Тема: М. М. Пришвин « Старый гриб».
Цель: прививать интерес к чтению;
развивать познавательную деятельность, творческие способности; воспитывать чувство доброты, уважения к людям.
Оборудование: иллюстрации леса; портрет; грамзапись;.
Ход урока:
1. Орг.момент.
- Ребята, каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок ? ( Ответы учащихся)
С вашей помощью постараемся его таким сделать.
- А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте (звучит грамзапись с пением птиц, учитель читает стих).
Наверное, бывали вы
Не раз в лесу густом,
Где вьётся чуть заметная
Тропинка под кустом.
Под ветками зелёными
В тени, в тиши лесной
От ветра можно спрятаться,
Найти прохладу в зной.
Сегодня мы с ребятами
В дремучий лес идём.
Кто хочет в путь? Пожалуйста,
Мы всех с собой возьмём.
Итак, куда мы отправляемся? (В лес)
- Для чего люди ходят в лес?
- А для чего мы пойдем в лес на сегодняшнем уроке, вы сейчас сами узнаете, решив кроссворд.
2. Актуализация знаний.
Работа в группах
Работа с кроссвордом.
1.
Зашел мужик в сосняк,
Нашел слизняк,
Бросить жалко
Съесть сыро. (Груздь)
2.
Глубоко был спрятан он
Раз, два, три и вышел вон,
И стоит он на виду
Белый, я тебя найду! (Боровик)
3.
Золотистые –
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. (Лисички)
4. В
роще у березки
Повстречались тезки. (Подберезовики)
5.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных
Собирай, не мешкай ... (Сыроежки)
- Какое слово вы получилось? (грибы)
- Кто из писателей и в каком рассказе писал о грибах? (Михаил Михайлович Пришвин в рассказе “Старый гриб”)
- Какой из этих грибов является героем рассказа Пришвина «Старый гриб»?
- Давайте поставим цель перед собой, к которой будем стремиться на протяжении всего урока.
ОЦЕНИВАНИЕ МИШЕНЬ
3. Проверка домашнего задания.
- Дома вы читали текст М.Пришвина «Старый гриб», и как внимательно вы поработали над этим произведением, мы сейчас проверим.
«Верные и неверные утверждения»
- Составим кардиограмму нашего леса.
- да - нет
1.Произведение «Старый гриб» написал М. Пришвин? (да)
2.Действие происходит в наши дни? (нет)
3.Главный герой маленький мальчик Петя? (нет)
4.Повествование идет от имени автора? (да)
5.День был жаркий? (да)
Самопроверка. Оценивание.
Вывод: Кардиограмма у нашего леса не стабильная. И нам нужно помочь лесу успокоиться.
Работа в группах. Обмен информацией.
1.Подобно растениям, грибы растут в почве, но они не растения. Все их разнообразные формы – шляпочные грибы, дрожжи плесени (вроде той, что иногда появляются на хлебе) – объединяют в особую группу организмов. В отличии от растений у грибов нет хлорофилла, так что сами создавать для себя пищу они не могут. Приходится добывать ее другим способом. Многие грибы - паразиты. Это значит, что они извлекают питательные вещества из живых растений, животных и других организмов. Имеются среди них и сапрофиты. Так называются виды, питающиеся мертвыми тканями растений и животных.
Грибов на свете почти 100 тысяч видов. Очень важно научиться отличать съедобные грибы от несъедобных.
Как растут грибы?
2.Грибы – не растения. Они относятся к отдельному царству, такому же, как царства животных и растений.
Сам гриб – похож на паутинку, грибница – мицелий – спрятан глубоко под землей.
Если осторожно выкрутить привычный нам гриб из земли, у основания его ножки можно заметить очень тоненькие белесые ниточки (гифы). Это и есть часть грибницы. А то, что мы собираем в лесу – это не сами грибы, а их плодовые тела, с помощью которых эти мастера маскировки распространяют свои “семена” - споры. Грибные споры очень мелкие. Увидеть их можно только под микроскопом.
3. Дождевик
Узнав, что это гриб, многие удивляются: какой же гриб? У гриба должна быть ножка и шляпка, а тут просто белый шарик. И все-таки это гриб. Дождевик. Называется он так потому, что появляется обычно после дождя. Он появляется в мае после дождя. Эти грибы употребляют в пищу совсем молоденькими, а если перерастет становится ядовитым. В Италии этот гриб предпочитают всем остальным съедобным грибам.
4. “Чайный гриб”
Напиток этого гриба используют, как прохладительный напиток и как домашнее лечебное средство при отсутствии аппетита, пониженной кислотности, головных болях, при заболевании желудка. В медицине отмечают, что этот настой или чайный квас задерживает рост одних бактерий и убивает другие. Врачи рекомендуют полоскать им горло при ангине. Пленка чайного гриба по мере роста наслаивается. При желании эти слои отделяют, помещают в широкую стеклянную банку и заливают подсахаренным раствором чая и отстоенной водой – (100 гр сахара на 1 л воды). Настой этот постепенно превращается в приятный напиток. Пленка продолжает расти и держаться на поверхности потому, что углекислый газ образуемый дрожжевыми грибками поднимает ее. Настой надо менять через 5-6 дней зимой и 2-3 дня летом. Гриб надо промывать кипяченой водой зимой через 2-3 недели, а летом через 1-2 недели. Перестоявший настой пить нельзя. Холод и сильный свет замедляют рост чайного гриба.
