с 1935 года? (Виктор рано начал работать. В 1930 году, уже работая, он стал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. В 1935 году начал выступать как актёр в Театре транспорта (ныне Театр им. Н. В. Гоголя).
5. Драгунский в годы Великой Отечественной войны воевал на фронте? ((Во время Великой Отечественной войны был в ополчении. Выступал с концертами.)
6. Театральная группа, которую создал Виктор Драгунский называлась
«Маленькая синичка»? ( «Синяя птичка»)
7. Произведение «Денискины рассказы» принесли писателю широкую известность? (да)
8. Писатель скончался в Москве 6 мая 1972 года. (Да)
Правильность ваших ответов мы проверим после того, как послушаем небольшое сообщение о биографии и творчестве писателя
Рассказ об авторе, выставка книг
После сообщения учащимися информации о биографии писателя, все возвращаются к составленным таблицам, на слайде появляются «+» и «-». Учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в связи с полученной информацией.
Первичное восприятие текста (аудиозапись).
- Сейчас мы прослушаем фрагмент рассказом, внимательно слушайте, следите по учебнику за содержанием текста. Обратите внимание на интонацию, голоса героев.
- Почему рассказ так называется?
- Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями. Возможны ли дружеские отношения между мальчиками?
Словарная работа
Приём «Ассоциации».
- Встретились ли вам в тексте незнакомые слова или малознакомые? Давайте их прочтём.
- Как вы выяснили их значение?
. Какие предположения, ассоциации у вас возникают при чтении этих слов?
(Ребята называют слова, значение которых выясняется либо с помощью токового словарика).
Брынза - сыр из овечьего молока.
Моментально - мгновенно, очень быстро.
Доблесть - мужество, отвага, храбрость.
Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.
III. Стадия осмысления.
Приём «Ромашка Блума».
- Вы будете работать в группах.
Повторим Правила работы в группе:
- Выберите себе, пожалуйста, любой лепесток.
Учащиеся выбирают цветные лепестки (6 типов вопросов и по 4 подсказки в каждом), образуется 6 групп. Используя цветные лепестки с вопросами-подсказками, учащиеся в каждой группе высказывают свои предложения по составлению вопроса, соответствующего типа: простой, уточняющий, объясняющий, творческий, практический, оценочный, выслушивают мнение всех участников группы, записывают на белых лепестках наиболее удачные варианты. После этого каждая группа зачитывает свои вопросы, выслушивает ответ учащихся из других групп, соглашается и, если не соглашается, то предоставляет свой вариант ответа, в результате на доске рядом с «ромашкой вопросов» появляется «ромашка ответов».
Работа в группах.
1 группа - 1часть:
Вопросы:
1. Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?
2. А какое чувство испытывали вы,, когда читали эту часть?
3. Что вы узнали о Дениске
4. Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное?
2 группа - 2 часть.
Вопросы:
О чем рассказывается в этой части?
А почему? Дениска был жадным? Каким был Мишка?
Как озаглавите эту часть? 3 группа - 3часть.
Вопросы:
Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка?
Найдите в тексте отрывок, в котором автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок?
Почему автор рассказывает эту историю от имени героя? Как озаглавите эту часть?
4 группа - 4 часть.
Вопросы:
Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? Мама считала такой обмен равноценным? Найдите это в тексте.
Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание?
Запись составленного плана в тетрадь 1) Ожидание мамы.
2) Новая игрушка.
3) Живая звездочка.
4) Лучше любого самосвала на свете.
4. Обобщение характеристик героев (презентация)
- А теперь давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке.
Дениска - добрый, любящий природу, бескорыстный, чувствительный, верный, надежный, нежный.
Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный, бестактный.
Сделайте вывод - ребята разные по характеру.
-А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)
IV. Рефлексия.
2) Приём «Кубик Блума».
