Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Борисовская средняя общеобразовательная школа № 2»
Борисовского района Белгородской области
Технологическая карта урока
по учебному предмету «Литературное чтение»
в 3 классе
по теме: «А.С.Пушкин. Сказки»
УМК «Начальная школа XXI века», Н.Ф.Виноградова
Ф.И.О. автора:
Смыслова Алла Николаевна,
учитель начальных классов,
высшее образование,
высшая квалификационная категория
2021
Аннотация к уроку
Технологическая карта урока, разработанная учителем начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Борисовская средняя общеобразовательная школа № 2» (образование высшее, квалификационная категория высшая), предназначена для проведения урока по учебному предмету литературное чтение.
Цель урока: формирование экологического мышления, как составляющей экологической культуры младшего школьника.
Урок является очередным по программе 3 класса.
Тип урока: комбинированный.
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соответствии со структурой данного типа и включает в себя следующие этапы:
– Организационный момент, где учащиеся были эмоционально и психологически настроены на урок.
– Актуализация опорных знаний – проверка знаний.
– Постановка учебной задачи: учащиеся должны сформулировать тему и цели урока.
– Усвоение новых знаний и способов действий: знакомство с жизнью и творчеством А.С Пушкина.
– Физкультминутка, основной целью которой является не только снятие утомления на уроке, но и проверка в игровой форме знаний и умений.
– Закрепление знаний и способов действий: закрепление полученных знаний.
– Рефлексия: подведение итогов урока и оценивание своей работы.
– Домашнее задание: индивидуально на выбор, разного уровня.
Соответствие деятельности требованиям ФГОС:
содержание урока: связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи; постановка проблемных вопросов; репродуктивная деятельность: «прочитай, вспомни, повтори» и поисковая – «объясни, оцени, сравни»; самостоятельная работа занимает не менее 50% времени урока; применение диалоговых форм общения; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся (создание сказки); осуществление обратной связи; сочетание групповой, парной и индивидуальной работы; использование наглядного материала; формирование навыков самоконтроля и самооценки; чередование материала разной степени трудности; наличие физкультминутки.
Компоненты урока:
1) Технологическая карта урока.
Актуальность представленного материала заключается в использовании при проведении урока современных образовательных технологий: информационных, групповых, игровых, здоровьесберегающих. Данный материал целесообразно использовать при проведении уроков изучения нового материала. Форма проведения является универсальной, может быть использована на любых уроках. В приложении к технологической карте представлен раздаточный материал.
В результате освоения учебного материала у обучающихся формируются универсальные учебные действия: предметные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), личностные.
Структура урока определена внутренней логикой учебного материала. Для достижения планируемых результатов используется система заданий, способствующая созданию ситуаций совместного поиска с опорой на предшествующий опыт детей. В течение всего урока прослеживаются межпредметные связи с уроками литературного чтения, изобразительного искусства.
С целью оценки результатов учебной деятельности организован самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя, использованы маршрутные листы.
Материал может быть использован в образовательных учреждениях разного типа.
Тема |
А. С. Пушкин. Сказки. |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, его сказками, развития речи, памяти и логического мышления. |
Планируемые результаты (предметные) |
Выбирают из представленных на выставке книг знакомые; соотносят иллюстрацию в учебнике с книгами на выставке; определяют название сказки на основе иллюстрации; читают самостоятельно отрывок из сказки; определяют, из какой книги прочитанный отрывок. |
Личностные результаты |
Проявляют интерес к чтению художественных книг. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действий. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации; логические – выстраивают логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
А. С. Пушкин. Сказки. Стихотворения. |
Образовательные ресурсы |
Портрет А. С. Пушкина. Выставка книг А. С. Пушкина. Иллюстрации к сказкам. Предметные картинки для игры. |
Ход урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|
Осуществляемые |
Формируемые умения |
||||
I. Организация начала урока. |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя. |
Приветствие учащихся. – Внимание! Проверь дружок, Готов ли ты начать урок! Все ль на месте? Все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Есть девиз у нас такой: Все, что надо, под рукой. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. |
Проявляют готовность начать учебную деятельность. |
Фронтальный. Наблюдение учителя. |
II. Актуализация опорных знаний. Игра «Угадай сказку». Работа с иллюстрациями к сказкам. |
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, игра. |
– Ребята, подумайте и скажите, какие книги вы любите читать больше всего? – Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим в детстве, когда нам их рассказывают или читают мамы и бабушки, а потом с удовольствием читаем их сами. Сейчас я прочитаю вам отрывки из сказок, а вы попробуйте назвать сказку и ее автора. 1. Жил-был поп, 2. Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Корабельщики дивятся, На кораблике толпятся, На знакомом острову Чудо видят наяву: Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой — Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. 3. Жил старик со своею старухой 4. Час обеда приближался, 5. Вот мудрец перед Дадоном |
– Сказки.
