Урок литературного чтения по теме "А.П. Платонов "Цветок на земле". 3-й класс
Оценка 4.8

Урок литературного чтения по теме "А.П. Платонов "Цветок на земле". 3-й класс

Оценка 4.8
docx
11.05.2020
Урок литературного чтения по теме "А.П. Платонов "Цветок на земле". 3-й класс
Урок литературного чтения по теме.docx

Урок литературного чтения по теме

"А.П. Платонов "Цветок на земле". 3-й класс

Тема: А.П. Платонов “Цветок на земле”.

Цели урока: 

1) Формировать навыки выразительного чтения и умение давать характеристику герою.

2) Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения за счет словарной работы и глубокого проникновения в значение слова; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.

3) Воспитывать чувства доброты и сострадания.

Тип урока: Комбинированный урок.

Используемые учебники и учебные пособия: Л.Ф. Климанова "Литературное чтение" 3 класс. М: Просвещение, 2007.

Используемое оборудование: Компьютер, проектор, колонки, презентация, DVD проигрыватель.

Ход урока

I. Организационный момент.

-УчительПроверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся.

– Заходите, дети, в класс, Все, что нужно, принесли?

Прозвенел звонок сейчас. А теперь тихонько сели,

Все тихонько быстро встали, На меня все посмотрели.

Подравнялись и собрались. Начинаем наш урок,

Скажем: «Здравствуйте» друг другу Рты закрыли на замок.

И посмотрим на столы:

– Проверим готовность к уроку.

Использует методику «Настроение».

– Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало

II. Проверка домашнего задания.

1) Выразительное чтение отрывка о бабушке.

2) Краткий пересказ рассказа бабушки о Мите.

3) Рассказ о своей бабушке (прослушивание сочинения).

 

III. Речевая разминка.

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте сердито.

– Прочитайте с удивлением.

– Прочитайте скороговоркой по три раза.

В цветнике цветут цветы

1Сообщение темы урока. Определение целей урока

Проводит игру «Кузовок».

– Продолжите пословицы:

• Что посеешь… (то и пожнешь).

• Без труда… (не выловить и рыбку из пруда).

• Сделал дело… (гуляй смело).

• С кем поведешься… (от того и наберешься).

• Как аукнется… (так и откликнется).

• За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь).

• Что написано пером… (не вырубишь топором).

• С книгой жить… (век не тужить).

• Любишь кататься… (люби и саночки возить).

• Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы вспомним…

• Мы будем уметь…

• Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
А. Платонова

IV. Работа с текстом до чтения.

1. Работа с толковым словарем.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Нынче – теперь, сейчас.

Уморились – устали.

Глаза смежать – закрывать.

Испить – попить, выпить.

Осерчать – рассердиться.

Глаза жмурятся – сужаются веки.

– Как вы понимаете выражение «глаза смотрели равнодушно»? (Без интереса.)

– Как вы понимаете строчки: «Без трех девяносто, без трех первый десяток»? Объясните. (87 лет – деду, 7 лет Афоне.)

– О чем эта строчка «Руки много земли испахали»? (Трудолюбивый человек.)

– Каким словом можно заменить «испахали», «трудились»? (Дед – труженик, много работал.)

– О чем эта строчка «Белый свет пытать»? (Афоня и дед пошли познавать свет, узнавать про все.)

– Как вы понимаете смысл слова «пытать?» (Познавать, изучать.)

Цель – развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

-  Сегодня мы ознакомимся с рассказом А.П. Платонова “Цветок на земле”. Как вы понимаете название?

-  О чём, по-вашему,  рассказ?

-  Кто герои рассказа?

-  Какие могут быть события в рассказе с таким названием?

V. Физкультминутка. 

VI. Работа с текстом во время чтения.

Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.

1. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. (Уточняющие вопросы на понимание, словарная работа). Вопросы учителя – вопросы к автору: ответы надо искать или уже в прочитанной части, или читать дальше. Комментарии ёмкие / дети идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как разворачиваются характеры героев, работают над языком, представляют картины, которые нарисовал автор, видят, как постепенно накапливаются смыслы в тексте.

