Урок литературного чтения "А.С.Пушкин. Сказки"
Оценка 4.7

Урок литературного чтения "А.С.Пушкин. Сказки"

Оценка 4.7
doc
16.04.2023
Урок литературного чтения "А.С.Пушкин. Сказки"
Урок А.С.Пушкин. Сказки..doc

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Борисовская средняя общеобразовательная школа № 2»

Борисовского района Белгородской области

 

 

Технологическая карта урока

по учебному предмету «Литературное чтение»

в 3 классе

по теме: «А.С.Пушкин. Сказки»

УМК «Начальная школа XXI века»,  Н.Ф.Виноградова

 

 

Ф.И.О. автора:

 Смыслова Алла Николаевна,

учитель начальных классов,

высшее образование,

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

 

 

 

 

 

 

Аннотация к уроку

Технологическая карта урока, разработанная учителем начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения «Борисовская средняя общеобразовательная школа № 2» (образование высшее, квалификационная категория высшая), предназначена для проведения урока по учебному предмету  литературное чтение.

Цель урока: формирование экологического мышления, как составляющей экологической культуры младшего школьника.

Урок является очередным по программе 3 класса. 

Тип урока:  комбинированный.

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС.  Я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соответствии со структурой данного типа и включает в себя следующие этапы:

 – Организационный момент, где учащиеся были эмоционально и психологически настроены на урок.

 – Актуализация опорных знаний – проверка знаний.

Постановка  учебной задачи: учащиеся должны сформулировать тему и цели урока.

 – Усвоение новых знаний и способов действий: знакомство с жизнью и творчеством А.С Пушкина.

Физкультминутка, основной целью которой является не только снятие утомления на уроке, но и проверка в игровой форме знаний и умений.

             – Закрепление знаний и способов действий: закрепление полученных знаний.

 –  Рефлексия: подведение итогов урока и оценивание своей работы.

 – Домашнее задание: индивидуально на выбор, разного уровня.

 

Соответствие деятельности требованиям ФГОС:

содержание урока: связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи; постановка проблемных вопросов; репродуктивная деятельность: «прочитай, вспомни, повтори» и поисковая – «объясни, оцени, сравни»; самостоятельная работа занимает не менее 50% времени урока; применение диалоговых форм общения; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся (создание  сказки); осуществление обратной связи; сочетание групповой, парной и индивидуальной работы; использование наглядного материала; формирование навыков самоконтроля и самооценки; чередование материала разной степени трудности; наличие физкультминутки.

Компоненты урока:

1)  Технологическая карта урока.

 

 

 

Актуальность представленного материала заключается в использовании при проведении урока современных образовательных технологий: информационных, групповых, игровых, здоровьесберегающих. Данный материал целесообразно использовать при проведении уроков изучения нового материала. Форма проведения является универсальной, может быть использована на любых уроках. В приложении к технологической карте представлен раздаточный материал.

В результате освоения учебного материала у обучающихся формируются универсальные учебные действия: предметные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), личностные.

Структура урока определена внутренней логикой учебного материала. Для достижения планируемых результатов используется система заданий, способствующая созданию ситуаций совместного поиска с опорой на предшествующий опыт детей. В течение всего урока прослеживаются межпредметные связи с уроками литературного чтения, изобразительного искусства.

С целью оценки результатов учебной деятельности организован самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя, использованы маршрутные листы.

Материал может быть использован в образовательных учреждениях разного типа.

 

Тема

А. С. Пушкин. Сказки.

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, его сказками, развития речи, памяти и логического мышления.

Планируемые результаты (предметные)

Выбирают из представленных на выставке книг знакомые; соотносят иллюстрацию в учебнике с книгами на выставке; определяют название сказки на основе иллюстрации; читают самостоятельно отрывок из сказки; определяют, из какой книги прочитанный отрывок.

Личностные результаты

Проявляют интерес к чтению художественных книг.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные:

общеучебные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

логические – выстраивают логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Основное содержание темы, понятия и термины

А. С. Пушкин. Сказки. Стихотворения.

Образовательные ресурсы

Портрет А. С. Пушкина. Выставка книг А. С. Пушкина. Иллюстрации к сказкам. Предметные картинки для игры.

 

 

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые
действия

Формируемые умения

I. Организация начала урока.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

Приветствие учащихся.

–  Внимание! Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Есть девиз у нас такой:

Все, что надо, под рукой.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

Проявляют готовность начать учебную деятельность.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

II. Актуализация опорных знаний.

Игра «Угадай сказку». Работа с иллюстрациями к сказкам.

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, игра.

– Ребята, подумайте и скажите, какие книги вы любите читать больше всего?

– Конечно, сказки мы любим

все. Впервые мы их слышим в детстве, когда нам их рассказывают или читают мамы и бабушки, а потом с удовольствием читаем их сами.  Сейчас я прочитаю вам отрывки из сказок, а вы попробуйте назвать сказку и ее автора.

1.  Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.

2.  Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах. Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся,

На знакомом острову

Чудо видят наяву:

Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой — Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят.

3. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

4.  Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.

5.  Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
“Посади ты эту, птицу, —
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся”.

– Сказки.

 

 

 

 

 

 

Слушают стихотворные строки, называют сказку, находят на доске иллюстрацию к ней.

 

1. «Сказка о попе и его работнике Балде».

 

 

 

 

2. «Сказка о царе Салтане».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. «Сказка о рыбаке
и рыбке».

 

 

 

 

 

 

 

4. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

 

5. «Сказка о золотом петушке».

