Конспект урока литературного чтения на родном языке
Тема урока: «Растения в русских народных сказках и легендах».
Класс: 4
Учитель: Лужецкая А.В.
Цели: формирование интереса к русским народным сказкам как источнику знаний, желания и привычки читать книги.
Задачи урока:
образовательная:
познакомить учащихся с русскими народными сказками, где встречаются волшебные
растения; расширить лексический запас учащихся;
развивающая: логических операций мышления:
анализ, синтез, обобщение, сравнение; связной речи; развивать правильное и
выразительное чтение.
воспитательная: воспитывать ответственное отношение к результатам своего
учебного труда; толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Планируемые результаты:
Предметные: Ученики научатся получать нужные для себя знания из русских народных сказок;
получат возможность научиться добывать информацию из различных источников, помимо предложенных учителем.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД: учащиеся научатся владеть диалоговой формой речи, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Личностные УУД: развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре; развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка;
Познавательные УУД: учащиеся умеют извлекать информацию из учебного текста; осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанно строят речевое высказывание в устной форме;
Регулятивные УУД: формировать учебную задачу, принимать её, сохранять на протяжении всего урока,; оценивать свои достижения и результаты сверстников;
Методы: фронтальная беседа, работа с текстом, таблицей, метод демонстраций, проблемно-поисковый.
Технологии: элементы технологии обучения в сотрудничестве, технологии проблемного обучения, игровой технологии, здоровьесберегающей, кейс-технологии.
ХОД УРОКА:
1. Орг.момент
Сегодня наш урок пройдет в необычной форме, мы разделимся на творческие группы, в каждой группе будет модератор. Мой помощник.
2. Актуализация изученных знаний
- Давайте вспомним, какой раздел мы изучаем на уроке? (Народные традиции и обычаи)
- какова тема предыдущего урока? (Летние народные праздники)
- у вас было творческое домашнее задание. Первая группа подготовила, сочинила загадки по летним народным праздникам. Пожалуйста, слово вам.
· Летом трав растет немало,
Собираем их в праздник … (Ивана Купала)
· Начинаем хоровод,
Подходи, честной народ.
Пусть сердца раскроются
На ….(Святую Троицу)
· В праздник это дерево воспевали,
Его ветви завивали,
Лентой алой украшали (Берёза)
· Весна уходит без оглядки .
Лето наступает.
Ведет за собою …(зелёные святки)
· Я нарву цветов букет, лета тёплого привет!
На Троицу, Ивана все гадают,
На воду их бросают. (Венки)
· Седьмой четверг после Пасхи велик,
Называется это праздник…(Семик)
-замечательные загадки получились у ребят. Мы вспомнили названия летних праздников. Это и Троица, и Ивана купала, и Семик, и Зеленые святки. А вот вторая творческая группа подготовила выставку рисунков, отражающую эти события. Работы получились яркие и содержательные.
- Третьей группе нужно было найти видеосюжет об одном из празднике, где мы могли бы увидеть обычаи и традиции этого праздника. (видеосюжет из художественной сказки «Финист ясный сокол» )
- все ребята молодцы. Все справились с домашним заданием.
3.Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
- Что было во всех летних праздниках главным символом ?(береза, травы, растения)
Верно. Земля одевалась в зеленый наряд.
-Сегодня мы поговорим о русских народных
сказках и легендах. Точнее, о волшебных растениях, населяющих их.
-Тема нашего урока : «Растения в русских народных сказках и легендах».
- Какие цели мы поставим для себя на уроке?
-Упоминания о растениях можно встретить почти везде: мифы, легенды древних
славян и сказки, труды ученых и записки знахарей - так или иначе, растения
часто фигурируют в них.
-В сказках растения обычно наделяются волшебно-целительными силами. Это и
понятно. Ведь именно растения помогают в лечении различных заболеваний. И
именно им приписываются чудодейственные свойства. Этими силами наделяются
травы, плоды, корни, различные отдельные части растения. Чаще всего волшебное
растение растет очень далеко, и, чтобы его достать, необходимо пройти через ряд
испытаний. Вспомним уже известные нам сказки.
Итак, посмотрим на схему:
Растения
Деревья
Кустарники
Травы
«Сказка об Иване царевиче и сером волке»
(яблоня)
Крошечка-Хаврошечка (яблоня)
«Ореховый куст»
(Лещина)
?
