Технологическая карта урока литературного чтения по теме «А. П. Чехов «Мальчики». Образы героев»
Цель и задачи урока: продолжать знакомство с творчеством А.П.Чехова; учиться анализировать произведение; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; характеризовать героев.
Планируемые результаты:
а) предметные:
- читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном.
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении
б) личностные:
- воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других.
Метапредметные:
в) познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
г) регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия;
- высказывать своё предположение.
д) коммуникативные:
-
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей
беседе, соблюдая 
правила речевого поведения; 
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
- формулировать собственные мысли;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ход урока:
| 
 Этапы урока  | 
 Деятельность учителя  | 
 Деятельность учащихся  | 
 Формируемые УУД  | 
| 
 1.Орг. момент. 
  | 
 1. Приветствие. - Здравствуйте ребята, садитесь. Игра «Взлёт посадка» - Встаньте те, кто сегодня пришёл с выполненным домашнем заданием? - Кого сегодня обязательно нужно спросить? - У кого сегодня отличное настроение? 
 - Я желаю вам удачи, пусть знания, которые вы добудете в ходе урока навсегда останутся с вами. 
 
  | 
 
  | 
 Психологический настрой. 
 Внутренняя позиция школьника. Настрой на положительные эмоции (Личностные УУД)  | 
| 
 2. Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы урока. 
 
 
 
 
  | 
 «Литературная разминка» 
 - Прочитайте отрывок из стихотворения Зои Маркиной «Моя семья» - Прочитайте шепотом, в пол-голоса Моя семья —
  надежный крепкий тыл.  Дом пахнет
  пирогами и теплом,  Здесь, улыбаясь,
  скажут: «Впереди  
 - А теперь чтение по цепочке, по одной строчке, выразительно. - О чем говорится в данном стихотворении? - Как вы думаете, почему для речевой разминки я взяла именно это стихотворение? 
 
 Что вы можете сказать о семье Королевых? 
 
 - Как родители и дети относились друг к другу? 
 - Назовите автора данного произведения. 
 - Какие факты из жизни А.П. Чехова вы нашли из доп. источников? 
 -Давайте вспомним в каком году был написан рассказ «Мальчики»? 
  | 
 
 
 
 
 Выразительное чтение детей (хором, по цепочке) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 О любящей, заботливой семье. 
 Потому на прошлом уроке мы познакомились с рассказом «Мальчики», который тоже о семейных ценностях, о любви, о поддержке. 
 
 
 Дружная, любящая, многодетная. 
 
 
 С уважением, с любовью, поддерживают друг друга. 
 А. П. Чехов. 
 
 ( ответы детей) 
 
 
 1887 году 
 
  | 
 
  | 
| 
 3. Целеполагание. 
  | 
 - Назовите главных героев? - У нас сегодня новая тема? - Это новая тема? 
 - Назовите тему, цель и задачи урока. 
 
 
 
 
 
 
 Физминутка зрительная 
 - Куда хотели попасть ребята? - Проведём зрительную физминутку. - В классе я в разных местах развесила, предметы, которые мальчики приготовили с собой в дорогу, найдите их все. 
 -Что это за предметы? 
  | 
 Чечевицын и Володя Королёв 
 
 Нет. 
 · Продолжать знакомство с рассказом А.П.Чехова «Мальчики»; · Учиться анализировать произведение; · Отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; · Характеризовать героев. 
 
 
 
 В Америку. 
 
 
 
 
 
 Пистолет, два ножа, компас, 4 рубля, лупа, сухари. 
  | 
 
 Формулирование темы урока. Мотивация учебной деятельности.  | 
| 
 4. Применение знаний 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Практическая и творческая деятельность учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 1. Характеристика Чечевицына. - Как появился Чечевицын в доме Королёвых? 
 - Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. 
 - Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? 
 Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? 
 - Как он себя называет? 
 - А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? 
 
 
 - С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? 
 
