лучшедома
Творческие задания для учащихся к святочному рассказу "Жемчужное ожерелье" Н.С. Лескова

Творческие задания для учащихся к святочному рассказу "Жемчужное ожерелье" Н.С. Лескова

Домашняя работа +1
docx
русская литература
9 кл—10 кл
24.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Творческие задания для учащихся к рассказу_Жемчужное ожерелье_ Н.С. Лескова. Подольская И.А..docx

Картинки по запросу "Портреты Н.С. Лескова"Николай Семенович Лесков
Жемчужное ожерелье

Причудливость и антикварная манера письма
вместе  с богатством  фабульных  моментов
 и остротой сюжетных ситуаций делают Лескова мастером новеллы, вносящим в «высокую» литературу
 элементы своеобразного изысканного лубка

Калецкий П.

Год написания – 1885год

Направление – от романтизма ® реализму (у Лескова святочный рассказ написан реалистической традиции).

Жанр – святочный рассказ.

Идея показать красоту человеческих отношений, вера в чудо, которое может навсегда изменить жизнь человека;  праздник «высвечивающий смысл человеческого существования» (Н.С. Лесков). 

Картинки по запросу "иллюстрации к произведению жемчужное ожерелье Лескова"Иллюстрация к рассказу «Жемчужное ожерелье».Главная мысль произведение учит быть честными и благородными людьми. Помнить, что деньги и богатство не самое главное в жизни.

Тема

материальных и духовных ценностей,

тема чуда – преображение отца,

тема взаимоотношений,

тема «отцов и детей»,

тема наследства,

тема любви,

тема семьи

 

Мотив – мистика (подарок дочери ожерелья «с наговором»); встречи с Богом с самим собой и с ближним

«Рассказ в рассказе», обрамление

Сюжет - линейный

Композиция ® экспозиция ® завязка ® развитие действие ® кульминация ® развязка

 

Экспозиция передана от автора, литературный спор, основой которого является проблема жанра святочного рассказа

Завязка приезд брата повествователя, который стал требовать, чтобы ему срочно за две недели нашли невесту, а на Крещение он обвенчается (глава 2).

Развитие действие глава 3

Кульминация подарок, сделанный Николаем Ивановичем дочери на Новый год, жемчужное ожерелье.

Развязка – глава 5, после свадьбы; брат рассказчика выдерживает испытание, доказывая, что может считаться добродетельным человеком. Он отказывается от денег тестя.

Мораль

Повествование  ведется от  лица рассказчика, к которому приезжает брат.

 

Жемчуг – символ духовной чистоты, слёз, предвестник грядущих бед. 

Ожерелье символизирует испытание, во-первых, для жениха, во-вторых, для отца Машеньки.

 

Задание: создайте ментальную карту «Святочные рассказы». В ментальной карте освятите следующие вопросы:

1.      Теоретические понятия «Святочный рассказ и его композиционное построение».

2.      Кто и когда писал «Святочные рассказы».

3.      Как оценивают подобные рассказы критики, литературоведы, читатели.

4.      Приведите примеры нескольких святочных рассказов, раскройте их основную сюжетную линию.

5.      Приведите цитаты из произведений.

«ДА – НЕТ»

Задание:  ответьте на поставленные вопросы однозначным ответом «да» или «нет»:

 

Вопросы по произведению Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье»

ДА

НЕТ

1

В  одном  образованном  семействе  сидели  за  чаем друзья и говорили о драгоценностях, картах и скачках

 

+

2

Отец Машеньки был ростовщиком

+

 

3

Братец приехал к рассказчику жениться, чтобы поправить свое состояние

 

+

4

Братец женится, потому что был вдов и имел детей

 

+

5

Основные события происходят в новогоднюю ночь

+

 

6

Главные герои (рассказчик с женой) прожили в браке четыре года

+

 

7

Молодые люди заранее списались о своем свидании

 

+

8

Жена брата сыграла роковую роль в жизни Машеньки, не позволив ей выйти замуж за близкого родственника

 

+

9

Основные действия происходят на берегу реки

 

+

10

Отец Маши прекрасно разбирался в драгоценных камнях, знал их свойства и цену, и назначение

