Конспект
урока литературного чтения
для 1, 2 класса
в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)
Цель урока: развитие читательских умений.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с произведением В.Ю. Драгунского «Друг детства»;
пробудить познавательную активность.
- работать над осознанностью чтения; над развитием читательских умений.
- расширять кругозор обучающихся; развивать речь, наблюдательность, умение
анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их
поступкам; любовь и уважение к близким.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений;
основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному
художественному произведению.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать
свои действия; самостоятельно работать с текстом; осуществлять рефлексию.
Познавательные:
Строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой
информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование
информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные:
Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге;
проявлять устойчивый интерес к общению.
Технология: развитие критического мышления через чтение.
Используемые приемы: «чтение с остановками»,
«дерево предсказаний», мозговая атака, «словарная карта», рефлексия.
Оборудование: раздаточный
материал – распечатка текста произведения В.Ю. Драгунского «Друг детства» по
частям для каждого учащегося, карточки со словами – названиями качеств героя
рассказа, красный и синий карандаш для каждого ученика для работы с текстом,
карточки настроения.
Ход
урока.
I.Вызов.
- Прежде, чем мы начнём работать, отметьте то настроение, с которым вы пришли на урок.
- Ребята, рассказ, над которым мы сегодня будем работать, называется «Друг детства».
- Кого вы можете назвать своим другом детства? Просто другом?
+родители, друзья в детском саду, во дворе….
- Почему?
+ нам весело вместе, интересно, часто вместе играем, гуляем……
- О ком или о чём может идти речь в рассказе с названием «Друг детства»?
+…(Дерево предсказаний)
II. Осмысление.
- Внимательно слушаем, следим за текстом (Знакомимся с 1 частью):
В Драгунский «Друг детства»
Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал,
кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились
и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то
растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.
То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:
— Го-о-тов!
Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. А на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга — просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную «грушу» — такой продолговатый тяжелый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара.
Я сказал папе:
— Папа, купи мне грушу!
— Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.
Я рассмеялся:
— Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!
— А тебе зачем? — сказал папа.
— Тренироваться, — сказал я. — Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?
— Ты спятил, братец, — сказал папа. — Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.
И он оделся и пошел на работу.
А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал.
- С кем знакомит нас автор?
+с мальчиком.
- Какого возраста мальчик?
+6 с половиной лет.
- Он ваш ровесник, о чём он задумывается?
+Он думает, кем стать.
- Кем же он мечтает быть?
+ Астрономом
-Астроном это кто? – человек, изучающий небесные тела: кометы, звёзды….
+ капитаном, художником, машинистом, начальником станции, путешественником, боксёром.
- Объясните фразу приспичило быть боксёром
+ сильно захотелось.
- А кем хотели бы стать вы?
+ …….
- А наоборот? Почему разным людям интересны разные профессии?
- Какой момент в рассказе вызвал у вас улыбку?
- Как папа понял просьбу купи мне грушу?
- Здесь разные значения слова :груша – фрукт, груша боксёрская – спортивный снаряд.
- Предположите, что будет дальше? Помогут ли родители мальчику в осуществлении мечты? +…..
Внимательно слушаем продолжение рассказа:
А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:
— Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.
И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.
Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.
Она бросила его мне на диван и сказала:
— Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!
И она вышла в коридор.
А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.
- Ваши ожидания оправдались?
- Что придумала мама?
Плюшевый – сшитый из плюша, ткани с ворсом.
- Мама стала копаться – это как? Копаться – искать, долго перебирать.
- Мальчик называет содержимое корзины игрушечным утилем - как вы понимаете это выражение? Утиль – вещи, негодные к употреблению, старые.
- Вы рады такому развитию событий?
- Подумайте, что будет дальше, чем закончится рассказ?
+…….
3 часть:
Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный — желтый стеклянный, а другой большой белый — из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается...
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...
— Ты что, — сказала мама, она уже вернулась из коридора. — Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:
— Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.
- Конец рассказа для вас неожиданный?
- Почему мишка не стал боксёрской грушей?
+ Это была любимая игрушка, ….
- Докажите словами текста, что эта игрушка была очень дорога герою рассказа. (Чтение детьми)
- А теперь представим, какой мишка на самом деле. Подчеркните в тексте слова, которые делают мишку симпатичной, милой игрушкой красным цветом, а слова, которые показывают, что это старая игрушка - синим карандашом.
- Зачитайте слова, фразы, которые вы подчеркнули синим цветом.
+ Разные глаза, выпяченный живот, перемазанная кашей и вареньем мордочка, твёрдые уши.
- Эта, чужая вам игрушка видится милым медвежонком?
+ нет.
- Действительно, это просто старая игрушка. Но посмотрим на неё глазами мальчика. (Слова, подчёркнутые красным цветом).
- Изменилось представление? Мальчик с такой теплотой говорит об игрушке!
III. Рефлексия.
- Вернёмся к началу урока. Вы называли тех, кого можно назвать другом детства, можем ли дополнить ответ? Дополните.
+ …..
- А можно было, не дочитывая рассказа, правильно предположить, что мишка не станет боксёрской грушей? Какой мальчик? Проследим по тексту, что говорит о нём автор (Возвращение к 1 части)
· все люди вокруг очень нравились и все работы тоже;
· боксёры молотили друг друга — просто ужас;
· съешь пока морковку – я рассмеялся;
· я на него обиделся за то, что он мне со смехом отказал;
· задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно.
- подчеркните качества, которыми обладает мальчик. (Индивидуальная работа по карточкам)
Доброжелательный
Злой
Вредный
Человечный
Грубый
Верный
Сердечный
Заботливый
Сентиментальный
Ранимый
Мечтательный
- Рассказ понравился? О чём он?
Итог урока.
- С чем познакомились на уроке? Что делали? Какие задания вы выполняли с интересом? Что было трудно?
- Отметьте настроение, с которым вы уходите с урока.
Учитель начальных классов: Васильева А.А.
Доброжелательный
Злой
Вредный
Человечный
Грубый
Верный
Сердечный
Заботливый
Сентиментальный
Ранимый
Мечтательный
Доброжелательный
Злой
Вредный
Человечный
Грубый
Верный
Сердечный
Заботливый
Сентиментальный
Ранимый
Мечтательный
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.