Урок литературного чтения "А.С.Пушкин. Сказки"

  • doc
  • 16.04.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок А.С.Пушкин. Сказки..doc

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Борисовская средняя общеобразовательная школа № 2»

Борисовского района Белгородской области

 

 

Технологическая карта урока

по учебному предмету «Литературное чтение»

в 3 классе

по теме: «А.С.Пушкин. Сказки»

УМК «Начальная школа XXI века»,  Н.Ф.Виноградова

 

 

Ф.И.О. автора:

 Смыслова Алла Николаевна,

учитель начальных классов,

высшее образование,

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

 

 

 

 

 

 

Аннотация к уроку

Технологическая карта урока, разработанная учителем начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения «Борисовская средняя общеобразовательная школа № 2» (образование высшее, квалификационная категория высшая), предназначена для проведения урока по учебному предмету  литературное чтение.

Цель урока: формирование экологического мышления, как составляющей экологической культуры младшего школьника.

Урок является очередным по программе 3 класса. 

Тип урока:  комбинированный.

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС.  Я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соответствии со структурой данного типа и включает в себя следующие этапы:

 – Организационный момент, где учащиеся были эмоционально и психологически настроены на урок.

 – Актуализация опорных знаний – проверка знаний.

Постановка  учебной задачи: учащиеся должны сформулировать тему и цели урока.

 – Усвоение новых знаний и способов действий: знакомство с жизнью и творчеством А.С Пушкина.

Физкультминутка, основной целью которой является не только снятие утомления на уроке, но и проверка в игровой форме знаний и умений.

             – Закрепление знаний и способов действий: закрепление полученных знаний.

 –  Рефлексия: подведение итогов урока и оценивание своей работы.

 – Домашнее задание: индивидуально на выбор, разного уровня.

 

Соответствие деятельности требованиям ФГОС:

содержание урока: связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи; постановка проблемных вопросов; репродуктивная деятельность: «прочитай, вспомни, повтори» и поисковая – «объясни, оцени, сравни»; самостоятельная работа занимает не менее 50% времени урока; применение диалоговых форм общения; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся (создание  сказки); осуществление обратной связи; сочетание групповой, парной и индивидуальной работы; использование наглядного материала; формирование навыков самоконтроля и самооценки; чередование материала разной степени трудности; наличие физкультминутки.

Компоненты урока:

1)  Технологическая карта урока.

 

 

 

Актуальность представленного материала заключается в использовании при проведении урока современных образовательных технологий: информационных, групповых, игровых, здоровьесберегающих. Данный материал целесообразно использовать при проведении уроков изучения нового материала. Форма проведения является универсальной, может быть использована на любых уроках. В приложении к технологической карте представлен раздаточный материал.

В результате освоения учебного материала у обучающихся формируются универсальные учебные действия: предметные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), личностные.

Структура урока определена внутренней логикой учебного материала. Для достижения планируемых результатов используется система заданий, способствующая созданию ситуаций совместного поиска с опорой на предшествующий опыт детей. В течение всего урока прослеживаются межпредметные связи с уроками литературного чтения, изобразительного искусства.

С целью оценки результатов учебной деятельности организован самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя, использованы маршрутные листы.

Материал может быть использован в образовательных учреждениях разного типа.

 

Тема

А. С. Пушкин. Сказки.

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, его сказками, развития речи, памяти и логического мышления.

Планируемые результаты (предметные)

Выбирают из представленных на выставке книг знакомые; соотносят иллюстрацию в учебнике с книгами на выставке; определяют название сказки на основе иллюстрации; читают самостоятельно отрывок из сказки; определяют, из какой книги прочитанный отрывок.

Личностные результаты

Проявляют интерес к чтению художественных книг.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные:

общеучебные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

логические – выстраивают логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Основное содержание темы, понятия и термины

А. С. Пушкин. Сказки. Стихотворения.

Образовательные ресурсы

Портрет А. С. Пушкина. Выставка книг А. С. Пушкина. Иллюстрации к сказкам. Предметные картинки для игры.

 

 

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые
действия

Формируемые умения

I. Организация начала урока.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

Приветствие учащихся.

–  Внимание! Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Есть девиз у нас такой:

Все, что надо, под рукой.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

Проявляют готовность начать учебную деятельность.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

II. Актуализация опорных знаний.

Игра «Угадай сказку». Работа с иллюстрациями к сказкам.

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, игра.

– Ребята, подумайте и скажите, какие книги вы любите читать больше всего?

– Конечно, сказки мы любим

все. Впервые мы их слышим в детстве, когда нам их рассказывают или читают мамы и бабушки, а потом с удовольствием читаем их сами.  Сейчас я прочитаю вам отрывки из сказок, а вы попробуйте назвать сказку и ее автора.

1.  Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.

2.  Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах. Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся,

На знакомом острову

Чудо видят наяву:

Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой — Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят.

3. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

4.  Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.

5.  Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
“Посади ты эту, птицу, —
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся”.

