Урок литературного чтения
УМК «Начальная школа 21 века» 3 класс
К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»
МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа
Учитель начальных классов Заборная Мария Михайловна
Тема: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»
Цели урока:
Оборудование:
Ход урока
1. Орг. момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок,
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Девиз урока:
«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости!»
Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
- У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особенные «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтение. Это дыхание, голос и дикция.
2. Дыхательная гимнастика
3. Речевая разминка. Чистоговорки. Скороговорки.
4. Актуализация знаний.
- И так мы начинаем урок литературного чтения. (слайд)
А начнём мы его с игры. Игра «Вспомни и назови»
- Я буду читать отрывки из произведений, а вы слушайте внимательно и вспоминайте из каких произведений они.
Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает на несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. «Какие бывают дожди»
А кто помнит, о каком дожде идёт речь?
После умывания он долго фыркал и тёрся головой о пол. Это очевидно, должно было обозначать веселье. «Кот – ворюга»
Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! «Стальное колечко»
А кто написал эти замечательные произведения?
5.Сообщение темы урока.
- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями Константина Георгиевича Паустовского. (слайд)
6. Проверка домашнего задания.
Ученики читают составленные рассказы о любимом дожде.
Что еще было задано на дом?
Самостоятельно познакомиться с рассказом «Заячьи лапы» (слайд название рассказа)
- Понравилось ли вам произведение? Поясните свой ответ.
- Объясните заглавие. Почему автор, так озаглавил произведение?
- Назовите героев произведения. (слайды)
- Кто из героев понравился? Какие чувства испытали, читая это произведение?
- А что вы читали – рассказ, сказку или что – то иное?
- Покажите на моделях.
- Давайте вспомним условные обозначения. (слайд)
Моделирование обложки
Дети работают на листочках. Проверка слайд.
7. Словарная работа
- Так как произведение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Назовите слова, значение которых для вас непонятно.
Слайд
Работа в группах
- Но объяснить значение слов постарайтесь сами, опираясь на подсказку.
Сейчас мы проведём игру «Объяснялки»
У вас на столах лежат карточки, вам нужно соединить слово с его значением.
8. Работа с произведением
Начнём читать рассказ с первого события. Какое это событие? (пожар) (слайд)
Перед чтением ставится задание:
- Передайте свои чувства, отношение к персонажам, нарисуйте голосом картину пожара.
- Какие чувства вызывает у вас прочитанный эпизод?
9. Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи (слайд)
- А что было дальше? Нашёл ли Ваня помощь у ветеринара?
- Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром по ролям (чтение 1 части )
- Что вы чувствуете после прочитанного? Почему?
- Что можно сказать о ветеринаре?
(Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо кричит) (слайд)
- Кто помог добрым словом? (бабка Анисья)
- Какой ответ она дала? Прочитайте об этом.
- Что можете сказать о ней?
(Бабка Анисья жалостливая, любопытная, душевная, добрая. Речь её напевная, она шамкает) Слайд
- Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем и передайте свои чувства при чтении.
- А как чувствует себя заяц? (Ему плохо) - Найдите слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, ему плохо.
10. Работа в группах. Дифференцированная.
А теперь поработаем в группах, составляя словесный портрет героев.
1 группа - Каким вы представляете Ваню?
Проверка слайд
(Ваня беспокойный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый)
Речь: волнуясь шепчет
2 группа - Как Ваня и дед нашли доктора, кто им помог?
Прочитайте и обсудите диалог аптекаря с дедом.
Скажите, что собой представляет аптекарь?
Проверка слайд
(Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито)
3 группа - Найдите в рассказе разговор деда с Карлом Петровичем, прочитайте его и составьте словесный портрет персонажа.
Проверка на слайде
(Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)
4 группа - Перескажите, какой рассказ поведал доктору дед Ларион?
- Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете?
Проверка (слайд)
(Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)
- А как бы поступили вы?
Ребята, подведём итог нашего обсуждения героев.
- О чём же этот рассказ? О зайце ли он?
Обобщить ответы детей.
О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет!
Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!
- Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе? (Чтобы подчеркнуть самый напряженный эпизод в рассказе, оставить впечатление от гуманного отношения человека к животным)
- О чём же главном хотел нам сказать автор в своём произведении? (Животные - наши друзья! К ним необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку.
- Как автор относится к людям, о которых он рассказывает? (Автор небезразличен к участникам истории, о которой он повествует: осуждает поведение ветеринара, разделяет жалость бабки Анисьи к Ване и зайчонку.)
- А вы бы помогли Ване и дедушке спасти зайца?
- Как вы думаете, что будет с зайцем потом, когда он совсем выздоровеет?
- Зачем же Паустовский рассказывает нам эту историю о зайце? (Чтобы вызвать желание бережно и заботливо относиться к животным.)
- Какова его главная мысль?
Необходимо бережно и аккуратно обращаться с природой. Люди должны помогать друг другу и животным. Животные тоже иногда приходят на помощь человеку.
Подготовить интервью журналисту от имени деда или от имени Карла Петровича об этой истории.
Подготовить пересказ одного эпизода
Творческая работа (работа в тетради на печатной основе) Зад. № 5*, стр.24.
Выставка книг К. Г Паустовского (слайд)
Читайте произведения К.Г. Паустовского
Используемая литература
Л.А. Ефросинина Учебник литературного чтения для 3 класса
Л.А. Ефросинина Рабочая тетрадь для 3 класса
Л.А. Ефросинина Методическое пособие для учителя
Л.А. Ефросинина Книгочей словарь - справочник по литературному чтению
Карточки для словарной работы
Оголец Онучи Суховей Пенсне Кратер Шамкать Коновал Ураган |
Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку Знахарь, лечащий лошадей Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом) Озорной мальчишка Ветер разрушительной силы Обмотки, портянки Очки без дужек, укреплённые на переносице Сухой горячий ветер
|
Оголец Онучи Суховей Пенсне Кратер Шамкать Коновал Ураган |
Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку Знахарь, лечащий лошадей Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом) Озорной мальчишка Ветер разрушительной силы Обмотки, портянки Очки без дужек, укреплённые на переносице Сухой горячий ветер
|
Оголец Онучи Суховей Пенсне Кратер Шамкать Коновал Ураган |
Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку Знахарь, лечащий лошадей Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом) Озорной мальчишка Ветер разрушительной силы Обмотки, портянки Очки без дужек, укреплённые на переносице Сухой горячий ветер
|
Оголец Онучи Суховей Пенсне Кратер Шамкать Коновал Ураган |
Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку Знахарь, лечащий лошадей Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом) Озорной мальчишка Ветер разрушительной силы Обмотки, портянки Очки без дужек, укреплённые на переносице Сухой горячий ветер
|
Оголец Онучи Суховей Пенсне Кратер Шамкать Коновал Ураган |
Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку Знахарь, лечащий лошадей Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом) Озорной мальчишка Ветер разрушительной силы Обмотки, портянки Очки без дужек, укреплённые на переносице Сухой горячий ветер
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.