Урока по литературного чтения, 4 класс
П.П.Бажов. «Серебряное копытце»
Цели: создать условия для знакомства с жизнью и творчеством
П.П.Бажова.Обучать выявлению мотивов народной сказки в авторском тексте, умению
характеризировать героев, определению главной мысли, составлению плана произведения.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные:
- проявление интереса к родному языку, литературе, к родной природе.
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе видения прекрасного. Мотивация к работе на результат
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-интерес к учебному материалу, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- эстетические чувства
Познавательные:
- смысловое восприятие художественных текстов
- анализ объектов, выбор оснований, критериев для сравнения, классификации объектов,
- построение логической цепи рассуждений, осуществление синтеза как составление целого из частей;
- построение сообщения в устной и письменной форме;
- установление аналогии
Коммуникативные:
- планирование речевых высказываний;
- учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
- осуществление совместной деятельности
– формулирование и аргументирование собственной позиции, принятие позиции партнёра, сотрудничество;
- умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
- планирование речевых высказываний
Регулятивные:
– саморегуляция;
- целеполагание, постановка учебной задачи;
- определение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить;
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- сохранение выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планирование свои действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; адекватно оценивать свои достижения;
Оборудование.
учебник “Литературное чтение” 4 класс (авт. Л. Ф. Климанова),
портрет П. П. Бажова,
презентация к уроку, экран, проектор.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Сообщение темы урока, актуализация знаний
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством
интересного писателя.
Наш урок посвящен Павлу Петровичу Бажову. А сейчас внимательно прослушайте биографию.
2. Вводная беседа
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был
добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые
веселые глаза.
Павел Петрович Бажов родился в семье
заводского мастера металлургического завода 28 января 1879 года. В городе Сысерти,
расположенного недалеко от Екатеринбурга. На Урале. Родители, Августа
Стефановна и Петр Васильевич. В Сысерти сохранилась усадьба, принадлежавшая
родителям Павла Петровича. В 1982 году на её базе был создан музей.
Бажову было около 60 лет, когда он стал
писателем. Его первая книга называется “Малахитовая шкатулка”. Затем из года
в год “Малахитовая шкатулка” пополнялась всё новыми и новыми сказками. Всего
Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.
- Какие сказки Бажова вы знаете или читали? Выставка
книг
· “Огневушка – Поскакушка”
· “Малахитовая шкатулка”
· “Хозяйка медной горы”
· “Серебряное копытце”
· “Каменный цветок”
· “Горный мастер”
· “Хрупкая веточка”
· “Голубая змейка”
· “Синюшкин колодец”
Сегодня на уроке мы приоткроем знаменитую
“Малахитовую шкатулку” и познакомимся с одним из его произведением “Серебряное
копытце”.
Сформулируйте тему урока…
Тема урока: П.П.Бажов «Серебряное копытце»
· А как вы думаете можно по названию определить жанр произведения. Какое это произведение? Кто думает иначе?
· (сказка или сказ) проблема…..
· Вернёмся к нашей таблице и запишите во 2 колонку, что вы хотите узнать на уроке.
(жанр произведения)
Знаю |
Хочу знать |
Узнал |
Сказочник, жил на Урале |
жанр произведения «Серебряное копытце» |
|
Итак, давайте поставим задачу урока, сначала ставят дети:
3.Словарно-лексическая
работа
- Прежде чем познакомиться с произведением,
давайте уточним смысл отдельных слов и выражений (слайд)
· барская рукодельня - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё).
· взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
· голбчик – приступка для выхода на печь.
· пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.
· похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
· несподручно– неудобно, неловко.
· пособник – помощник в делах.
· покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.
· статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.
4. Первичное восприятие текста
Чтение сказки «Серебряное копытце» учителем и
хорошо читающими детьми. (учебники на стр.180)
- Внимательно следим за моим чтением, так как я буду останавливаться, задавать вопросы, а после продолжать читать будете вы. Так же после прочитанного я проверю, восприятия текста.
И не забывайте задачу, поставленную на уроке (какое это произведение по жанру).
--Чтение сказки вслух учителем, все следят до слов: « Девчоночке любопытно стало….»
-Как вы думаете, пойдёт жить к старику Коковане, Даренка?... Почему, ваши предположения?
5.Физкультминутка
- Чтение сказки вслух детьми до слов « Стал осенью Кокованя в лес собираться…»
до слов « Только Дарёнка никак не отстаёт…»
-Как вы, думаете, взял старик в лес Дарёнку? А зачем? (трудная дорога и в другой раз не захочет, побоится трудностей)
Дальше читает учитель и еще 2 ученика до конца.
6. Работа над содержанием
*- Ваши впечатления от прочитанного? Понравилось вам
произведение? Чем?
И снова возвращаемся к таблице к 3 столбику.
Ребята, какое это произведение по жанру? Но сначала давайте ещё раз вспомним, что такое сказка и сказ. Самостоятельно запишите, что вы узнали на уроке? А потом ваши ответы (слайд).
Знаю |
Хочу знать |
Узнал |
Сказочник, жил на Урале |
Познакомится с писателем и узнать жанр произведения «Серебряное копытце» |
Серебряное копытце» это сказ, так как в нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. В сказе сочетаются жанры сказки рассказа.
|
Сегодня на уроке мы вместе выяснили, что Бажов писал сказы. За это его прозвали уральским сказителем (слайд).
7.Итог урока. - Подведём итог урока. Проверим, какими вы были внимательными слушателями и читателями. Вам надо ответить на несколько вопросов теста.
ТЕСТ.
Прочитайте и выберите
правильный ответ (лист №2)
Работа в паре
Тест по сказу П.П.Бажова «Серебряное копытце»
№1Как звали отца Дарёнки?
А) Григорий Б) Георгий В) Гаврила
№2Сколько веточек на рогах у волшебного козла?
А) 3 Б) 4 В) 5
№3Какого цвета была шерсть у кошки Мурёнки?
А) белая Б) бурая В) серая
№4Сколько раз показывался волшебный козёл Дарёнке?
А) 1 Б) 2 В)3
№5 Что выбивал копытцем козлик?
А) золото Б) серебро В)дорогие камни
Молодцы справились с заданием.
- На следующем уроке мы продолжим работу над произведением.
1. Кому был посвящен наш урок?
8.Оценки
9.Рефлексия. Оцените свою работу на уроке.
Если вы считаете, что поработали отлично нарисуйте в РТ смайлик зелёного цвета. Если считаете, что поработали на оценку хорошо - жёлтый смайлик. А если вы считаете, могли б лучше работать, но сегодня не получилось, - красный смайлик.
10. Домашнее задание
Перечитать сказ; подготовиться дать
характеристику главным героям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.