5.Грибы-паразиты
Грибы приносят нам и пользу, и вред. Многие шляпочные грибы и культурная плесень (в сыре) съедобны, но есть и крайне ядовитые виды. Некоторые грибы, например аспергилл, вызывают заболевания растений и животных, зато другие вырабатывают необходимые нам антибиотики. Дрожжи используются в хлебопечении .Грибы живут за счет других организмов. Эти грибы растут на дереве. Они проникают в него сотнями тонких нитей грибницы (их называют гифами), которые переваривают питательные вещества дерева и всасывают их.
6.Александр Флеминг
Это один из ученых, принесших человечеству самую большую пользу. Он родился в Шотландии в 1881 году и был профессором медицины Лондонского университета. Всемирную известность Флемингу принесло открытие пенициллина. Совершенно случайно он обнаружил, что плесень уничтожила колонию бактерий – возбудителей инфекционной болезни, которые он изучал. Он решил, что раз плесень смогла уничтожить бактерии, то ее можно использовать для лечения болезней, вызываемых этими бактериями. новое вещество Флеминг назвал “пенициллин”. Человечество благодарно Александру Флемингу, так как его открытие помогло спасти жизни многих людей.
Вывод:
1) Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)
2) Какую пользу приносят несъедобные грибы?
3) Чем полезные съедобные грибы? (В них много белков, жиров, полезные для человека минеральные соли, фосфорной кислоты, витамины А1, В1, В2, С, D Грибы богаты также ароматическими веществами, благодаря которым, блюда из грибов обладают хорошим вкусом. Съедобные грибы сушат, маринуют, солят, консервируют.
4. Работа по теме урока.
1 часть
- Когда вы ходите в лес, какие грибы предпочитаете собирать: молодые или старые? А что делаете со старыми? Как к ним надо относиться? Почему?
- Какие мысли у вас возникают, когда слышите словосочетание «старый гриб»? Ответы: червивый, сморщенный, высохший, не пригодный в пищу.
- А при каких обстоятельствах в произведении было использовано словосочетание «старый гриб»?
- Как вы думаете, почему мальчишка назвал его старым грибом?
- Где и кем работал друг писателя?
- Найдите портрет этого человека?
- Кто еще был наш герой?
- Обиделись бы вы если б вашего деда назвали «старый гриб» ?
2 часть
- Опишите лес, в котором М.Пришвин часто собирал грибы. ( 128)
- Какие грибы автор называет настоящими? Какие – дрянью?
- Опишите сыроежку словами из текста.
- А чем же молодой гриб лучше старого? Найдите в тексте (стр. 128)
- Какой был день?
- Кто был товарищем по несчастью? (птичка)
- Прочитайте отрывок со слов «Через это лесное оконце…»
- С чем сравнивается сыроежка? Выборочное чтение
- Для чего она пригодилась? Выборочное чтение
- Представьте, что вы идете по лесу, и вам очень хочется пить. Вдруг вы видите сыроежку, заполненную водой. Как бы вы поступили?
- Как бы вы напились с грибной шляпки?
- А как поступил Михаил Михайлович Пришвин?
- Почему М.М. поклонился сыроежке?
- Докажите, что лесные обитатели понимают и принимают писателя. Понимает ли автор разговор леса? (Он не срезал гриб, значит, приняли).
- Какими художественными средствами пользовался автор?
Найдите и прочитайте метафоры (употребление слов в переносном значении), которые использовал автор? Серебяные волосы(с.127), старый гриб , гибкое блюдце с.131-сыроежку, живая и мёртвая вода
Кого и с чем сравнивает автор? волосы-серебро
листья – золотые и красные пяточки с.128
веточка-лесное оконце (с. 130)
сыроежка – большая тарелка (с. 130)
берёзовый лист-золотой кораблик с.131
Физминутка. (1 мин.)
Солнечным погожим днем
Мы с друзьями в лес идём.
Мы с собой несем корзинки.
Вот хорошая тропинка! (ходьба на месте)
Меж еловых мягких лап
Дождик кап, кап, кап! (пальцами постучать)
Где сучок давно засох,
Серый мох, мох, мох. (потереть ладошки)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. (руки вверх поднять)
Кто нашел его, друзья?
Это я, я, я! (повороты туловища вправо-влево)
Снова мы идем по лесу.
А вокруг – так интересно! (ходьба на месте)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (приседания)
Отдохнуть пора, дружок,
Мы присядем на пенёк. (сесть за парты)
Чтение 3 части
- У вас есть дедушка – старый человек?
- Какие ассоциации возникают с этими словами?
