Урок литературного чтения.
Оценка 4.7

Урок литературного чтения.

Оценка 4.7
pdf
09.07.2024
Урок литературного чтения.
Урок литературного чтения1.pdf

Урок литературного чтения 4 класс

тема : «В Драгунский, Он живой и светится»

Раздел: «Что на свете всего важнее»

Тема урока: «Во Юо Драгунский. Он живой и светится»

Ведущая цель: организовать деятельность учащихся в изучении произведением В. Ю. Драгунского «Он живой и светится».

Цели:

Обучающая:

Формировать предметные компетентности:

*        ценностно-мировоззренческую — формировать умение планировать свою деятельность; формировать представление и расширять знания о взаимоотношениях «человек человек», «люди природа»; формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом; видеть и понимать поступки героев; способствовать развитию устойчивых и прочных навыков в характеристике персонажей по их поступкам и характеристикам, данным в тексте; формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; формировать умение выявлять отношение автора к герою по прямым характеристикам, заданным в тексте; о коммуникативно-языковую формировать умение читать и воспринимать на слух; совершенствовать умение: высказывать собственные мысли о понятиях «дружба», «взаимопонимание» и возможности дружеских отношений между разными людьми; формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; рассказывать о герое, используя слова — определения из произведения; принимать участие в коллективном составлении плана произведения.

*        творческо-Деятельную формировать умения целенаправленно пользоваться справочно-информационным и иллюстративным аппаратом книги при чтении художественного произведения, учить осмысленно воспринимать и конкретно представлять игровые задачи (ситуации), самостоятельными (собственными) силами и действиями подкреплять ход их решения.

*        интеллектуальную создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умение работать в условиях поиска, анализа, расширять кругозор; формировать представление о языке произведения: сравнение, эпитет, интрига (без введения терминологии).

о личностную — создать условия для формирования оценки жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм; развивать умение проявлять творческую самостоятельность, организовывать личную деятельность, придерживаться правил этики, сотрудничества.

Развивающая:

Развивать ключевые компетентности:

*        СОЦИОЛЬНУЮ - развивать навыки: осознанного чтения, умение работать в группах, совместно создавая характеристику героев, их взаимоотношений; диалогическую и монологическую речь учащихся, навыки высказывания собственных мыслей четко и последовательно; расширять и обогащать словарный запас учащихся;  информационно-познавательную развивать умение владеть информацией, поиска новой информации, связь с современностью; обучение приемам самостоятельно приобретать знания, систематизировать их; устанавливать сходства и различия и т. д.

*        самообразования и саморазвития развивать аналитические способности, пространственное воображение;  проДуюпивно-тзорческую развивать эмоционально-образное мышление, творческие способности, активность, целеустремленность; создать условия для творческого развития.

о зДоровьесберегающрю — формировать умение выполнять правила гигиены чтения, формировать правильную осанку, проведение физкультминуток, музыкальная терапия.

Воспитательная:

о формировать умение воспринимать эмоционально-нравственную направленность произведения, опираясь на особенности описания событий, образную заданность чувств и переживаний, описания светлячка, умение выражать свои чувства и отношения к событиям и героям; о способствовать нравственному воспитанию учащихся; о воспитывать взаимопонимание и уважения к родным; о Воспитывать чувство товарищества, порядочности; о создать атмосферу творческого применения знаний и умений, творческой работы в коллективе, интеллектуальной убежденности в своих знаниях и навыках.

Ученики должны знать:

о правила гигиены чтения в учебной деятельности; о биографию и творчество В. Драгунского; о содержание рассказа «Он живой и светится».

Ученики должны уметь:

о самостоятельно находить и обрабатывать сведения об авторе из целевых источников; о выражать свои чувства по отношению к событиям и героям произведения; е выразительно читать текст, правильно интонируя все типы простых и сложных предложений, ориентируясь на смысловые связи предложений; о под наблюдением учителя последовательно выделять эпизоды повествования, озаглавливать отдельные части повествования;

о по заданию учителя выделять в тексте прямые и скрытые сравнения, определения.

о характеризовать героя в свободном режиме высказывания, опираясь на поступок и имеющиеся в тексте характеристики.

о участвовать в беседе, выступая, слушая и дополняя собеседников.

Ученики должны понимать:

о учебную задачу урока и стремиться её выполнить; е тему произведения, давать оценку прочитанному произведению в свободном режиме высказываний.

Тип урока: комбинированный. Урок проверки ранее усвоенного материала и усвоения новых знаний.