 

Фронтальный. Игра, устные ответы.


 

 

 

 

III. Постановка учебной задачи.

Фронтальная. Словесный. Беседа.

– Кто из вас знает, кто написал сказки, отрывки из которых вы слушали?

– Как вы думаете, с  какими произведениями  мы будем знакомиться  сегодня   на уроке?

– А. С. Пушкин.

 

 

– Знакомиться с биографией А. С. Пушкина и его произведениями.

Формулируют учебную задачу.

Фронтальный. Устные ответы.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Жизнь и творчество А. С. Пушкина.

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя.

Рассказ о жизни и творчестве А. С. Пушкина с опорой на портрет и выставку книг.

Выступление подготовленных учащихся.

Слушают рассказ учителя, рассматривают выставку книг А. С. Пушкина.

Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес. Выбирают из представленных на выставке книг знакомые.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

2. Работа с отрывком из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Чтение учениками («цепочкой»). Выразительное чтение отрывка  из учебника.


 

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа.

– Послушайте фрагмент сказки.

– Что в этой сказке случилось с царевной?

– Как она была освобождена?

– Какие знаки препинания встретились в отрывке?

– Читаем отрывок «цепочкой».

– Назовите действующих лиц в  произведении.

– Прочитайте отрывок выразительно.

Слушают фрагмент сказки. Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Читают текст «цепочкой». Выразительно читают отрывок.

Воспринимают отрывок сказки на слух. Правильно формулируют ответы на вопросы. Привлекают имеющиеся знания сказки. Распознают в тексте знаки препинания, правильно называют их. Умеют читать «цепочкой».

 

Фронтальный. Чтение, устные ответы.

3. Работа с иллюстрацией к «Сказке о рыбаке и рыбке».

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ по картинке, беседа.

– Рассмотрите картинку. Что на ней изображено? К какой сказке Пушкина она относится?

– Где жили старик со старухой?

– Чем занимался старик? Что делала старуха?

– Кого однажды поймал старик? Какую?

– Какие просьбы старухи рыбка выполнила?

– Какой приказ старухи рыбка оставила без ответа? Почему?

– Охарактеризуйте старика и старуху. Какие они?

Рассматривают картинку, описывают сюжет. Отвечают на вопросы.

Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Грамотно строят ответы на вопросы по содержанию сказки.

Фронтальный. Рассказ, устные ответы.

V. Физкультминутка.

Фронтальная.

Физкультминутка в игровой форме под музыку.

Снятие утомления на уроке.

 

 

VI. Закрепление знаний и способов действий.

1. Любимые сказки А. С. Пушкина.

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, пересказ.

– Какие еще произведения
А. С. Пушкина вы знаете?

– Перескажите своими словами вашу самую любимую из сказок Пушкина.

Называют знакомые произведения А. С. Пушкина. Пересказывают любимые сказки.

Соотносят названия произведений и автора. Пересказывают сказки, соблюдая логику изложения.

Фронтальный. Пересказ, устные ответы.


 2. Игра «Доскажи словечко».

Коллективная. Словесный, практический. Игра.

Работа в парах.

1. Жил старик со своею …

У самого синего … .

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три …

2. Белка песенки …

Да орешки все … ,

А орешки не простые,

Все скорлупки … .

3. Пошел старик к синему …;

Стал он кликать золотую …

Приплыла к нему …, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

4. У лукоморья… зеленый;

Златая… на дубе том;

И днем, и ночью… ученый

Все ходит по цепи кругом.

5. Ветер на море…

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в…

На раздутых…

6. Я сегодня поймал было …

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила…

Домой в… синее просилась.

Слушают отрывки из сказок, вставляют пропущенные слова.

Распознают сказку.
По смыслу и тексту договаривают пропущенные слова.

Коллективный. Устные ответы, игра.


 3. Игра «Узнай сказку».

Групповая. Словесный, практический, наглядный. Игра.

– Рассмотрите картинки (яблоко, зеркальце, петушок, рыбка, белочка, корыто, орешки, бочка).
В каких сказках встречаются эти предметы?

Рассматривают предметные картинки, называют сказку.

Соотносят предмет
и сказку. Оказывают взаимопомощь друг другу.

Групповой. Игра.

VII. Рефлексивно-оценочный.

Фронтальная. Словесный. Беседа.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось
и понравилось?

Оцените свою работу на «Дереве успехов».

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют и оценивают работу на уроке.

Фронтальный. Устные ответы.

VIII. Домашнее задание.

Индивидуальное.

Индивидуальное домашнее задание.

Учащиеся выбирают задание самостоятельно.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Борисовская средняя общеобразовательная школа № 2»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Борисовская средняя общеобразовательная школа № 2»

Аннотация к уроку Технологическая карта урока, разработанная учителем начальных классов

Аннотация к уроку Технологическая карта урока, разработанная учителем начальных классов

Актуальность представленного материала заключается в использовании при проведении урока современных образовательных технологий: информационных, групповых, игровых, здоровьесберегающих

Актуальность представленного материала заключается в использовании при проведении урока современных образовательных технологий: информационных, групповых, игровых, здоровьесберегающих

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

На знакомом острову Чудо видят наяву:

На знакомом острову Чудо видят наяву:

А. С. Пушкин. – Знакомиться с биографией

А. С. Пушкин. – Знакомиться с биографией

Охарактеризуйте старика и старуху

Охарактеризуйте старика и старуху

Золотую рыбку, не простую;

Золотую рыбку, не простую;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2023