урок литературного чтения 1-2 класс

  • docx
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала urok_literaturnogo_chteniya_1-2_klass_drug_detstva.docx

Конспект урока литературного чтения
 для 1, 2 класса
в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Цель урока: развитие читательских умений. 

Задачи урока:
- познакомить обучающихся с произведением В.Ю. Драгунского «Друг детства»; пробудить познавательную активность.
- работать над осознанностью чтения; над развитием читательских умений.
- расширять кругозор обучающихся; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам; любовь и уважение к близким. 
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений; 
основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с текстом; осуществлять рефлексию.
Познавательные:
Строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные:
Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению.
Технология: развитие критического мышления через чтение.

Используемые приемы: «чтение с остановками», «дерево предсказаний», мозговая атака, «словарная карта»,   рефлексия.
Оборудование:  раздаточный материал – распечатка текста произведения В.Ю. Драгунского «Друг детства»  по частям  для каждого учащегося, карточки со словами – названиями качеств героя рассказа, красный и синий карандаш для каждого ученика для работы с текстом, карточки настроения.

 

 

Ход урока.

I.Вызов.

- Прежде, чем мы начнём работать, отметьте то настроение, с которым вы пришли на урок.

http://litterref.ru/files/47/ba0df86595ec56096b0302915a07110d.html_files/rId5.jpg

- Ребята, рассказ, над которым мы сегодня будем работать, называется «Друг детства».

- Кого вы можете назвать своим другом детства? Просто другом?

+родители, друзья в детском  саду, во дворе….

- Почему?
+ нам весело вместе, интересно, часто вместе играем, гуляем……

- О ком или о чём может идти речь в рассказе с названием «Друг детства»?

+…(Дерево предсказаний)

II. Осмысление.

- Внимательно слушаем, следим за текстом (Знакомимся с 1 частью):

В Драгунский «Друг детства»
          Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:

— Го-о-тов!

Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. А на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга — просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную «грушу» — такой продолговатый тяжелый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара.

Я сказал папе:

— Папа, купи мне грушу!

— Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.

Я рассмеялся:

— Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!

— А тебе зачем? — сказал папа.

— Тренироваться, — сказал я. — Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?

— Ты спятил, братец, — сказал папа. — Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.

И он оделся и пошел на работу.

А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал.

- С кем знакомит нас автор?

+с мальчиком.

- Какого возраста мальчик?

+6 с половиной лет.

- Он ваш ровесник, о чём он задумывается?

+Он думает, кем стать.

- Кем же он мечтает быть?

+ Астрономом

-Астроном это кто? – человек, изучающий небесные тела: кометы, звёзды….

+ капитаном, художником, машинистом, начальником станции, путешественником, боксёром.

- Объясните фразу приспичило быть боксёром

+ сильно  захотелось.

- А кем хотели бы стать вы?

+ …….

- А наоборот? Почему разным людям интересны разные профессии?

- Какой момент в рассказе вызвал у вас улыбку?

- Как папа понял просьбу купи мне грушу?

- Здесь  разные значения слова :груша – фрукт, груша  боксёрская – спортивный снаряд.

- Предположите, что будет дальше? Помогут ли родители мальчику в осуществлении мечты? +…..

Внимательно слушаем продолжение рассказа:

А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:

— Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.

И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.

Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.

Она бросила его мне на диван и сказала:

— Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!

И она вышла в коридор.

А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.

- Ваши ожидания оправдались?

- Что придумала мама?

Плюшевый – сшитый из плюша, ткани с ворсом.

- Мама стала копаться – это как? Копаться – искать, долго перебирать.

- Мальчик называет содержимое корзины игрушечным утилем - как вы понимаете это выражение?  Утиль – вещи, негодные к употреблению, старые.

- Вы рады такому развитию событий?

- Подумайте, что будет дальше, чем закончится рассказ?

+…….

3 часть:

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный — желтый стеклянный, а другой большой белый — из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается...

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...

— Ты что, — сказала мама, она уже вернулась из коридора. — Что с тобой?

А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:

— Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.

- Конец рассказа  для вас неожиданный?

- Почему мишка не стал боксёрской грушей?

+ Это была любимая игрушка, ….

- Докажите словами текста, что эта игрушка была очень дорога герою рассказа. (Чтение детьми)

-  А теперь представим, какой мишка  на самом деле. Подчеркните в тексте слова, которые делают мишку симпатичной, милой игрушкой красным цветом, а слова, которые показывают, что это старая игрушка  -  синим карандашом.


- Зачитайте слова, фразы, которые вы подчеркнули синим цветом.

+ Разные глаза, выпяченный живот, перемазанная кашей и вареньем мордочка, твёрдые уши.

- Эта, чужая вам игрушка видится милым медвежонком?

+ нет.

 - Действительно, это просто старая игрушка. Но посмотрим на неё глазами мальчика. (Слова, подчёркнутые  красным цветом).

- Изменилось представление? Мальчик с такой теплотой говорит об игрушке!

III. Рефлексия.  

- Вернёмся к началу урока. Вы называли тех, кого можно назвать другом  детства, можем ли дополнить ответ? Дополните.

+ …..

- А можно было, не дочитывая рассказа, правильно предположить, что мишка не станет боксёрской грушей? Какой мальчик? Проследим по тексту, что говорит о нём автор (Возвращение к 1 части)

·        все люди вокруг очень нравились и все работы тоже;

·        боксёры молотили друг друга — просто ужас;

·        съешь пока морковку – я  рассмеялся;

·        я на него обиделся за то, что он мне со смехом отказал;

·        задрал голову к потолку,  чтобы слезы вкатились обратно.

- подчеркните качества, которыми обладает мальчик. (Индивидуальная работа по карточкам)

Доброжелательный

Злой

Вредный

Человечный

Грубый

Верный

Сердечный

Заботливый

Сентиментальный

Ранимый

Мечтательный

-  Рассказ понравился?  О чём он?

Итог урока.

- С чем познакомились на уроке? Что делали? Какие задания вы выполняли с интересом? Что было трудно?

- Отметьте настроение, с которым вы уходите с урока.

http://litterref.ru/files/47/ba0df86595ec56096b0302915a07110d.html_files/rId5.jpg

 

 

                                                    Учитель начальных классов:                Васильева А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Доброжелательный

Злой

Вредный

Человечный

Грубый

Верный

Сердечный

Заботливый

Сентиментальный

Ранимый

Мечтательный

 

 

 

 

 

Доброжелательный

Злой

Вредный

Человечный

Грубый

Верный

Сердечный

Заботливый

Сентиментальный

Ранимый

Мечтательный