Форма урока: исследование художественного произведения.

Межпредметные связи: экология, этика, природоведение.

Оборудование: презентация, раздаточный материал         (карточки для самостоятельной работы), учебники.

Образовательные технологии:

о Интерактивная технология.

о Проблемно-диалогическая технология.

о Технология развития критического мышления.

о Создание ситуаций успеха.

Методы, формы и приемы работы

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы и приемы обучения:

1. Методы стимулирования и мотивации учения:

о стимулирование интереса к учению: приемы «Загадка», «Словарь настроений», «Толстые и тонкие вопросы к тексту», клоуз-тест;

«Шифровальщик»; о стимулирование Долга и ответственности в учении: прием «Продолжи высказывание», предварительная подготовка сообщения о писателе.

20 Методы организации учебных действий и операций:

о словесный: эвристическая беседа, объяснение, работа с текстом; о наглядный: работа с иллюстрациями, текстом, раздаточным материалом; инсценировка.

о логический: индуктивный и дедуктивный (проблемный вопрос); формирование умения предугадывать в процессе чтения дальнейшее развитие событий на основе специфики жанра и особенностей характера поведения героев (прием антиципации), элементы исследовательской работы; о репродуктивный (опрос); проблемно-поисковый; о практический: формирование ожидаемых результатов; о самостоятельных учебных Действий: самостоятельная работа с информацией, учебником.

30 Методы контроля и самоконтроля; о контроля: фронтальный и индивидуальный опрос; приемы «Закончи предложение», тест, творческие задания.

о самоконтроля: устный и письменный самоконтроль. Опережающие задания:

1.     Подготовить «тонкие и толстые» вопросы к сказке.

2.     Подготовить информацию о писателе.

З. Чтение отрывка по ролям.

4. Инсценировка «Живой и светится»

ХОД УРОКА

Ориентация, мотивация деятельности.

-  Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем:

Мы рады видеть каждого из вас! .. И пусть зима прохладой в окна дышит,

Всем здесь уютно, ведь наш класс

Друг - друга любит, чувствует и слышит!

-  Посмотрите «Словарь настроений». Прочитайте и назовите свое настроение.

ЗаДание 1. Словарь настроений:

Мечтательное, загадочное, веселое, капризное, Добродушное, волшебное, светлое, возмущенное, сонное, восторженное, мрачное, шутливое, теплое, радостное, тихое, беспокойное, тревожное, бодрое, серьезное, хвастливое, печальное, нежное, хмурое, грустное, сказочное, тосњшвое, серДитое, спокойное.

-  С приподнятым и рабочим настроением приступим к работе.

II. Целеполагание.

1.    Сообщение ведущей цели урока урока.

-  Над каким разделом мы продолжаем работать?

-  О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел?

-  На уроке мы познакомимся с очень интересным произведением. Эта история вполне могла произойти и с вами.

2.    Мотивация учебной деятельности.

Задание 2. Клоуз-тест

-        Вы видите текст с пропущенными словами. Прочитайте и постарайтесь подобрать необходимые слова.

И Мишка мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог какой он  словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, светит, словно издалека.

-        Ребята, посмотрите, сколько слов вы смогли подобрать.

-        Вам хотелось бы узнать, совпала ли ваша позиция в выборе слов с авторской?

З. Сообщение темы, цели, задач урока.

-        Кто-нибудь из вас догадался, к какому произведению относится этот текст? Кто автор?

-        Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом В. Ю. Драгунского «Он живой и светится».

-        Прочитайте молча, расставьте предложения в правильном порядке и назовите цели урока:

о Познакомиться с произведением. (2) о Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов. (З) о Познакомиться с биографией и творчеством писателя. (1)

-        Проанализировать произведение и понять его основную мысль. (4)

-        На уроке мы проведём читательское исследование произведения.

4. Определение ожидаемых результатов.

-  Опираясь на тему и цели, скажите, что вы ожидаете узнать или получить на уроке?

Ш. Целереализация.

10 Проверка выполнения домашнего задания.

— Над каким произведением мы работали на прошлом уроке?

-  Кто его автор?

 К сегодняшнему уроку вы готовили «тонкие» и «толстые» вопросы по содержанию.

Взаимоопрос учащихся в паре и коллективно

-  Начнем с «тонких» вопросов. Задайте вопрос соседу в паре и проверьте ответ.

-  Переходим к более сложным «толстым» вопросам.