- «Один царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за девять
девятин, в десятом царстве, есть сад с молодильными яблоками, а в нем колодец с
живою водою: если съесть старику это яблоко, то он помолодеет, а водой этой
помазать глаза слепцу – он будет видеть» (Сказка о молодце-удальце, молодильных
яблоках и живой воде)
Иногда достаточно сорвать и применить
растение. Нате, вот вам корешок; отройте Ивана-царевича, этим корешком его
вытрите да три раза перевернитесь через него. Они взяли корешок, нашли могилу
Ивана-царевича, разрыли, вынули его, тем корешком вытерли и три раза
перевернулись через него – Иван-царевич встал» (Притворная болезнь)
«Правда нарвала травки и давай тереть глаза; потерла один, потерла другой – и
стала видеть по-прежнему… В это время у одного царя ослепла дочь, и сделал он
клич: кто вылечит царевну, за того отдаст ее замуж. Правда приложила ей к очам
травку, потерла и вылечила… » (Правда и кривда) С древнейших времен дошли до
нас легенды про дриад. Девы в стволе могли жить только вместе с деревом и
погибали вместе с ним. Дриады были душой дерева и срубить дерево, не убив
дриаду, было нельзя. Часто сказки отражают первые шаги в познании целебных (или
ядовитых) растений (например, легенда о корне-человеке). Именно соки растений приобрели
в сказках название - "живая вода". Сказочное растение может исцелить,
одарить вечной жизнью, выполнить желание, подарить счастье или, наоборот,
разрушить его... Разрыв-трава, одолень-трава, молодильные яблоки,
корень-человек…. За этими волшебными и сказочными названиями скрываются вполне
обычные, известные нам растения. Почти о каждом растении сложены мифы и
легенды, сказки, придающие обычному растению магические свойства.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
К нам на урок пришла гостья, травница Акулина. Она принесла вам сказки, в которых упоминаются те или иные растения. Эти произведения уже лежат в ваших кейсах.
Читать и слушать сказку нужно очень внимательно, после прочтения мы будем заполнять таблицу, проанализировав которую, сможем сделать выводы.
Название произведения
|
Волшебное название растения
|
Реальное название растения
|
Реальное название растения
|
«Ночь на Ивана купала»
|
Перунов цвет
|
Папоротник
|
Полезные свойства папоротника определяются, в первую очередь, способностью растения выводить с организма токсические вещества.
|
«Баба Яга и ягоды»
|
Пазыбник
|
Земляника
|
Ценится земляника не только за душистые ароматные ягоды, но и возможность использовать в домашних условиях листьев для лечебных целей
|
«Одолень трава»
|
Одолень трава
|
Белая водяная лилия
|
Помимо декоративных качеств кувшинка обладает лекарственными свойствами
|
Название произведения
Волшебное название растения
Реальное название растения
Применение растения
«Ночь на Ивана купала»
Перунов цвет
Папоротник
Полезные свойства папоротника определяются, в первую очередь, способностью растения выводить с организма токсические вещества.
«Баба Яга и ягоды»
Пазыбник
Земляника
Ценится земляника не только за душистые ароматные ягоды, но и возможность использовать в домашних условиях листьев для лечебных целей
«Одолень трава»
Одолень трава
Белая водяная лилия
Помимо декоративных качеств кувшинка обладает лекарственными свойствами
Легенда
Сорочка молодильник
Ландыш
Легенда
Купавница, Балаболки
Купальница
Легенда
Волошка, синецветка
Васильки
- Проведем словарную работу. (холоп, ажуром клубятся, расшибся, пуще прежнего, потужил холоп
Ночь на Ивана Купалу
Русская народная сказка