Слушают стихотворные строки, называют сказку, находят на доске иллюстрацию к ней.
1. «Сказка о попе и его работнике Балде».
2. «Сказка о царе Салтане».
3. «Сказка о рыбаке
4. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
5. «Сказка о золотом петушке». |
|
Фронтальный. Игра, устные ответы. |
|
|
|
|
||
III. Постановка учебной задачи. |
Фронтальная. Словесный. Беседа. |
– Кто из вас знает, кто написал сказки, отрывки из которых вы слушали? – Как вы думаете, с какими произведениями мы будем знакомиться сегодня на уроке? |
– А. С. Пушкин.
– Знакомиться с биографией А. С. Пушкина и его произведениями. |
Формулируют учебную задачу. |
Фронтальный. Устные ответы. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Жизнь и творчество А. С. Пушкина. |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя. |
Рассказ о жизни и творчестве А. С. Пушкина с опорой на портрет и выставку книг. Выступление подготовленных учащихся. |
Слушают рассказ учителя, рассматривают выставку книг А. С. Пушкина. |
Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес. Выбирают из представленных на выставке книг знакомые. |
Фронтальный. Наблюдение учителя. |
2. Работа с отрывком из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Чтение учениками («цепочкой»). Выразительное чтение отрывка из учебника.
|
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа. |
– Послушайте фрагмент сказки. – Что в этой сказке случилось с царевной? – Как она была освобождена? – Какие знаки препинания встретились в отрывке? – Читаем отрывок «цепочкой». – Назовите действующих лиц в произведении. – Прочитайте отрывок выразительно. |
Слушают фрагмент сказки. Отвечают на вопросы.
Читают текст «цепочкой». Выразительно читают отрывок. |
Воспринимают отрывок сказки на слух. Правильно формулируют ответы на вопросы. Привлекают имеющиеся знания сказки. Распознают в тексте знаки препинания, правильно называют их. Умеют читать «цепочкой».
|
Фронтальный. Чтение, устные ответы. |
3. Работа с иллюстрацией к «Сказке о рыбаке и рыбке». |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ по картинке, беседа. |
– Рассмотрите картинку. Что на ней изображено? К какой сказке Пушкина она относится? – Где жили старик со старухой? – Чем занимался старик? Что делала старуха? – Кого однажды поймал старик? Какую? – Какие просьбы старухи рыбка выполнила? – Какой приказ старухи рыбка оставила без ответа? Почему? – Охарактеризуйте старика и старуху. Какие они? |
Рассматривают картинку, описывают сюжет. Отвечают на вопросы. |
Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Грамотно строят ответы на вопросы по содержанию сказки. |
Фронтальный. Рассказ, устные ответы. |
V. Физкультминутка. |
Фронтальная. |
Физкультминутка в игровой форме под музыку. |
Снятие утомления на уроке. |
|
|
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1. Любимые сказки А. С. Пушкина. |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, пересказ. |
– Какие еще произведения – Перескажите своими словами вашу самую любимую из сказок Пушкина. |
Называют знакомые произведения А. С. Пушкина. Пересказывают любимые сказки. |
Соотносят названия произведений и автора. Пересказывают сказки, соблюдая логику изложения. |
Фронтальный. Пересказ, устные ответы. |
2. Игра «Доскажи словечко». |
Коллективная. Словесный, практический. Игра. Работа в парах. |
1. Жил старик со своею … У самого синего … . Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три … 2. Белка песенки … Да орешки все … , А орешки не простые, Все скорлупки … . 3. Пошел старик к синему …; Стал он кликать золотую … Приплыла к нему …, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» 4. У лукоморья… зеленый; Златая… на дубе том; И днем, и ночью… ученый Все ходит по цепи кругом. 5. Ветер на море… И кораблик подгоняет; Он бежит себе в… На раздутых… 6. Я сегодня поймал было … Золотую рыбку, не простую; По-нашему говорила… Домой в… синее просилась. |
Слушают отрывки из сказок, вставляют пропущенные слова. |
Распознают сказку. |
Коллективный. Устные ответы, игра. |
3. Игра «Узнай сказку». |
Групповая. Словесный, практический, наглядный. Игра. |
– Рассмотрите
картинки (яблоко, зеркальце, петушок, рыбка, белочка, корыто, орешки,
бочка). |
Рассматривают предметные картинки, называют сказку. |
Соотносят предмет |
Групповой. Игра. |
VII. Рефлексивно-оценочный. |
Фронтальная. Словесный. Беседа. |
– Что нового узнали на уроке? – Что особенно запомнилось Оцените свою работу на «Дереве успехов». |
Отвечают на вопросы учителя. |
Анализируют и оценивают работу на уроке. |
Фронтальный. Устные ответы. |
VIII. Домашнее задание. |
Индивидуальное. |
Индивидуальное домашнее задание. |
Учащиеся выбирают задание самостоятельно. |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.