Урок литературного чтения К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»
Оценка 4.7

Урок литературного чтения К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»

Оценка 4.7
doc
10.10.2021
Урок литературного чтения К.Г.Паустовский  «Заячьи лапы»
урок Паустовский.doc

 

 

 

 

 

Урок литературного чтения

 

 

УМК «Начальная школа 21 века» 3 класс

 

 

 

 

К.Г.Паустовский  «Заячьи лапы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

                             МКОУ Газ-Салинская средняя   общеобразовательная школа

                             Учитель начальных классов   Заборная Мария Михайловна


Тема: К.Г.Паустовский  «Заячьи лапы»

Цели урока:

  • формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.
  • учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся

Оборудование:

  • учебник "Литературное чтение"  Л.А.Ефросинина
  • тетрадь, карточки с дифференцированными зданиями
  • компьютерная презентация урока.

Ход урока

1. Орг. момент.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок,

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

 

Девиз урока:

«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости!»

 

Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

 

- У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особенные «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтение. Это дыхание, голос и дикция.

2. Дыхательная гимнастика 

3. Речевая разминка. Чистоговорки. Скороговорки.

4. Актуализация знаний.

- И так мы начинаем урок литературного чтения.  (слайд)

А начнём мы его с игры. Игра «Вспомни и назови»

- Я буду читать отрывки из произведений, а вы слушайте внимательно и вспоминайте из каких произведений они.

Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает на несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши.  «Какие бывают дожди»    

А кто помнит, о каком дожде идёт речь?

После умывания он долго фыркал и тёрся головой о пол. Это очевидно, должно было обозначать веселье.  «Кот – ворюга»

Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое!   «Стальное колечко»

А кто написал эти замечательные произведения?     

5.Сообщение темы урока.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями Константина Георгиевича Паустовского. (слайд)

6. Проверка домашнего задания.

Ученики читают составленные рассказы о любимом дожде.

 Что еще было задано на дом?  

 Самостоятельно познакомиться с рассказом «Заячьи  лапы»    (слайд название рассказа)

- Понравилось ли вам произведение? Поясните свой ответ.

- Объясните заглавие. Почему автор, так озаглавил произведение?

- Назовите героев произведения.  (слайды)

- Кто из героев понравился? Какие чувства испытали, читая это произведение?

 - А что вы читали – рассказ, сказку или что – то иное?

- Покажите на моделях.

-  Давайте вспомним условные обозначения.    (слайд)

Моделирование обложки

Дети работают на листочках. Проверка  слайд.

7. Словарная работа

- Так как произведение  было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения.  Назовите слова, значение которых для вас непонятно. 

Слайд

 

Работа в группах

- Но объяснить значение слов постарайтесь сами, опираясь на подсказку.

Сейчас мы проведём игру «Объяснялки»

У вас на столах лежат карточки, вам нужно соединить слово с его значением.

8. Работа с произведением

Начнём читать рассказ с первого события.  Какое это событие?   (пожар)  (слайд)

Перед чтением ставится задание:  

- Передайте свои чувства, отношение к персонажам, нарисуйте голосом картину пожара.

- Какие чувства вызывает у вас прочитанный эпизод?

9. Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи (слайд)

- А что было дальше? Нашёл ли Ваня помощь у ветеринара?

-  Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром по ролям  (чтение 1 части )

- Что вы чувствуете после прочитанного? Почему?

- Что можно сказать о ветеринаре?  

(Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо кричит)  (слайд)

- Кто помог добрым словом?  (бабка Анисья)

- Какой ответ она дала? Прочитайте об этом.

- Что можете сказать о ней?

(Бабка Анисья  жалостливая, любопытная, душевная, добрая. Речь её напевная, она шамкает)  Слайд

-    Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем и передайте свои чувства при чтении.

- А как чувствует себя заяц? (Ему плохо)  - Найдите слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, ему плохо.

10. Работа в группах. Дифференцированная.

А теперь поработаем в группах, составляя словесный портрет героев.

1 группа    - Каким вы представляете Ваню?

Проверка  слайд

(Ваня беспокойный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый)

Речь: волнуясь шепчет   

2 группа     - Как Ваня и дед нашли доктора, кто им помог?

Прочитайте и обсудите  диалог аптекаря с дедом.    

Скажите, что собой представляет аптекарь?      

Проверка  слайд

(Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито)

3 группа  - Найдите в рассказе разговор деда с Карлом Петровичем, прочитайте его и составьте словесный портрет персонажа.  