У одного барина был холоп в услужении. Вот и вздумал этот холоп на Ивана Купалу в самую ночь сходить в лес, сорвать Перунов цвет, чтобы клад достать. Дождался он этой ночи. Уложил он барина спать, в одиннадцать часов ночи и пошел в лес. Входит в самую чащу. Жутко ему пришлось; раздался свист, шум, гам, хохот, он все ничего, хоть жутко, а идет. Только глядь, а нечисть кругом скачет. И это ничего, прошел холоп и слова не сказал. Глядит: вдали растет цветок, листья ажуром клубятся, подымаются, а средь них сияет, как точно на стебельке в огне уголек. Обрадовался холоп, бегом бежит, уж почти к цветку подбежал, а нечисть его останавливает, кто за кафтан дернет, кто дорогу загородит, кто под ноги подкатится. Не вытерпел он да как ругнет нечистых: «Отойдите, говорит, вы от меня, проклятые!» Не успел он выговорить, вдруг его назад отбросило. Ничего; поднялся опять холоп, пошел, видит: опять на прежнем месте блестит цветок. Опять его останавливают, опять дергают, он и знать не хочет, идет себе, не оглянется, ни словечка не скажет; а за спиной его такие чудеса, что страшно подумать. Холоп и знать ничего не хочет, подошел к цветку, нагнулся, ухватил его за стебелек, рванул, глядь: вместо цветка у демона рог оторвал, а цветок все растет по-прежнему и на прежнем месте. Застонал демон на весь лес… Отбросил своей силой волшебною мужика в сторону. Расшибся тот больно, да делать нечего. Не сдаётся! Вот холоп опять встал, идет опять в лес; и опять по-прежнему блестит цветок на том же месте. Опять холопа останавливают, дергают; терпит мужик, тихонько подполз к цветку и сорвал его. Пустился со цветком домой бежать и боль забыл. Уж на какие хитрости ни подымалась нечистая сила, ничего, холоп бежит и думать об этом не думает, раз десять упал до дому. На пути вдруг барин появляется, ругает холопа на чем свет стоит. «Алешка! Где ты, подлец, был? Как ты смел без спросу уйти?» Струсил холоп: злой был барин у него, да и показался с палкой. Повинился: «Виноват, говорит, за Перуновым цветом ходил, клад хотел достать». Пуще прежнего барин озлился. «Я тебе, говорит, дам за цветком ходить, я тебя ждал, ждал! Подай мне цветок: клад найдем, вместе разделим». Обрадовался холоп, что барин хочет клад вместе разделить, подал ему цветок, и вдруг барин провалился сквозь землю, цветка не стало, и петухи запели. Остался один холоп, поглядел, поглядел кругом себя, заплакал бедняга и побрел домой. Приходит домой, глядит, а барин спит по-прежнему. Потужил, потужил холоп, да так и остался ни с чем, лишь только с побоями.
- Впишем данные в таблицу
- После сказки есть задание. Какое растение лишнее? Почему? (папоротник не цветет)
-Какой вывод мы можем сделать по сказке, имея такие сведенья о папоротнике? (Сказка волшебная, поскольку в ней есть несоответствие событий с реальностью)
Какое растение лишнее? Почему
- Переходим к следующей сказке. Проведем словарную работу. (бор, злобится,)
Баба Яга и ягоды
Русская народная сказка
В некотором царстве, в славном государстве, возле речки древней, у большой деревни стоял дремучий бор. Грибов и ягод водилось там видимо-невидимо, да только местным жителям радости от этого не было совсем, потому как обитала в чаще того леса старая карга — злобная Яга. Жадна была не в меру и никому в лес ступить не давала: кого в трясину заведёт, кого и вовсе изведёт.
Как-то летом в самую ягодную пору задумала она полакомиться пазыбником. Растет он, изумрудным ковром стелется. А из-под резных листочков где белые цветочки смотрят, где уже алые ягодки выглядывают. По всему лесу дух аромат идёт. Только вот незадача: не хотят ягодки в корзинку к старой Яге идти, под листочками спрятались, в травке затаились. Ворчит баба Яга, злобится, да под каждый листик не заглянешь, каждому кусту не поклонишься.
Той же порой ходила по лесу маленькая девочка. Ещё затемно из дому вышла, корзинку пазыбника набрать да малость подкормиться. Уж ей-то ягоды на показ выставляются:
— Здесь мы, бери нас скорей!
Наелась девочка ягод, набрала полную корзинку. И хотела уж было домой идти, как повстречалась ей баба Яга, ухватила своей клюкой, да как зашипит:
— Вот почему мне ни одной ягоды не попалось! Ты их все собрала!
Отняла у девочки корзинку, и отправилась к себе в избушку, радуясь нежданной добыче. А девочка присела на пенёк и горько заплакала от обиды.
Идёт баба Яга, корзинкой покачивает, а пазыбник оттуда прыг да скок на травку, так весь и повыпрыгивал и покатился обратно на полянку.
Сидит девочка, жалобно всхлипывает и вдруг слышит из травы:
— Готовь-ка, милая, платочек!