1) - Почему Афоне стало “скучно жить на свете”?

- Сколько лет было деду Титу?

- Сколько лет было Афоне?

- От чего у деда глаза слабые стали?

2) - Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”? (Без интереса)

-  Расскажите: “Какой он есть” – дед Тит.

3) - Почему Афоне опять стало скучно жить на свете? (Ходил, не зная, что делать)

4) - Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста? (Диалог) 

- Как вы думаете, кто с кем там говорит? Давайте прочитаем диалог по ролям.

Чтение текста по ролям

- Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?

- А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?

- Будет ли Афоня будить деда дальше?

5) - Как заснул Афоня возле деда?

- Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю.

- Как вы думаете, удастся ли Афоне разбудить деда?

6) - Зачем Афоня остановил часы? (Они баюкали деда)

- Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы? (“Белый свет пытать”)

- Как вы это понимаете? (Изучать). Пытать – быть пытливым, любознательным.

- Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда “про всё”?

7) - Что значит осерчал?

- О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?

- Прочитайте эти главные слова в тексте.

- Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?

- А как это дедушка будет жить опять из своего праха?

- Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?

8) - Что мы узнали о мальчике из этой части. Каков он?

- Прочитайте первое предложение последнего абзаца. Как вы понимаете смысл таких слов? О чём подумал дед?

VII. Работа с текстом после чтения.

Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – “чтение между строк”)

1. Определение главной мысли рассказа.

- Определите, какая же главная мысль рассказа.

(Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.)

/Тема, идея/

2.   Восстановление содержания рассказа по деформированному плану.

-  Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.

- Как вы думаете, что это? (План)

- Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)

- Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.

·         На печи рядом с дедом.

·         Скучно Афоне жить на свете.

·         Дед Тит.

·         Опять скучно жить на свете.

·         Пошли “белый свет пытать”.

·         Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

·         Проснулся ненадолго.

·         Гребешок для деда.

- Прочитайте план. Проверяем все у себя.

3. Беседа по содержанию текста в целом.

- Понравился ли вам рассказ? Чем?

Повторное, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чём совпали и в чём не совпали первоначальные предположения о теме, о содержании текста, развитии событий, о героях.

VIII. Знакомство с биографией писателя.

1. Беседа с детьми о личности писателя. (Просмотр презентации)

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа.

Его отец был паровозный машинист. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище.

Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу.

Платонов унаследовал от отца любовь к технике и “потной работе”, преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека - рукодельца, от матери, “дочери часового мастера”, глубоко верующей женщины, - понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мироотношения.

С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д.

С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты “Красная звезда”. Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве.

2 Выполнение заданий из презентации

IX. Итог урока.

- Почему рассказ назван “Цветок на земле”?

- Чему научил вас этот рассказ?

- Почему этот рассказ отнесли к этой теме “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”?

X.Выставление оценок.

XI. Домашнее задание.

Выберите эпизоды, описывающие дедушку, и подготовьте выразительное чтение этих эпизодов.

Подготовьте текст – описание своего дедушки и запишите в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературное чтение 3класс"А.П.Платонов"Цветок на земле"

 Тема: А. П. Платонов «Цветок на земле».

Цель: Познакомить учащихся со своеобразием платоновских рассказов;

учить обобщать прочитанное, услышанное; формировать навыки совместной деятельности, самооценки; развивать умения синтеза, анализа, сравнения,

развивать монологическую и диалогическую речь школьников.

Формировать коммуникативные качества, культуру общения.

Задачи:

·        совершенствование навыков беглого, сознательного, выразительного чтения;

·        развитие умений рассуждать, анализировать, делать выводы;

·        воспитание доброго, внимательного, заботливого отношения к пожилым людям.

                                               Ход урока:

 I.Организационный момент.

 2.Актуализация знаний учащихся. Вступительное слово учителя.

Как сказал один известный писатель:

"Культура - это не количество ПРОЧИТАННЫХ книг, а количество ПОНЯТЫХ". Давайте будем стремиться быть культурными людьми, понимать книги, вникать в смысл художественного слова и делиться друг с другом своими впечатлениями, эмоциями, размышлениями.

 -Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением А. П. Платонова «Цветок на земле».

-  Будем учиться анализировать прочитанное, давать характеристику героям, находить основную мысль произведения, формировать навыки осознанного чтения.

3. Речевая разминка. Работа над смыслом пословиц.

1). И старость не страшна, коли молодые помогут.

2). Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

3). Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.

4).Не смейся над старым, и сам будешь стар.

4. Проверка домашнего задания:

1.     Как зовут дедушку? (Тит)

3.    Как зовут внука? (Афоня)

4.    Кто автор рассказа? (А. П.Платонов)

5. Беседа о личности писателя.

·        Презентация «Биография А.Платонова» (Выступление ученика)

·        "Я человек. Я родился на прекрасной живой земле",- говорил Платонов.

Цель его творчества - открыть людям истинный смысл и правду жизни. Сказать по правде, Платонова читать нелегко. В его слово надо вчитываться, не спеша, и тогда откроется чудесный мир платоновских произведений.

6. Словарная работа.

      Объясните  значения устаревших слов. Соедините стрелками.

      Самостоятельная работа уч-ся по карточкам в группах.

      нынче                      устали

      глаза смежать         теперь, сейчас

      уморились               закрывать

      испить                      рассердился

      осерчал                    попить, выпить

Проверка задания на интерактивной доске.

- Какие еще слова у вас вызвали затруднения? (задайте вопросы другим группам)

 III. Работа над новым материалом

7. Работа по содержанию.

1. Выборочное чтение по вопросам.

   - Почему Афоне стало «скучно жить на свете»? Прочитайте.

   - Какие вопросы задавал внук дедушке в первом диалоге?                    - Сколько лет деду Титу? Докажите. ( 87 )

   - Сколько лет внуку? Докажите. ( 7 )

   - Опишите внешность деда Тита по плану:       - борода;

                                                                                    - руки;

                                                                                    - глаза.

   - Как вы понимаете выражение «глаза смотрели равнодушно»? (без интереса).

2. Почему Афоне опять стало скучно жить на свете? («ходил, не зная, что  делать»).

   Посмотрите внимательно на текст следующей страницы. Как называется такой вид текста? (диалог) 

Чтение по ролям.

3.  -Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?

     - Как заснул Афоня возле деда?   Перечитайте ещё раз последнее предложение этого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю. Приятен ли ему этот запах?

4.   - Как Афоне удалось разбудить деда?

 Почитаем по ролям этот эпизод.

Как вы понимаете фразу «белый свет пытать». (Изучать. Пытать – быть пытливым, любознательным.)

5. - Что показал дед внуку? (Цветок)

  За что дед осерчал на внука?

   -  О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?

К сегодняшнему уроку вы нарисовали свой цветок. Каким вы его изобразили? О чем хотели сказать своим рисунком? (по одному ученику от группы). Выставка рисунков

Физкультминутка

Представьте, что вы и есть цветок, растущий из земли. Покажите как он растет. Видеофрагмент «Пробуждение природы»

6. - Прочитайте «описание цветка.

- Какой вывод сделал дед?

   - Прочитайте эти главные слова в тексте.

   - Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?

   - А как это дедушка будет жить опять из своего праха?

7. Что захотел теперь делать Афоня? Прочитайте.

- Как Афоня отблагодарил деда?

- Как дед отреагировал на подарок? Прочитайте.

8. Обобщение. Работа в группах

- Назовите еще раз всех героев произведения.

1- группа. Афоня

- Нравится ли вам Афоня? Почему?

   - Какими качествами он обладает? Докажите. Составьте рассказ, используя слова

Внимательный

Заботливый

Вдумчивый

Упорный

Настойчивый                                                                                          

Любознательный                                                                                            

Добрый

2- группа. Дед Тит

Составьте рассказ о дедушке, используя слова.

Докажите, почему он именно такой.       

старый

большие руки

добрая грудь, пахнувшая теплой  Землей                         

пахарь

много земли испахал

святой труженик

 советчик                                                                           

учитель

3-группа. Цветок

Составьте рассказ , используя слова.

Терпеливо растущий

Жалконький

Живой

Тело сделал из мертвого праха (то, что осталось от умершего тела; пыль)

Самый святой труженик

Счастливые

С добрыми лицами

Дышащие чистым духом в белый свет

4- группа. Автор

-Кто повествует в произведении? Как зовут?

- Что нам известно о нем?

Как вам кажется, что это был за человек?

-Найдите общую черту в характеристиках всех героев рассказа

-Кто помог понять эту истину Афоне?

А, нам, читателям?

9. Итог урока

- О чем заставил вас задуматься рассказ? Дополните размышления, записанные дома, мыслями, которые возникли у вас после разбора рассказа на уроке.

Афоня  узнал о бессмертии человеческой жизни – жизнь человека сложна и есть в ней болезни и разочарования.

Но жизнь бессмертна, т.к. цветок умирает, но оставляет семена; человек умирая, оставляет после себя детей, след на земле.

Мальчик понял, что нужно жить так, чтобы оставить хороший, добрый след. 

Старшее поколение передает новому поколению свои знания, свой опыт, свою мудрость - взращивает семена. Молодое поколение впитывает все, набирается мудрости. А чтобы семена  дали крепкие ростки необходим труд.

 -Какую же главную мысль хочет донести до читателей автор?

Жизнь человека есть напряженный труд души и тела во имя будущих поколений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок литературного чтения по теме

"А.П. Платонов «Самое удивительное чудо».

"Цветок на земле". 3-й класс

 

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкретном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; оценивать результаты работы в группе.

Познавательные: сравнивать эпизоды одного текста между собой, понять идею произведения в ходе анализа произведения; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов.

Коммуникативные: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать,  при необходимостиделегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы.

Личностные: высказываться позитивно о пожилых людях, озвучивать стремление заботиться о них, осмыслить понятия «мудрость» и «тайна жизни», толковать их по просьбе учителя.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс», компьютер, мульти-медиа-проектор, карточки с исследовательскими заданиями для каждой группы.

Ход урока

  1. Чтение эпиграфа урока.
  2. Нет хуже, когда у человека душа «сухая». Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы.

К. Паустовский

2. Лексическая разминка, осмысление ключевых слов.

- Назовите словосочетание, употребленное в переносном значении.

«сухая душа»

а)Подбери синонимы:

-Черствая, безразличная, равнодушная.

б) Антонимы: (на наборное полотно выставляются карточки-опоры)

-Добрая, богатая, чуткая, сострадающая, полная жизни.

-О ком из героев рассказа Платонова можно сказать, что у него«душа добрая

III. Речевая разминка.

1. Работа над пословицами и поговорками. (Пословицы напечатаны на листочках)

-  Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

1) И старость не страшна, коли молодые помогут.

2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.

2. Работа над правильным выразительным чтением.

-  Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок.

 

Подготовка к восприятию рассказа А. Платонова «Цветок на земле».

Актуализация жизненного опыта учащихся.

Ребята, я знаю, что у многих из вас есть бабушки и дедушки, а у некоторых даже прабабушки и прадедушки. Подумайте, почему мы любим их, за что ценим?

Как принято относиться к бабушкам и дедушкам в нашем обществе и ваших семьях?

Расскажите самый трогательный эпизод из ваших отношений с бабушкой или дедушкой.

(волонтёры

Работа над заголовком рассказа «Цветок на земле»

Сегодня мы продолжим работу с произведением Андрея Платонова,»Цветок на Земле» . Как вы думаете, почему свою беседу с вами я начала с разговора о ваших бабушках и дедушках, как это может быть связано с названием рассказа «Цветок на земле»? (Дети высказывают свои предположения).

Целеполагание. Формулирование учебной задачи урока.

Ребята, вы мыслите правильно. Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.

Как вы думаете, что будет главным на сегодняшнем уроке? (Вместе с героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её понять).

Именно этим мы и будем сегодня заниматься – открывать тайну дедушки Тита. Но тайну эту вы будете открывать самостоятельно, в группах. У нас сегодня будет урок-исследование, и от того, насколько качественно вы исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы ответить на главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?»

* Первичное восприятие текста (чтение рассказа учителем и подготовленными учащимися).

- Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию.

Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось?

О каких событиях рассказал нам автор?

Что особенно поразило вас в рассказе? Какой эпизод особенно заинтересовал? Почему?

Что можете сказать об отношениях деда и внука

Работа в группах. Выполнение исследовательских заданий.

Составление плана исследовательской работы.

Как вы думаете, что необходимо сделать прежде, чем начать саму исследовательскую работу? (Составить план, продумать организацию работы так, чтобы в работе участвовали все учащиеся класса и все вместе могли найти ответ на главный вопрос урока).

Верно, значит, нам нужно разделиться на микрогруппы. А с какими материалом будет работать каждая группа? (Нужно поделить текст на смысловые части).

(ЛИСТОЧКИ НА СТОЛАХ)

Инструктаж учителя по выполнению заданий.

Ребята, самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах.

Вспомните правила работы в группах.

Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его выполнения. На каждой карточке будет указано, на какой главный вопрос должна ответить группа. Также вы должны выделить в тексте доказательства своей точки зрения.

Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли.

Выполнение заданий учащимися в группах. Учитель в это время ведёт консультативную и разъяснительную работу.

Примеры карточек с исследовательскими заданиями для малых групп:

 

Карточка 1.

Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с. 130.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему дедушка Тит всё время спит?

Как к этому относится Афоня?

Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.

Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.

 

 

Карточка 2

Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?

Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?

Как реагировал дедушка на вопросы внука?

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.

Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.

Карточка 3

Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему Афоня решил остановить маятник у часов?

От чего дедушка проснулся?

Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»?

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю».

Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке.

 

Карточка 4

Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище?

Почему дедушка «осерчал» на внука?

Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните.

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони?

Сделайте вывод: Какая тайна открылась Афоне. Сформулируйте вывод .

Карточка 5

Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?

Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»?

Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его отношение к дедушке?

Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните.

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке.

Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод .

Карточка 6 (Эту карточку лучше предложить группе детей с высокими учебными возможностями).

Перечитайте весь текст и найдите эпизоды-описания в рассказе:

С. 129-130: описание внешности дедушки Тита.

С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед.

С. 131-132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом.

С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище.

С. 134: описание мыслей Афони, когда он задумался среди трав и цветов.

С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Подумайте, для чего в начале рассказа даётся подробное описание дедушки? Как через данное описание проявляется отношение автора к старому человеку?

Подумайте, зачем автор так подробно описывает состояние Афони в тот момент, когда дедушка уже в который раз уснул?

Подумайте, для чего автор обращает внимание читателя на то, что внук невзначай уснул рядом с дедушкой?

Подумайте, почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным, ярким? Как это связано с состоянием главных героев – дедушки и Афони?

О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соответствует ли его настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание мыслей Афони?

Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).

Сделайте вывод: Для чего автор вставляет в рассказ эпизоды описательного характера? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

Подведение итогов работы в группах. Ответ на главный вопрос урока.

Учитель организует прослушивание результатов работы групп, оценивание выполненных работ. Далее учащиеся коллективно смогут ответить на главный вопрос урока о тайне, открытой Афоне его дедушкой. Очень важно отметить с детьми мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.

 

 

тест

  1. Напиши имя, отчество и фамилию автора и название его рассказа.

________________________________________________

________________________________________________

1. Напиши имя, отчество и фамилию автора и название его рассказа.

________________________________________________

________________________________________________

  1. Расставь порядок плана рассказа:

_____ На печи рядом с дедом.

_____ Скучно Афоне жить на свете.

_____ Пошли гулять.

_____ Цветок – труженик.

_____ Дед Тит.

____ Опять скучно жить на свете.

_____ Проснулся ненадолго.

_____Гребешок для деда.

  1. Расставь порядок плана рассказа:

_____ На печи рядом с дедом.

_____ Скучно Афоне жить на свете.

_____ Пошли гулять.

_____ Цветок – труженик.

_____ Дед Тит.

____ Опять скучно жить на свете.

_____ Проснулся ненадолго.

_____Гребешок для деда.

  1. Восстанови пословицу:

Молодые, старость, коли, и помогут, не, страшна.

_____________________________________________________________

4.Восстанови пословицу:

Молодость, старость, пташкой, черепашкой, ползает, летает, а.

__________________________________________________________

  1. Расшифруй слово:

400 : 100= (е) 59 * 10 = (и)

520 + 80 = (к) 63 : 9 = (н)

470 – 90= (ж) 810 -110= (у)

40 : 4 = (р) 560 + 80 = (т)

640

10

700

380

4

7

590

600

5. Расшифруй слово:

500 :100= (о) 47 * 10= (в)

430 + 70 = (е) 64 : 8 = (т)

720 – 90 = (с ) 920 -120 = (р)

60 : 6 = (к) 480 +60= (л)

77 : 7 = (а)

540

500

10

11

800

630

8

470

5

 

Дед учит Афоню разглядеть жизнь в обычном цветке, что растёт на камнях. Символичны мудрые слова деда: «А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь. »

труженик, он из смерти работает жизнь. »

Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот — самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди — пахари, хлебу Помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее.)

 

 

Итог урока. Рефлексия.

Итак, сегодня был очень сложный урок. Вам пришлось о многом подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между людьми. Не каждый взрослый способен задуматься над теми проблемами, которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а мы с вами рискнули благодаря такому чудесному рассказу.

Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать ответы на них в литературных произведениях? Кому из вас ещё раз хочется перечитать рассказ? Перечитайте его вместе с родителями, попробуйте вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони.

 

2.Аутотренинг - релаксация

Учитель читает текст «Волшебный цветок добра»

(звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»)

«Закройте глаза. Протяните руки. Положите цветок Добра на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите всё добро этого цветка внутрь, в своё сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами.

Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу теплые мысли».

 

Домашнее задание.В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить задание № 8 на с. 136 учебника, которое будет способствовать не только вдумчивому чтению, но и умению формулировать и задавать умные и глубокие вопросытест

  1. Напиши имя, отчество и фамилию автора и название его рассказа.

________________________________________________

________________________________________________

1. Напиши имя, отчество и фамилию автора и название его рассказа.

________________________________________________

________________________________________________

  1. Расставь порядок плана рассказа:

_____ На печи рядом с дедом.

_____ Скучно Афоне жить на свете.

_____ Пошли гулять.

_____ Цветок – труженик.

_____ Дед Тит.

____ Опять скучно жить на свете.

_____ Проснулся ненадолго.

_____Гребешок для деда.

  1. Расставь порядок плана рассказа:

_____ Цветок – труженик.

_____ Дед Тит.

_____ На печи рядом с дедом.

_____ Скучно Афоне жить на свете.

_____ Пошли гулять.

_____ Проснулся ненадолго.

_____Гребешок для деда.

____ Опять скучно жить на свете.

  1. Восстанови пословицу:

Молодые, старость, коли, и помогут, не, страшна.

_____________________________________________________________

4.Восстанови пословицу:

Молодость, старость, пташкой, черепашкой, ползает, летает, а.

__________________________________________________________

  1. Расшифруй слово:

400 : 100= (е) 59 * 10 = (и)

520 + 80 = (к) 63 : 9 = (н)

470 – 90= (ж) 810 -110= (у)

40 : 4 = (р) 560 + 80 = (т)

640

10

700

380

4

7

590

600

5. Расшифруй слово:

500 :100= (о) 47 * 10= (в)

430 + 70 = (е) 64 : 8 = (т)

720 – 90 = (с ) 920 -120 = (р)

60 : 6 = (к) 480 +60= (л)

77 : 7 = (а)

540

500

10

11

800

630

8

470

5

 

 

 

Дед учит Афоню разглядеть жизнь в обычном цветке, что растёт на камнях. Символичны мудрые слова деда: «А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь. »

Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот — самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди — пахари, хлебу Помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее.)

Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.

