Тема: Звуки [х], [х'], обозначение их буквой Х.
Тип урока: комбинированный
Программа: «Школа России»
УМК: учебник «Азбука», В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М.В. Бойкина., М. Просвещение, 2019.
Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, учебник, презентация, Приложения 1-6.
Цели урока: обобщить знания обучающихся об особенностях звуков [х], [х'] и букве Х; совершенствовать навыки чтения и работы с текстом; развивать фонематический слух, мышление, память, внимание; воспитывать уважительное отношение к хлебу, любовь к животным.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение выделять звуки [х], [х,], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, соотносить все изученные буквы со звуками, осмысленно, правильно читать целыми словами.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставить цель, работать по предложенному учителем плану, формировать умение адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять контроль по ходу выполнения задания, рефлексия способов и условий действия.
Познавательные: развитие знаково-символических действий, умения понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
Коммуникативные: умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.
Личностные: воспитывать культуру учебного труда, проявление познавательного интереса и готовности к сотрудничеству.
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Прозвенел звонок веселый.
Все начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2. Актуализация опорных знаний.
Поиграем в игру «Верю и не верю».
- Покажите свой ответ при помощи веера.
-Звуки бывают гласные и согласные? (да)
_-Согласные звуки поются? (нет)
-Согласные бывают звонкие и глухие? (да)
-Звуки [ж] ,[ш] всегда мягкие?
-Звук [ч] всегда твёрдый? (нет)
-На письме звук обозначается буквой ? (да)
Самооценка.
У вас на столах лежат рисунки воздушных шариков. Оцените свою работу: закрасьте один шарик зелёным, жёлтым или красным цветом.
Кто не знает, как оценить свою работу – синим.
3. Определение темы и целей урока.
Определить тему сегодняшнего урока поможет игра «Доскажи словечко»
Хрюша сел на петуха.
Мы смеялись: …!
(ха - ха - ха!)
Сочинять он стал стихи -
Мы смеялись:…!
(хи - хи - хи!)
- С каких звуков начинались досказанные слова?
Сформулируйте тему.
-Тема: Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.
Сегодня на уроке продолжим учиться отличать звуки [х] и [х’] от других звуков и находить эти звуки в словах.
Будем учиться читать слоги, слова, предложения и тексты с буквой х,
а ещё мы будем читать новое стихотворение, и начнём его учить, используя новые приёмы.
4. Работа по теме урока.
1)Характеристика звуков.
Охарактеризуйте звук Х, звук Х* по плану. Приложение 1.
Найдите звуки [х], [х’] на лента звуков. Вывод: Звуки [х], [х’] – согласные, глухие, непарные, [х]-твёрдый, ], [х’] мягкий.
2) Дифференциация звуков.
Предлагаю вам следующую игру «Поймай словечко».
Отправляемся в магазин за новогодними подарками, но выбирать нужно предметы, в названиях которых спрятались звуки Х и Х*. Если этот звук стоит вначале слова – подарок «покупают» (хлопают в ладоши) ученики 1 ряда, в середине слова – 2 ряда, в конце – 3 ряда. А потом вы все показываете «денежку», т.е. карандаш синего или зелёного цвета.
- Халва, цветок, халат, горох, пароход, орех, черепаха, клюшка, духи, петух, хлопушка, шарики.
Самооценка.
3) Проверка творческого задания №1.
- Из букв, написанных на доске, выберите букву, которой на письме обозначаются звуки [х], [х’]? У, Х, Ш, Н, К
- Обозначаются буквой Х.
- А сколько спрятанных букв вы сумели вчера найти? Приложение 2.
- Покажите мне свои рисунки. Все были очень внимательными, и нашли больше 10 букв. Можете закрасить следующий шарик зелёным карандашом.
Самооценка.
4)Чтение слогов и слов.
А теперь потренируемся в чтении слогов и слов с буквой Х.
а) Листок, задание 3 и 4. Приложение 3.
б) Прочитаем Марсианское стихотворение. Оно записано на доске.
Стан ХАмола мрюХИки
Слын натоХА жуХИки
Хри ХУдыс даХОс
Дым лыХЕс натос.
в) Горка. Поднимаемся – читаем медленно, спуск – ускоряемся.
Дод, хад, уха, нос, зух, рух, Хармс, Марс, дох, хох, ХЛЕБ.
Найди среди записанных сочетаний слова.
Самооценка.
5) Чтение предложений и текстов. Работа по учебнику.
А теперь откройте по закладке книгу на стр.42.
Прочитаем все вместе скороговорку.
Прочитайте «по цепочке» стихотворение и текст о хлебе.
6) Проверка творческого задания №2.
Вчера и позавчера мы с вами много говорили о ХЛЕБЕ, вы сделали рисунки, подобрали пословицы. Молодцы!
А ещё ребята выучили стихотворение о хлебе, хотят его рассказать и показать свои иллюстрации. Приложение 4.
Самооценка.
Ребята, кто читал сейчас вслух о хлебе, рассказывал стихотворение, подготовил рисунок на выставку, могут закрасить шарики.
5. Подвижная физминутка. Презентация. Слайд 2.