Сняла она косынку, расстелила перед собой, ягодки туда и закатились. Связала их девочка в узелок и радостная побежала домой. А баба Яга пришла к себе в избушку, глядь — а ягод-то и нет! Один запах остался. Швырнула она в сердцах корзинку, затряслась, затопала ногами. Ругалась, ругалась, да от злобы и лопнула: а вместе с ней рассыпалась и её избушка. И появилось в этом месте болото, а по краям его выросло много ягодных кустов, где деревенские ребятишки каждый год лакомятся спелым душистым пазыбником.
- Впишем данные в таблицу
- Соберем «лукошко» рассыпанных ягодных пословиц. Как вы понимаете их смысл?
Ради земляники земле ягода — к ягоде
Сладка ягода, поклонишься не раз.
Зерно — к зерну, да низко растет..
5. Физминутка
- Переходим к третьей сказке. Проведем словарную работу. (в полон брать, рудожёлт,)
Одолень-трава
Русская народная сказка
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от
тихой речки-Смородины, стоял славный Старгород. Жили там люди - не тужили, да
вдруг случилась беда. Прилетел из дальних стран Змей-Горыныч. Стал огнем жечь
окрестные деревни, людей убивать и грабить да в полон угонять. Стон и плач
пошел по земле русской. Собрались тогда самые мудрые люди города и стали совет
держать: как победить злое Чудо-Юдо? Решили самого Змея спросить, что ему
нужно, чтобы оставил он их в покое и улетел за тридевять земель. Вот вышли
старейшины на берег речки-Смородины и стали Змея звать. Прилетел Змей-Горыныч,
дохнул пламенем и говорит:
- Сейчас я вас съем!
Отвечают ему старейшины:
- Не ешь нас, Змей-Горыныч! Скажи лучше, чего ты хочешь от нас? Подумал Змей и
промолвил:
- Дайте мне девицу-красавицу, краше которой никого на свете нет. Тогда улечу я
с ней далеко-далеко, а земли ваши в покое оставлю. Если же не дадите мне такую
красавицу - весь город ваш огнем сожгу. Стали выбирать девушек-красавиц. Много
было в городе прекрасных молодушек, но краше всех оказалась Настенька, дочь
бедной вдовы. Когда сказали девушке, что хотят отдать ее Змею-Горынычу,
заплакала она горючими слезами. Пожалел ее добрый молодец, Никита-кузнец.
Приглянулась ему Настенька, захотел он ей помочь. Выковал себе меч, доспехи
богатырские и снарядился в путь.
Вышел Никита ранним утром на берег речки-Смородины да крикнул громким голосом:
- Выходи на бой, Змей-Горыныч! Будем биться три дня, от рассвета до заката. Не
получишь ты красавицу-Настеньку. Прилетел Змей-Горыныч, и стали они сражаться
не на жизнь, а на смерть. Бьются, а победить друг друга не могут. Два дня
бились, к вечеру силы у молодца ослабли. Ранил его Змей. Упал Никита без сил на
сырую землю. Прибежала к нему Настенька и заплакала горькими слезами. Да только
слезами горю не поможешь. Вспомнила девушка, что живет неподалеку, на берегу
реки, старушка-знахарка, травы целебные собирает да людей лечит. Побежала
Настенька к ней, рассказала ей, что случилось. Взяла знахарка свою сумку со
снадобьями, и пришла к молодцу. Напоила она его целебным отваром. Заснул
богатырь крепким сном. Стала Настенька расспрашивать старушку, как одолеть
злого Змея. Та сначала отказывалась, а потом молвила:
- Растет на речке-Смородине одолень-трава, ростом в локоть, цвет рудожёлт,
листочки белые. И та трава добра, коли человека окормят... светится она
белыми звездами среди озера. Недалеко отсюда есть глубокий омут, там ее
видимо-невидимо. Плыви туда на лодке, сорви ночью цветы, сплети из них венок и
надень на голову Никите. Тогда одолеет он злого Змея, а его самого никто не
сможет победить. Только будь осторожна: в омуте водятся русалки. Они стерегут
от людей волшебные цветы. Русалки могут и лодку перевернуть, и тебя на дно
утащить. Тогда и ты погибнешь, и Никита. Успеешь до рассвета - оба будете
спасены. Взяла Настенька лодку и поплыла к глубокому омуту. Стемнело уже, не
видно ничего. Вода в реке совсем черная.
Вдруг замерцал вдали серебристый свет, все ярче и ярче. Подплыла Настенька
поближе и увидела на поверхности воды множество белых цветов. Протянула
Настенька руку, хотела сорвать цветок, но услышала чей-то тихий смех. То были
русалки. Все они смеялись и звали ее к себе, а потом стали раскачивать лодку.