 - Каким казался Чечевицын Кате и Соне? - Почему он казался Кате и Соне героем? 
 
 
 
 
 Вывод: Чечевицын по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. 
 2. Характеристика Володи Королёва. - А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв. - Прочитайте описание внешности ? 
 
 
 - Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега? 
 - Как вы думаете, Володя трусил? 
 - Давайте прочтём по ролям диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос: Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку? 
 - Какими чертами характера обладал Володя? 
 
 - Посмотрите на иллюстрацию мальчиков в рабочим листе. -Кто из них Чечевицын, а кто Володя Королёв? - Подпишите. - Вспомните Индейские имена мальчиков. - Запишите. - Следующее задание вы выполните в парах. - Из данных слов на доске выберите те слова, которые подойдут каждому герою и запишите на рабочий лист. Проверка на доске. 
 -Почему герои решились на побег? -Найдите ответ в рабочем листе, подчеркните. - Что вы выбрали? 
 
 
 - Подберите слова, которые охарактеризовали бы поступок мальчиков. 
 - Конечно безответственные, безрассудные, глупенькие, самонадеянные, фантазеры, не владеющие информацией, хотели выглядеть храбрыми, необычными, хотели приключений и опасностей. 
 - Одной из опасностей такого приключения может быть сильный проливной дождь. 
 Физминутка: Дождь 
 
 - Подумайте, какой совет вы могли бы дать одному из мальчиков. Запишите в рабочем листе. - Прочитайте. 
 5. Работа с картой. 
 -Мальчики рассматривали карту и планировали свое путешествие. Найдите в тексте путь мальчиков, найдите на карте путь и проложите его красными стрелками. 
 
 
 
 
  | 
 
 
 Чтение детей. 
 
 
 
 
 (Он для них показался загадочным, т. к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.) 
 (Важным, умным.) 
 
 (МонтогимоЯстребинный Коготь) 
 
 (Не называют, т. к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына.) 
 (С кашей из чечеви-цы, т. к. для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не МонтогимоЯстребинный Коготь.) 
 
 (Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Описание внешности Володи: 
 
 «пухл и бел». - Важничает, делает загадочны вид. - Был живой, веселый. - Таинственно, загадочно. 
 - Лежал был подавлен, расстроен. 
 
 
 (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил.) (Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.) 
 
 
 
 (Добрый, внимательный, заботливый) 
 
 
 
 
 
 
 ( одна пара у доски) 
 
 
 - Были глупыми и самонадеянными - Мало знали и плохо представляли трудности в пути. - Любили путешествовать и узнавать что-то новое. 
 Необдуманный 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Дети зачитывают совет герою. 
 
 
 
 
 
 Ученик у доски. 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 
 
 Поиск необходимой информации. Работа с текстом. Анализ и оценка  | 
| 
 5. Актуализация опорных знаний. 
 
  | 
 Самостоятельная работа Давайте восстановим в памяти события, описанные в рассказе. План деформированный 1 Приезд мальчиков на каникулы 2. Чаепитие в дружной семье сёстрам 5.Сомнения Володи и уговоры Чечевицина 
  | 
 Составляют план в правильной последовательности. Дети работают самостоятельно. Проверка на доске по ключу. 
 
  | 
 Работа по плану. Проговаривать последовательность действий. Умение ориентироваться в учебнике. Проводить сравнение. Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков. Делать выводы в результате совместной работы. 
  | 
| 
 6. Подведение итогов урока.  | 
 - Вернемся к целям и задачам урока . 
 -Достигли мы цели урока? 
 
  | 
 
  | 
 Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.  | 
| 
 7. Домашнее задание.  | 
 -Что бы вы предложили для домашней работы?  | 
 По выбору учащихся: Отзыв о произведении, иллюстрацию, продолжение рассказа «20 лет спустя»  | 
 
  | 
| 
 11. Рефлексия.  | 
 Ладошки. 
  | 
 
  | 
 Оценка собственной деятельности.  | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.