Урок литературного чтения, 2 класс А.Н. Плещеев «Весна»

  • docx
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литературное чтение.docx

Литературное чтение. Урок-путешествие.

Учитель  Козлова Е.В.,

высшая квалификационная категория

 

Тема урока:       А.Н. Плещеев «Весна»

Цели:

         - познакомить детей с жизнью и творчеством А.Н. Плещеева и его стихотворением «Весна»;

         - расширять эстетические представления о поэзии;

         - создавать условия для формирования развития навыков правильного, выразительного чтения.

Задачи:

         - обогащать словарный запас детей;

         - создавать условия для развития речи, памяти, внимания, наблюдательности, воображения, способности высказывать свое мнение;

         - создавать условия для привития любви к природе и содействовать формированию желания охранять природу родного края, видеть ее красоту.

Оборудование:

портрет А.Н. Плещеева, репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», аудиозапись цикла «Времена года» («Апрель») П.И. Чайковского, презентация к уроку, запись «Звуки весны», учебник В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова «Литературно чтение» 2 класс, 2 ч.

 

Ход урока:

 

1. Вводная часть

Читать стихи

Я полюбила с детства.

И с той незабываемой поры

Вокруг меня

С реальностью в соседстве

Живут необычайные миры.

Я в них вхожу,

Их тайны открываю,

То одиноким парусом плыву,

То Демоном

Над пропастью взмываю

Чудачкою у недругов слыву.

Я  вскакиваю за полночь с кровати

От мысли,

Обжигающей, как бич:

Всей жизни,

Мне отпущенной не хватит,

Чтобы весь мир

Поэзии постичь…

1. Сегодня мы опять отправляемся в путешествие в чудесный, волшебный мир поэзии. Что же такое поэзия? (Определение в толковом словаре).

Прочитайте предложения, написанные на доске. Как вы их понимаете?

Слайд 2

- Что теперь вы скажете о поэзии?

- Замените в предложениях слово поэзия на слово красота.

Слайд 3

Прочитаем.  Что теперь можно сказать о поэзии?

Сколько же значений слова поэзия мы знаем?

«Поэзия – произведения написанные стихами».

«Поэзия – красота и прелесть чего-либо».

1.     Начнем наше путешествие с речевой разминки:

DSCN8843

Слайд 4

Лед идет, лед идет!

Вереницей длинной

Третьи сутки напролет

Проплывают льдины.

(Дети читают «про себя», шепотом, вслух).

- Кто прочитает эти строки с радостью, с удивлением, с испугом, с недовольством?

- Какое явление природы описал поэт? (Ледоход)

- Какую пору года открывает ледоход? (Весну)

- Сегодняшний наш урок посвящен поэзии весны, прелести и красоте этого времени года. Мы будем знакомиться с жизнью и творчеством А.Н. Плещеева и его стихотворением «Весна».

- А для кого из вас весна любимое время года? Почему вы любите весну?

- Какие изменения происходят в природе весной? А.С. Пушкин назвал весну «Утро года». Как вы думаете почему?

- Весной вся природа просыпается, оживает, меняются краски.

Вот про осень говорят «золотая», зима – белая, лето – красное. А весна, какая? (Зеленая). А я бы назвала ее немножко белой, тогда, когда цветут деревья. Например, как наша черемуха в домашнем задании.

Проверка домашнего задания

Вы готовили выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Черемуха», кто-то учил наизусть, а некоторые ребята нарисовали рисунки.

- Рассмотрите рисунки ребят. Какой цвет преобладает в них?

- Какие строчки из стихов проиллюстрировали юные художники? Прочитайте их. Как поэт относится к природе? Он восхищается ей. Любуется черемухой. Мы чувствуем добрую улыбку поэта. Расскажите стихотворение наизусть, чтобы передать эти чувства.

Прочитаем его. Молодцы!

Слайд 5

Алексей Николаевич Плещеев – поэт. Родился в городе Костроме в 1825 году в обедневшей дворянской семье. В роду Плещеевых было несколько литераторов. Детство прошло в Нижнем Новгороде.

Воспитанием маленького Алеши занималась мама, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич знал три языка. По желанию матери поступил в военную школу. Но вскоре покинул школу и поступил в Петербургский университет.

Когда Алексею Николаевичу исполнилось 21 год, вышел первый сборник стихов поэта. Алексей Николаевич написал много произведений не только для детей, но и для взрослых. Многие стихи Плещеева положены на музыку.

