Литературное чтение. Урок-путешествие.
Учитель Козлова Е.В.,
высшая квалификационная категория
Тема урока: А.Н. Плещеев «Весна»
Цели:
- познакомить детей с жизнью и творчеством А.Н. Плещеева и его стихотворением «Весна»;
- расширять эстетические представления о поэзии;
- создавать условия для формирования развития навыков правильного, выразительного чтения.
Задачи:
- обогащать словарный запас детей;
- создавать условия для развития речи, памяти, внимания, наблюдательности, воображения, способности высказывать свое мнение;
- создавать условия для привития любви к природе и содействовать формированию желания охранять природу родного края, видеть ее красоту.
Оборудование:
портрет А.Н. Плещеева, репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», аудиозапись цикла «Времена года» («Апрель») П.И. Чайковского, презентация к уроку, запись «Звуки весны», учебник В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова «Литературно чтение» 2 класс, 2 ч.
Ход урока:
1. Вводная часть
Читать стихи
Я полюбила с детства.
И с той незабываемой поры
Вокруг меня
С реальностью в соседстве
Живут необычайные миры.
Я в них вхожу,
Их тайны открываю,
То одиноким парусом плыву,
То Демоном
Над пропастью взмываю
Чудачкою у недругов слыву.
Я вскакиваю за полночь с кровати
От мысли,
Обжигающей, как бич:
Всей жизни,
Мне отпущенной не хватит,
Чтобы весь мир
Поэзии постичь…
1. Сегодня мы опять отправляемся в путешествие в чудесный, волшебный мир поэзии. Что же такое поэзия? (Определение в толковом словаре).
Прочитайте предложения, написанные на доске. Как вы их понимаете?
Слайд 2
- Что теперь вы скажете о поэзии?
- Замените в предложениях слово поэзия на слово красота.
Слайд 3
Прочитаем. Что теперь можно сказать о поэзии?
Сколько же значений слова поэзия мы знаем?
«Поэзия – произведения написанные стихами».
«Поэзия – красота и прелесть чего-либо».
1. Начнем наше путешествие с речевой разминки:
Слайд 4
Лед идет, лед идет!
Вереницей длинной
Третьи сутки напролет
Проплывают льдины.
(Дети читают «про себя», шепотом, вслух).
- Кто прочитает эти строки с радостью, с удивлением, с испугом, с недовольством?
- Какое явление природы описал поэт? (Ледоход)
- Какую пору года открывает ледоход? (Весну)
- Сегодняшний наш урок посвящен поэзии весны, прелести и красоте этого времени года. Мы будем знакомиться с жизнью и творчеством А.Н. Плещеева и его стихотворением «Весна».
- А для кого из вас весна любимое время года? Почему вы любите весну?
- Какие изменения происходят в природе весной? А.С. Пушкин назвал весну «Утро года». Как вы думаете почему?
- Весной вся природа просыпается, оживает, меняются краски.
Вот про осень говорят «золотая», зима – белая, лето – красное. А весна, какая? (Зеленая). А я бы назвала ее немножко белой, тогда, когда цветут деревья. Например, как наша черемуха в домашнем задании.
Проверка домашнего задания
Вы готовили выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Черемуха», кто-то учил наизусть, а некоторые ребята нарисовали рисунки.
- Рассмотрите рисунки ребят. Какой цвет преобладает в них?
- Какие строчки из стихов проиллюстрировали юные художники? Прочитайте их. Как поэт относится к природе? Он восхищается ей. Любуется черемухой. Мы чувствуем добрую улыбку поэта. Расскажите стихотворение наизусть, чтобы передать эти чувства.
Прочитаем его. Молодцы!
Слайд 5
Алексей Николаевич Плещеев – поэт. Родился в городе Костроме в 1825 году в обедневшей дворянской семье. В роду Плещеевых было несколько литераторов. Детство прошло в Нижнем Новгороде.
Воспитанием маленького Алеши занималась мама, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич знал три языка. По желанию матери поступил в военную школу. Но вскоре покинул школу и поступил в Петербургский университет.
Когда Алексею Николаевичу исполнилось 21 год, вышел первый сборник стихов поэта. Алексей Николаевич написал много произведений не только для детей, но и для взрослых. Многие стихи Плещеева положены на музыку.
- А теперь мои помощники напомнят вам некоторые стихи А. Плещеева.
Спасибо, ребята!