+

 

11

Рассказчик считал, что его брата оставят «на бобах»

+

 

12

Случай в канун Рождества, по словам рассказчика, произошел три года назад

+

 

13

Французская фирма «Бургильон» славилась выпуском красивой бижутерии

+

 

14

Отец дарит Маше жемчужное ожерелье, чтобы еще больше наказать старших сестер

 

+

15

Жемчуг означает слезы нимф, поэтому охраняет незамужних девушек

 

+

16

Главный герой-рассказчик работал в суде

+

 

17

Отец подарил Машеньке и ее мужу три билета по пятьдесят тысяч

+

 

18

Маша, получив деньги от отца, отдала ему фальшивое ожерелье

 

+

19

Отец дарит Машеньке жемчужное ожерелье, чтобы их испытать

+

 

20

Молодой  муж, узнав о фальшивом жемчуге, выгоняет отца из свадебного номера

 

+

 

Ответы на поставленные вопросы по заданию «ДА-НЕТ»

 

№ вопроса/ ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нет

да

нет

нет

да

да

нет

нет

нет

да

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

да

да

да

нет

нет

да

да

нет

да

нет

 

 

Задание: определить символику названия рассказа «Жемчужное ожерелье». Обратить внимание на прямой и переносный смыслы (цитирование обязательно).

1.      Жемчужное ожерелье, как конкретный предметный образ в сюжете;

2.      Жемчужное ожерелье, «жемчуг», как аллегория.

3.      Почему автор выносит образ-предмет в название произведения?

Опережающее задание.    Подготовить дополнительные сведения о жемчуге.

Теория литературы. 
Аллегория 
иносказательное изображение абстрактного понятия или явления.

 

Задание: создайте сравнительную характеристику святочных (Диаграмма Венна) рассказов Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье» и О. Генри «Дары волхвов» (цитирование обязательно)

 

ФРАГМЕНТ   ТАБЛИЦЫ

Н.С. Лесков
 «Жемчужное ожерелье» (рус.)

художественное произведение

Ги де Мопассан «Ожерелье» (фр.)

1885г.

год написания

1884г.

святочный рассказ

жанр

новелла

 

признаки жанра

 

 

построение сюжета

 

 

тема/мотивы

 

 

идея

 

 

герои

 

 

язык произведения

 

 

числовые символы

 

 

роль ожерелья в произведении

 

 

мораль

 

 

Задание: перечитайте еще раз 2-ю главу рассказа «Жемчужное ожерелье» Н.С. Лескова.

Картинки по запросу "фишбоун скелет рыб"Задумайтесь над проблемным вопросом: «Будет ли брак счастливым, если взаимоотношения быстротечны?» сформулируйте вывод. Ответ оформите в таблице «Фишбоун».
Голова – проблемный вопрос.

Хвост – вывод зафиксируйте в хвосте рыбы, аргументируйте его.

Верхние косточки – доводы «против», нижние косточки – аргументы «за», используйте цитаты 2-й главы (не менее 3-х доводов и аргументов).

 

1.    Почему главный герой – рассказчик так противится женитьбе своего брата? Что побуждает его так поступать?

2.    Почему он не верит в истинность зародившегося чувства между своим братом и Машенькой Васильевой?

3.    Почему его жена не разделяет его мнения?

4.    Какова роль этой главы в развитии дальнейшего сюжета?

 

Задание: выявить мораль и признаки святочного рассказа Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье».

Опережающее задание. Прочтите новеллу Ги де Мопассана «Ожерелье».   

Теория литературы. 
Мораль - логический, поучительный вывод из чего-либо; нравоучение, наставление

 

Задание А: проанализируйте взгляд рассказчика и его жены на то, как мужчина и женщина вступают в брак. Кто из них прав? Как это связано с общей проблемой рассказа? Обозначьте свою точку зрения, подтвердив её словами из текста.