-  Заслушаем несколько вопросов и ответов.

Тонкие вопросы: однозначный ответ

Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Кто..

Что...

Когда .

Может...

Мог ли..

Согласны ли вы,

Дайте объяснение почему...

Почему вы думаете......

Почему вы так считаете...

В чем разница...

Предположите, что будет... Что, если.

-  Какой урок для себя вы получили, прочитав эту сказку?

2. Всесторонняя проверка степени ранее усвоенных знаний.

-  Продолжаем работать над разделом «Что на свете всего важнее».

-  Выполните задание. Надо найти неповторяющиеся буквы, сложить из них фамилию писателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н с

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  С какими произведениями Драгунского мы уже знакомы?

-  Послушайте сообщения, которые приготовили для вас ваши одноклассники.

Сообщение учащихся.

1)   В. Драгунский родился в 1913 году. В школе Виктор был ЗлОДИЛОЙ во всех играх, устраивал представления, пел, танцевал.

2)   В 17 лет Виктор поступил в актерскую школу. Окончив ее, стал хорошим театральным актером.

З) Свою первую книжку Драгунский выпустил в 48 лет. Называлась она «Он ЖИВОИ И светится».

4) Самой любимой для В. Драгунского была книга «Денискины рассказы», героем которых стал его сын Денис.

За Восприятие и осознание учениками нового материала.

-  Узнайте животное, о котором идёт речь в одном из рассказов Драгунского:

То погаснет, то зажжется Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый...

Речевая разминка с физминуткой.

-  Встаньте и прочитайте громко.

-  Прочитайте загадку скороговоркой, хлопая в ладоши.

-  Прочитайте выразительно, сопровождая чтение жестами, соответствующими содержанию загадки.

-  Расскажите загадку с закрытыми глазами. (Включаются огоньки)

-  Вот и пришло к нам на урок волшебство!

Хоровое чтение по экрану.

-  Что будет источником нашего исследования?

-  Назовите объект читательского исследования.

-  Прочитайте цель исследования: ответ на вопрос «Что на свете всего важнее».

Предварительная словарная работа.

-  В тексте встретятся два слова, которые надо разобрать заранее.

о Гва-те-ма-ла — название государства в Центральной Америке и название города, столицы Гватемалы.

о Ба-рба-дос — название государства в Восточной Индии, название острова. - В данном произведении имеются ввиду названия марок, выпущенные в этих странах.

Задание 30 Работа в парах. Заполнить строки таблицы: «+» (да), «-» (нет).

-  Как определить характер героя?

Надо внимательно рассмотреть поступки героев.

 

Надо обратить внимание на то, ЧТО и КАК они говорят.

 

-  Итак, при слушании и чтении произведения обращаем внимание на поступки и слова героев.

Первичное целостное восприятие произведения

-  Понравилось ли вам произведение?

-  Какое настроение оно у вас вызвало?

— Напомните, к какому литературному жанру относится это произведение?

Словарная работа и работа по содержанию.

 Ребята, когда вы слушали рассказ, какие еще слова для вас оказались непонятными?

Беседа по вопросам,

— Кто является главным действующим лицом рассказа?

-  От чьего лица ведётся повествование?

-  Назовите других героев рассказа.

-  Определите тему рассказа.

-  Какие проблемы поднял автор в рассказе?

о Взаимоотношение Детей и родителей.

о Взаимоотношение Друзей.

о Взаимоотношение людей и прироДы.

-  Анализируя рассказ, нам надо исследовать эти проблемы и в завершении урока ответить на главный вопрос: «Что на свете всего важнее во взаимоотношениях детей и родителей, друзей и общении с природой»

4. Осмысление, первичная проверка понимания и коррекция усвоения новых знаний.

Вторичное чтение текста

-  Переходим к чтению частями. Напомните, как называются части литературного произведения. (Завязка — развитие действия — кульминация — развязка) о Чтение и ш-шЛИЗ первой части рассказа. Чтение по «цепочке».

о БесеДа по вопросам.

— Подумайте, о чём идёт речь в завязке рассказа?

-  Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?

-  А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть?

-  Каким показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют образу Дениски.

-  Как бы вы озаглавили эту часть?

о Чтение и ш-шЛИЗ по второй части рассказа. Чтение по ролям.

е БесеДа по вопросам.

-  О чем повествуется в развитии действия рассказа?

-  О чём говорили мальчики?

-  Почему Дениска не хотел менять самосвал?

-  Как автор относится к Дениске?

