Технологическая карта урока литературного чтения по теме «А. П. Чехов «Мальчики». Образы героев»
Цель и задачи урока: продолжать знакомство с творчеством А.П.Чехова; учиться анализировать произведение; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; характеризовать героев.
Планируемые результаты:
а) предметные:
- читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном.
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении
б) личностные:
- воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других.
Метапредметные:
в) познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
г) регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия;
- высказывать своё предположение.
д) коммуникативные:
-
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей
беседе, соблюдая
правила речевого поведения;
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
- формулировать собственные мысли;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Орг. момент.
|
1. Приветствие. - Здравствуйте ребята, садитесь. Игра «Взлёт посадка» - Встаньте те, кто сегодня пришёл с выполненным домашнем заданием? - Кого сегодня обязательно нужно спросить? - У кого сегодня отличное настроение?
- Я желаю вам удачи, пусть знания, которые вы добудете в ходе урока навсегда останутся с вами.
|
|
Психологический настрой.
Внутренняя позиция школьника. Настрой на положительные эмоции (Личностные УУД) |
2. Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы урока.
|
«Литературная разминка»
- Прочитайте отрывок из стихотворения Зои Маркиной «Моя семья» - Прочитайте шепотом, в пол-голоса Моя семья —
надежный крепкий тыл. Дом пахнет
пирогами и теплом, Здесь, улыбаясь,
скажут: «Впереди
- А теперь чтение по цепочке, по одной строчке, выразительно. - О чем говорится в данном стихотворении? - Как вы думаете, почему для речевой разминки я взяла именно это стихотворение?
Что вы можете сказать о семье Королевых?
- Как родители и дети относились друг к другу?
- Назовите автора данного произведения.
- Какие факты из жизни А.П. Чехова вы нашли из доп. источников?
-Давайте вспомним в каком году был написан рассказ «Мальчики»?
|
Выразительное чтение детей (хором, по цепочке)
О любящей, заботливой семье.
Потому на прошлом уроке мы познакомились с рассказом «Мальчики», который тоже о семейных ценностях, о любви, о поддержке.
Дружная, любящая, многодетная.
С уважением, с любовью, поддерживают друг друга.
А. П. Чехов.
( ответы детей)
1887 году
|
|
3. Целеполагание.
|
- Назовите главных героев? - У нас сегодня новая тема? - Это новая тема?
- Назовите тему, цель и задачи урока.
Физминутка зрительная
- Куда хотели попасть ребята? - Проведём зрительную физминутку. - В классе я в разных местах развесила, предметы, которые мальчики приготовили с собой в дорогу, найдите их все.
-Что это за предметы?
|
Чечевицын и Володя Королёв
Нет.
· Продолжать знакомство с рассказом А.П.Чехова «Мальчики»; · Учиться анализировать произведение; · Отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; · Характеризовать героев.
В Америку.
Пистолет, два ножа, компас, 4 рубля, лупа, сухари.
|
Формулирование темы урока. Мотивация учебной деятельности. |
4. Применение знаний
Практическая и творческая деятельность учащихся.
|
1. Характеристика Чечевицына. - Как появился Чечевицын в доме Королёвых?
- Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына.
- Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына?
Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын?
- Как он себя называет?
- А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет?
- С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши?
- Каким казался Чечевицын Кате и Соне? - Почему он казался Кате и Соне героем?
Вывод: Чечевицын по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты.
2. Характеристика Володи Королёва. - А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв. - Прочитайте описание внешности ?
- Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега?
- Как вы думаете, Володя трусил?
- Давайте прочтём по ролям диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос: Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?
- Какими чертами характера обладал Володя?
- Посмотрите на иллюстрацию мальчиков в рабочим листе. -Кто из них Чечевицын, а кто Володя Королёв? - Подпишите. - Вспомните Индейские имена мальчиков. - Запишите. - Следующее задание вы выполните в парах. - Из данных слов на доске выберите те слова, которые подойдут каждому герою и запишите на рабочий лист. Проверка на доске.
-Почему герои решились на побег? -Найдите ответ в рабочем листе, подчеркните. - Что вы выбрали?
- Подберите слова, которые охарактеризовали бы поступок мальчиков.
- Конечно безответственные, безрассудные, глупенькие, самонадеянные, фантазеры, не владеющие информацией, хотели выглядеть храбрыми, необычными, хотели приключений и опасностей.
- Одной из опасностей такого приключения может быть сильный проливной дождь.
Физминутка: Дождь
- Подумайте, какой совет вы могли бы дать одному из мальчиков. Запишите в рабочем листе. - Прочитайте.
5. Работа с картой.
-Мальчики рассматривали карту и планировали свое путешествие. Найдите в тексте путь мальчиков, найдите на карте путь и проложите его красными стрелками.
|
Чтение детей.
(Он для них показался загадочным, т. к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.)
(Важным, умным.)
(МонтогимоЯстребинный Коготь)
(Не называют, т. к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына.)
(С кашей из чечеви-цы, т. к. для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не МонтогимоЯстребинный Коготь.)
(Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.)
Описание внешности Володи:
«пухл и бел». - Важничает, делает загадочны вид. - Был живой, веселый. - Таинственно, загадочно.
- Лежал был подавлен, расстроен.
(Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил.) (Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)
(Добрый, внимательный, заботливый)
( одна пара у доски)
- Были глупыми и самонадеянными - Мало знали и плохо представляли трудности в пути. - Любили путешествовать и узнавать что-то новое.
Необдуманный
Дети зачитывают совет герою.
Ученик у доски.
|
Поиск необходимой информации. Работа с текстом. Анализ и оценка |
5. Актуализация опорных знаний.
|
Самостоятельная работа Давайте восстановим в памяти события, описанные в рассказе. План деформированный 1 Приезд мальчиков на каникулы 2. Чаепитие в дружной семье сёстрам 5.Сомнения Володи и уговоры Чечевицина
|
Составляют план в правильной последовательности. Дети работают самостоятельно. Проверка на доске по ключу.
|
Работа по плану. Проговаривать последовательность действий. Умение ориентироваться в учебнике. Проводить сравнение. Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков. Делать выводы в результате совместной работы.
|
6. Подведение итогов урока. |
- Вернемся к целям и задачам урока .
-Достигли мы цели урока?
|
|
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
7. Домашнее задание. |
-Что бы вы предложили для домашней работы? |
По выбору учащихся: Отзыв о произведении, иллюстрацию, продолжение рассказа «20 лет спустя» |
|
11. Рефлексия. |
Ладошки.
|
|
Оценка собственной деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.