Урок литературного чтения, 2 класс А.Н. Плещеев «Весна»
Оценка 4.8

Урок литературного чтения, 2 класс А.Н. Плещеев «Весна»

Оценка 4.8
docx
22.04.2020
Урок литературного чтения,  2 класс  А.Н. Плещеев «Весна»
Литературное чтение.docx

Литературное чтение. Урок-путешествие.

Учитель  Козлова Е.В.,

высшая квалификационная категория

 

Тема урока:       А.Н. Плещеев «Весна»

Цели:

         - познакомить детей с жизнью и творчеством А.Н. Плещеева и его стихотворением «Весна»;

         - расширять эстетические представления о поэзии;

         - создавать условия для формирования развития навыков правильного, выразительного чтения.

Задачи:

         - обогащать словарный запас детей;

         - создавать условия для развития речи, памяти, внимания, наблюдательности, воображения, способности высказывать свое мнение;

         - создавать условия для привития любви к природе и содействовать формированию желания охранять природу родного края, видеть ее красоту.

Оборудование:

портрет А.Н. Плещеева, репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», аудиозапись цикла «Времена года» («Апрель») П.И. Чайковского, презентация к уроку, запись «Звуки весны», учебник В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова «Литературно чтение» 2 класс, 2 ч.

 

Ход урока:

 

1. Вводная часть

Читать стихи

Я полюбила с детства.

И с той незабываемой поры

Вокруг меня

С реальностью в соседстве

Живут необычайные миры.

Я в них вхожу,

Их тайны открываю,

То одиноким парусом плыву,

То Демоном

Над пропастью взмываю

Чудачкою у недругов слыву.

Я  вскакиваю за полночь с кровати

От мысли,

Обжигающей, как бич:

Всей жизни,

Мне отпущенной не хватит,

Чтобы весь мир

Поэзии постичь…

1. Сегодня мы опять отправляемся в путешествие в чудесный, волшебный мир поэзии. Что же такое поэзия? (Определение в толковом словаре).

Прочитайте предложения, написанные на доске. Как вы их понимаете?

Слайд 2

- Что теперь вы скажете о поэзии?

- Замените в предложениях слово поэзия на слово красота.

Слайд 3

Прочитаем.  Что теперь можно сказать о поэзии?

Сколько же значений слова поэзия мы знаем?

«Поэзия – произведения написанные стихами».

«Поэзия – красота и прелесть чего-либо».

1.     Начнем наше путешествие с речевой разминки:

DSCN8843

Слайд 4

Лед идет, лед идет!

Вереницей длинной

Третьи сутки напролет

Проплывают льдины.

(Дети читают «про себя», шепотом, вслух).

- Кто прочитает эти строки с радостью, с удивлением, с испугом, с недовольством?

- Какое явление природы описал поэт? (Ледоход)

- Какую пору года открывает ледоход? (Весну)

- Сегодняшний наш урок посвящен поэзии весны, прелести и красоте этого времени года. Мы будем знакомиться с жизнью и творчеством А.Н. Плещеева и его стихотворением «Весна».

- А для кого из вас весна любимое время года? Почему вы любите весну?

- Какие изменения происходят в природе весной? А.С. Пушкин назвал весну «Утро года». Как вы думаете почему?

- Весной вся природа просыпается, оживает, меняются краски.

Вот про осень говорят «золотая», зима – белая, лето – красное. А весна, какая? (Зеленая). А я бы назвала ее немножко белой, тогда, когда цветут деревья. Например, как наша черемуха в домашнем задании.

Проверка домашнего задания

Вы готовили выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Черемуха», кто-то учил наизусть, а некоторые ребята нарисовали рисунки.

- Рассмотрите рисунки ребят. Какой цвет преобладает в них?

- Какие строчки из стихов проиллюстрировали юные художники? Прочитайте их. Как поэт относится к природе? Он восхищается ей. Любуется черемухой. Мы чувствуем добрую улыбку поэта. Расскажите стихотворение наизусть, чтобы передать эти чувства.

Прочитаем его. Молодцы!

Слайд 5

Алексей Николаевич Плещеев – поэт. Родился в городе Костроме в 1825 году в обедневшей дворянской семье. В роду Плещеевых было несколько литераторов. Детство прошло в Нижнем Новгороде.

Воспитанием маленького Алеши занималась мама, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич знал три языка. По желанию матери поступил в военную школу. Но вскоре покинул школу и поступил в Петербургский университет.

Когда Алексею Николаевичу исполнилось 21 год, вышел первый сборник стихов поэта. Алексей Николаевич написал много произведений не только для детей, но и для взрослых. Многие стихи Плещеева положены на музыку.

- А теперь мои помощники напомнят вам некоторые стихи А. Плещеева.

Спасибо, ребята!

Книги, которые вы видите на выставке, можно взять в школьной библиотеке и познакомиться с произведениями прекрасного русского поэта.