- А теперь мои помощники напомнят вам некоторые стихи А. Плещеева.

Спасибо, ребята!

Книги, которые вы видите на выставке, можно взять в школьной библиотеке и познакомиться с произведениями прекрасного русского поэта.

А теперь пришла пора немножко отдохнуть.

Слайд 6 (видео)

Физминутка

Анализ произведения

А теперь сядьте удобнее, вслушайтесь в содержание и звучание стихотворения и подумайте над вопросом:

Почему поэт пишет, что унесла зима заботы?

Чтение стихотворения учителем.

- Какое настроение вызывает это стихотворение? (радостное, бодрое, веселое, вызывает веру и надежду на лучшее).

- Какие звуки живут в этих стихах? (Переливы ручейка, звук звенящей воды, шепот ветерка влетающего в распахнутое окошко, щебет птиц, шелест молодых листочков).

- Какие краски вы бы взяли для этой картины? (Пока не очень яркие, светлые и нежные: серые, голубые, серебристые – для ручейка и снега, желто-золотистые для солнышка, светло-зеленые для кустов и деревьев).

Прочитайте стихотворение шепотом. Найдите незнакомые вам слова, ведь оно написано 180 лет назад и в русском языке за это время произошли изменения.

Словарная работа.

Слайд 7

Лазурь. Миновала. Повеяло. Давайте попробуем образовать от слова лазурь прилагательные. Что может быть лазурным? (Море, небо, вода в реке).

Слайд 8

Соедините картинки и слова.

1. Продолжаем наше путешествие. Прочитаем первое четверостишие.

- Какую картину природы рисует поэт в первом четверостишии? (Снег потемнел и тает, бегут, журчат ручейки).

- Какую весну показывает поэт? (Раннюю, только начал таять снег, соловьи еще не прилетели, нет листьев на деревьях).

- Какие глаголы поэт употребляет в переносном значении. (Ручьи бегут. Лес оденется листвою).

- Как вы понимаете последнюю фразу? Когда это бывает? (В мае).

- А вот поэт пишет: «В окно повеяло весною». Как вы это понимаете? (В окно врывается запах свежести. Хочется дышать полной грудью, вбирая в себя запах, аромат весны).

2. Чтение второго четверостишия.

Следующая картина – чистое, голубое, высокое небо. Солнышко теплое и яркое. Прозрачный весенний воздух. Почему поэт пишет: «Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала». (Зима закончилась и не скоро вернется, с нею ушли метели и бури).

3. Дети читают третью строфу.

- Что показал поэт в этих строчках? (Свое отношение к весне).

- А как Плещеев относится к весне? (Волнением с радостью).

- Какие строчки говорят об этом? Конечно, сердце поэта стучит от волнения и радости, надежды и веры в счастье.

4. Какую картину вы нарисуете к этому стихотворению?

Работа над выразительным чтением.

- Какие чувства вызывает у поэта картины весны? (Изумление, восхищение, веру и надежду на лучшее).

Чтобы передать эти чувства, надо прочитать стихотворение выразительно. Вспомним как.

(Чтение с рабочей доски.)

Слайд 9

Наиболее важные слова подчеркнуты, их надо выделять голосом, но нам нужны еще паузы. Давайте их расставим. Возьмите листочки со стихами, и расставим паузы работая в парах. А возле доски работает ученик. Проверим правильность постановки пауз.

Слайд 10

Прочитаем все стихотворение соблюдая паузы и выделяя голосом важные слова. (Чтение эхо, самостоятельное чтение, чтение детьми вслух, оценка. Кого сегодня можно поздравить, кто по вашему мнению, прочитал выразительно? Аппладируем.)

 

DSCN8848

Итог урока

- С творчеством, какого поэта мы познакомились?

- Что вам особенно запомнилось?

Слайд 11

1. Научиться выразительно читать стихотворение А. Плещеева «Весна».

2. Выучить наизусть.

3. Написать свои стихи о весне и нарисовать иллюстрации к нему.

Слайд 12 (включить музыку)

Рефлексия

А теперь я предлагаю вам помолчать, т.к. иногда пять минут молчания сильнее пяти минут разговора.  Вслушайтесь в эту нежную весеннюю мелодию. Загляните в свою душу. И выберете единственное слово, которое вы пронесли через весь урок, которое и сейчас светится и поет в душе. Подарите это слово нашему солнышку, чтобы оно еще ярче светило нам.

Присаживайтесь. Закончить наш урок хочется стихами Рождественского.

Слайд 13 (видео)

Слайд 14