-  Подумайте, какие качества характерны для Мишки?

-  Какую характеристику дал Мишка сам себе?

-  Как её можно озаглавить?

о Чтение и ш-ШЛИЗ третьей части рассказа. Самостоятельное чтение шепотом.

о БесеДа по вопросам. Выборочное чтение.

-  Какой прием использовал автор, чтобы перейти из одной развития действия в кульминацию рассказа?

 О чём говорится в кульминации рассказа? - Найдите и зачитайте описание светлячка.

-  Какой прием использует автор при описании светлячка?

-  Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок?

-  Каким мы видим здесь Дениску?

-  Как озаглавите эту часть?

-  Мы хорошо потрудились. Теперь отдохнем.

5. Физкультпауза «Светлячок» о Чтение и шшЛИЗ четвертой части рассказа. Самостоятельное чтение молчИ.

о БесеДа по вопросам.

— Кто является действующими лицами в развязке рассказа?

-  Как мама посмотрела на Дениску?

-  Это значит как? Прочитаем в словаре С. Ожегова.

Пристально - Сосредоточенный, напряжённый. Пристальный взгляд. Пристальное внимание. Пристально (нареч.) следить за кем-чем-нибудь. - Давайте подберём синонимы к этому слову.

-  Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка?

-  О чем говорит пристальный взгляд мамы?

-  Найдите в тексте слова, которьши можно озаглавить эту часть.

6. Закрепление знаний и способов действий.

-  Почему мама не наказала Дениску?

— Можно ли сказать, что между сыном и мамой возникло взаимопонимание?

— Что Денис чувствовал, когда его поняли?

-  А когда вас родители понимают, что вы чувствуете?

-  Что главное в жизни каждого человека?

-  Какая главная идея рассказа?

-  Автор, чтобы нам было понятно, что это разговаривают дети, употребляет в речи такие выражения, которые при разговоре употребляют только дети. Например:

добрость и лопнутый.

-  Какие слова соединены в каждом из слов?

7. Обобщение и систематизация знаний.

-       Вернёмся к проблемам, которые мы определили в начале работы над рассказом.

— Что важнее всего в отношениях детей и родителей?

-       А теперь сравните характеристики мальчиков.

Дениска

Мишка

Добрый

Жадный

Дорожит подарками

Завистливый

Терпеливый

нетерпеливый

Любящий сын

Равнодушный

Мечтательный

Практичный

Честный

Нечестный, невежливый

Благородный, любил природу

Настырным и бестактным

-       Что можете сказать о характере ребят: они разные или одинаковые?

Проблемная ситуация. Инсценировка диалога

-       Ребятам нашего класса было предложено выполнить задание. Продолжить предложение: «Живой и светится» — это...

-       Послушайте, какой спор у них разгорелся.

М: «Живой и светится — это светлячок».

Д: «А я Думаю, что это Дениска».

     М: «Да нет же, ! Ты всё путаешь!»

 нИЧОО я не путаю! Я считаю, что В. Драгунский, называя так рассказ, имел ввиду именно Дениску!».

М: «Ну почему?».

Д: «Дениска Добрый, он любит все живое. У него чистая, светлая душа. Он излучает Добрый свет».

-       А вы как думаете, ребята?

Работа в группе. Обсудить и дать ответ на вопрос:

-       Можно ли назвать таких разных по характеру и взглядам мальчиков друзьями?

-       Что важнее всего в отношениях друзей?

-       Что важнее всего в отношении людей к природе?

IV. Рефлексивно-оценивающий.

1. Контроль и самопроверка знаний.

-  Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать. Проверим наши знания.

Задание 4. Проверка знаний. Самостоятельный выбор задания.

вариант. Тест «Светлячок»

-  Обведите буквы, под которыми находятся правильные ответы.

1.  Кого Дениска ждал во дворе?

C Маму

Т. папу

У. Бабушку

2.  На кого, по мнению Дениски, были похожи темные облака?

Б. На брынзу с бубликами

В. На бородатых стариков

Г. На тёмных лошадок

З. Что папа подарил Дениске перед отъездом?

Г. Плюшевого мишку

Д. Деревянный лук

Е, Игрушечный самосвал

4.  Почему Дениска не захотел обменять машинку на плавательный круг?

С. Он некрасивый То Это подарок папы У. Он для малышни

5.  Что было у Мишки в коробочке из-под спичек?

Й. муха

К. Бабочка

Ло Светлячок

6.  Каким цветом светился светлячок?