– Сказки.

 

 

 

 

 

 

Слушают стихотворные строки, называют сказку, находят на доске иллюстрацию к ней.

 

1. «Сказка о попе и его работнике Балде».

 

 

 

 

2. «Сказка о царе Салтане».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. «Сказка о рыбаке
и рыбке».

 

 

 

 

 

 

 

4. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

 

5. «Сказка о золотом петушке».

 

Фронтальный. Игра, устные ответы.


 

 

 

 

III. Постановка учебной задачи.

Фронтальная. Словесный. Беседа.

– Кто из вас знает, кто написал сказки, отрывки из которых вы слушали?

– Как вы думаете, с  какими произведениями  мы будем знакомиться  сегодня   на уроке?

– А. С. Пушкин.

 

 

– Знакомиться с биографией А. С. Пушкина и его произведениями.

Формулируют учебную задачу.

Фронтальный. Устные ответы.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Жизнь и творчество А. С. Пушкина.

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя.

Рассказ о жизни и творчестве А. С. Пушкина с опорой на портрет и выставку книг.

Выступление подготовленных учащихся.

Слушают рассказ учителя, рассматривают выставку книг А. С. Пушкина.

Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес. Выбирают из представленных на выставке книг знакомые.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

2. Работа с отрывком из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Чтение учениками («цепочкой»). Выразительное чтение отрывка  из учебника.


 

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа.

– Послушайте фрагмент сказки.

– Что в этой сказке случилось с царевной?

– Как она была освобождена?

– Какие знаки препинания встретились в отрывке?

– Читаем отрывок «цепочкой».

– Назовите действующих лиц в  произведении.

– Прочитайте отрывок выразительно.

Слушают фрагмент сказки. Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Читают текст «цепочкой». Выразительно читают отрывок.

Воспринимают отрывок сказки на слух. Правильно формулируют ответы на вопросы. Привлекают имеющиеся знания сказки. Распознают в тексте знаки препинания, правильно называют их. Умеют читать «цепочкой».

 

Фронтальный. Чтение, устные ответы.

3. Работа с иллюстрацией к «Сказке о рыбаке и рыбке».

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ по картинке, беседа.

– Рассмотрите картинку. Что на ней изображено? К какой сказке Пушкина она относится?

– Где жили старик со старухой?

– Чем занимался старик? Что делала старуха?

– Кого однажды поймал старик? Какую?

– Какие просьбы старухи рыбка выполнила?

– Какой приказ старухи рыбка оставила без ответа? Почему?

– Охарактеризуйте старика и старуху. Какие они?

Рассматривают картинку, описывают сюжет. Отвечают на вопросы.

Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Грамотно строят ответы на вопросы по содержанию сказки.

Фронтальный. Рассказ, устные ответы.

V. Физкультминутка.

Фронтальная.

Физкультминутка в игровой форме под музыку.

Снятие утомления на уроке.

 

 

VI. Закрепление знаний и способов действий.

1. Любимые сказки А. С. Пушкина.

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, пересказ.

– Какие еще произведения
А. С. Пушкина вы знаете?

– Перескажите своими словами вашу самую любимую из сказок Пушкина.

Называют знакомые произведения А. С. Пушкина. Пересказывают любимые сказки.

Соотносят названия произведений и автора. Пересказывают сказки, соблюдая логику изложения.

Фронтальный. Пересказ, устные ответы.


 2. Игра «Доскажи словечко».

Коллективная. Словесный, практический. Игра.

Работа в парах.

1. Жил старик со своею …

У самого синего … .

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три …

2. Белка песенки …

Да орешки все … ,

А орешки не простые,

Все скорлупки … .

3. Пошел старик к синему …;

Стал он кликать золотую …

Приплыла к нему …, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

4. У лукоморья… зеленый;

Златая… на дубе том;

И днем, и ночью… ученый

Все ходит по цепи кругом.

5. Ветер на море…

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в…

На раздутых…

6. Я сегодня поймал было …

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила…

Домой в… синее просилась.

Слушают отрывки из сказок, вставляют пропущенные слова.

Распознают сказку.
По смыслу и тексту договаривают пропущенные слова.

Коллективный. Устные ответы, игра.


 3. Игра «Узнай сказку».

Групповая. Словесный, практический, наглядный. Игра.

– Рассмотрите картинки (яблоко, зеркальце, петушок, рыбка, белочка, корыто, орешки, бочка).
В каких сказках встречаются эти предметы?

Рассматривают предметные картинки, называют сказку.

Соотносят предмет
и сказку. Оказывают взаимопомощь друг другу.

Групповой. Игра.

VII. Рефлексивно-оценочный.

Фронтальная. Словесный. Беседа.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось
и понравилось?

Оцените свою работу на «Дереве успехов».

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют и оценивают работу на уроке.

Фронтальный. Устные ответы.

VIII. Домашнее задание.

Индивидуальное.

Индивидуальное домашнее задание.

Учащиеся выбирают задание самостоятельно.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru