Урок литературного чтения Н.Носов "Фантазёры"
Оценка 4.6

Урок литературного чтения Н.Носов "Фантазёры"

Оценка 4.6
docx
22.05.2020
Урок литературного чтения Н.Носов "Фантазёры"
СкворцоваЛ.Ч.Хабаровск Лицей Ступени.docx

 

УМК: «Ритм»

Учитель: Л.Ч.Скворцова МАОУ «Лицей «Ступени»» г. Хабаровск

Класс 4

Дата: 27.04.2020

Предмет: литературное чтение

Тема: Н. Носов «Фантазёры»

Цель: познакомить с произведением Н. Носова «Фантазеры»

Планируемые результаты:

Предметные: выразительное чтение текста, объяснение смысла названия произведения; определяют своё отношение к прочитанному, аргументируют его; выделяют в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос;

Метапредметные:

Извлекать информацию,  понимать и преобразовывать информацию( составлять кластер), менять стратегию чтения, планировать собственную деятельность, по решению учебной задачи, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Личностные:

Определять индивидуальные затруднения, учиться строить план выхода из затруднения.

Познавательные УУД: -

- выделять  существенную информацию из читаемого текста,  пересказывать небольшие тексты;

- озвучивание выводов в результате совместной работы.

- нахождение ответов на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Регулятивные УУД:

- прогнозировать результат  и уровень освоения   способов действия

-выбирать средства достижения цели

-самостоятельно анализировать условия на основе учёта выделенного ориентировочного действия в учебном материале.

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные УУД:

 - развитие умений слушать и понимать речь других;

- выразительное чтение и пересказ текста;

- оформление своих мыслей в устной и письменной форме;

- умение работать в паре и в группах.

Задачи:

 учить проводить грань между выдумкой и ложью: 

развивать грамотную речь, мышление, умение правильно выражать свои мысли;

 воспитывать честность, правдивость, интерес к литературным произведениям .

Тип урока:

урок первичного предъявления новых знаний.

 

Этапы урока

Способы учителя

Формируемые умения

 Мотивация учебной деятельности.

Лексическая разминка «Что бы это значило?»

 Добрый день!

- Хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Составьте слово из букв: з я а т ф а н и (фантазия)

-Чтение слова «фантазия» самостоятельно, жужжащее чтение, хоровое чтение.

- Как называют  тех людей, кто любит фантазировать? («фантазёры».)

 ЛичностныеУУД:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  До чтения текста.                                     

Откройте учебник на стр.77

Предположите, почему этот рассказ назван «Фантазёры?»

Составление плана.

1.Найти способ доказать свои предположения.

2.Сопоставление предположения с учебником

3.  Знакомство с автором рассказа Н. Носовым.

4.Чтение рассказа

5.Работа с текстом по содержанию рассказа

6.Выполнение заданий по карточкам

7.Чтение по ролям.

8.Высказывание своего мнения.

Коммуникативные УУД: формулирование собственного  мнения.

Регулятивные УУД: обращение к способу действия, оценивание своих возможностей, составление   плана  работы.

 

 

А зачем люди фантазируют? Как вы думаете, говорить неправду и фантазировать – это одно и то же, или нет?

Выслушиваем мнения 2-3 детей.

 

Целеполагание

Убеждаемся, что ученики не могут однозначно ответить на вопрос. После этого переходим к формулированию цели. Она так и будет звучать: говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же.

Кто поможет нам разобраться в этом вопросе? – Николай Носов.

- О ком хотел бы нам рассказать Н. Носов, о врунах или фантазерах? Ученики  высказывают предположение.

- Мы можем это узнать, прочитав рассказ «Фантазеры»

- Подберите синонимы к слову фантазия.

(неправда, выдумка, небылица, воображение)

- Из словаря Ожегова:

Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

- Образуйте от слова фантазия однокоренной глагол  (фантазировать)

- Из словаря Ожегова:

Фантазировать – выдумывать что-нибудь неправдоподобное, несбыточное.

- Как называют человека, который любит фантазировать? 

(фантазёр, выдумщик, сочинитель)

- Из словаря Ожегова: Фантазёры – это люди, которые любят фантазировать, мечтать.

Регулятивные УУД: оценивание своих возможностей, прогнозирование результата, уровень освоения способа действий.  Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться работать по плану.

 До чтения текста. Сбор и анализ графической информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - На уроке литературного чтения  мы поразмышляем над рассказом Н. Носова “Фантазёры”. Нам предстоит оценить поступки и характер героев произведения Носова.

 Давайте с вами поближе познакомимся с этим автором.

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. После окончания института Николай Носов работал режиссёром, снимал мультфильмы.

Он не сразу стал писателем. Первые рассказы сочинял для своего сына.   Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль. Николай Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми.

Носов умеет рассказывать весело, шутливо о серьезных и важных делах. Определите, из каких произведений Н. Носова взяты эти строки:

Стратегия «Кластер» Составление кластера.

1. Мишка схватил ложку и стал ее обратно в кастрюлю впихивать. Мял ее, мял, а она будто пухнет в кастрюле и выливается наружу. («Мишкина каша»)

2. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

- Почему же ты теперь живой?

- Так он потом меня выплюнул   («Фантазеры»).

3.Колька во весь дух помчался по полю, через овраг и не спеша, пошел домой. На душе было радостно. («Огурцы»).

4.«Вот как нехорошо получилось! – подумал Виталик. – Теперь Мурзику из-за меня достанется». («Карасик»).

5.Я проснулся. Миша и Костя спали. Я разбудил Костю. «Кто-то стучит,» - говорю. («Тук – тук - тук»)

6.У папки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Папка их очень любил и всегда хвастался: смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские! («Заплатка»)

7. Мальчишки сначала подумали, что шляпа ожила и очень испугались. Но вскоре секрет шляпы был открыт…(«Живая шляпа»)

8. Взяли мы жердь и к ней крест-накрест палку привязали, достали старый мешок и сшили из него рубаху. («Огородники»)

В своих рассказах очень просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках.

- Давайте рассмотрим иллюстрации к рассказу. Что вы видите на картинке, которая находится на странице 79?

Н. Носов,«Огородники»,«Карасик»,«Фантазёры»,«Огурцы»,«Мишкина каша»,«Заплатка»,«Живая шляпа»,«Тук-тук-тук» 

 

 

 

 

 

 

 

ПознавательныеУУД:

Выделение существенной информации из читаемого текста.

Регулятивные УУД: учиться новым способам деятельности, учиться правильно понимать учебную задачу и способ её выполнения. 

Коммуникативные УУД: - развитие умений слушать и понимать речь других;

 

 

 

 

 

 

 

ПознавательныеУУД:

Выделение существенной информации из читаемого текста.

Регулятивные УУД: учиться новым способам деятельности, учиться правильно понимать учебную задачу и способ её выполнения. 

Коммуникативные УУД: - развитие умений слушать и понимать речь других;

 

Работа с текстом.

 Чтение рассказа с остановками.                                                                         Остановка1                                                                                                                              - Как звали главных героев?

- Что они делали?

-В начале рассказа, написано, что «Стасик и Мишутка рассказывали друг другу небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт». Что значит небылицы?

Остановка 2

- Какой ещё глагол в тексте вам встретился, для обозначения того, что делали ребята?

- Как называют человека, который врёт?

- Кто же такой врун?

- В толковом словаре С. Ожегова понятие «Врун» определяется как – лжец, человек, который лжёт, склонен ко лжи.

- Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны»?

-Чем отличается врун от фантазёра?

- Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга?

Остановка3

- Какая выдумка кажется тебе самой интересной?

Остановка4.

Кто пришел к ребятам?

- Что сказал ребятам Игорь? Прочитайте.

-Что ответили ребята?

-Какое новое слово появилось для обозначения того, что делают мальчики?

- Что значит обманывать?

- Как называют человека, который обманывает?

- Игорь считает, что ребята врут, а они считают, что выдумывают. С кем вы согласны?

- Почему Стасик и Миша обрадовались, когда Игорь решил сочинить историю?

- Как Игорь придумывал? Прочитайте.

- Зачем автор использует такие слова, как гмкхм?

- Смог ли Игорь сочинить интересную историю?

- Давайте следить дальше, что было.

Остановка5

- Как ребята отнеслись к поступку Игоря?

- Как вы относитесь к поступку мальчика?

- Почему Стасик с Игорем не захотели сидеть рядом с Игорем?

- А что бы сделали вы?  Согласен ли ты с ними?

- Как вы понимаете значение слова «брехун»?

- Часто ли мы используем в речи это слово?

Каким синонимом его можно заменить?

- Зачем используется такое грубое слово?

- С кем бы вы хотели дружить? И почему?

ПознавательныеУУД: самостоятельно организовывать работу.

Регулятивные УУД:

Научиться новым способам деятельности

Научиться правильно понимать учебную задачу и способ её выполнения, вычитывать информацию из текста, планировать свою работу, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Выполнять само коррекцию, самооценку работы.

Коммуникативные УУД: - развитие умений слушать и понимать речь других;

 

 

Регулятивные УУД: научиться новым способам деятельности, правильно понимать учебную задачу и способ её выполнения, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Выполнять само коррекцию, самооценку работы.

 

Работа с текстом. Выборочное чтение

-Прочитайте , какая выдумка кажется тебе самой интересной? 

-Прочитайте, как Игорь придумывает?   (с.80 «Сейчас…)

- Какие слова использует автор? (гм,кхм)

-Прочитайте отрывок о том, как Игорь поступил с Ирой. С.81

-Как отнеслись к поступку ребята? А вы как относитесь? (осуждаем).

-Прочитайте,  как мальчики утешали Иру.  (С.82 «Ты не плачь…)

- А как бы вы посочувствовали девочке?

- Удалось ли мальчикам утешить Иру? (Ира засмеялась)

- С кем из героев рассказа вы бы хотели подружиться?

ПознавательныеУУД: 

нахождение ответов на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД: - развитие умений слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД: научиться вычитывать информацию из текста, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Выполнять само коррекцию, самооценку работы.

Творческий процесс.  Индивидуальная работа

 -Представь, что ты с Мишуткой и Стасиком сидишь на скамейке в саду и фантазируешь. Расскажи, что бы ты придумал?

ПознавательныеУУД:  строить объяснение в устной форме, строить логическую цепь рассуждений.

Работа с текстом.  Работа в парах.

Ученики получают карточки с заданием:

-Какие предложения характерны для фантазёров, а какие - для врунов.

Придумывать ради собственного удовольствия;

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя;

Хочет сочинить интересную историю;

Обманывает, чтобы получить какую-то пользу;

Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.

- Молодцы, вы справились с заданием.

Вывод: фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди.

Врун-человек, который говорит неправду с выгодой для себя.

Коммуникативные УУД: формировать навыки работы в паре, оформлять свои  мысли с учётом речевой ситуации.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность.

Работа с текстом. Выполнение заданий разного аналитического характера.

Задание для 1 группы:                                                                                                          1.Прочитай по ролям вместе с товарищами разговор Мишутки и Стасика с Игорем, а потом их разговор с Ирой.                                                                                                        2.Обсуди в группе и ответь на вопрос:                                                                                          Какие качества Стасика, Мишутки и Игоря  проявились в отношении к Ире: доброта, честность, жестокость, жадность,  чуткость или какие-то ещё?        3.Попытайтесь составить синквейн.                                                                         Задание для 2группы:                                                                                             1.Прочитай по ролям вместе с товарищами разговор Мишутки и Стасика с Игорем, а потом их разговор с Ирой.                                                                                                                            2. Расскажи, как дети организовали игру. Какой дом у них получился. 3.Попытайтесь составить синквейн.                                                                          Задание для 3 группы:                                                                                             1.Прочитай по ролям вместе с товарищами разговор Мишутки и Стасика с Игорем, а потом их разговор с Ирой.                                                                                                              2.  Расскажи, что испугало детей вначале рассказа.                                        3.Попытайтесь составить синквейн.                                                                                                          Задание для 4 группы:                                                                                             1.Прочитай по ролям вместе с товарищами разговор Мишутки и Стасика с Игорем, а потом их разговор с Ирой.                                                                                                                2.  Попробуйте продолжить рассказ. «На следующий день дети опять остались одни дома…»                                                                                                        3.Попытайтесь составить синквейн.

 Вывод:как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему?

ПознавательныеУУД: самостоятельно организовывать работу, пересказывать небольшие тексты; озвучивать  выводы в результате совместной работы в группе.

Регулятивные УУД: выбирать средства достижения цели. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенного ориентировочного действия в учебном материале.

Коммуникативные УУД: -развитие умений слушать и понимать речь других;

 

Рефлексия

 

- Ребята, обманывать и выдумывать – это одно и тоже?

- Чему хотел научить вас Н. Носов своим рассказом? В чём главная мысль?

(С человеком, который умеет фантазировать, всегда интересно. Фантазии безобидны, они приносят радость и удовольствие, дарят хорошее настроение. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает и пользуется слабостью других – это нечестно и вызывает осуждение, выдумка и фантазия не должны приносить людям зло)

-Как вы думаете, почему рассказы Носова не стареют? Почему их с удовольствием читали ваши бабушки и дедушки, ваши мамы и папы и с удовольствием читаете вы?

Домашнее задание:

Если ты читал другие произведения  о фантазёрах, вспомни, кто их написал. Расскажи о главных героях.  К какому жанру можно отнести это произведение?  (Стихотворение, сказка, рассказ)

 

 

 

 

Регулятивные УУД: научиться анализировать, обобщать, делать выводы. Выполнять само коррекцию, самооценку работы.

СИНКВЕЙН                           1.Фантазёры                              2.Весёлые, находчивые                   3.Придумывали, сочиняли, выдумывали                               4.Стасик и Мишутка-отзывчивые ребята                                      5.Фантазёры

 


 

Скачано с www.znanio.ru

УМК: «Ритм» Учитель: Л.Ч.Скворцова

УМК: «Ритм» Учитель: Л.Ч.Скворцова

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Выслушиваем мнения 2-3 детей.

Выслушиваем мнения 2-3 детей.

На уроке литературного чтения мы поразмышляем над рассказом

На уроке литературного чтения мы поразмышляем над рассказом

Огородники») В своих рассказах очень просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках

Огородники») В своих рассказах очень просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках

Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны»? -Чем отличается врун от фантазёра? -

Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны»? -Чем отличается врун от фантазёра? -

С кем бы вы хотели дружить? И почему?

С кем бы вы хотели дружить? И почему?

Вывод : фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди

Вывод : фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди

Почему? ПознавательныеУУД: самостоятельно организовывать работу, пересказывать небольшие тексты; озвучивать выводы в результате совместной работы в группе

Почему? ПознавательныеУУД: самостоятельно организовывать работу, пересказывать небольшие тексты; озвучивать выводы в результате совместной работы в группе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2020