Книги, которые вы видите на выставке, можно взять в школьной библиотеке и познакомиться с произведениями прекрасного русского поэта.
А теперь пришла пора немножко отдохнуть.
Слайд 6 (видео)
Физминутка
Анализ произведения
А теперь сядьте удобнее, вслушайтесь в содержание и звучание стихотворения и подумайте над вопросом:
Почему поэт пишет, что унесла зима заботы?
Чтение стихотворения учителем.
- Какое настроение вызывает это стихотворение? (радостное, бодрое, веселое, вызывает веру и надежду на лучшее).
- Какие звуки живут в этих стихах? (Переливы ручейка, звук звенящей воды, шепот ветерка влетающего в распахнутое окошко, щебет птиц, шелест молодых листочков).
- Какие краски вы бы взяли для этой картины? (Пока не очень яркие, светлые и нежные: серые, голубые, серебристые – для ручейка и снега, желто-золотистые для солнышка, светло-зеленые для кустов и деревьев).
Прочитайте стихотворение шепотом. Найдите незнакомые вам слова, ведь оно написано 180 лет назад и в русском языке за это время произошли изменения.
Словарная работа.
Слайд 7
Лазурь. Миновала. Повеяло. Давайте попробуем образовать от слова лазурь прилагательные. Что может быть лазурным? (Море, небо, вода в реке).
Слайд 8
Соедините картинки и слова.
1. Продолжаем наше путешествие. Прочитаем первое четверостишие.
- Какую картину природы рисует поэт в первом четверостишии? (Снег потемнел и тает, бегут, журчат ручейки).
- Какую весну показывает поэт? (Раннюю, только начал таять снег, соловьи еще не прилетели, нет листьев на деревьях).
- Какие глаголы поэт употребляет в переносном значении. (Ручьи бегут. Лес оденется листвою).
- Как вы понимаете последнюю фразу? Когда это бывает? (В мае).
- А вот поэт пишет: «В окно повеяло весною». Как вы это понимаете? (В окно врывается запах свежести. Хочется дышать полной грудью, вбирая в себя запах, аромат весны).
2. Чтение второго четверостишия.
Следующая картина – чистое, голубое, высокое небо. Солнышко теплое и яркое. Прозрачный весенний воздух. Почему поэт пишет: «Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала». (Зима закончилась и не скоро вернется, с нею ушли метели и бури).
3. Дети читают третью строфу.
- Что показал поэт в этих строчках? (Свое отношение к весне).
- А как Плещеев относится к весне? (Волнением с радостью).
- Какие строчки говорят об этом? Конечно, сердце поэта стучит от волнения и радости, надежды и веры в счастье.
4. Какую картину вы нарисуете к этому стихотворению?
Работа над выразительным чтением.
- Какие чувства вызывает у поэта картины весны? (Изумление, восхищение, веру и надежду на лучшее).
Чтобы передать эти чувства, надо прочитать стихотворение выразительно. Вспомним как.
(Чтение с рабочей доски.)
Слайд 9
Наиболее важные слова подчеркнуты, их надо выделять голосом, но нам нужны еще паузы. Давайте их расставим. Возьмите листочки со стихами, и расставим паузы работая в парах. А возле доски работает ученик. Проверим правильность постановки пауз.
Слайд 10
Прочитаем все стихотворение соблюдая паузы и выделяя голосом важные слова. (Чтение эхо, самостоятельное чтение, чтение детьми вслух, оценка. Кого сегодня можно поздравить, кто по вашему мнению, прочитал выразительно? Аппладируем.)
Итог урока
- С творчеством, какого поэта мы познакомились?
- Что вам особенно запомнилось?
Слайд 11
1. Научиться выразительно читать стихотворение А. Плещеева «Весна».
2. Выучить наизусть.
3. Написать свои стихи о весне и нарисовать иллюстрации к нему.
Слайд 12 (включить музыку)
Рефлексия
А теперь я предлагаю вам помолчать, т.к. иногда пять минут молчания сильнее пяти минут разговора. Вслушайтесь в эту нежную весеннюю мелодию. Загляните в свою душу. И выберете единственное слово, которое вы пронесли через весь урок, которое и сейчас светится и поет в душе. Подарите это слово нашему солнышку, чтобы оно еще ярче светило нам.
Присаживайтесь. Закончить наш урок хочется стихами Рождественского.
Слайд 13 (видео)
Слайд 14
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.