   - Как вы думаете, что это? (План)

   - Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)

   - Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.

·                      На печи рядом с дедом.

·                      Скучно Афоне жить на свете.

·                      Дед Тит.

·                      Опять скучно жить на свете.

·                      Пошли «белый свет пытать».

·                      Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

·                      Проснулся ненадолго.

·                      Гребешок для деда.

   - Прочитайте план. Проверяем все у себя.

Зачитайте, пожалуйста, те фрагменты, которые помогут нам представить всю тяжесть борьбы цветка за жизнь (дети читают фрагменты, учитель фиксирует на "картине" самую главную фразу "Он из смерти работает жизнь")

- Если я спрошу о строении рассказа, то к какому компоненту композиции вы отнесёте эти важные слова? (кульминация)

- Почему вы считаете этот момент самым важным? (потому что в этом и заложен смысл жизни цветка:постоянно побеждать смерть, выживать, жить и своей жизнью прокладывать новые жизни)

- "А иначе, зачем на земле этой вечной живу?" Да? Зачем живёт дедушка на земле? (:) Откуда берёт начало жизнь Афони? (:) В этом и заключается тайна и правда жизни: жизнь вечна! Дедушка прожил долгую жизнь, трудился во благо земли и людей, таким же он воспитает и своего внука. Афоня вырастет и передаст тайну жизни своему внуку: и так будет бесконечно, пока человек борется за право жить на земле.

Цветок - этот самый труженик, он из смерти работает жизнь.

Люди- пахари, хлебу помогают расти.

Труд - делает жизнь, создаёт её.


 

Урок литературного чтения по теме "А

Урок литературного чтения по теме "А

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью

Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь)

Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь)

О чем эта строчка «Белый свет пытать»? (Афоня и дед пошли познавать свет, узнавать про все

О чем эта строчка «Белый свет пытать»? (Афоня и дед пошли познавать свет, узнавать про все

Как вы думаете, кто с кем там говорит?

Как вы думаете, кто с кем там говорит?

Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь

Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь

С 1939 года стал писать для детей

С 1939 года стал писать для детей

Литературное чтение 3класс"А

Литературное чтение 3класс"А

Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой

Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой

Выборочное чтение по вопросам

Выборочное чтение по вопросам

Физкультминутка Представьте, что вы и есть цветок, растущий из земли

Физкультминутка Представьте, что вы и есть цветок, растущий из земли

Докажите, почему он именно такой

Докажите, почему он именно такой

А, нам, читателям? 9. Итог урока -

А, нам, читателям? 9. Итог урока -

Урок литературного чтения по теме "А

Урок литературного чтения по теме "А

Подбери синонимы: -Черствая, безразличная, равнодушная

Подбери синонимы: -Черствая, безразличная, равнодушная

Ребята, вы мыслите правильно.

Ребята, вы мыслите правильно.

Выполнение заданий учащимися в группах

Выполнение заданий учащимися в группах

Почему Афоня решил остановить маятник у часов?

Почему Афоня решил остановить маятник у часов?

Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку?

Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку?

Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания…

Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания…

Расшифруй слово: 400 : 100= (е) 59 * 10 = (и) 520 + 80 = (к) 63 : 9 = (н) 470 – 90= (ж)…

Расшифруй слово: 400 : 100= (е) 59 * 10 = (и) 520 + 80 = (к) 63 : 9 = (н) 470 – 90= (ж)…

Откройте глаза. Посмотрите по сторонам

Откройте глаза. Посмотрите по сторонам

Расшифруй слово: 400 : 100= (е) 59 * 10 = (и) 520 + 80 = (к) 63 : 9 = (н) 470 – 90= (ж)…

Расшифруй слово: 400 : 100= (е) 59 * 10 = (и) 520 + 80 = (к) 63 : 9 = (н) 470 – 90= (ж)…

Если я спрошу о строении рассказа, то к какому компоненту композиции вы отнесёте эти важные слова? (кульминация) -

Если я спрошу о строении рассказа, то к какому компоненту композиции вы отнесёте эти важные слова? (кульминация) -
Скачать файл