Проверка  на слайде

(Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)

4 группа - Перескажите, какой рассказ поведал доктору дед Ларион? 

- Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете?

Проверка  (слайд)

(Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)

- А как бы поступили вы?

Ребята, подведём итог нашего обсуждения героев.

- О чём же этот рассказ? О зайце ли он?

Обобщить ответы детей.

О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет!

Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!

- Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе? (Чтобы подчеркнуть самый напряженный эпизод в рассказе, оставить впечатление от гуманного отношения человека к животным)

- О чём же главном хотел нам сказать автор в своём произведении? (Животные - наши друзья! К ним необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку.

11. Обобщение.

- Как автор относится к людям, о которых он рассказывает? (Автор небезразличен к участникам истории, о которой он повествует: осуждает поведение ветеринара, разделяет жалость бабки Анисьи к Ване и зайчонку.)

- А вы бы помогли Ване и дедушке спасти зайца?

- Как вы думаете, что будет с зайцем потом, когда он совсем выздоровеет?

- Зачем же Паустовский рассказывает нам эту историю о зайце? (Чтобы вызвать желание бережно и заботливо относиться к животным.)

- Какова его главная мысль?

Необходимо бережно и аккуратно обращаться с природой. Люди должны помогать друг другу и животным. Животные тоже иногда приходят на помощь человеку.

12. Домашнее задание.

Подготовить интервью журналисту от имени деда или от имени Карла Петровича об этой истории.

Подготовить пересказ одного эпизода

Творческая работа (работа в тетради на печатной основе) Зад. № 5*, стр.24.

Выставка книг К. Г Паустовского   (слайд)

 

Читайте произведения К.Г. Паустовского

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература

Л.А. Ефросинина  Учебник литературного чтения  для 3 класса

Л.А. Ефросинина  Рабочая  тетрадь для 3 класса

Л.А. Ефросинина  Методическое пособие для учителя

Л.А. Ефросинина   Книгочей  словарь - справочник  по литературному чтению 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки для словарной работы

Оголец

Онучи

Суховей

Пенсне

Кратер

Шамкать

Коновал

Ураган

Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку

Знахарь, лечащий лошадей

Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом)

Озорной мальчишка

Ветер разрушительной силы

Обмотки, портянки

Очки без дужек, укреплённые на переносице

Сухой горячий ветер

 

Оголец

Онучи

Суховей

Пенсне

Кратер

Шамкать

Коновал

Ураган

Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку

Знахарь, лечащий лошадей

Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом)

Озорной мальчишка

Ветер разрушительной силы

Обмотки, портянки

Очки без дужек, укреплённые на переносице

Сухой горячий ветер

 

Оголец

Онучи

Суховей

Пенсне

Кратер

Шамкать

Коновал

Ураган

Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку

Знахарь, лечащий лошадей

Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом)

Озорной мальчишка

Ветер разрушительной силы

Обмотки, портянки

Очки без дужек, укреплённые на переносице

Сухой горячий ветер

 

Оголец

Онучи

Суховей

Пенсне

Кратер

Шамкать

Коновал

Ураган

Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку

Знахарь, лечащий лошадей

Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом)

Озорной мальчишка

Ветер разрушительной силы

Обмотки, портянки

Очки без дужек, укреплённые на переносице

Сухой горячий ветер

 

Оголец

Онучи

Суховей

Пенсне

Кратер

Шамкать

Коновал

Ураган

Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку

Знахарь, лечащий лошадей

Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом)

Озорной мальчишка

Ветер разрушительной силы

Обмотки, портянки

Очки без дужек, укреплённые на переносице

Сухой горячий ветер

 

                                          


Урок литературного чтения

Урок литературного чтения

Тема: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»

Тема: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»

Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает на несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой…

Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает на несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой…

Сейчас мы проведём игру «Объяснялки»

Сейчас мы проведём игру «Объяснялки»

Речь: волнуясь шепчет 2 группа -

Речь: волнуясь шепчет 2 группа -

Как автор относится к людям, о которых он рассказывает? (Автор небезразличен к участникам истории, о которой он повествует: осуждает поведение ветеринара, разделяет жалость бабки

Как автор относится к людям, о которых он рассказывает? (Автор небезразличен к участникам истории, о которой он повествует: осуждает поведение ветеринара, разделяет жалость бабки

Карточки для словарной работы

Карточки для словарной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2021