Вот-вот перевернут...
- Русалочки, подруженьки, - взмолилась Настенька, - не губите, не топите меня.
Лучше выслушайте, - и рассказала им о своей беде. Пожалели русалки девушку, а
потом сами набрали цветов и положили букет в лодку. Поблагодарила их Настенька
и поплыла назад.
Уже светало, когда вернулась она к Никите. Бледен и измучен был раненый
богатырь, не мог с земли подняться. Сплела Настенька венок из белых цветов
одолень-травы, надела его на голову Никите. Вдохнул он нежный аромат цветов и
встал на ноги.
Опять прилетел Змей, и стали они биться с молодцем. Думал Горыныч, что теперь
будет раненый воин легкой добычей, да только ошибся. Силы теперь у богатыря
втрое прибавилось. Взмахнул он мечом, да и отрубил у чудища голову. Взялись
тогда Никита и Настенька за руки, поклонились старушке-знахарке и вернулись
домой, в Старгород. Сыграли они веселую свадьбу. Весь город там гулял и
веселился.
- Впишем данные в таблицу
- Найди соответствие между рисунком, изображающим лилию и временем, указанных на часах.
Цвето́чные часы́— декоративные часы из набора травянистых растений, цветки которых распускаются и закрываются в определённое время суток.
Найди соответствие между рисунком,
изображающим лилию и временем,
указанным на часах.
Какое несоответствие можно наблюдать в сказке?
- Какое несоответствие можно наблюдать в сказке?
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Наши предки всегда стремились познать окружающий мир и дать всему объяснение. Иногда они попадали в самую суть вещей, но чаще находили им поэтическое объяснение. Вот, например, о появлении и цветении луговых и лесных трав славяне сложили печальные, но красивые легенды.
С наступлением весны каждый открытый клочок земли покрывается буйной сочной зеленью. А в мае начинается красочный карнавал – природа наряжается в радостные фееричные краски. Это – цветение обычных деревьев, кустов и даже скромных в другое время трав.
Мы с вами прекрасно знаем ещё из школьных учебников, что цветение любых растений является вполне закономерным и естественным процессом. А наши предки, не знакомые с ботаникой, видели в этом ежегодном явлении волшебство, прекрасный дар Матушки-природы. Они вполне серьёзно верили в то, что все растения появились не в процессе естественного отбора, а благодаря какому-нибудь чуду. А любовь к природе позволяла нашим предкам видеть в растениях человеческую душу и чувства.
В этом нет ничего удивительного – славяне издревле почитали и любили цветы, да и все растения. Ведь они кормили и поили, одевали и обували, топили печь и шли на изготовление предметов быта. Кроме этого, растения радовали глаз, а, главное, лечили. А сколько существует гаданий и поверий, связанных с цветами! Да, значение растений было очень велико в жизни наших предков. Поэтому вполне закономерна та любовь к растениям, которая прослеживается в славянских легендах о них.
- модератор в каждой группе нашел легенду о цветке и оформил ее, выбрав своё творческое решение. (1 группа- книжка-малышка Легенда о купальнице, 2 группа – создание игры по легенде о ландыше, 3 группа – создание анимационного ролика, мультика по легенде о васильке)
- давайте дадим им слово. Ребята, вы должны будете внимательно их послушать и внести данные в нашу таблицу.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Наша гостья, травница Акулина, принесла для вас корзины с травами. Ваша задача – узнать, что это за трава, выбрать из имеющихся загадок нужную для этой травы и загадать ее ребятам из других групп.
Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой... (ЗВЕРОБОЙ)
Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?-
Ароматная... (ДУШИЦУ)
.Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах.. (МЯТЫ)
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (ПОДОРОЖНИК)
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
В чай кладут и цвет, и лист.
Травка просто молодец
Называется…(ЧАБРЕЦ)
8. Рефлексия. Итог урока
-Итак, наш урок подходит к концу.
-чему он был посвящен? (травам в сказках)
- А сейчас, чтобы нам подвести итог, мы составим с вами так называемый синквейн
Т - тайны
Р – раскрыли
А- азартно, аккуратно
В – везде, вокруг
Ы – и их было много
Т –травница
Р – рассказала
А- азбуку
В – волшебства
Ы –
Т –традиции
Р – русских
А – актуальны
В – всегда
Ы -
9. Домашнее задание
- заполнить таблицу до конца
-найти еще легенды
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.