(Доброта, забота, старость, костыль, аптека).
- Как можно обратиться к старому человеку?
(Отец, дедушка).
- Может ли на что-то сгодиться старый человек?
- Каждый, кто живёт в нашем мире, имеет своё предназначение, свои задачи на земле, независимо от возраста.
- Как же тогда следует относиться к старым людям, которые живут рядом с нами?
- Притча о японцах, которые сбрасывали стариков с высокой горы в древности.
Нарты жили очень долго: многие больше тысячи лет. До ста лет человек еще сохраняет свои размеры, а после – начинает уменьшаться. Когда старики становились маленькими, как грудные дети, нартские невестки держали их в колыбелях, а затем, когда и это становилось невозможно, перекладывали в вычищенные изнутри и высушенные тыквы, которые подвязывали к потолкам. И каждый, кто проходил мимо такой тыквы раскачивал ее, чтобы обитатель мог уснуть. И так продолжалось до тех пор, пока человек не исчезал совсем.
Во многих домах высушенных тыкв висело на потолках так много, что не хватало места.
На одном из собраний решили – всех, кому больше ста лет
сбрасывать со скалы. А скалу ту – самую высокую в стране – назвать Скалой
Стариков.
Много поколений сменилось с тех пор, пока пришла очередь нести на Скалу
Стариков своего прадедушку одному сельскому парню. И когда он уже поднимался в
гору, неся за плечами в корзине старика, споткнулся о камень, что торчал на
тропинке. Старик, который до этого не проронил ни звука, вдруг засмеялся. «Чему
ты смеешься, дедушка, разве не знаешь, куда я тебя несу?» – спросил правнук.
«Знаю, внучек, как не знать, – ответил обреченный. – Просто я вспомнил, что
когда тоже нес своего прадеда на Скалу Стариков, споткнулся об этот же камень».
«Не могу я сбросить своего прадеда со скалы», – решил тогда правнук. Так он и поступил, спрятал его неподалеку в горах и стал ухаживать за ним.
Время шло, и никто не догадывался о тайне парня. Но вот однажды верховный князь – владыка тех мест – объявил, что отдаст замуж свою единственную дочь красавицу тому удальцу, который выполнит его задание. И возмечтал юноша как тысячи и тысячи других молодых людей. Ведь задание это казалось несложным: нужно было лишь в назначенный день раньше остальных увидеть луч утреннего солнца. Он долго думал, в чем потаенный смысл задания князя. И когда уже не было выхода, решил обратиться к своему прадеду. Тот выслушал и ответил: «Внучек! Когда твои соперники соберутся на Скале Стариков, а именно там раньше всего можно увидеть восходящее солнце, не смотри на восток, куда будут обращены взоры всех собравшихся, ты смотри на запад». Обрадовался юноша тому, что услышал и наутро сделал так, как советовал старик. «Вот он – первый луч!» – воскликнул парень, указывая на свет солнца, коснувшийся облаков в противоположной стороне неба.
Князь спросил юношу, как он нашел отгадку к его заданию. Тот не стал лукавить, рассказал все, как было. Князь, попросив пригласить и старика, устроил для молодых пышную свадьбу. Молодожены жили долго, и было у них много детей. А нарты с тех пор перестали сбрасывать стариков, сколько бы они ни жили.
Дебаты.
- Приносят ли пользу старые растения в природе и старые люди в жизни?
- Согласны ли вы с утверждением, что если старый, то не нужный?
Рефлексия.
Выведение экологических правил
- Я предлагаю вам стать экологами и создать несколько экологических правил, опираясь на иллюстрации.
Например:
1.Не загрязняйте воздух, воду, почву, лес.
2.Не ломайте ветки деревьев.
3.Не рвите цветов.
4.Не губите кору деревьев.
5. Не топчите грибы.
6.Не топчите насекомых.
Вывод. Какие правила должен знать человек, находясь в лесу?
Синквейн.
Сыроежка |
Друг |
огромная красная |
Добрый |
Напоила Сеет Живёт |
Лечил Работал Помогал |
Сеет споры, живёт для других! |
Его настоящее дело – служить обществу! |
будущее |
Знаток (мудрец) |
Что хотел сказать автор своим произведением ? ( Он говорит читателю , что нужно относиться к природе с любовью. Человек – могущественный хозяин на Земле. Он может все. Природа беззащитна перед ним .
Какова основная идея произведения? (Люби и береги природу, будь добрым хозяином своего края.)УВАЖАЙ СТАРОСТЬ.Почему М. М. Пришвин назвал рассказ “Старый гриб”? (Он сравнил жизнь и дела своего друга, который отдал свои знания и труд молодому поколению, а старый гриб, как растение является продолжателем размножения молодых грибов).
Домашнее задание
1. стр. 127-132 пересказывать.
2. Творческое задание – придумать продолжение рассказа «Старый гриб».
3. Эссе «Как я оцениваю поступок мальчика».
Творческое – Составить диалог между мальчишкой, который на площади обидел стариков, и вами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.