Свой ответ оформите в виде ПОПС-формулы:

П – позиция «Я считаю, что…»

О – объяснение «Потому что…»

П – примеры «В качестве доказательства приведу несколько примеров…»

С – следствие «Исходя из выше сказанного я делаю вывод…»

 

Задание Б: проанализируйте взгляд на деньги/приданное, которое готовит отец девочкам. Прав ли он? Как это связано с общей проблемой рассказа? Выскажите свою точку зрения, подтвердив её цитатами из текста.

Свой ответ оформите в виде ПОПС-формулы:

П – позиция «Я считаю, что…»

О – объяснение «Потому что…»

П – примеры «Я могу это доказать на примере…»

С – следствие «Таким образом я делаю вывод…»

 

Задание В: проанализируйте взгляд на женитьбу молодого человека. Прав ли он? Как это связано с общей проблемой рассказа? Выскажите свою точку зрения, подтвердив её цитатами из текста.

Свой ответ оформите в виде ПОПС-формулы:

П – позиция «Я считаю, что…»

О – объяснение «Потому что…»

П – примеры «Я могу это доказать на примере…»

С – следствие «Таким образом я делаю вывод…»

 

ТЕСТЫ  по произведению Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье»

1.      К какому литературному направлению относится произведение Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье»?

                   а.  Романтизм                 b.   Сентиментализм

с.  Классицизм               d.   Реализм

2.      Ведущая тема произведения Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье»?

                   а.  тема «брак по расчету»        b.   тема материальных и духовных ценностей

с.  тема «отцов и детей»            d.   тема «девушка и родитель самодур»

3.      Композиция в произведения Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье»?

a.       линейная                   b.   зеркальная

c.       параллельная            d.   кольцевая

 

4.       От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера

                   а.  от Рождества до Нового года          b.   от Крещения до Рождества

с.  от Рождества до Крещения              d.   от Крещения до поста

5.      Чтобы рассказ был  убедителен, надо, чтобы в нем были показаны такие события из современной жизни русского общества, где отразился бы и век и современный человек.  Кому принадлежит эта фраза?

                   а.  А. Островскому            b.   А.С. Пушкину

с.  А. Грибоедову              d.   В.Г. Белинскому

6.      Откуда приехал брат к рассказчику на святки?

                   а.  из провинции                b.   из Москвы

с.  из Сибири                     d.   из губернии

7.      Отчего приехавший брат просил его избавить?

                   а.  от нехватки денег        b.   от человеческих пороков                 

с.  от долговой ямы          d.   от невыносимой скуки одиночества

8.      За сколько недель было решено найти достойную девушку, сосватать её и жениться?

                   а.  за пять недель              b.   за полгода

с.  за две недели               d.   за праздничные дни

9.      Как была охарактеризована мужу Машенька, будущая невестка?

                   а.  девушка ясного ума                                        b.   девушка благородного характера

с.  девушка прекрасного и верного сердца        d.   все ответы верны

10.  О чем убедительно попросила жена своего мужа, когда тот приехал домой?

                   а.  помочь сосватать   девушку                          b.   не мешать

с.  поехать за подарками к свадьбе                   d.   денег на подготовку к свадьбе

11.  Как  рассказчик назвал отца Машеньки?

                   а.  сквалыжник               b.   жмот

с.  скупердяй                  d.   обманщик

12.  В чем уснул рассказчик на диване после «перепалки» о сватовстве с женой?

                   а.  в мягком ватном халате                                b.  в мягком стеганном халате

с.  в сюртуке, в котором пришел с работы      d.   в мягких тапочках, сшитых женой

13.  Где был вынужден проводить все время рассказчик во время приготовлений к свадьбе брата?

                   а.  в любимом ресторанчике                              b.  перед алтарём Фемиды

с.  в покерном клубе                                           d.  закрылся у себя в кабинете

14.  Каким подарком называет рассказчик «жемчужное ожерелье», которое отец дарит Маше в новогоднюю ночь?

                   а.  престранный подарок                                    b.  богатое жемчужное ожерелье

с.  совершенно непозволительный и зловещий подарок.      d.  «штучка с наговором»

15.  Какого цвета по середины бус был жемчуг?

                   а.  розовый                      b.  золотой

с.  черный                       d.  молочный

16.  Почему жемчуг, подаренный дочери в новогоднюю ночь, не мог ей предвещать беду?