А теперь пришла пора немножко отдохнуть.

Слайд 6 (видео)

Физминутка

Анализ произведения

А теперь сядьте удобнее, вслушайтесь в содержание и звучание стихотворения и подумайте над вопросом:

Почему поэт пишет, что унесла зима заботы?

Чтение стихотворения учителем.

- Какое настроение вызывает это стихотворение? (радостное, бодрое, веселое, вызывает веру и надежду на лучшее).

- Какие звуки живут в этих стихах? (Переливы ручейка, звук звенящей воды, шепот ветерка влетающего в распахнутое окошко, щебет птиц, шелест молодых листочков).

- Какие краски вы бы взяли для этой картины? (Пока не очень яркие, светлые и нежные: серые, голубые, серебристые – для ручейка и снега, желто-золотистые для солнышка, светло-зеленые для кустов и деревьев).

Прочитайте стихотворение шепотом. Найдите незнакомые вам слова, ведь оно написано 180 лет назад и в русском языке за это время произошли изменения.

Словарная работа.

Слайд 7

Лазурь. Миновала. Повеяло. Давайте попробуем образовать от слова лазурь прилагательные. Что может быть лазурным? (Море, небо, вода в реке).

Слайд 8

Соедините картинки и слова.

1. Продолжаем наше путешествие. Прочитаем первое четверостишие.

- Какую картину природы рисует поэт в первом четверостишии? (Снег потемнел и тает, бегут, журчат ручейки).

- Какую весну показывает поэт? (Раннюю, только начал таять снег, соловьи еще не прилетели, нет листьев на деревьях).

- Какие глаголы поэт употребляет в переносном значении. (Ручьи бегут. Лес оденется листвою).

- Как вы понимаете последнюю фразу? Когда это бывает? (В мае).

- А вот поэт пишет: «В окно повеяло весною». Как вы это понимаете? (В окно врывается запах свежести. Хочется дышать полной грудью, вбирая в себя запах, аромат весны).

2. Чтение второго четверостишия.

Следующая картина – чистое, голубое, высокое небо. Солнышко теплое и яркое. Прозрачный весенний воздух. Почему поэт пишет: «Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала». (Зима закончилась и не скоро вернется, с нею ушли метели и бури).

3. Дети читают третью строфу.

- Что показал поэт в этих строчках? (Свое отношение к весне).

- А как Плещеев относится к весне? (Волнением с радостью).

- Какие строчки говорят об этом? Конечно, сердце поэта стучит от волнения и радости, надежды и веры в счастье.

4. Какую картину вы нарисуете к этому стихотворению?

Работа над выразительным чтением.

- Какие чувства вызывает у поэта картины весны? (Изумление, восхищение, веру и надежду на лучшее).

Чтобы передать эти чувства, надо прочитать стихотворение выразительно. Вспомним как.

(Чтение с рабочей доски.)

Слайд 9

Наиболее важные слова подчеркнуты, их надо выделять голосом, но нам нужны еще паузы. Давайте их расставим. Возьмите листочки со стихами, и расставим паузы работая в парах. А возле доски работает ученик. Проверим правильность постановки пауз.

Слайд 10

Прочитаем все стихотворение соблюдая паузы и выделяя голосом важные слова. (Чтение эхо, самостоятельное чтение, чтение детьми вслух, оценка. Кого сегодня можно поздравить, кто по вашему мнению, прочитал выразительно? Аппладируем.)

 

DSCN8848

Итог урока

- С творчеством, какого поэта мы познакомились?

- Что вам особенно запомнилось?

Слайд 11

1. Научиться выразительно читать стихотворение А. Плещеева «Весна».

2. Выучить наизусть.

3. Написать свои стихи о весне и нарисовать иллюстрации к нему.

Слайд 12 (включить музыку)

Рефлексия

А теперь я предлагаю вам помолчать, т.к. иногда пять минут молчания сильнее пяти минут разговора.  Вслушайтесь в эту нежную весеннюю мелодию. Загляните в свою душу. И выберете единственное слово, которое вы пронесли через весь урок, которое и сейчас светится и поет в душе. Подарите это слово нашему солнышку, чтобы оно еще ярче светило нам.

Присаживайтесь. Закончить наш урок хочется стихами Рождественского.

Слайд 13 (видео)

Слайд 14

 

 

 

 

 

 

 


 

Литературное чтение. Урок-путешествие

Литературное чтение. Урок-путешествие

Мне отпущенной не хватит, Чтобы весь мир

Мне отпущенной не хватит, Чтобы весь мир

Вот про осень говорят «золотая», зима – белая, лето – красное

Вот про осень говорят «золотая», зима – белая, лето – красное

Прочитайте стихотворение шепотом

Прочитайте стихотворение шепотом

Кого сегодня можно поздравить, кто по вашему мнению, прочитал выразительно?

Кого сегодня можно поздравить, кто по вашему мнению, прочитал выразительно?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020