Антон Павлович Чехов
«Ионыч»
А.П. Чехов получал письма от читателей,
которые благодарили его за то, что рассказ
«разбудил» их, они поняли опасность беликовской
заразы, поняли, что живут «под колпаком»
«Вся Россия показалась мне в футляре».
Подольская Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Экономический лицей» ВКО г.Семей
Метод «Паукограмма». 2 минуты
Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидание – что-то легкое, опасение – злое, коварное. Необходимо представить: ожидание – птички, мотыльки; опасение – пауки. Напишите свои ожидания и опасения выполнения домашнюю работу.
Работу выполните на отдельном листе бумаги А4.
Вид схемы должен получиться в виде паука, как паукограмма.
Например: один центральный круг и от него расходятся лучи с кругами на концах во
все стороны. Что отдаленно напоминает паука.
Задание: выделите элементы
сюжетной композиции в рассказе. (Поисковое чтение)
с.275 учебника
экспозиция |
завязка |
развитие действия |
кульминация |
развязка |
эпилог |
|
|
|
|
|
|
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание:
определить символику названия рассказа «Ионыч» А.П. Чехова.
Обратить внимание на прямой и переносный смыслы (цитирование обязательно).
Почему автор выносит отчество в название произведения?
Опережающее задание. Подготовить дополнительные сведения о рассказе А.П. Чехова «Ионыч».
Теория
литературы
Аллегория – иносказательное
изображение абстрактного понятия или явления.
Иносказание - Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория.
"Говорить иносказаниями"
Творческое письмо
Задание: составьте развернутый этимологический комментарий к именам и фамилиям персонажей в рассказах «Человек в футляре» и «Ионыч» А.П. Чехова. с.285 учебника
|
ФИО |
Что символизирует |
|
I |
рассказ «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ» |
||
1 |
Беликов |
|
|
2 |
Коваленко Михаил Саввич |
|
|
3 |
Коваленко Варенька |
|
|
4 |
… |
|
|
II |
рассказ «ИОНЫЧ» |
||
1 |
Туркины |
|
|
2 |
Вера Иосифовна |
|
|
3 |
Катерина Ивановна |
|
|
4 |
Старцев Дмитрий Ионыч |
|
|
5 |
Пантелеймон |
|
|
Сравнительный анализ и оценивание
Сравните тему денег и накопительство в поэме «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя и в рассказе «Ионыч» А.П. Чехова.
с.288 учебника
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: приведите фрагменты и детали повествования, по которым можно судить, был ли старцев хорошим врачом, влюбленным в Екатерину Ивановну и другие художественные детали раскрывающие образы главных героев.
Какова роль художественной детали в рассказах Чехова. с. 280 учебника
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческое задание
Задание А: проведите сравнительный анализ сюжетных ситуаций и героев комедии Грибоедова «Горе от ума» и рассказа А.П. Чехова «Ионыч» (цитирование обязательно). с.288 учебника
ЧАЦКИЙ
– главный герой комедии
|
СТАРЦЕВ – главный герой |
||
|
Возраст героев |
|
|
|
Образование героев |
|
|
|
Как главный герой относится к фамусовскому обществу /обывателям города С? |
|
|
|
Как общество относится к главному герою? |
|
|
|
Как стали называть главных героев? |
|
|
|
Как поступает главный герой, когда узнает, что он нелюбим? |
|
|
|
Какое значение имеет различие во времени… |
|
|
|
… |
|
|
Творческое задание
Задание Б: создайте сравнительную характеристику рассказов (Диаграмма Венна) рассказов Н.В. Гоголя «Шинель» и А.П. Чехова «Ионыч» (цитирование обязательно). с.289 учебника
ФРАГМЕНТ ТАБЛИЦЫ
Николай
Васильевич Гоголь |
художественное произведение |
Антон
Павлович Чехов |
188___г. |
год написания |
188___г. |
|
жанр |
|
|
признаки жанра |
|
|
стиль |
|
|
построение сюжета |
|
|
тема/мотивы |
|
|
идея |
|
|
язык произведения |
|
|
числовые символы |
|
|
роль деталей в произведении |
|
|
мораль |
|
|
авторская позиция |
|
|
… |
|
Творческое задание
Задание В: проведите связь между рассказом об омертвении души Старцева с повествованием о превращении Плюшкина в «прореху на человечество» (Диаграмма Венна) (цитирование обязательно). с.288 учебника
ФРАГМЕНТ ТАБЛИЦЫ
Н.В. Гоголь ПЛЮШКИН
|
Художественное своеобразие произведений |
А.П. Чехов СТАРЦЕВ |
188___г. |
год написания |
188___г. |
|
жанр |
|
|
построение сюжета |
|
|
тема/мотивы |
|
|
идея |
|
|
язык произведения |
|
|
числовые символы |
|
|
деталей в произведении |
|
|
мораль |
|
|
авторская позиция |
|
|
|
|
Синдром Плюшкина |
… |
|
Задание: сформулируйте по 2 вопроса по таксономии Блума к рассказу А.П. Чехова «Ионыч».