Учащиеся поочерёдно бросают кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик: «Опиши»; «Сравни» (указать сходства и различия.; «Предложи ассоциацию» (с чем ассоциируется.; «Проанализируй», «Используй»; «Дай оценку» (перечислите достоинства и недостатки).
- Столько много было сказано и проделано на уроке…
-Достигнута ли цель урока? Что помогло её достичь? Все ли задачи выполнены? (Ответы детей).
- Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания?
- Ребята, продолжите фразу :
Сегодня я узнал_____________
Было интересно_____________…
Было трудно________________…
Я выполняла задания________…
Я поняла, что______________
Урок дал мне для жизни_________
Мне захотелось________________
- На столе у вас лежат светлячки, возьмите их, согрейте теплотой своих рук и объедините в солнышко, пусть оно согреет своими тёплыми лучами всех присутствующих в классе.
V. Домашнее задание.
- Дома вы еще раз прочитайте рассказ «Он живой и светится» и подготовьте его пересказ по записанному в тетради плану, а также одно из заданий по выбору:
- придумать другой заголовок рассказа,
- нарисовать иллюстрацию к тексту.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методы и приемы развития критического мышления
Название метода или приема |
Описание |
Стадия использования |
||||||||||||
«Мозговой штурм» |
Цель
использования: |
Вызов |
||||||||||||
«Корзина идей» |
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. Алгоритм работы: 1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). 2. Обмен информацией в парах или группах. 3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. 4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. 5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации. |
Вызов |
||||||||||||
“Верные и неверные утверждения”
|
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. |
Вызов Рефлексия |
||||||||||||
«ИНСЕРТ» |
Чтение
текста с пометками:
|
Осмысление |
||||||||||||
«Ролевая игра» |
Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка |
Вызов |
||||||||||||
«Свободное письмо» |
Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли |
Рефлексия |
||||||||||||
«СИНКВЕЙН» |
Пятистишие: Тема -
2 прилагательных, описывающих тему |
Рефлексия |
||||||||||||
«Толстый и тонкий вопросы» |
?–
фактический ответ
|
Осмысление и рефлексия |
||||||||||||
Прогнозирование с помощью открытых вопросов |
Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д. Токсономия вопросов: Простые
/фактические/
|
Осмысление |
||||||||||||
«Кластер»- гроздь винограда |
Карта
мышления. 2.
1 этап – мозговой штурм (идеи)
|
Осмысление и рефлексия |
||||||||||||
Перепутанные логические цепи |
Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку |
Осмысление |
||||||||||||
«Зигзаг» |
1
этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое
количество, сколько групп |
Осмысление |
||||||||||||
«Двухчастный дневник» |
Дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции. Делаются записи в дневнике |
Осмысление |
||||||||||||
«ЗХУ» |
Заполнение таблицы:
На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/ |
Осмысление |
||||||||||||
«Продвинутая лекция» |
На
первой стадии урока активизируются знания учащихся по теме, обсуждаются в
парах, группах. Группируются понятия. Составляется конспект. |
Осмысление |
||||||||||||
Взаимоопрос |
Чтение
текста в парах по одной части.
|
Осмысление |
||||||||||||
«Карусель» |
Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. |
Осмысление |
||||||||||||
Стратегия «Галерея» |
После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший ответ.
|
Рефлексия |
||||||||||||
«Кубик» |
Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани. |
Осмысление |
||||||||||||
Перекрестная дискуссия |
По прочитанному тексту дается бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии. |
Осмысление |
||||||||||||
«Последнее слово за мной» |
На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается. |
Рефлексия |
||||||||||||
“Ключевые слова” |
Выписываются из текста "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. |
Осмысление |
||||||||||||
“Лови ошибку”
|
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
|
Вызов |
||||||||||||
“Письмо по кругу”
|
Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения. |
Осмысление |
||||||||||||
«Психорисунок» |
Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло, счастье и т.д., и затем объяснить свои рисунки. |
Рефлексия |
Используемая литература
1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с.
2. Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – 524 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.