Ю. Красным

Я. Зелёным

А. Голубым

7.  Чем светлячок, по мнению главного героя рассказа, лучше самосвала?

Ч. Он живой и светится Ш. Он умеет летать

Щ. Он понравился маме

8.  Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что:

Н. Все мамы должны возвращаться с работы вовремя

М. Не следует меняться с приятелями родительскими подарками

О. Общение с живой природой способно побороть печаль и скуку

9.  В каком разделе находится этот текст?

И. «Живой мир вокруг нас»

К. «Что на свете всего важнее» Л. «Мама милая моя»

II вариант. Творческое задание.

Предложить варианты новых названий рассказа

Ш вариант. Творческое задание.

1.     Предложить варианты продолжения рассказа от имени Дениски.

2.     Предложить варианты продолжения рассказа от имени Мишки.

Самопроверка и проверка ВЫПОЛНишЯ заДаниЙ

1.     Прочитайте в столбике буквы, которые вы отметили. Какое слово получили?

2.     Какие новые названия для рассказа вы можете предложить?

З. Расскажите продолжение рассказа от имени Дениса.

4. Расскажите продолжение рассказа от имени Мишки.

20 Подведение итогов урока.

 Как вы считаете, правы ли авторы учебника, поместив это произведение в данный раздел?

-         Что хотел сказать автор читателю?

З. Рефлексия.

-         Достигли ли мы поставленных целей?

-         Какие открытия вы для себя сделали на этом уроке?

-         Выберите и продолжите фразы:  На уроке я узнал

-         На уроке мне понравилось

-         На уроке меня удивило

-         Я понял, что . . .

-         У меня ещё пока не получается...

-         Это можно исправить, если я

4. Информирование о домашнем задании.

-  Ребята, есть еще один интересный прием, который использовал автор. Но, чтобы его обсудить, надо дополнительно поработать дома.

 Прочитайте рассказ «Он живой и светится» и подготовьте его пересказ.

Обратите пристальное внимание на отрывок, где Мишка выходит во двор.

А также одно из заданий по выбору:

-  нарисовать иллюстрацию к тексту,

-  подготовить выразительное чтение одного из диалогов.

50 Ценность, оценка,

 Я очень довольна вашей работой на уроке. Вы стали настоящими исследователями. Особенно хочется отметить работу

Урок литературного чтения 4 класс тема : «В

Урок литературного чтения 4 класс тема : «В

Деятельную формировать умения целенаправленно пользоваться справочно-информационным и иллюстративным аппаратом книги при чтении художественного произведения, учить осмысленно воспринимать и конкретно представлять игровые задачи (ситуации), самостоятельными (собственными)…

Деятельную формировать умения целенаправленно пользоваться справочно-информационным и иллюстративным аппаратом книги при чтении художественного произведения, учить осмысленно воспринимать и конкретно представлять игровые задачи (ситуации), самостоятельными (собственными)…

Дуюпивно-тзорческую развивать эмоционально-образное мышление, творческие способности, активность, целеустремленность; создать условия для творческого развития

Дуюпивно-тзорческую развивать эмоционально-образное мышление, творческие способности, активность, целеустремленность; создать условия для творческого развития

Ученики должны понимать: о учебную задачу урока и стремиться её выполнить; е тему произведения, давать оценку прочитанному произведению в свободном режиме высказываний

Ученики должны понимать: о учебную задачу урока и стремиться её выполнить; е тему произведения, давать оценку прочитанному произведению в свободном режиме высказываний

Шифровальщик»; о стимулирование

Шифровальщик»; о стимулирование

Друг - друга любит, чувствует и слышит! -

Друг - друга любит, чувствует и слышит! -

Познакомиться с произведением. (2) о

Познакомиться с произведением. (2) о

К -

К -

Хоровое чтение по экрану. -

Хоровое чтение по экрану. -

Какие проблемы поднял автор в рассказе? о

Какие проблемы поднял автор в рассказе? о

Чтение и ш-ШЛИЗ третьей части рассказа

Чтение и ш-ШЛИЗ третьей части рассказа

Что главное в жизни каждого человека? -

Что главное в жизни каждого человека? -

ИЧОО я не путаю! Я считаю, что

ИЧОО я не путаю! Я считаю, что

С. Он некрасивый То Это подарок папы

С. Он некрасивый То Это подарок папы

Какие новые названия для рассказа вы можете предложить?

Какие новые названия для рассказа вы можете предложить?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2024