№ |
Уровень |
Вопросы по рассказу А.П. Чехова «Ионыч» |
1 |
Знание |
|
2 |
Понимание |
|
3 |
Анализ |
|
4 |
Применение |
|
5 |
Оценка |
|
6 |
Синтез |
|
Творческое письмо
Задание: составить синквейны, диаманты,
даймонд «Доктор Старцев», «Ионыч».
с.280 учебника
Синквейн (от англ. «путь мысли»)
1. Существительное.
2. Прилагательных два (допускаются причастия).
3. Глаголов три (допускаются пояснения).
4. Предложение из четырех слов (глагольного типа).
5. Существительное (вывод, обобщение).
Диаманта
1 строка – существительное (тема)
2 строка – определение - 2 прилагательных
3 строка – действие – 3 причастия
4 строка – ассоциации – 4 существительных к теме
5 строка – действие – 3 причастия
6 строка – определение - 2 прилагательных
7 строка – контекстуальный синоним к теме
Даймонд
1 строка – существительное (тема)
2 строка – определение - 2 прилагательных или причастий, раскрывающие признаки 1 сущ.
3 строка – действие – 3 глагола или деепричастия, выражающие действия 1-го сущ.
4 строка – ассоциации – 4 слова: к 1 существительному и 2 ко второму (антонимому)
5 строка – определение 2 прилагательных или причастий, раскрывающие признаки 2 сущ.
6 строка – действие – 3 глагола или деепричастия, выражающие действия 2-го сущ.
7 строка – существительное (антоним, контраст к теме)
Задание: «От Старцева – к Ионычу»
Покажите линию жизни или лестницу, или диаграмму, как доктор Дмитрий Старцев превращается не в Дмитрия Ионыча, а в Ионыча.
(докажите фрагментами/цитатами из текста)
с. 280 учебника
Проблемный вопрос
Изучив
рассказ А.П. Чехова «Ионыч», можно ли сказать однозначно, что Дмитрий Старцев
деградировал?
с. 281 учебника
ДИСКУССИОННАЯ КАРТА
ДА,
|
НЕТ,
|
1.
|
1. |
2.
|
2. |
3.
|
3. |
ВЫВОД:
|
РЕФЛЕКСИЯ
Метод «Паукограмма». 1 минуты
Предлагаю вам отклеить/зачеркнуть
несбывшиеся страхи и нереализованные ожидания.
Остались птички – урок прошел хорошо, Ваши ожидания оправдались.
Остались пауки или несколько пауков, необходимо посмотреть, над чем еще нужно поработать.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ «ДА – НЕТ» с.266-273 учебника
Задание: составьте вопросы с однозначным ответом «да» или «нет» по рассказам А.П. Чехова «Человек в футляре» и «Ионыч»:
№ |
Вопросы по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре» |
ДА |
НЕТ |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
|
10 |
|
|
|
11 |
|
|
|
12 |
|
|
|
13 |
|
|
|
14 |
|
|
|
15 |
|
|
|
Ответы на поставленные вопросы по заданию «ДА-НЕТ»
№ вопроса/ ответ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература
1. Русская литература: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы/ В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.М. Мучник, А.С. Нусупбекова. – Алматы: Атамура, 2019. – 304с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.