6. Работа над стихотворением Д.Хармса «Удивительная кошка».
1). Знакомство со стихотворением.
- Среди написанных на доске сочетаний есть ещё одно слово (Хармс). Возможно, вы не слышали его раньше. Это творческий псевдоним, т.е. не настоящая, а придуманная фамилия, одного очень талантливого поэта. Презентация. Слайд 3.
- Стихотворения Даниила Хармса необычны и интересны. В них поэт рассказывал детям необыкновенные, забавные истории.
Презентация. Слайд 4.
- Вы хотите узнать одну из них?
- Тогда закройте глазки и послушайте. Постарайтесь представить себе эту необычную историю. Презентация. Слайд 5.
2). Анализ первичного восприятия.
- Вам понравилась эта удивительная история?
- кто главный герой стихотворения?
- как бы вы назвали это стихотворение? (высказывания детей).
- Д. Хармс назвал своё стихотворение «Удивительная кошка».
- Что значит удивительная?
Д.: Необычайная, вызывающая удивление.
3). Подготовка к самостоятельному чтению.
- Сейчас вы попробуете прочитать это стихотворение самостоятельно и подумаете: Почему автор так его назвал?
- Но сначала отработаем чтение трудных слов.
Презентация. Слайд 6.
Несчастная (кошка) - испытывающая несчастье, горестное событие.
Столпился (народ) - собрался в одном месте, в большом количестве, толпой.
Отчасти- Не вполне, в некоторой степени; частично.
4). Самостоятельное чтение с заданием.
- Прочитайте это стихотворение самостоятельно, и подумайте, что удивительного в этой кошке?
5) Анализ: беседа по вопросам.
- Что же случилось с кошкой?
- как удалось ей помочь?
- чему удивилась толпа?
- Хармс пишет в стихотворении, что кошка эта несчастная, а назвал удивительной кошкой.
- Так какая же эта кошка – несчастная или удивительная?
- Итак, что же удивительного в этой кошке?
- Кто сделал её удивительной?
- Могло ли это случиться на самом деле?
- Что вы можете сказать об авторе этого стихотворения: какой человек мог написать такое стихотворение?
Д.: Он добрый и фантазер
А кто из вас тоже помогал когда-нибудь животным? Мы вернёмся к этой теме на уроке окружающего мира.
6). Подготовка к выразительному чтению. Презентация. Слайды 8-11.
- Как вы думаете, все ли строчки стихотворения нужно читать одинаково?
Д.: Нет, идет смена настроений
- Как меняется настроение?
· Д.: Первые две строчки надо читать с сожалением, Надо показать, что с кошкой случилась беда, ей больно.
3, 4 строчки – с надеждой, Надо скорее помочь кошке.
· 5, 6 строчки – читать оживленно, Много слов, называющие действия? (Столпился, шумит, кричит, глядит.)
Давайте покажем, что народ удивился, увидев кошку с воздушными шариками.
7, 8 строчки – с восторгом, с удовольствием, Прочитаем эти строчки радостно, потому что помогли кошке. И она довольна.
- А теперь попробуем всё это передать при чтении.
7).Выразительное чтение.
Прочитаем хором стихотворение. Презентация. Слайды 8-11.
Самооценка.
8.Заучивание стихотворения.
- Попробуем выучить стихотворение наизусть. А запомнить последовательность строчек стихотворения поможет специальная таблица. Озвучим каждую картинку. Презентация. Слайды 13-17. Приложение 5.
Проверка: попробуем спеть, спеть как песенку. Присоединяйтесь! Презентация. Слайд 19.
7. Итог урока.
Подведём итог нашего урока:
- С каким произведением сегодня познакомились?
- Кто его автор?
- Расскажите о звуке Х.
- Кто захотел доучить стихотворение и рассказать своим близким?
- Кому захотелось прочитать другие стихотворения Даниила Хармса?
- Предлагаю, завтра на уроке провести конкурс чтецов.
- Какие моменты урока вам понравились больше всего?
- Посмотрите на свою самооценку: шариков какого цвета больше всего? Покажите мне с помощью веера.
- Можете нарисовать иллюстрацию к стихотворению, используя эти шарики.
- Спасибо за урок!
РЕЗЕРВ.
Приёмы заучивания. Приложение 6.
1 приём.
Словесная игра «Доскажи словечко».
Я читаю строчку из стихотворения, а вы договаривают слово в конце строчки.
2 приём
Словесно – дидактическая игра «Собери бусы».
- А теперь представьте, что каждое слово стихотворения – это бусинка. И чтобы собрать стихотворение нужно «нанизать», проговорить строчку, надев бусинку на проволоку. Последняя бусинка в каждой строчке уже есть.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Гласный Согласный
|
Звонкий Глухой
|
Твёрдый Мягкий
|
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же - хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят -
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье -
То, что мама испечёт,
Для детишек объеденье,
Разевай пошире рот!
Приложение 5
Приложение 6
…………. лапу,
…….. ступить.
…………. лапу,
……… купить!
…… у дороги,
………. глядит.
…. по дороге,
………… летит!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.