                   а.  был украден                     b.  был взят напрокат

с.  был фальшивый              d.  нет правильного ответа

17.  Что привес отец детям на второй день после свадьбы в платочке?

                   а.  свадебный каравай         b.  просвиру

с.  золотые кольца              d.  настоящее жемчужное ожерелье

18.  Где находилось доказательство, что жемчужное ожерелье фальшивое?

                   а.  жемчуг имел непозволительный дефект   b.  на замке под собачкой

с.  нашлась закладная на это ожерелье     d.  на сомой большой  жемчужине была пометка

19.  Сколько денег подарил отец молодым супругам после свадьбы?

                   а.  500 тысяч рублей      b.  три билета по 50 тысяч рублей

с.  50 тысяч рублей        d.  три билета по 500 тысяч рублей

20.  Что символизировал жемчуг в святочном рассказе Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье»?

                   а.  символизирует испытание   b.  символизирует женскую чистоту и непорочность

с.  символизирует смерть         d.  символизирует слезы и смерть

ОТВЕТЫ на тесты по произведению Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье»:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

d

b

а

с

b

а

d

а

d

b

а

а, b

b

а, b, с, d

с

с

b

b

с

а

 

Книжная полка. Произведения, в которых встречаются драгоценные камни:

«Слово о полку Игореве»

А. Пушкин «Барышня-крестьянка»

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос», «Коробейники»,

А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь»

Н.С. Лесков «Жемчужное ожерелье»

П. Бажов «Хрупкая веточка»

И.С. Тургенева «Отцы и дети»

 

О. Генри «Дары волхвов»

Ги де Мопассан «Ожерелье»

 

Литература

1.  Цитата Калецкий П. Лесков // Литературная энциклопедия: В 11 т. [М.], 1929 1939. Т. 6. М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. Изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. Стб. 312319.  https://www.literaturus.ru/2016/07/kritika-leskov-nikolaj-semenovich.html

2.  Лесков Николай Семенович.  Жемчужное ожерелье https://prochtu.ru/info.php?avtor=31&kniga=51

3. Рожде́ственский или святочный расска́з  литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/osobiennosti-orghanizatsii-poviestvovaniia-v-rasskazakh-zhiemchuzhnoie-ozhieriel-ie

4. Святки (с 6 по 19 января нового стиля) один из самых любимых и значимых праздников в жизни народа. Считалось, что в это время нечисть приходит на землю пугать «православный люд». Рождество время чудес и проявлений милости Бога к людям. В этом двойственность природы святок (христианской и языческой).

Чудо в традиции романтизма чудо с элементами фантастического, вторжение инфернального мира в реальный мир, оно иррационально. В традиции реализма это чудо внутреннего преображения личности (во внешних признаках не проявляется). Именно оно происходит в рассказе «Жемчужное ожерелье»https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200204602

 

 

Дополнительная информация

https://goldlit.ru/leskov/1237-zhemchuzhnoe-ozherelie-analiz

Период Святок (от Рождества Христова до Крещения) не только на Руси, но и во многих странах был временем ожидания чуда. Девушки ворожили, пытаясь предугадать будущего жениха, дети ждали исполнения своих самых сокровенных желаний. Когда самые, казалось, несбыточные желания сбывались, возникало ощущение чуда, вмешательства каких-то высших сил.

Так появился святочный рассказ жанр, в какой-то степени канонизированный английским писателем Чарльзом Диккенсом. Он задал общие признаки подобного произведения: элементы мистики, тайна, хронология событий, наличие рассказчика, подчас присутствие детей, нравственный урок своеобразная мораль. И заканчивается такой рассказ весело, хотя и неожиданно. Очень показательным в этом смысле является рассказ О. Генри «Дары волхвов»: герои получают долгожданные подарки, но не могут их использовать по назначению.

В России этот жанр получил иную трактовку. Само название «святочный» дает отсылку к самому любимому для верующих людей празднику Святкам. Русские писатели вышли за пределы традиционного круга святочных событий. Н. ЛесковФ. ДостоевскийА. Чехов смогли дать неожиданную трактовку сверхъестественных событий или рождественского чуда.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)